Научная статья на тему 'К вопросу этико-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих в России'

К вопросу этико-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1703
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Багратуни Каринэ Юрьевна, Данилина Марина Викторовна

В работе рассмотрены вопросы регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих России с точки зрения этико-правовых норм. В структуру профессиональной культуры государственных служащих в качестве ее основных компонентов, помимо собственно управленческой культуры (профессионализм), входит так же политическая культура, правовая культура, нравственная культура государственных служащих, изучением которой, в сущности, и занимается административная этика как наука. Статья рассматривает проблемы формирования полноценной этики государственной службы, соотношение макроэтического и микроэтического уровней профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Багратуни Каринэ Юрьевна, Данилина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу этико-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих в России»

УДК 351

Багратуни Каринэ Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления социальноэкономическими процессами Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [email protected]

Данилина Марина Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления социальноэкономическими процессами Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [email protected]

К ВОПРОСУ

ЭТИКО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СЛУЖАЩИХ В РОССИИ

Karine Yu. Bagratuni

candidate of economic Sciences, associate professor of management of social and economic processes, Moscow State University of Economy,

Statistics and Informatics [email protected]

Marina V. Danilina

candidate of economic Sciences, associate professor of management of social and economic processes Moscow State University of Economy,

Statistics and Informatics [email protected]

To the question of the ethical-legal regulation of the activity of state and municipal

OFFICIALS OF RUSSIA

Аннотация. В работе рассмотрены вопросы регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих России с точки зрения этико-правовых норм. В структуру профессиональной культуры государственных служащих в качестве ее основных компонентов, помимо собственно управленческой культуры (профессионализм), входит так же политическая культура, правовая культура, нравственная культура государственных служащих, изучением которой, в сущности, и занимается административная этика как наука. Статья рассматривает проблемы формирования полноценной этики государственной службы, соотношение макроэтического и микроэтического уровней профессиональной деятельности.

Ключевые слова: этика, правовое регулирование, государственные служащие, муниципальные служащие, Россия.

Annotation. The paper deals with the regulation of the activities of state and municipal employees of Russia in terms of ethical and legal norms.The structure of the professional culture of public employees besides the management culture (professionalism) as its main components, consists of political culture, legal culture, moral culture of civil servants, the study of which, in essence, is engaged in administrative ethics as a science. The article considers the problem of forming of the full-fledged public service ethics, value of the macro- and micro ethical levels of professional activity.

Keywords: ethics, regulation, government officials, municipal officials, Russia.

Недоверие граждан к лицам, наделенным соответствующими публично-властными полномочиями, влечет за собой невозможность полноценного завершения ведущейся уже в течение долгого времени административной реформы и претворения в жизнь эффективной модели государственного управления. В мировоззренческом аспекте обозначенная проблема может быть разрешена путем «формирования позитивного содержания общественных отношений между представителями гражданского общества и государствен-

ными служащими» [3], в отсутствие чего неизбежными становятся усиливающиеся коррупционные явления и, как следствие, неприятие обществом государственных институтов власти в целом. Как справедливо отмечает в своем исследовании М.В. Шедий, «будучи детерминированной макросоциальными процессами, государственная служба и ее нравственный потенциал превратились в важнейший самостоятельный фактор, влияющий на нравственные установки и ценностные ориентации российского социума. К сожалению, - заключает

30

ученый, - влияние это сегодня носит в значительной степени деструктивный характер» [4].

Более того, вопросы совершенствования кадрового обеспечения государственных органов обуславливают потребность научного осознания нравственных качеств индивида, также в обосновании адекватных инструментов вовлечения нравственной компоненты в механизм регулирования деятельности государственных служащих, с тем чтобы в итоге добиться состояния, когда структура их ценностных ориентаций будет органично включать в себя значимые высоконравственные поведенческие черты профессиональной деятельности.

Под этикой со времен античности понимают научную отрасль и теоретическую дисциплину, изучающую мораль (нравственность), ее природу, сущность, функции, происхождение и развитие.

Этика представляет собой нормативную основу поведения и деятельности людей, задающую ориентиры и перспективу межличностных отношений (нормативная этика). Ее цель - не знание, а поступки. Она не просто изучает мораль, она учит применять нормы и требования морали в реальной жизни и практической деятельности человека.

Рассмотрим теперь содержание понятия «профессиональная культура государственной службы» в его отношении с административной этикой.

Как составляющая системы государственного управления профессиональная культура управления должна изучаться на всех уровнях государственной службы:

- на общенациональном уровне (макроуровень культуры управления) изучается специфика корпоративной культуры и корпоративной этики государственной службы;

- на уровне отдельного государственного учреждения (микроуровень профессиональной культуры управления) исследуется содержание, механизм реализации управленческой культуры, ее структура, принципы и нормы профессиональной этики;

- на уровне личности государственного служащего особое внимание уделяется изучению личных и профессиональных качеств государственного служащего, его ценностных ориентаций, приемов и способов управления.

Итак, как было сказано выше, само понятие «этика» (от лат. ethica - «относящийся к нраву, характеру») [2] является многогранным, хотя изначально воспринималось лишь через призму философского знания и использовалось для обозначения философской дисциплины, изучающей мораль, нравственность. В конце XX в. в европейской науке намечается тенденция к переходу к прикладной этике как одному из проявлений постмодернистской философии. Прикладная этика занимается моральными коллизиями в конкретных сферах общественной практики, и в этом смысле этика уже не составляла лишь философскую категорию, становясь имманентной

соответствующей сфере ее применения. В последнем значении рассматривается этика и социология через призму либо морального кодекса человека или общества, либо в более узкой трактовке - морального кодекса профессиональной группы.

