Научная статья на тему 'Об этических аспектах деятельности муниципальных служащих'

Об этических аспектах деятельности муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ / MUNICIPAL EMPLOYEES / STANDARDS OF CONDUCT FORMUNICIPAL EMPLOYEES / PROFESSIONAL ETHICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Остапец Оксана Григорьевна

В статье рассматривается вопрос о необходимости определения этических стандартов поведения муниципальных служащих, которые должны стать одним из критериев оценки профессиональной пригодности человека к муниципальной службе как виду деятельности. Автор приходит к выводу, что принятие Кодекса этики поведения муниципальных служащих в каждом муниципальном образовании должно быть установлено в императивном порядке на законодательном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Остапец Оксана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHICALASPECTS OFMUNICIPAL EMPLOYEES

This article discusses the need to defneethical standards of conduct formunicipal employees, which should be one of thecriteria for assessing thesuitabilityof manasamunicipal serviceactivity.The author concludesthat the adoptionof the Cod eof ethical conduct, municipal offcials in each municipalitymust be installedmandatorilyat the legislativelevel.

Текст научной работы на тему «Об этических аспектах деятельности муниципальных служащих»

15. Радбурх Г. Философия права. - М., 2004. - 238 с.

16. Рубанов А.А. О понятии юридического лица в «Капитале» Маркса. - М., 1957. - 39 с.

17. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии искусства. - М., 1985. - 334 с.

18. Флоренский П.А. Философия культа (опыт православной антроподицеи). - М., 2004. - 685 с.

19. Цицерон. 2000 лет со времени смерти: сб. ст. / ред. Н.Ф. Дератани. - М.: Изд-во МГУ, 1959. - 176 с.

20. Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. - М., 1969. - 167 с.

21. Юнг К.Г. Человек и его символы. - М., 1996. - 226 с.

УДК 347.468 О.Г. Остапец*

ОБ ЭТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В статье рассматривается вопрос о необходимости определения этических стандартов поведения муниципальных служащих, которые должны стать одним из критериев оценки профессиональной пригодности человека к муниципальной службе как виду деятельности. Автор приходит к выводу, что принятие Кодекса этики поведения муниципальных служащих в каждом муниципальном образовании должно быть установлено в императивном порядке на законодательном уровне.

Ключевые слова: муниципальные служащие; стандарты поведения муниципальных служащих; профессиональная мораль.

O.G. Ostapets

THE ETHICALASPECTS OFMUNICIPAL EMPLOYEES

This article discussesthe need to defineethicalstandards of conduct formunicipal employees, which should be one of thecriteria for assessing thesuitabilityof manasamunicipal serviceactivity.The author concludesthat the adoptionof the Codeof ethical conduct,municipal officials ineach municipalitymust be installedmandatorilyat the legislativelevel.

Keywords: municipal employees;standards of conduct formunicipal employees; professional ethics.

Демократические принципы гражданского общества и правового государства невозможно реализовать вне культуры как абсолюта духовности. Именно культура, основу которой составляют такие гуманистические ценности, как добро, вера, истина, красота, свобода, равенство, справедливость, терпимость, любовь, определяет гуманистический

вектор публичной власти и одухотворяет все сферы жизнедеятельности общества и системы общественных отношений.

Особая ответственность лежит на органах местного самоуправления, которые призваны в рамках закона действовать в интересах населения муниципального образования. В этих условиях возрастают

* Остапец Оксана Григорьевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected] © Остапец О.Г. 2011

не только юридическая, но и нравственная их ответственность перед местным сообществом.

Специфика профессиональной деятельности муниципального служащего состоит в том, что в процессе ее осуществления реализуются функции и полномочия муниципальных органов власти. Фигура муниципального служащего должна быть привлекательна для потребителей услуг органа власти. Формирование «особой» морали муниципальных служащих обусловлено двумя факторами - потребностью публично-правового образования (муниципального образования) в оптимально функционирующем механизме принятия и исполнения властных решений и потребностью общества в осуществлении связей между ним и муниципальной властью.

Принадлежность личности к некоторому социальному объединению налагает на нее свои дополнительные нравственные обязанности, которые отражают общественные требования к данному объединению. Главными качествами муниципальных служащих должны быть лояльность, профессионализм, нравственность.

Сегодня этические нормы муниципальных служащих разделяются на три основных блока: нормы общечеловеческого характера, нормы внутриаппа-ратного поведения и нормы разрешения служебных конфликтов.

