УДК 35.07
Н. С. Ефимова*, А. А. Балахонова**, Б. М. Мирсаидов***
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия
125047 Москва, Миусская пл., 9
* e-mail: [email protected]
**e-mail: [email protected]
***e-mail: [email protected]
ЭТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены этические компоненты в административно-управленческой деятельности. Выделены этические компоненты профессионализма: мировоззренческий, ценностно-нравственный, профессионально-этический. Намечены задачи повышения этико-ценностной компетентности государственных и муниципальных служащих.
Ключевые слова: профессиональная этика, профессионализм, управленческая культура.
Актуальность обращения к исследованию этических компонентов профессионализма в административно-управленческой деятельности
обусловлена требованиями к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации. Осознание обществом необходимости перехода в другую систему развития возможно только на основе тщательного проведения научно-обоснованного анализа, учета имеющегося мирового опыта; условий и ограничений развития современного общества; учета национальных традиций, ценностей, ограничений ресурсного потенциала, необходимости внедрения инновационных технологий и др., что позволит усовершенствовать существующие или разработать новую методологию развития общества. [2]. Этические компоненты профессионализма в системе административно-управленческой деятельности, с одной стороны, формализованы моральными принципами, нормативными документами, с другой стороны, имеют специфические характеристики, свойственные как конкретной организации, профессиональной группе, так и самому профессионалу.
Требования к этическим нормам и правилам служебного поведения государственных и муниципальных служащих прописаны в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Кодекс направлен на повышение эффективности и качества выполнения своих должностных обязанностей государственных и муниципальных служащих в системе
административно-управленческой деятельности.
Этические нормы предписывают государственному и муниципальному служащему определенный стиль поведения: быть образцом профессионализма, безупречной репутации в соблюдении законов Российской Федерации; проявлять вежливость, быть корректным в высказываниях и замечаниях; воздерживаться от любого вида действий дискриминационного характера по половому,
возрастному, национальному признакам; уметь вести диалог и настраивать собеседника на конструктивное взаимодействие; придерживаться делового этикета как в общении, так и во внешнем виде государственного служащего. Кодекс содержит запреты на использование служебного положения для оказания влияния при решении вопросов личного характера; публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, если это не входит в его должностные обязанности; нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической или иной целесообразности и т.п. Профессиональная этика является регулятором деятельности чиновников государственной и муниципальной службы, поддерживает эффективность управленческой деятельности, способствует росту ее результативности.
Исследователи проблем российского
чиновничества указывают, что подавление конструктивной личной инициативы служащих в управленческих структурах, что создает массу этических проблем для лиц, ответственных за принятие решений, когда даже честные люди совершают проступки под предлогом защиты формальных или неформальных интересов службы. Лутвин С.Б. отмечает, что «превратить профессиональную этику службы и саму социальную группу чиновников в опору законности и государства можно лишь на основе организационно-структурных и политических преобразований в рамках административной реформы» [5], тем самым подчеркивая значимость законодательных актов, направленных на группу чиновников.
С. Ю. Кабашев, А. В. Макарин выделяют наличие системы формальных правил, регулирующих деятельность государственных и муниципальных служащих; разделения обязанностей между функционально различными сферами, в каждой из которых существуют необходимые властные полномочия и санкции; иерархии должностей с
возможностью контроля за исполнением приказаний и их обжалования; правил, регулирующих назначение на должность; письменных документов (приказов, распоряжений и пр.), что делает канцелярию центром современной организации.
Важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного и муниципального служащего сегодня является «принцип законности -верховенства Конституции и федеральных законов над прочими нормативными актами и должностными инструкциями». [1]
В соответствии с нормативными документами и социальными ожиданиями в основе профессиональной деятельности современного российского
государственного и муниципального служащего должны лежать принципы: гуманизма - уважение к человеку, признание суверенитета и достоинства личности; беспристрастности и независимости -служение интересам государства и общества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения; ответственности за негативные последствия принимаемых решений; неисполнение должностных обязанностей; действия, нарушающие права и законные интересы граждан; справедливости - защита прав граждан, в законом использовании властных полномочий, удовлетворении социальных ожиданий общества. [9]. Практика показывает, что принцип законности соблюдается далеко не всегда. Поэтому часто наблюдаются факты социальной незащищенности служащего, его зависимость от начальства, низкий уровень правовой культуры, неустойчивость личностных ценностей, «гибкая» совесть и т.п.
Одним из серьезных факторов, определяющих критическое отношение населения к аппарату управления всех уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его достоинства, чуткости, тактичности, конструктивности стиля. Овладение профессией гражданской и муниципальной службы предполагает формирование таких нравственных качеств, как честность, добросовестность, справедливость, ответственность и социальная активность. Как отмечает в своем социологическом исследовании В. С. Мухаметжанова: «К началу третьего тысячелетия в общей структуре, зарегистрированных в России преступлений, удельный вес коррупционных действий составлял около 3%. Вместе с тем, по оценкам специалистов, более 95% коррупционных деяний не регистрируются, не рассматриваются и не наказываются». По ее мнению результатом стало «вступление в силу Федерального закона № 274-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции»: все чаще стали привлекаться к уголовной ответственности руководители органов государственной власти и местного самоуправления. По данным Генеральной прокуратуры, лишь за 9 месяцев 2009 г. судами было рассмотрено 806 уголовных дел о коррупционных преступлениях, в том числе в отношении руководителей исполнительной власти, глав
муниципальных образований и местной администрации». [7]
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. считают, что «неоднозначность критериев служебной деятельности чиновников приводят к тому, что профессиональная этика муниципальной службы формируется на пересечении разнообразных предпочтений, являясь смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, поведенческих паттернов, ритуалов, присущих только данному виду службы». [3] Они указывают на то, что нет «единых моральных стандартов российской бюрократической системы. Условием совершенствования системы
административно-управленческой деятельности
является следование этическим принципам профессиональной этики государственных и муниципальных служащих, добросовестное выполнение ими должностных обязанностей».
