Научная статья на тему 'Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих'

Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2008
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / IMAGE / STATE EMPLOYEE / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бирюкова Галина Михайловна, Лебединова Юлия Кирилловна

Статья посвящена рассмотрению проблемы имиджа государственного служащего. Показано, что имидж государственного служащего во многом зависит от его профессиональной коммуникативной компетентности. Разработана модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности специалистов государственной службы как фактора формирования их положительного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бирюкова Галина Михайловна, Лебединова Юлия Кирилловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally communicative competence as a factor of image among the Russian state employees

The article considers the problem of image of a state employee which is relevant in modern psychology and acmeology. It is shown that the image of a state employee in many respects depends on his/her professional communication competence. A model of forming the professional communication competence of state service professionals as a key factor in developing their positive image has been developed.

Текст научной работы на тему «Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих»

С учетом значимости функциональных параметров возможна оптимизация прыжковых упражнений в течение тренировочного периода у спортсменов разной квалификации.

Тестирование специальной физической подготовленности спортсменов показало достоверный общий прирост показателей в проводимых тестах. Это говорило о положительной мотивации в уровне СФП спортсменов и увеличило достоверность проведенных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкин, В.М. Методика коррекции тренировочного процесса на основе экспресс-анализа функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Башкин В.М. - СПб., 1992. - 24 с.

2. Башкин, В.М. Исследование изменения функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов в течение различных тренировочных периодов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 3-6.

3. Башкин, В.М. Исследование изменения функционального состояния центральной нервной системы спортсменов в течение различных тренировочных периодов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 811.

4. Башкин, В.М. Коррекция прыжковых упражнений на основе функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 8-13.

5. Башкин, В.М. Коррекция беговых упражнений на основе функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 7-11.

6. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 166 с.

7. Креер, В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. Попов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 176 с.

8. Озолин, Н.К. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.К. Озолин. -М. : Изд-во «Астрель», 2002. - 864 с.

9. Петряев, А.В. Технология использования фактора биологической обратной связи в практике подготовки спортсменов / А.В. Петряев, И.В. Клешнев, В.В. Клешнев // Спорт и здоровье : тез. докл. 1 Междунар. науч. конгресса. Т. 2. - СПб., 2003. - С. 61-62.

Контактная информация: kfV@guap.ru УДК 378+35

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИМИДЖЕВЫЙ ФАКТОР РОССИЙСКИХ ГОССЛУЖАЩИХ

Галина Михайловна Бирюкова, доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой,

Юлия Кирилловна Лебединова, аспирант,

Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы имиджа государственного служащего. Показано, что имидж государственного служащего во многом зависит от его профессиональной коммуникативной компетентности. Разработана модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности специалистов государственной службы как фактора формирования их положительного имиджа.

Ключевые слова: имидж, государственный служащий, профессиональная коммуника-

тивная компетентность.

PROFESSIONALLY COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A FACTOR OF IMAGE AMONG THE RUSSIAN STATE EMPLOYEES Galina Mihajlovna Birjukova, the Doctor of Philosophy, candidate of psychological sciences, professor, deputy department chairman,

Julia Kirillovna Lebedinova, the post-graduate student,

Northwest Academy of Public Service,

St.-Petersburg

Annotation

The article considers the problem of image of a state employee which is relevant in modern psychology and acmeology. It is shown that the image of a state employee in many respects depends on his/her professional communication competence. A model of forming the professional communication competence of state service professionals as a key factor in developing their positive image has been developed.

Keywords: image, state employee, professional communicative competence.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная служба Российской Федерации, призванная регулировать общественные процессы, обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан, сама испытывает воздействие культурного кризиса.

Изучение организационной культуры государственной службы и имиджа государственных служащих России становится сегодня перспективным направлением научной деятельности, в рамках которого решаются проблемы эффективного функционирования государственного аппарата. Актуальность данной темы обусловлена кризисным состоянием отечественной государственной службы, очевидными проявлениями которого выступают недостаточный уровень профессионализма и моральной устойчивости чиновников, распространение таких аномальных явлений, как взяточничество, коррупция, безразличное отношение к интересам общества, государства и гражданина. На преодоление кризиса направлена Федеральная программа реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации, принятая Указом Президента РФ от 10 марта 2009 года, и рассчитанная на 2009-2013гг. [1-3,6].

