Научная статья на тему 'Взаимосвязь жизненных сил и жизненного пространства казахстанских государственных служащих как основа их жизненной стратегии'

Взаимосвязь жизненных сил и жизненного пространства казахстанских государственных служащих как основа их жизненной стратегии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
151
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грызунова Галина Васильевна

Проблема становления и развития государственной службы в современных условиях может быть представлена с позиции жизненных сил социальных субъектов государственных служащих, их способностей к воспроизводству и совершенствованию жизни, в том числе в процессе профессиональной деятельности в условиях исторически-конкретного пространства и времени. В данном ключе воспроизводство характеризует повторяющийся характер процесса, его качественное состояние, способность субъекта восстанавливать свои жизненные силы, обеспечивая свое существование и развитие. Поэтому оно выступает критерием жизнеспособности как субъекта, так и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грызунова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь жизненных сил и жизненного пространства казахстанских государственных служащих как основа их жизненной стратегии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 160-163.

Г. В. Грызунова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ И ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА КАЗАХСТАНСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ОСНОВА ИХ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Проблема становления и развития государственной службы в современных условиях может быть представлена с позиции жизненных сил социальных субъектов - государственных служащих, их способностей к воспроизводству и совершенствованию жизни, в том числе в процессе профессиональной деятельности в условиях исторически-конкретного пространства и времени. В данном ключе воспроизводство характеризует повторяющийся характер процесса, его качественное состояние, способность субъекта восстанавливать свои жизненные силы, обеспечивая свое существование и развитие. Поэтому оно выступает критерием жизнеспособности как субъекта, так и общества.

Ключевые слова: казахстанские государственные служащие, жизненные силы, жизненное пространство, жизненная стратегия.

Развитость жизненных сил человека связывается представителями общественных наук сегодня с мерой его включенности как объекта жизнеосуществления в существующие социальные отношения как субъекта социокультурного развития определенного ти-па1. Иными словами необходимо рассматривать проблему становления государственной службы через призму взаимодействия объективных и субъективных детерминант.

Сущностная характеристика понятия «жизненные силы человека», по мнению исследователей, чаще всего сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуальными и организационно-культурными средствами, что позволяет использовать понятия «индивидуальная субъектность» и «социальная субъектность» как составляющие содержания категории «жизненные силы человека»2. Понятие «субъектность» применительно к сфере государственной службы отражает качественную характеристику жизненных сил государ-

ственного служащего, проявляющуюся в воспроизводстве и совершенствовании жизни человека через профессиональную деятельность посредством реализации физического. психического, духовного и социального потенциала. Взаимовлияние и взаимопроникновение индивидуального и социального уровня субъектности личности государственного служащего определяют меру его включенности в деятельность, влияют на его профессиональное продвижение по службе, степень удовлетворенности своей деятельностью и жизнью в целом, переживанием успеха в социально значимой ситуации. Поэтому уровень нравственного развития государственного служащего оказывает самое существенное влияние на все стороны деятельности и общения, является важным ресурсом развития жизненных сил его личности.

В основе субъектной позиции государственного служащего лежит активность как интегральная характеристика жизненных сил, активность как способность к оптимальному

балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным, способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. Активность человека определяет способы и средства жизнеосуществления, мотивы, цели действий и поступков. Формой проявления активности выступают такие качественные характеристики государственных служащих, как инициатива и ответственность. По мнению исследователей, данные качества развиваются у индивидов в зависимости от того, насколько обществом ему предоставлена свобода и насколько он принимает общественную необходимость. Это дает возможность человеку строить разные стратегии, пробовать разные способы достижения цели3.

В реальной жизни мы имеем дело с разной степенью выраженности жизненных сил, разной мерой их реализации, что может порождать разную степень соответствия действия человека его ценностям, намерениям, идеалам, нормам и правилам, разную степень ответственности. Проблема ответственности личности в сфере государственной службы неоднозначна.

Противоречивый характер ответственности в сфере государственной службы проявляется в том, что госслужащий не является в большинстве случаев субъектом ответственности в силу ограничения степени свободы организационного поведения с помощью системы правил, инструкций и иерархии контроля. Противоречивые формы связи инициативы и ответственности понижают уровень активности государственных служащих, лишают их самостоятельности. Отсутствие между ними связи ведет к использованию готовых внешних моделей поведения (перекладывание ответственности, поиски виноватых, заимствование готовых решений, постулат «инициатива наказуема). Подлинная ответственность обнаруживается, прежде всего, в характере притязаний, в требовательности к себе, в установке на преодоление трудностей. Неполнота ответственности проявляется в неуверенности и в обращенности к внешним критериям (так делают все, тем более «ба-стык - начальник»).

