УДК 174:35.08 А. В. Шободоева
ББК 87.75 кандидат исторических наук, доцент,
Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поднимается вопрос о важности нравственной составляющей государственной гражданской службы, так как нравственность в данной сфере деятельности в современное время становится в Российской Федерации понятием государственного масштаба. Рассматриваются проблемы формирования профессиональной морали в сфере государственной гражданской службы, а также процесс реализации задачи преодоления нравственного дефицита в среде корпуса гражданских служащих. Исследуется содержание и значение Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Показывается тесная взаимосвязь между профессионально-этическим уровнем государственной службы и коррупционными проявлениями. Особое внимание уделяется вопросу антикоррупционного поведения гражданских государственных служащих. На примере анализа содержания Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих представлено единство между формированием морально-нравственного облика гражданского служащего и мерами антикоррупционной деятельности государства.
Ключевые слова: государственная служба; моральная деформация; правила этического поведения; государственные служащие; коррупция.
A. V. Shabodoyeva
PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
PROBLEMS OF FORMING MORAL FOUNDATIONS OF PUBLIC SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION
The author discusses importance of a moral component of public service, as morality in this sphere is currently a state-scale concept in the Russian Federation. The article deals with problems of forming professional morality in public service, and studies the process of implementing the task of overcoming moral deficit among public servants. The author examines the contents and value of the Typical Ethics Code and Russian public and municipal servants' office behavior, and proves interdependence between professional and ethical level of public service and corruption. Special attention is given to the problem of anticorruption behavior of public servants. By the example of the analyzed Typical Ethics Code and public servants' office behavior, the author proves that forming a moral portrait of the public servant and working out anti-corruption measures by the state is a joint process.
Keywords: public service; moral deformation; rules of ethical behavior; public servants; corruption.
Изменения в сложившихся общественных отношениях в Российской Федерации повлекли за собой необходимость переосмысления нравственных основ государственной службы.
Нравственность на государственной службе сегодня становится понятием государственного масштаба, и, в первую очередь, потому, что государственные
© А. В. Шободоева, 2013
служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Негативное восприятие действий даже одного государственного служащего подрывает авторитет всей государственной службы и доверие к власти.
Исследования последнего десятилетия зафиксировали серьезные перемены нравственных ценностей людей:
- снизилась важность таких качеств, как социальная значимость труда, сознание и чувство общественного долга, честность, принципиальность, общественная активность;
- возвысилась роль ценностей потребления;
- широкое распространение в массовом сознании получил культ денег (деньги, не являясь категорией нравственной, превратились сегодня в главную силу, питающую аморализм в обществе, в том числе одни из самых отрицательных его проявлений — взяточничество и коррупцию) [4, с. 87].
Понятно, что общие факторы моральной деформации общества не могли не повлиять и на изменения в сфере профессиональной морали государственных служащих. Таким образом, современный период административной реформы в России поставил вопрос о выработке соответствующего уровню развития нашего государства и общества профессионально-этической модели поведения государственного служащего.
Во многом, именно этим и обусловлено особое внимание властей к нравственным аспектам деятельности государственных служащих. Достигнуто понимание того, что воспитание необходимых сегодня российскому чиновнику качеств — гражданственности, патриотизма, честности, порядочности, неподкупности, социальной ответственности — предполагает социальную и государственную востребованность этих качеств, их всемерную поддержку как со стороны государства, так и гражданского общества. И подтверждением того, что в Российской Федерации наконец-то оценена актуальность проблемы преодоления нравственного дефицита в рядах кадрового корпуса гражданских служащих, является ряд актов, среди которых Указы Президента РФ: «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885; «О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"» от 19 ноября 2002 г. № 1336; «О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (20092013 годы)"» от 10 марта 2009 г. № 261.
В данных актах отмечается усиление влияния нравственных регуляторов на поведение государственных служащих. Более того, впервые в российском законодательстве установлены правовые нормы должного служебного поведения государственных служащих. Осознана и необходимость в таких нормах, которые позволят свести к минимуму коррупционные проявления в сфере государственной службы. Более того, неоднократно подчеркивалось, что достигнуть успехов в данной сфере возможно только через совершенствование нравственных ценностей в деятельности государственных служащих.
В рамках реализации Программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» был разработан и одобрен решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс). О необходимости подобного кодекса последнее десятилетие активно говорили и юристы-теоретики и практические работники.
Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми
должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности.
Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.
Кодекс формулирует комплекс норм, которые можно разделить на группы, связанные:
- с морально-этическими принципами в деятельности государственного служащего;
- с правилами общения государственных служащих со СМИ;
- с формулировкой требований к антикоррупционному поведению гражданских государственных служащих;
- с правилами взаимоотношений государственных служащих между собой;
- с этическими правилами служебного поведения государственных служащих;
- с мерами ответственности за нарушение положений Типового кодекса.
