Научная статья на тему 'Ценность профессии государственного служащего в современной России'

Ценность профессии государственного служащего в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1462
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колударова С.В.

Тезисы раскрывают ценностные основы профессии государственного служащего как профессии, представляющей интересы государства. Особое внимание уделяется историко-социологическому анализу данной профессии и профессиональных качеств, необходимых государственному служащему. Анализируется престиж профессии государственного служащего, уровень доверия населения к представителям государственной службы. Аргументируется роль культуры в процессе подготовки государственного служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценность профессии государственного служащего в современной России»

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙСФЕРЫ

С.В. Колударова,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии социальной сферы Российский государственный социальный университет,

Москва S.V. Koludarova,

PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Sociology of the social sphere the Russian State Social University, Moscow korneevasvetlaya@yandex.ru

ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Value of the profession of civil servant in modern russia

Аннотация: Тезисы раскрывают ценностные основы профессии государственного служащего как профессии, представляющей интересы государства. Особое внимание уделяется историко-социологическому анализу данной профессии и профессиональных качеств, необходимых государственному служащему. Анализируется престиж профессии государственного служащего, уровень доверия населения к представителям государственной службы. Аргументируется роль культуры в процессе подготовки государственного служащего.

Annotation: Theses open the valuable of a profession of the public servant as the profession representing interests of the state. The special attention is paid to the historical sociological analysis of this profession and the professional qualities necessary for the public servant. It is also analyzed the prestige of a profession of the public servant, level of trust of the population to representatives of public service. It is reasoned the culture role in the course of training of the public servant.

Ключевые слова: профессия, государственный служащий, государство, государственная служба

Keywords: profession, public servant, state, public service

Мир профессиональной деятельности человека постоянно изменяется вследствие развития общественного разделения труда, появляются новые профессии, однако, профессия государственного служащего всегда является актуальной, пока существует государство. Она обусловлена представлением внутренних интересов государства с позиции административно-управленческого аппарата и внешних интересов взаимодействия государства с другими странами мира.

Ценность профессии государственного служащего в разные исторические периоды не оставалась неизменной. Во-первых, это обусловлено тем, что категория «ценность» имеет динамичный характер и иерархически изменяется

во времени [20]. Ценности - результат взаимодействия субъекта и объекта, человека и окружающей действительности, они - одно из ключевых звеньев общественного, группового и индивидуального сознания, определяющих сферу деятельности и занимающих важнейшее место в структуре целеполагания [16]. Во-вторых, отношение человека к государству как высшей ценности с мировоззренческой точки зрения и его мотивация работать на благо государства. Еще, начиная с Античности, многие философы высказывались о профессионализме государственного служащего. Например, Платон считал, что государственный служащий - это не только тот, кто получил знания о предмете своей деятельности, овладел методами его использования, но проникший и постигший сущность, природу общества. Аристотель большое внимание уделял проблемам выработки профессиональных качеств государственных служащих: сочувствие существующему государственному строю; наличие больших способностей к выполнению обязанностей [2].

На сегодняшний день одним из главных требований к государственному служащего также остается профессионализм [15]. По самооценке компетентных представителей руководящего состава государственных органов, уровень профессионализма государственных служащих в России достаточно высокий, но при этом выделяются и определенные проблемы с его обеспечением. Среди причин такого положения дел участники исследования прежде всего выделяют системные недостатки в формировании кадрового корпуса государственной гражданской службы, связанные с выдвижением на руководящие должности лиц не по профессиональным качествам, а по личной преданности (мнение 50,0% экспертов), а также с привлечением кадров на государственную службу по знакомству, родству (45,2%). К этому можно добавить и общие недостатки в работе по формированию профессионального кадрового состава государственных органов (35,9%). Существенной причиной можно назвать также сложности в достойном выборе при воспроизводстве кадров государственных органов - 35,9% экспертов отметили низкое качество профессиональной подготовки выпускников вузов по профильным для государственной службы специальностям. Существенные причины снижения профессионализма госслужащих лежат в области организационной культуры (невостребованность в государственных органах честных и принципиальных работников - 27,0%; низкий уровень профессионализма руководителей государственных органов - 24,2%) и в духовно-нравственных проблемах государственной службы (17,3%) [10].