Жизненное пространство формирует определенную качественную характеристику жизненных сил государственных служащих, что проявляется в их деятельности и стратегии

поведения. В свою очередь жизненные силы, как деятельное проявление общественных отношений, создают предпосылки для формирования социального пространства определенного качества. Они (силы) предопределяют деятельность людей, формы поведения людей, результатом чего и является преобразование социального пространства в целях воспроизводства жизни. Включенность человека в профессиональную общность государственных служащих, специфика органов государственного управления, реформирование данной системы с целью создания оптимальной модели государственной службы создают определенные качественные характеристики государственной службы как жизненного пространства, в котором осуществляется взаимодействие социальных субъектов. С другой стороны, своими активными действиями они видоизменяют это жизненное пространство, развивая его и себя, одновременно реализуя процессы саморазвития.

Взаимосвязи и взаимовлияние жизненных сил государственных служащих и их жизненного пространства позволяет выйти на жизненные стратегии, проявляющиеся в профессиональной деятельности государственного служащего. Жизненная стратегия определяется современными исследователями как стратегия поиска, обоснования и реализации своей жизни путем соотношения своих требований с личностной активностью, ценностями, способами жизнеутверждения4.

Стратегии поведения во многом определяются внешне заданными характеристиками: тип социальной организации государственной службы, (налоговая служба или органы социальной защиты), категория работника, тип работника, социокультурные особенности. В казахской культуре четко прописаны роли и статусные различия, огромно влияние персонифицированной власти, что находит отражение в высокой степени доверия лидеру государства и проводимому им курсу на реформирование страны, как гарантии стабильности, безопасности, развития, равноправного международного партнерства.

Анализируя ценности казахстанского общества, можно отметить, что в качестве присущей казахам традиционной национальной черты, оказывающей существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на функционирование государственной службы, выступает корпоратив-

ность, основанная на родовых отношениях. Авторитаризм, уважение к старшим, коллективная ответственность, консерватизм мышления можно представить в качестве целостной характеристики понимания истока власти у данного этноса5.

Потребности личности, социальных групп и общностей всегда связаны с развитием культуры. Применительно к такой социальной общности, как государственные служащие, иерархия ценностно-потребностной сферы личности чиновников госаппарата включает в себя следующие классификационные группы: витальные (потребность иметь надежную и стабильную работу, быть социально защищенным, избегать рискованных задач и решений, следование закону, нормам, инструкциям, предписаниям); социальные (потребность быть признанным членом профессионального сообщества, поддерживать гармоничные отношения); традиционные - потребность в социальном статусе (когда самоуважение формируется за счет уважения со стороны значимого окружения), потребность во власти (влиять на людей, побуждая изменять их свое отношение или поведение, занимать руководящий пост, контролировать ресурсы или источники информации, контролировать людей и их деятельность) - уважение к лидерам, дисциплинированность, исполнительность, конкурентность, активность, ответственность, компетентность; достиженческие

- потребность достичь или приблизиться к трудной цели, потребность в самореализации

- инициативность, социальная мобильность, конкурентность.

Различные потребности образуют констелляции, тесно связанные с ценностной сферой индивида. Следовательно, можно выделить следующие классификационные группы государственных служащих в зависимости от взаимосвязи их потребностей, определяющих жизненную стратегию. Так, приоритет витальных и межличностных потребностей определяет адаптивную жизненную стратегию, направленную на выживание, что означает максимальную зависимость человека от логики внешних обстоятельств, обращение его жизненных сил преимущественно на цели адаптации, изначальное согласие на ту действительность, в которой он оказался. Отсюда следует ориентация на установленные правила, готовые образцы поведения, на освоенный опыт, на выбор решения из числа апробиро-

ванных, освоенных альтернатив, ориентация на мнение значимого окружения, сниженный уровень инициативы и ответственности, выполнение исполнительских функций. Государственные служащие, придерживающиеся данной стратегии, следуют заданным «правилам игры», ориентируясь на традиции.

Наличие жизненных сил, характеризующихся высоким уровнем притязаний, потребностью во власти, высоким энергетическим потенциалом, определяет жизненную стратегию, ориентированную на достижение успеха. Важно учитывать общую структуру потребностей государственного служащего в контексте его жизненной и организационной ситуации, как формировались потребности в течение жизненного пути личности, их зависимость от внутренних и внешних условий.

