Научная статья на тему 'Культуроцентричная модель профессиональных компетенций государственного служащего в контексте его жизненных сил и жизненного пространства'

Культуроцентричная модель профессиональных компетенций государственного служащего в контексте его жизненных сил и жизненного пространства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ВИТАЛИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ И ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грызунова Галина Васильевна

В статье рассматривается проблема профессионализма государственных служащих с позиции идеи культуроцентричности государственной службы, суть которой заключается в том, что реформирование государственной службы может быть успешным лишь в том случае, когда идеи реформ усваиваются и принимаются на уровне личностно-ценностного смысла. Обосновывается необходимость признания духовно-нравственного ответственного выбора и ценностно-мотивированного поступка как основы личностной и профессиональной зрелости государственного служащего. С этих позиций представлена модель профессиональных компетенций государственного служащего с учетом, социального контекста, уровня развития жизненных сил госслужащего и поведенческих индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грызунова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культуроцентричная модель профессиональных компетенций государственного служащего в контексте его жизненных сил и жизненного пространства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18 (156). Философия. Социология. Культурология. Вып.12. С. 169-174.

Г. В. Грызунова

КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ СИЛ И ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматривается проблема профессионализма государственных служащих с позиции идеи культуроцентричности государственной службы, суть которой заключается в том, что реформирование государственной службы может быть успешным лишь в том случае, когда идеи реформ усваиваются и принимаются на уровне личностно-ценностного смысла. Обосновывается необходимость признания духовно-нравственного ответственного выбора и ценностно-мотивированного поступка как основы личностной и профессиональной зрелости государственного служащего. С этих позиций представлена модель профессиональных компетенций государственного служащего с учетом, социального контекста, уровня развития жизненных сил госслужащего и поведенческих индикаторов.

Ключевые слова: социология витализма, государственная служба, жизненные силы и жизненное пространство государственных служащих, индивидуальная и социальная субъектность жизненных сил государственных служащих, культуроцентричность государственной службы.

Сегодня практически все страны СНГ переживают процесс реформирования государственной службы. Административная реформа в Казахстане носит динамический характер, и свое начало отсчитывает с момента провозглашения независимости. При этом преобразования, проводимые в данной сфере, зачастую касаются в основном условий деятельности. Вместе с тем, в центре проводимых реформ, их ключевой фигурой является человек, со своими потребностями, интересами, мотивами, его потенциал, заключающийся в способностях, профессиональном мастерстве, образовании, состоянии здоровья, в развитии и использовании творчества и таланта, реализации своей жизненной стратегии. С этой точки зрения основополагающее значение приобретает понятие «человек», а также категория «жизненные силы человека». Эти категории в современном социальном знании и практике приобрели на рубеже ХХ -XXI века особое значение. В трудах зарубежных ученых (А. Печчеи, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, А. Турен и др.) и российских (И. Фролов, А. Субетто, М. Бобров, А. Ковалев, С. Григорьев и др.) проблематика человека, естественных и социокультурных, материальных и духовных основ его жизни стала основополагающей.

В рамках социологии витализма государственная служба может быть представлена как сложная многоуровневая социальная си-

стема, центром которой является человек. Функционирование государственной службы осуществляется за счет деятельности субъектов социального взаимодействия по выполнению государственных полномочий, прерогатив государственной власти и управления, их жизненных сил и взаимозависимости от жизненного пространства, в котором осуществляется профессиональная деятельность государственных служащих. Данное пространство характеризуется комплексом ценностей, норм, ролей, статусов, формальных и неформальных правил по поводу средств обеспечения, воспроизводства и совершенствования условий, методов и результатов служения государству и обществу. Государственный служащий является представителем своего общества, своей политической и национальной культуры, которая находит отражение в ценностях, стереотипах, мотивах поведения современного чиновника. С другой стороны, государственная служба - это сфера профессиональной деятельности, где происходит формирование и развертывание жизненных сил человека, как биопсихосо-циального существа, его профессиональная социализация, что находит свое отражение в индивидуальной и социальной субъектности государственного служащего.

Взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуальной и социальной субъектности человека находит конкретное проявление в

системе установок, ценностных ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди оценивают и воспринимают себя и свою деятельность, а также других людей и их деятельность. Эти диспозиции опосредствуются целями, ценностями и организацией деятельности, в контексте которой проявляется способность человека воспроизводить и совершенствовать жизнедеятельность института государственной службы, реализовывать свой личностный и творческий потенциал, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. В связи с этим представляется актуальной идея культроцентрич-ности государственной службы, суть которой заключается в том, что реформирование государственной службы может быть успешным лишь в том случае, когда идеи реформ усваиваются и принимаются на уровне личностноценностного смысла. Следовательно, необходим акцент в проводимых реформах на признание духовно-нравственного ответственного выбора и ценностно-мотивированного поступка как основы личностной и профессиональной зрелости государственного служащего. Культуроцентричность государственной службы должна быть основана на решении следующих задач: формирование

мировоззренческой позиции государственного служащего, осознание и принятие им миссии государственной службы основанной на принципах профессионализма и духовной зрелости; усвоение общечеловеческих норм гуманизма, следование им в жизни и культивирование духовности, как значимой ценности; уважение к законам и гражданским правам личности; выработка навыков рефлексии и саморефлексии.