Ситуация, при которой профессиональная этика получает свое формализованное закрепление в соответствующем кодексе профессиональной этики, не может быть охарактеризована как ранее неизвестная. Так, в своей работе Е.Н. Скворцова отмечает, что «первые профессионально-нравственные требования можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххотепа» (III тыс. до н.э.). В числе прочих требований указывается необходимость добросовестного выполнения своих обязанностей, поскольку прилежание в труде - это залог будущей высокой должности и богатства». Клятва Гиппократа также рассматривается отдельными исследователями в качестве прообраза кодекса профессиональной этики [5].

Сама по себе постановка вопроса о целесообразности разработки и принятия кодекса этики лиц, осуществляющих в государстве социально значимые функции, не нова для отечественной правовой мысли. Еще в 1997 г. был опубликован подготовленный научным сообществом проект Кодекса этики государственного служащего Российской Федерации. Вместе с тем, ведущиеся уже не первый год обсуждения перспектив существования общего для всех государственных служащих кодекса профессиональной этики на тот момент так и не привели к его принятию, хотя, как совершенно верно отмечалось в юридической литературе, необходимо особое внимание уделять правовому воспитанию будущих госслужащих, поскольку именно от них общество ждет проявления образцов честности, компетентности и добросовестности [1].

Остается нерешенным вопрос об обоснованности и целесообразности существования общего для всех государственных служащих кодекса профессиональной этики, а также о разработке наряду с ним отраслевых, узкопрофессиональных этических кодексов.

Думается, что вопрос разработки типового кодекса и последующей его адаптации к конкретной служебной деятельности, в сущности, являет собой проблему соотношения макроэтического и микроэтического уровней профессиональной деятельности. Если макроуровень объединяет в себе общие ценностные императивы профессионального сообщества государственных служащих, то микроуровень предполагает создание этических норм для каждой профессии в отдельности.

Макроэтический уровень выступает неотъемлемой составляющей человеческого бытия, общих представлений о добре и о зле, потребность вербализации которых в форме кодекса, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии ясного понимания в обществе ценностных постулатов. Косвенно это говорит о признании со стороны

31

государства глубинных проблем в восприятии этических норм государственными служащими, проблем, решение которых, к сожалению, не может быть достигнуто принятием общепрофессионального кодекса.

Микроэтический уровень, напротив, призван уточнить общепрофессиональные (общечеловеческие) ценностные ориентиры, посвятить в них индивида, который прежде не был знаком с тем или иным видом профессии. Узкопрофессиональные этические кодексы в идеале должны обеспечить закрепление конкретных проявлений общечеловеческих ценностей, расставляя тем самым соответствующие специфике той или иной профессиональной деятельности акценты.

Факт присутствия этических кодексов в механизме регулирования деятельности государственных служащих свидетельствует о зрелости общества и его стремлении создать эффективную, а самое главное, социально ориентированную систему государственного управления.

Следует также обратить внимание еще на одно обстоятельство. Административная этика и профессиональная культура управления представляют собой субъективный фактор государственного управления. Как и материальные (объективные) стимулы - это сложная иерархическая система идей, установок, ценностей (например таких, как добросовестное отношение к труду, забота об интересах граждан, общества в целом), составляю-

Литература:

1. Иванников И.А. Правовая культура российских государственных служащих: состояние и пути повышения // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. N 3.

2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч. ред. В.С. Степин; Институт философии РАН. М., 2010. Т. 4. С. 472.

3. Шишкина А.А. Этика государственной службы на современном этапе развития России : авто-реф. дис. ... канд. философ. наук. Шуя, 2010. С. 3.

4. Шедий М.В. Ценности как фактор развития корпоративной культуры государственной службы : автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Курск, 2004. С. 3.

5. Сафонов К.Б. Профессиональная этика в структуре современного философского знания: дис. ... канд. философ. наук. Тула, 2011. С. 18.

щих внутренние основания человеческой активности и привязывающих действия и поступки работника к осуществлению его жизненного смысла. Вне социокультурного контекста, ценностной самоин-дефикации работника невозможно сколько-нибудь добросовестное и эффективное исполнение им своих служебных и общественных обязанностей. Однако, как отмечают специалисты, моральные стимулы обладают и некоторыми весьма невыгодными для управленческой деятельности свойствами. Их создание - дело сложное и многотрудное, связанное с кропотливым воспитательным процессом. Поэтому использование моральных стимулов, в том числе в сфере государственного управления, следует отнести к задачам стратегического характера, не упуская в то же время из вида повседневные нравственные проблемы, с которыми сталкиваются служащие государственного аппарата.

Проблемы формирования полноценной этики государственной службы не могут рассматриваться вне связи с состоянием реальных нравов, которые сложились и существуют в обществе. В условиях современной России это выражается в необходимости повышения общей нравственной культуры различных слоев населения, общества в целом. Только так можно решить проблемы государственной службы, изменить сознание политических элит, служащих государственного аппарата. В свою очередь, формирование этики государственных служащих может стать существенным фактором нравственного возвышения общества в целом.

Literature:

1. Ivannikov I.A. Legal culture of Russian civil servants: state and ways to improve // Municipal Service: legal issues. 2008. N 3.

2. New Encyclopedia of Philosophy: In 4 vols. / Sci. Ed. V.S. Stepin. Institute of Philosophy. M., 2010. V. 4. Р. 472.

3. Shishkina A.A. The ethics of the civil service at the present stage of development of Russia : author. dis. ... cand. philosoph. Sciences. Shuya, 2010. P. 3.

4. Shedii M.V. Values as a factor of the development of corporate culture of public service : author. dis. ... cand. sociolog. Sciences. Kursk, 2004. P. 3.

5. Safonov K.B. Professional ethics in the structure of the modern philosophical knowledge : dis. ... cand. philosoph. Sciences. Tula, 2011. P. 18.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.