Достижение успеха может осуществляться и за счет манипулятивной стратегии, и стратегии самореализации. Манипулятивная стратегия характеризует отношение к миру как к набору средств для достижения собственных целей. Отсюда возможность использовать в качества средства и человека, человеческие отношения (потребность власти), государственную должность как источник личного дохода. Чем выше статус госслужащего, тем больше он проявляет конкурентную стратегию, опорой которой является поиски сторонников и стремление расширить сферу влияния.

Выбор стратегии самореализации зависит от мировоззренческой позиции личности и, как правило, не связан с конечным результатом управленческой деятельности государственного служащего и его карьерным ростом. Стратегия достижения - отношение к миру в модальности целей, когда осмыслению, критике подвергаются не только условия, средства, но и цели деятельности (потребность в самореализации).

Жизненные силы человека, наряду с их позитивными характеристиками и возможностями (потенциал), включают в себя слабости и ограничения человека как его составную часть. Учет этих двух важных сторон человеческих отношений обеспечивает возможность конструктивного социологического подхода и учета в деятельности человека как позитивных, так и негативных сторон. Поэтому жизненные стратегии характеризуются противоречиями и различными способами их решений (конструктивным, пассивным,

поверхностным), которые показывают, умеет ли личность соединить индивидуальнопсихологические, статусные, возрастные возможности и притязания с условиями жизни, умеет ли непротиворечиво скомпоновать эти условия. Для характеристики личности как субъекта жизнедеятельности чрезвычайно важен избираемый ею способ разрешения противоречий. Векторы жизненных сил человека - основные направления их реализации, обусловлены жизненными планами человека, мерой их осознанности, степенью выраженности ответственности за собственную жизнь.

Учитывая, что казахстанская государственная служба в большей мере представлена титульным этносом, можно говорить о наличии в Казахстане патерналистской государственной службы, когда госслужащие находятся под сильным гнетом бюрократических условностей и «правил игры», что находит отражение в наличии таких особенностей поведения государственных служащих, как ориентация в деятельности на мнение вышестоящих руководителей, на критерии отношений, групповые нормы, исполнительность, конформность поведения, высокая иерархичность ста-тусность общения, низкий уровень делегирования полномочий. Практически каждый шаг на государственной службе контролируется вышестоящими инстанциями. Наибольшую возможность в раскрытии и реализации своего личностного потенциала получают представители высшего звена государственного управления.

Столкновение индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительностью. Параметрами, определяющими внешнюю мотивацию, является заработная плата, стремление избежать критики со стороны начальства или получить поощрение, ориентация на престиж и уважение со стороны других, стремление к продвижению по службе (преобладание адаптивной стратегии, стремление к выживанию в заданной ситуации).

Основная проблема состоит в том, что новшества, вводимые в сферу государственной службы, концентрируются в области усло-

вий деятельности, не затрагивают ценностносмысловую сферу личности госслужащих, то есть предстают как внешне заданные, навязанные, что отражает традиционный тип культуры общества. Отсюда имеет место внешняя конформность к происходящим изменениям, когда государственные служащие принимают эти новшества на уровне деклараций, но не личностных смыслов. Это в свою очередь отражается как на самой личности, так и на профессиональной группе, организации, обществе в целом. Противоречивые процессы в структуре ценностей и норм усиливают неуверенность. Люди занижают свои персональные стремления и сосредотачивают личные стратегии на выживании.

Преодоление данных противоречий невозможно лишь на уровне организационных решений в сфере государственной службы. Большое значение имеет достижение успешности принимаемых решений на уровне общества, формирование мировоззренческой позиции общества, гражданской позиции конкретного человека, его социальной субъектности. Так как это зависит от обеспечения жизнестойкости базовых слоев активности общества, то одной из профессиональных ценностей госаппарата является не столько конкретное преодоление национальных затруднений, сколько, наряду с попытками их преодоления, налаживание самого механизма общества. Это касается образовательно-культурной, духовной, экономической и правовой сферы.

Примечания

1 См.: Современное понимание жизненных сил человека от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы). М., 2000. С. 30.

2 См.: Там же. С. 32.

3 См.: Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М., 1991. С. 109.

4 См.: Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. М. : Ин-т человека РАН, 2002.

5 См.: Ладзина, Н. А. Влияние национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации (на примере Казахстана). Барнаул, 2001. С. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.