В связи с этим, разработка культуроцен-тричной профессиональной модели личности государственного служащего представляет некую идеальную модель, направленную на выявление показателей, определяющих совокупность личностно- профессиональных качеств государственных служащих, обеспечивающих реализацию их жизненных сил как проявление индивидуальной и социальной субъектности человека. Переход на результативные технологии профессиональной деятельности требует от работников новых теоретических знаний и практических навыков, умения сотрудничать в гибких командах, анализировать и интегрировать информацию, владеть техниками эффективной ком-

муникации, обеспечивающих клиентцентри-рованную работу с населением, учитывать реакцию общественности, отвечать нормам и требованиям профессиональной культуры, быть духовно зрелым человеком. Это и определяет актуальность выявления общих и специфических способностей личности; раскрытие ресурсов жизненных сил, дарований работников; создание условий для наиболее полной их реализации; оказания помощи государственному служащему в нахождении своего места в трудовом коллективе, в его последовательном карьерном продвижении; воспитания чувства гражданской порядочности; устранения или нейтрализация индивидуальных недостатков, обусловленных уровнем образования, влиянием среды, состоянием здоровья.

Социальный контекст профессиональной деятельности государственного служащего характеризуется, с одной стороны таким особенностями, как следование закону, нормам и предписаниям, олицетворяющих социальную роль государственного служащего - «стоять на страже интересов государства», что предопределяет регламентированность и формали-зированность профессиональной деятельности. С другой стороны, профессиональная деятельность государственного служащего отражает сущностную характеристику его жизненных сил, направленность которых определяется насущными потребностями человека и проявляется в стремлении иметь стабильную работу, обеспечивающую достойное существование, возможности профессионального роста, самореализации, социальное окружение, вызывающее чувство защищенности и удовлетворяющее потребности в социальном признании. Реализация профессиональной роли государственного служащего определяется и статусом самой государственной службы, системообразующей категорией которой является власть и степенью интериоризации этой власти на уровне конкретной личности, проявляющейся во взаимодействии государственного служащего с потребителями государственных услуг. Именно ценностные проблемы создают для многих государственных служащих большие затруднения, чем какие-либо другие. Хочет этого государственный служащий или нет, но он постоянно сталкивается с проблемой нравственного выбора; ему необходимо определить свою позицию в вопросах ценностей. От него требуется не

только быть способным быстро и правильно решать проблемы, он должен осознавать свое место в создании правового государства и гражданского общества, чтобы нормы права и морали были не декларируемыми, а принятыми на уровне личностного смысла. Система ценностей личности изменчива, так как обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности: «Для того чтобы понять динамику социального процесса, - отмечал Э. Фромм,-необходимо понять динамику психологических процессов, имеющих место внутри индивида и, наоборот, для того, чтобы понять индивида, необходимо рассматривать его в контексте той культуры, которая формирует его»1. Все это и определяет необходимость наличия у государственного служащего определенных базовых культурных универсалий, ценностей, таких как смысл жизни, социальные константы культуры, мировоззрение, что и является ядром культуроцентричности государственной службы. Следовательно. можно выделить четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня деятельности, характеризующих профессионализм государственных служащих в системе их жизненного пространства.

Первый уровень - культуроценричность государственной службы, суть которой определяется субъектным уровнем развития госслужащего и находит отражение в способности и готовности госслужащего строить поведение в соответствии с приоритетами и целями госслужбы, осознании и принятие ее миссии. Социальная субъектность государ-

ственного служащего несет в себе идею об индивидуально активном человеке, обладающим духовной зрелостью, которую мы определяем как критерий профессионализма личности. Второй уровень анализа характеризует ориентацию государственного служащего на личную эффективность и профессиональное развитие, что определяет наличие таких компетенций, как целенаправленность, самоконтроль, гибкость. Все это проявляется в высокой продуктивности жизненных сил, познавательной активности, склонности к обучению, осознанию субъектом средств и оснований своей деятельности, наличием социального мышления, социальной адекватности, стремлением к профессиональному росту самопознанию. Третий уровень анализа специфики государственной службы как определенного жизненного пространства включает в себя систему отношений, характеризующих ориентацию государственного служащего на отношения с руководством, коллегами и подчиненными. Четвертый это практическая работа с населением, определенными социальными группами, что отражает функциональный уровень профессиональной деятельности госслужащих. Современная ситуация требует пересмотра отношения к людям, обращающимся в органы государственного управления, превращения их из категории «просителя» в категорию «клиента», что находит своё отражение в идее клиентцентризма государственной службы. Исходя из вышеизложенного, предлагается обобщенная схема опера-ционализированных параметров (компетенций) госслужащего.

Таблица

Модель профессиональных компетенций государственного служащего в контексте взаимодействия его жизненных сил и жизненного пространства.