Нормы общечеловеческого характера - честность, доброжелательность, уважение к личности, скромность и т.д. - регулируют практически весь спектр служебных отношений, но в особенности они значимы для регулирования отношений между органами местного самоуправления и обществом. Нормы внутриаппаратного поведения - дисциплинированность, коммуникабельность, умение хранить государственную тайну и иные виды тайны, предусмотренные законодательством, лояльность и т.д. - регулируют отношения между муниципальными служащими внутри аппарата. Нормы разрешения служебных конфликтов - умение находить компромисс и т.п. - помогают не только в принятии решений, но и в их реализации. Совокупность всех перечисленных норм является критерием оценки профессиональной пригодности человека к муниципальной службе как виду деятельности. А для самого муниципального служащего эти нормы выступают как ориентир в решении возникающих по ходу деятельности нравственных проблем.

При этом следует иметь в виду, что термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему

этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и, в принципе, являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию [4].

В современной России проводится разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата муниципального управления и повышения доверия населения к муниципальным органам власти. Создаются стандарты поведения муниципальных служащих. Эти и многие другие мероприятия составляют особое направление муниципального управления - управление административной этикой. И здесь важнейшую роль призван сыграть типовой Кодекс этики поведения служащих публичных органов власти [5]. Именно кодекс должен стать основой нравственного императива как в сфере муниципальной службы, так и в общественном сознании.

Целями кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения, в том числе и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению их авторитета, доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения. Кодекс призван повысить эффективность выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Фактически кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере муниципальной службы, уважительного отношения к ней в общественном сознании, а также является своеобразным инструментом самоконтроля.

Анализ указанного документа, а также этических кодексов муниципальной службы, принимаемых на региональном и муниципальном уровнях [2; 3], позволяет выявить основные этические императивы, которые должны стать определяющими при отборе кандидатов на замещение должности муниципальной службы.

К нравственным ценностям публичной власти относятся порядочность, соблюдение стандартов общественно-политической жизни, независимость от финансового интереса, объективность, ответственность, открытость, самоотверженность, профессионализм, здравый смысл, репутация честного надежного человека, достоинство, совесть, справедливость, патриотизм, убежденность в необходимости строжайшего соблюдения и исполнения

правовых норм, требовательность, запрет на насилие, толерантность, профессионально-нравственная культура, чувство долга, беспристрастность и др. Как только профессиональные отношения приобретут качественную устойчивость, начнут формироваться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда муниципальных служащих, возникнет профессиональная мораль. Профессиональная мораль должна стать определенной духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью, своеобразной нравственной силой, определяющей поведение служащего органа местного самоуправления.

Нравственное поведение муниципального служащего не может складываться исключительно по формуле «все, что не запрещено законом, разрешено». Следовательно, в деятельности муниципального служащего необходимым является не только должностное, но и моральное регулирование. Никакая формальная процедура, никакое нормативное положение не отменяют моральных оценок и решений, основанных на нормах нравственности.

Литература

Учитывая современные реалии деморализации, имеющей место как в обществе, так и во властных структурах, представляется необходимым вменить в обязанности муниципалитетов принятие Кодекса этики поведения муниципального служащего, нарушение которого должно повлиять на результаты аттестации, карьерный рост и, в конечном итоге, на прекращение служебной деятельности. Принятие подобного акта потребует внесения соответствующих изменений в законы о службе в органах публичной власти. Данное предложение должно способствовать преодолению негативного имиджа муниципального служащего в массовом сознании, с одной стороны, и осознанию нравственного долга в сфере муниципальной службы, с другой стороны.

В заключение представляется целесообразным напомнить высказывание В.В. Путина, прозвучавшее более 10-ти лет тому назад, но не утратившее значимости и сегодня, о том, что без моральных устоев России придется забыть о национальном достоинстве и национальном суверенитете [1].

1. Известия. - 2000. - 25 февр.

2. Кодекс служебной этики муниципальных служащих администрации города Нижнего Новгорода (утв. решением межведомств. совета по противодействию коррупции при главе администрации г. Нижнего Новгорода 07.04.2010) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращ. 04.12.2011).

3. Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовской области (утв. законом Саратовской области от 27.09.2011 №110-ЗС0) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращ. 04.12.2011).

4. Семенова А.С. Особенности профессиональной этики служебного поведения муниципальных служащих в Российской Федерации. URL: http://ego.uapa.ru/issue/ (дата обращения 22.11.2011).

5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. 2010 г.): [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращ. 15.11.2011).

о

CN

<S ¡у

«

К

«

К

к

<и §

tu

а и о U

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.