Одним из обстоятельств, актуализирующим тему данного исследования, является преобладание в российском обществе негативных оценок деятельности государственных органов и служащих, которые находят отражение в неблагоприятном имидже государственных служащих. Для государственной службы имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он является показателем уровня доверия к ней населения и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований. Он фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Вследствие этого, имидж в значительной мере детерминирует поведение граждан по отношению к органам государственной власти, определяет степень общественной поддержки деятельности государственной службы и программы ее реформирования. Формирование позитивного имиджа государственной службы и государственных служащих является необходимым условием эффективного функционирования и развития данного социального института [4-6].

Цель исследования: изучить профессиональную коммуникативную компетентность как фактор имиджа современных российских государственных служащих.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате анализа научной литературы выяснилось, что одним из фундаментальных принципов организации и функционирования государственной службы является принцип профессионализма и компетентности, которые сказываются на имидже

госслужащего. Под профессионализмом госслужащего, согласно нормативной базе, понимается приобретенное качество способностей личности, соответствующее профессиональным требованиям или превосходящее их, т.е. имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельностью. Под компетентностью - понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности».

Профессиональное развитие специалистов государственной службы является процессом сложным и длительным по времени, включающим как саму профессиональную подготовку госслужащих, так и их непосредственную деятельность в сфере государственной службы. В связи с этим, в Концепции реформирования государственной службы среди приоритетных направлений кадровой политики названо совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных служащих как одного из ключевых факторов формирования их положительного имиджа.

Важнейшим показателям, определяющим имидж госслужащего, является его компетенция - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. То есть компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

К профессиональным компетенциям могут быть причислены лишь те знания, понимания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в конкретной области (нами рассматривается область государственного и муниципального управления).

В результате анализа, обобщения и систематизации научно-психологической литературы по вопросам профессионализма и компетентности государственных служащих нами были выделены основные сферы и соответствующие им (проявляющиеся в них) виды профессиональной компетентности государственных служащих (рис.1), оказывающих влияние на его имидж.

Под профессиональной компетентностью государственного служащего, оказывающей влияние на его имидж, мы подразумеваем, прежде всего, его образовательный уровень, специальные профессиональные знания, умения и навыки, общие инструментальные навыки, а также способности госслужащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности, но в то же время предполагаем, что все это подкреплено личностными и деловыми качествами государственного служащего, его общей гуманитарной культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Государственному служащему, деятельность которого постоянно пересекается с деятельностью других людей, коммуникации позволяют организовывать общественную деятельность и обогащать её новыми связями и отношениями. Однако порой специалисты госслужбы, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие необходимой эрудицией, но при этом не владеющие правилами взаимодействия с другими людьми, оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Анализируя различные точки зрения относительно структуры профессиональной коммуникативной компетентности госслужащего, оказывающей влияние на имидж, (рис. 2), мы выделили следующие компоненты содержания коммуникативной компетентности: когнитивный, личностно-мотивационный и деятельностный.

Таким образом, мы определяем профессиональную коммуникативную компе-

тентность государственного служащего как основывающуюся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленную социально-профессиональную характеристику, позволяющую ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций взаимодействия в профессиональной деятельности, что влияет на формирование положительного имиджа такого специалиста.

СФЕРЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ЕГО ИМИДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

специальная компетентность -владение собственно

профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность

проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

социальная компетентность - владение совместной (групповой, корпоративной) профессиональной деятельностью,

сотрудничеством,

коммуникативная компетентность -владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГОССЛУЖАЩЕГО

личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния деформациям личности; развития индивидуальности в рамках профессии; готовность к профессиональному росту;

индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом; способность к индивидуальному самосохранению; неподверженность профессиональному старению

Рис.1. Основные факторы профессиональной компетентности государственных служащих, оказывающих влияние на имидж

Необходимо отметить, что деятельность государственного служащего в пространстве современных коммуникаций во многом связана с использованием огромного количества текстов (устных публичных выступлений, информационных статей, пресс-релизов и т.д.), для понимания которых требуется не только знание языка, на котором текст составлен, но и определенный объем личного контекста. Одним из условий адекватности понимания и интерпретации текста является, прежде всего, соответствующий уровень личностного развития.

На основе анализа основных положений компетентностного, интегративного, когнитивного, социокультурного, личностно-ориентированного подходов, нами была разработана модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности специалистов государственной службы как одного из ключевых факторов формирования их положительного имиджа.