Более подробное обращение к изучению статей Типового кодекса позволяет
вычленить следующие морально-этические принципы деятельности государственного служащего: добросовестность, профессионализм, защита прав и свобод граждан, нейтральность, беспристрастность, аполитичность, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, корректность и др. (п. 11).
Этические правила служебного поведения государственного служащего охватывают основные стороны его деятельности:
- государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени (п. 25);
- государственный служащий воздерживается от: любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами (п. 26);
- государственный служащий призван способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами (п. 27);
- внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправ-
ления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность (п. 28).
В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации, а также положение дел в области борьбы с преступностью, не обходился без упоминания о коррупции. И особое внимание в Типовом кодексе уделяется вопросу антикоррупционного поведения гражданских государственных служащих. В Кодексе представлено единство между формированием морально-нравственного облика гражданского служащего и мерами антикоррупционной деятельности государства.
В соответствии с положениями Типового кодекса гражданские служащие обязаны:
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей (п. 15);
- уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (п. 17);
- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, гражданских служащих и граждан при решении вопросов личного характера (подп. «о», п. 11).
Кроме того, предусматривается, что гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, среди которых подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения (п. 18).
Особое внимание в Типовом кодексе уделяется установлению обязанностей государственных гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, в сфере противодействия коррупции. В частности, указанные должностные лица должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, по предупреждению коррупции; не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений (п. 22). Предусматривается, что гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим своим личным поведением должен подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (п. 23).
Таким образом, сегодня приходит осознание прямой зависимости между нравственным авторитетом власти, доверием к ней народа и стабильностью государственных устоев [2, с. 19], причем моральный авторитет власти напрямую связывается с уровнем нравственности кадрового корпуса гражданских служащих, антикоррупционной деятельностью. Более того, как отмечает А. Кузьмичев, морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет, эффективность и прочность морально-правового статуса самой государственной службы [3, с. 41].
Аристотель писал: «...тремя качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие государственные должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличать-
ся добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя» [1, с. 548].
Следовательно, государственному служащему обязательно должны быть присущи такие качества, как патриотизм, лояльность, нравственность, и он четко должен представлять себе, кому служит.
В России государственная служба направлена на служение государству и обществу, народу, что ясно вытекает из нормы Конституции РФ о том, что «...носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (п. 1, ст. 3)1. И требования общества к нравственному смыслу и социальному назначению профессиональной деятельности гражданских служащих связаны с идеей именно общественного служения.
Для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты, причем не только в правовом, но и в нравственном отношении. Человек, находящийся на государственной службе, должен понимать, что главная цель для него — служение государству и через государство — обществу. Логика такова: если государство служит обществу, то и государственная служба должна служить ему же. Иными словами, и государственная служба, и государственные служащие служат одновременно и государству, и обществу [5, с. 47-48].
Список использованной литературы
1. Аристотель. Сочинения / Аристотель. — М. : Мысль, 1983. — Т. 4. — 830 с.
2. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления : учеб. пособие / А. И. Ионова ; под общ. ред. Г. В. Атаманчука. — М. : Изд-во РАГС, 2003. — 175 с.
3. Кузьмичев А. Проблемы морали или права? / А. Кузьмичев // Служба кадров. — 2001. — № 12. — С. 40-43.
4. Соколов В. М. Социология морали — реальная или гипотетическая? / В. М. Соколов // СОЦИС. — 2004. — № 8. — С. 78-87.
5. Черепанов В. Служение государству и обществу / В. Черепанов // Государственная служба. — 2004. — № 5 (31). — С. 46-55.
References
1. Aristotel. Sochineniya [Works]. Moscow, Mysl Publ., 1983. Vol. 4/ 830 p.
2. Ionova A. I. Etika i kultura gosudarstvennogo upravleniya [Ethic and culture of public administration]. Moscow, RAGS Publ., 2003. 175 p.
3. Kuzmichev A. Problems of morals or rights? Sluzhba kadrov - Staff service, 2001, no. 12, pp. 40-43 (in Russian).
4. Sokolov V. M. Sociology of morals — is it real or theoretic? SOTSIS - SOCIS, 2004, no. 8, pp. 78-87 (in Russian).
5. Cherepanov V. State and public service. Gosudarstvennaya sluzhba - Public service, 2004, no. 5 (31), pp. 46-55 (in Russian).
Информация об авторе
Шободоева Анна Владимировна — кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Shobodoeva Anna Vladimirovna — PhD in History, Associate Professor, Dep-t of Theory and History of State and Law, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].
1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.