Контекст Уровень анализа реализации жизненных сил. Компетенции Поведенческие индикаторы

Культуроцентричность госслужбы. Субъектный уровень Ценностносмысловые и политико- правовые компетенции. - Способность и готовность госслужащего строить свое поведение в соответствии с приоритетами и целями госслужбы, осознание и принятие ее миссии. - Духовная зрелость. - Способность к рефлексии, осознание и развитие жизненных сил. - Законопослушание. - Наличие нравственных регуляторов поведения.

2.Ориентация на личную эффективность и профессиональное развитие. Субъектный уровень. Субъектный уровень Субъектный уровень Системно- деятельностные компетенции. Компетенции самоорганизации самоуправления Компетенции самореализации и саморазвития. - Гибкость мышления. - Целенаправленность. - Высокая продуктивность, активность жизненных сил. - Адаптивность. -Креативность. -Уверенность в себе. - Способность к рефлексии. - Целеустремленность. - Высокий уровень притязаний. - Мотивация достижения успеха. - Самостоятельность. - Инициативность. - Ответственность. - Готовность к непрерывному обучению, саморазвитию. - Систематизация и структуризация профессионального опыта. - Стремление к профессиональному росту. Самоконтроль, самокоррекция.

3. Организационный контекст: Ориентация на отношения с руководством, коллегами, подчиненными. Социальный уровень Субъектный уровень. Субъектный уровень Компетенции социального взаимодействия. Компетенции самоорганизации самоуправления - Понимание собственной организации. - Способность понимать силовые отношения в соей организации, позицию в отношении с вышестоящими органами. - Умение прогнозировать воздействие новых событий или ситуаций на отдельных людей или группы в рамках данной организации и за ее пределами. - Исполнительность. Умение строить дружеские отношения, поддерживать и развивать контакты, способность вызывать доверие. - Умение сотрудничать и работать в команде. - Умение управления конфликтами. - Лидерство и директивность. -Решительность. - Применение власти, жесткость в навязывании стандартов качества услуг. -Контроль, дисциплина. -Способность к рефлексии. - Способность к критике и самокритике. - Способность адаптироваться в меняющихся условиях (мобильность). - Способность работать индивидуально и в команде.

4.Практическая Работа с клиентами. Клиент-

центрированная

госслужба.

Инструментальный

уровень.

Социальный уровень.

Субъектный уровень.

Субъектный уровень.

Инструментальный

уровень.

Социальный уровень.

Субъектный уровень.

Субъектный уровень.

Субъектный уровень.

Компетенции

Социального

взаимодействия

Системно-

деятельностные

компетенции.

Ценностносмысловые и политико- правовые компетенции.

Компетенции самоорганизации самоуправления.

- Способность внимательно слушать и понимать других людей.

- Умение распознать потребности клиента и обеспечить выполнение функциональных обязанностей на основе законности и конструктивного взаимодействия.

- Устная и письменная коммуникация.

- Навыки межличностного общения: умение быстро устанавливать контакт, понимать чувства и ожидания других людей, умение убеждать.

-Терпеливость, доброжелательность, тактичность.

Подчинение личных интересов профессиональной ответственности.

- Когнитивные компетенции: концептуальность и аналитичность мышления.

- Знания в своей профессиональной сфере.

- Расстановка приоритетов заданий по степени важности.

- Умение рассматривать события во взаимосвязи и развитии.

- Быстрота вхождения в задачу.

- Способность адаптироваться к новым ситуациям.

-Способность предвидения и своевременного выявления проблем.

- Креативность

- Гибкость мышления.

- Правовая компетентность и законопос-лушание.

- Следование социальным стандартам, приверженность этическим ценностям.

- Политическая компетентность.

- Приоритет гражданской позиции и гуманистических ценностей.

- Духовная зрелость.

- Социальное мышление, способность к рефлексии.

- Уверенность в себе. Самостоятельность.

- Ответственность.

-Инициативность.

- Способность работать концентрированно. Дисциплинированность.

Разработка профессиональной модели личности государственного служащего направлена на осознание и реализацию трех целей: административной, информационной и мотивационной. Административные цели связаны с функциями отбора наиболее достойных специалистов на государственную

службу, обеспечением профессионального продвижения и карьерного роста. Информационные цели включают в себя методы сбора информации, которые связаны с непосредственным изучением личности, как на основе документальных данных (биографии), так и в процессе диалога (собеседование, интервью),

либо анкетирования по интересующему кругу вопросов. Мотивационные цели детерминированы системой побудительных сил личности специалиста, определенных потребностей, притязаний, намерений и предложений, жизненных планов, что характеризует его социально-профессиональную позицию и отражает жизненную стратегию. Целеполагающий компонент включает в себя доминанту социального и профессионального менталитета и мировоззрения специалиста, систему личностных смыслов, содержание которых должно быть ориентировано на гу-

манистические ценности профессиональной деятельности, что отражает основную идею данной модели, идею культуроцентричности государственной службы. В данном случае государственный служащий выступает как самоорганизующийся субъект сознательного выбора и принятия данной профессии как приоритетной жизненной ценности.

Примечания

1 Fromm, E. Escape from Freedom. 1941.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.