Ценность профессии государственного служащего обусловлена таким критерием как престиж. Престиж государственной службы является необходимым условием повышения роли всего государственного управления, ибо госслужба рассматривается как его часть, связанная с реализацией целей, задач и функций государства[8]. По данным ВЦИОМ, за последние пять лет (2010-2015) уровень доверия заметно вырос к представителям большинства профессий, однако, наиболее заметна положительная динамика у полицейских

(с 2,39 до 3,09) и работников госорганов (с 2,47 до 2,97) [12]. В рейтинге самых упоминаемых в российских СМИ профессий в 2015 году, составленном компанией «Медиалогия», в ТОП-3 вошли медики, журналисты и водители.Также к самым упоминаемым в СМИ профессиям относятся педагог, спасатель, госслужащий, спортсмен, артист, полицейский, юрист, литератор, пресс-секретарь, художник, инженер и строитель. Таким образом, ценность профессии государственного служащего в современных условиях достаточно высокая.

Престиж профессии государственного служащего с позиции самих государственных служащих также высоко оценивается. Субъективно 87,2% опрошенных государственных служащих оценивают свою профессиональную деятельность как общественно-полезную и престижную [13].

Ценность профессии государственного служащего обусловлена и популярностью такого направления подготовки как «государственное и муниципальное управление». В последние годы наблюдаются положительные изменения, связанные с повышением престижности образования среди молодёжи. Достаточно высок конкурс на такую специальность как «государственное и муниципальное управление», хотя далеко не все выпускники идут по окончании работать по этой специальности. Этот вопрос требует специального изучения: то ли нет вакантных мест, то ли выпускники не стремятся работать по специальности [14].

Ценности определяют состояние культуры. Питирим Сорокин определял культуру как единство, все основные части которого выражают одну главную ценность; ценности - это основа и фундамент культуры [7]. Макс Вебер отмечал, что предпосылкой наук о культуре является наличие ценностей: «мы как культурные существа не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом». Александр Ахиезер определял культуру как систему ценностей, смыслов, нравственных идеалов.

С другой стороны, и в философской мысли прослеживается тенденция взаимосвязи ценностей с культурой. Немецкий философ Генрих Риккерт противопоставляет понятия «природа» и «культура»: если от объекта культуры отнять ценность, он станет частью простой природы; в объектах культуры, следовательно, заложены ценности [16]. Поэтому важна роль культуры в процессе подготовки государственных служащих для обеспечения эффективного управления государством и обществом. Она позволяет обеспечивать коммуникацию государственного служащего с населением по различным вопросам, понимать социокультурную направленность различных управленческих решений, а также соблюдать этические нормы.

Одним из главных культурных аспектов является уровень образования государственного служащего. Ценность профессии в данном контексте проявляется с позиции постоянного самосовершенствования. Человек, занимающий государственную должность, становится образцом интеллектуального потенциала. При этом важную роль играет компетентностный подход к профессиональному образованию

государственных служащих. Профессиональная компетентность и компетенция - это те компоненты личностного потенциала государственного служащего, на которые в различных формах профессионального обучения возможно эффективное воздействие субъектов учебно-воспитательного процесса. Решению названных выше задач в значительной мере подчинена деятельность образовательных организаций в направлении профессионального образования, включающего подготовку (все уровни), профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам. Профессиональная компетентность государственного служащего представляется как совокупность взаимосвязанных качеств личности, обобщающая характеристика и совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков по отношению к объектам реальности, необходимых для осуществления профессиональной служебной деятельности. Компетентность может быть охарактеризована и как степень выраженности присущего государственному служащему профессионального опыта в рамках компетенции, установленной его должностным регламентом [11].

Ценность профессии государственного служащего в образовательном аспекте характеризуется набором знаний, которые формируют особое мышление. Прежде всего управленец, задействованный в работе государственных и муниципальных органов власти, - это не обычный менеджер, чье сознание подчинено идее извлечения максимальной прибыли. Он должен быть ориентирован на осуществление мероприятий, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей граждан за счет повышения эффективности системы государственного и муниципального управления. А это, в свою очередь, требует развития совершенно других качеств, формирования специфических навыков и компетенций, среди которых не только общие и специальные знания, необходимые для выполнения своих функций, но и ряд других, определяющих облик современного государственного и муниципального служащего [1].