При проектировании модели учитывались известные научные разработки, результаты анализа существующих моделей и их компонентов, а также виды и содержание деятельности специалистов государственной службы. Эта модель представляет собой целостную дидактическую систему, в которой в единстве и взаимосвязи пред-

ставлены следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОССЛУЖАЩЕГО КАК ФАКТОР ЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА

11.

Когнитивный

компонент

Личностно- Деятельностный

мотивационный компонент

компонент

Коммуникативные

знания

система знаний, позволяющих госслужащему стр о ить

эффективное общение в соответствии с целями и условиями его

профессиионального и

межлично стно го взаимодействия:

-знания о правилах профессионального поведения; -знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности

развития, какие существуют комму-никативные методы и приемы, какое действие они оказы-вают, каковы их возможности и ограничения; -знания о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций;

-знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моем исполнении, а какие - не эффективны; -социальное восприятие,

воображение и мышление;

- когнитивный стиль, а также рефлексивные, оценочные и аналитические способности; -знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в

процессе обучения, а также

АІ

Коммуникативная

мотивация,

личностные

характеристики

- сформированность мотивации на профессииональные коммуникативные решения и умение применять полученные интегративные знания в профессиональной деятельности;

-личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности;

- умение адекватного самооценивания и др.

ЕС

Коммуникативные умения, навыки

-умение находить

оптимальные формы общения с партнерами,

коллегами для эффективной

реализации своего

профессионального потенциала;

-умения воспринимать и производить вербальные, невербальные и

паралингвистические коммуникативные сигналы, -умения воспринимать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экспрессивные вербальные, невербальные и

паралингвистические сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть; -умения производить

обманные вербальные,

невербальные и

паралингвистические коммуникативные сигналы; -умение ориентироваться в социальных ситуациях; -умение определять

личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

-эмпатия и социальная рефлексия;

-способность сохранять в течение взаимодействия

внутреннюю автономию и др.

>1Ь=

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Рис. 2. Профессиональная коммуникативная компетентность госслужащего как фактор

формирования положительного имиджа

Основой модели является цель - формирование коммуникативной компетентности государственных служащих как фактора положительного имиджа у данной категории специалистов.

Ее реализация предполагает решение ряда конкретных задач:

1) формирование коммуникативных знаний;

2) формирование коммуникативных умений и навыков;

3) накопление коммуникационного опыта;

4) повышение общей гуманитарной культуры личности;

5) развитие ориентации на самостоятельное и успешное участие в деятельности, постоянное обновление знаний; стремления к профессиональному росту, самореализации в профессии;

6) развитие системы личностных и эмоционально-ценностных отношений к миру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особое место в ряду проблем, имеющих непосредственное отношение к политике и субъектам, ее реализующим, занимает имидж государственного служащего, который во многом зависит от его профессиональной компетентности.

Под профессиональной компетентностью государственного служащего, оказывающей влияние на его имидж, мы подразумеваем, прежде всего, его образовательный уровень, специальные профессиональные знания, умения и навыки

Результаты исследования показали, что повышение профессиональной коммуникативной компетентности государственного служащего, основывающейся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленных социально-профессиональных характеристиках, позволяющих ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций взаимодействия в профессиональной деятельности, будет способствовать формированию положительного имиджа у данных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 31. - С. 5665-5681.

2. Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003. N 58-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант +».

3. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» : указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 // Справочно-правовая система «Консультант +».

4. Бодуан, Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз : предмет и мастерство / Ж.-П. Бодуан ; пер. с фр. А.В. Полунина. - М. : ИМИДЖ-Контакт : ИНФРА, 2009. - 260 с.

5. Браун, Л. Имидж - путь к успеху / Л. Браун. - СПб. : Питер-Пресс, 1996. -

288 с.

6. Кадровая политика в государственной службе // Информационноаналитический бюллетень. Социология власти. № 3. - М. : Изд-во РАГС, 1997. - 102 с.

Контактная информация: my-intemety@yandex.ru УДК 796.35

ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЧЕЙ ФИНАЛЬНЫХ ТУРНИРОВ КУБКА ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ ПО ФЛОРБОЛУ

Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта России по флорболу,

Людмила Николаевна Сутугина, преподаватель,

Николай Александрович Трухин, тренер флорбольного клуба «Наука»,

Филиал «Севмашвтуз» ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске (СПбГМТУ)

Аннотация

В статье представлены данные обработки протоколов матчей Кубка Европейских Чем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.