Профессиональные ценности гражданского и муниципального служащего предполагают
«соблюдение моральных принципов чести, бескорыстности, независимости и неподкупности». [6] Нарушение этих принципов влечет проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. К государственным и муниципальным служащим предъявляют
разнообразные требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания выполняемой им работы - это довольно широкий набор нравственных качеств, норм и принципов морали, из которых складываются нравственная культура и этический кодекс поведения служащего. Данные требования можно определить в группы: социальные требования общества; требования к профессиональной группе; требования к должностному лицу.
Исследователи «в административно-
управленческой деятельности выделяют:
- мировоззренческий компонент - убеждения, интересы, предпочтения, ориентации;
- аксиологический компонент - ценности управленческого труда;
- практический компонент - взаимодействие с подчиненными, методы, формы планирования, организации, мотивации, контроля, управленческие приемы и технологии, уровень владения информационными технологиями, документированием;
- творческий компонент выражается в способности руководителя нестандартно подходить к вопросам планирования, организации, мотивации и контроля;
- рефлексивно-проектировочный компонент проявляется в рефлексивно-мыслительной культуре руководителя, в самореализации его сущностных сил».
[4]
«Высокий уровень управленческой культуры, являясь показателем профессионализма, вырабатывается в комплекс разнородных качеств и
характеристик, сформировавшихся в процессе
исторического и социокультурного развития управленческой деятельности». [8]
В качестве этических компонентов профессионализма в системе административно-управленческой деятельности мы выделяем:
- мировоззренческий компонент, включающий гуманистическое отношение к окружающему миру, позитивный образ мышления, бескорыстность и ответственность по отношению к делу, справедливость в принятии решений;
- ценностно-нравственный компонент, в основе которого качества личности - честь, достоинство, бескорыстие, правдивость, гарантирующий обществу социальную безопасность;
- профессионально-этический компонент, определяющий отношения субъектов системы административно-управленческой деятельности.
Современные российские реалии характеризуются выдвижением новых требований к профессионализму управленцев: способность делегировать полномочия, коммуникабельность, способность отстаивать свою точку зрения, принципиальность, требовательность к себе и подчиненным, эрудированность, умение выделять главное, деловая активность,
целеустремленность, способность к развитию, жизнерадостность, оптимизм, что соответствует показателям профессиональной группы
государственных и муниципальных служащих. Профессионализм государственных и муниципальных служащих должен трактоваться как вполне конкретное социальное явление: сотрудник должен быть не только фиксатором социальной картины и генератором предложений по оптимизации ситуации, но и управленцем, проводящим в жизнь собственные идеи и наработки, ответственным не только за выдвинутые предложения, но и за их реализацию в повседневной жизни.
Усложнение управленческой деятельности, рост персональной ответственности должностных лиц муниципальной службы за принимаемые решения обусловливают повышение требований к уровню профессиональной и этико-ценностной
компетентности государственных и муниципальных служащих в системе административно-управленческой деятельности.
Ефимова Наталия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Балахонова Анна Андреевна, магистрант 1 курса Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва.
Мирсаидов Бекмурод Мирзагумолович магистрант 2 курса Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.
Литература
1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. 2GG5. № В. С 3-13.
2. Вдовенко З.В., Ефимова Н.С.Безопасность в условиях глобальных изменений в обществе // Транспортное дело России. 2014. № 4. С. 162-165.
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М.: Инфра-М, 2GG2. 367 с.
4. Кузнецов В.В. Управленческая культура руководителя. М. : Эгвес, 2G13. 177 с.
5. Лутвин С.Б. Социальная трансформация и государственная бюрократия // Вопросы философии. 2GG6. № 2. С. 1GB.
6. Лытов Б. По службе честь // Государственная служба. 2GG7. № 2. С.4В-52.
7. Мухаметжанова В. С. Профессиональная этика как фактор эффективности деятельности муниципальных служащих: социологический аспект оценки: на примере г. Москвы: дис. ксн. М., 2G11. 166 с.
В. Павлов Е. В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты // Молодой ученый. 2G15. №1G. С. 1G59-1061.
9. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. От 23 декабря 2G1G г. (протокол № 21) // http://vz.ru/information
Efimova Natalya Sergeevna*, Balahonova Anna Andreevna**, Mirsaidov Bekmurod Mirzagumolovich***
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.
e-mail: * e-mail: [email protected], **e-mail: [email protected], ***e-mail: [email protected]
THE ETHICAL COMPONENT OF PROFESSINALITY IN THE ADMINISTRATION AND MANAGMENT ACTIVITY
Abstract:
We considered ethical components in the management and administration. Professional ethical components: ideological, value and moral, professional and ethical are obtained. It outlined the problem of increasing the value of ethical and competence of state and municipal employees.
Keywords: professional ethics, professionality, management culture.