Образовательный потенциал государственного служащего повышается в контексте обучения по программе МВА. Во всем мире программа МВА стала стартовым уровнем квалификации для тех, кто хотел бы стать профессиональным управленцем, лидером, выделиться среди остальных, обзавестись деловыми связями и сделать выдающуюся карьеру в сфере управления экономикой, бизнесом и социальной сферой. Понимание современных тенденций и принципов эффективного и социально-ответственного управления необходимо для деятельности современного и успешного руководителя, в какой бы сфере он ни работал. Для государственных служащих это приобретает особое значение. Ведь одно из основных предназначений МВА - формирование современного управленческого мировоззрения руководителей, а это как раз то, что нужно управленцам государственного масштаба. Широкий кругозор и современное мышление расширяют возможности адаптации к изменениям, создают

предпосылки для успешного решения сложных управленческих проблем в условиях рисков и неопределенности, зачастую с ограниченными ресурсами и трудно предсказуемыми экономическими и социальными последствиями [6].

С культурной точки зрения важным является и имидж государственного служащего, который понимается как совокупность внутренних и внешних характеристик служащего, транслируемых во вне с помощью специфического образа-сигнала, позволяющего судить о профессиональной и социальной значимости управленца. В его структуре можно выделить относительно устойчивый «внутренний имидж», более динамичный внешний образ и связующий их деловой или «компетентностный» блок [3]. Формирование имиджа государственного служащего обусловлено личностными качествами индивида, результатами его труда, а также корпоративной культуры организации. Также большое развитие в процессе формирования имиджа имеет уровень развития деловой культуры государственного служащего. Если говорить о внешнем имидже, то здесь на первым план выходит визуальное восприятие государственного служащего через определенные символы, интерьер помещения.

Ценность профессии государственного служащего определяется нравственным потенциалом человека. Особенности профессиональной служебной деятельности предъявляют определенные требования к нравственным ценностям государственных гражданских служащих, образующие составную часть его профессиональной личности, выражающие этическое сознание и выступающие как источник профессиональной адекватности, зрелости и его эффективности. Нравственные ценности специалистов-управленцев представляют собой сложную систему, одним из структурных компонентов которой является профессиональные ценности. К ним обычно относят ценности, реализуемые в профессиональной служебной деятельности: профессионализм, профессиональную компетентность, профессиональные знания, умения, навыки; профессионально-важные качества [9].

Основная идея государственной службы заключается в ее основной функции - служении обществу, обеспечении устойчивости его развития, в укреплении основ государственности. Поэтому наиболее фундаментальным принципом государственной службы, безусловно, является патриотизм. Идея патриотизма поставлена Президентом РФ как самоценная и центральная, вокруг которой должна строиться политическая, духовная и культурная жизнь общества. Именно России как уникальной цивилизации должны служить политики, государственный аппарат, бизнес, общественные движения. С этим связаны требования, которые В.В.Путин предъявляет чиновничеству: оно должно быть национально-ориентированным и своими делами доказывать эту национальную ориентированность [5]. Безусловно, данные требования, выдвинутые президентом, повышают ценность профессии государственного служащего.

Патриотизм как национальная идея связана с представлениями о государстве и государственных служащих, представляющих его интересы. Государство, дабы доказать свою легитимность, должно иметь национальную идею, чтобы ее защищать и через это иметь право властвовать [18].

Национальные интересы, которые представляют государственные служащие, являются важным аспектом деятельности государства. Не случайно, в разных странах существуют конкурсный отбор претендентов на государственную службу. В США сложилась эффективная система конкурсного отбора государственных служащих, зародившаяся еще в 1883 году. В настоящее время большая часть федеральных государственных гражданских служащих поступают на государственную службу на основе открытого конкурса. В Японии управление государственной службой почти на всех стадиях, включая набор, продвижение, повышение, санкции и пенсии, поручено органу, не зависящему от правительства - Национальному управлению по кадрам. Интересен опыт конкурсных экзаменов государственных гражданских служащих в Южной Корее, где практикуются весьма сложные конкурсные экзамены по 12 предметам, среди которых профилирующими являются экономика, деловой менеджмент и государственная администрация. В результате такой кадровой политики в 1988 году 70 % государственных служащих Южной Кореи имели университетские дипломы [17]. Требования, предъявляемые к кандидатам на государственную службу, постоянно усложняются, что обуславливает и ценность данной профессии для государства и общества.

Значимость государства для россиян, по данным ВЦИОМ, в последнее время повышается. Об этом свидетельствует тот факт, что праздник 12 июня постепенно укореняется в массовом сознании. Россияне в целом знают,какой праздник отмечается 12 июня.Так,39% абсолютно точно указали его название - «День России»(среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга - 52%),причем с 2009 г. эта доля заметно выросла (с 29%) [4].Четверть респондентов вспомнили его неофициальное наименование - «День независимости России». В этой связи и статус государственного служащего должен приобретать большую ценность [19].

Таким образом, ценность профессии государственного служащего в современной России повышается. Все больше становится молодых министров (в возрастном диапазоне до 45 лет) в аппарате правительства Российской Федерации: министр культуры Мединский В.Р., руководитель департамента культуры города Москвы Кибовский А.В., министр по развитию Дальнего Востока Галушка А.С., министр связи и массовых коммуникаций Никифоров Н.А., министр энергетики Новак А.В. Востребованность профессии государственного служащего на рынке труда достаточно высокая. Государство и общество заинтересовано в государственных служащих, потому что представители данной профессии имеют влияние на состояние и развитие государственных структур, органов власти; они отвечают за управление различными общественными процессами и государственными ресурсами.

Список литературы:

1. Беляева И.Ю. Какие знания нужны будущим государственным и муниципальным служащим? Управление мегаполисом. 2010. № 1. С. 31-35.

2. Березко В.Э. Как представляют свои перспективы в сфере управленческой деятельности сегодняшние студенты. Право и управление. XXI век. 2013. № 2 (27). С. 170-180.

3. Гусева М.Н., Синепупова О.С. Имидж государственного служащего как фактор социально-экономического развития территории. Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 4. С. 26-30.

4. День России: праздник с короткой историей // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2853, 10 июня 2015 год. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115282

5. Исаев А.К. Патриотизм как национальная идея. http://www.isaev.info/vzglyad/114/

6. Карташова Л.В. Зачем МВА и DBA государственным служащим? Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 1. С. 63-66.

7. Колударова С.В. Культура как отрасль социальной сферы: учебно-методическое пособие по интерпретации понятия. - М.: РГСУ, 2011.

8. Комлева В.В. Престиж государственной службы в социокультурном контексте. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. http://www.dissercat.com/content/prestizh-gosudarstvennoi-sluzhby-v-sotsiokulturnom-kontekste#ixzz3zfDtMaYe.

9. Лескова И.В. Маргинального и культурная идентификация молодежи // Социальная политика и социология. 2008. № 2. С. 252-259.

10. Мазаев Ю.Н. Жизненные стратегии молодежи - разнообразие выбора // Материалы Афанасьевских чтений. -2015. Т. 1. № 13. С. 290-297.

11. Пономаренко Б., Никульченко М. Компетентностный подход к профессиональному образованию государственных служащих. Государственная служба. 2015. № 3 (95). С. 81-84.

12. Рабочие, учителя, военные, или рейтинг доверия профессиональным группам // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3013, 11 января 2016 год. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115542

13. Силкин В.В. Историко-социологические аспекты исследования престижа государственной службы. Вестник Поволжского института управления. 2002. № 4. С. 32-36.

14. Уржа О. А. Подготовка управленческих кадров в условиях многоуровнего образования / В сборнике: Профессиональное социальное образование: уровни, опыт и перспективы развития. Сборник материалов XIII Всероссийского социально-педагогического конгресса. Ответственный за выпуск: В .В. Сизикова. 2013. С.327-329.

15. Фомичева Т.В. Ценности: теоретико-методологические основы анализа. Социальная политика и социология. 2009. № 4 (46). С. 97-117

16. Цупель Н.Г. Развитие профессионального потенциала государственных гражданских служащих, начиная с подбора кадров на

государственную гражданскую службу. Актуальные проблемы авиации и космонавтики: социально-экономические и гуманитарные науки. С. 291-292.

17. Шугаев Г. Национальная идея России - патриотизм // Русская планета, 05 февраля 2016. http://rusp1t.ru/society/natsiona1naya-ideya-rossii--ра^юй2т-21165.Мш1#

18Дуплий Е.В. Аудит делопроизводства как составляющая внедрения системы электронного документооборота. // Материалы Ивановских чтений. 2013. № 3. С. 54-59.

19. Масликов, В.А. Сложная симфония ценностей - основа устойчивого развития России / В.А. Масликов // Сборник научных статей по материалам Ивановских чтений. - 2015. - №4. - С. 165-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.