УДК 37
Старостина С.Н.
заведующий МБДОУ «Детский сад № 561» (г. Екатеринбург, Россия)
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФОП ДО
Аннотация: автор уточняет определение понятия «образовательная среда», анализирует различные компоненты образовательной среды. В статье рассматривается потенциал материально-технической базы, программно-методического комплекса, взаимодействия взрослых и детей, включая возможности семьи и социума, а также психолого-педагогических условий дошкольной образовательной организации для решения задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольная организация, дети.
В последние десятилетия в научно-педагогической среде активно обсуждается вопрос создания образовательной среды. Это объясняется тем, что образовательная среда рассматривается не только как система условий и влияний, носящих определяющий характер для формирования личности, но и как комплекс возможностей для развития человека. Анализируя различные подходы к изучению и проектированию образовательной среды, ученые-педагоги имеют в виду конкретную среду образовательной организации, так как образовательная среда составляет совокупность материальных и предметно-пространственных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений. Таким образом, понятие «образовательная среда» рассматривает не только конкретную образовательную организацию, но и представляет собой
интеграцию усилий педагогического коллектива, обучающихся и членов их семей, а также возможностей окружающего социума, социальных партнёров.
В философии образования высказывается идея «проектирования новой образовательной среды как многомерного пространства, адекватного потребностям детей и подростков и соответствующего тенденциям и динамике современной культуры» [1, с. 193]. Ученые-философы предлагают создавать образовательную среду посредством использования гибкого средового подхода, ориентированного не только на предметный мир, окружающий ребенка, включать развитие мира коммуникаций, взаимоотношений между образовательными, культурными и спортивными организациями, ассоциация их образовательных сред в единую коммуникативную культурную среду региона [1, с. 194].
В психолого-педагогической литературе различные определения понятия «образовательной среды». Мы рассматриваем образовательную среду как совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений субъектов образования, программно-методического сопровождения и специально организованных психолого- педагогических условий для формирования и развития личности ребенка.
Образовательная среда современной дошкольной образовательной организации должна быть творческой. Отвечать параметрам широты, интенсивности, осознанности и эмоциональности образовательной среды.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования описаны требования, которые заставляют по-новому взглянуть на процесс создания развивающей среды ДОО. Ведущим выделен деятельностный подход, приоритет игры, снятие с занятий основной организационной функции.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования подробно рассматривает различные аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания, а также организацию взаимодействия с семьями, использование социального окружения, создание психолого-педагогических условий в зависимости от предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Ведущими задачами при создании развивающей образовательной среды согласно ФГОС ДО и ФОП ДО являются следующие:
гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей,
влияет на результаты образовательного процесса, обеспечивает эмоциональное благополучие детей,
создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования (интегративное, инклюзивное, консультационный пункт, лекоте-ки, группа кратковременного пребывания, реализация дополнительных программ, создание детских творческих объединений и т.д.),
обеспечивает открытость дошкольного образования (сайт ДОО, информационные уголки, газета, информация через СМИ, страничку в социальных сетях),
создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, а также членов семей обучающихся,
способствует профессиональному развитию педагогических работников [2, с. 14].
Образовательная среда включает в себя следующие компоненты: программно-методическое сопровождение, обеспечивающее реализацию содержания дошкольного образования: интеграция образовательных областей, деятельностный подход, ориентация на целевые ориентиры, описание вариативных форм, методов и средств реализации программы и культурных практик,
взаимодействие участников педагогического процесса: непрерывная образовательная деятельность в игровой форме в ходе режимных моментов, деятельностный подход, приоритет игры, использование потенциала семьи и социума,
развивающая образовательная предметно-пространственная среда: психолого-педагогические требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды.
Психолого-педагогические условия, способствующие успешной социализации ребенка, поддержания его инициативы, обеспечение развития его способностей, учет его интересов и т.д.
Все компоненты образовательной среды дошкольной организации выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Рассмотрим подробнее организацию компонентов на примере образовательной среды в МБДОУ № 561 города Екатеринбурга.
Одним из ведущих элементов, входящих в состав образовательной среды, является развивающая предметно-пространственная среда организации, представленная образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Содержание дошкольного образования во многом определяется уровнем социального и экономического развития общества и регламентируется ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4]. В числе требований, выдвигаемых к содержанию дошкольного образования, - создание условий для самовыражения и самореализации личности. Содержание дошкольного образования определяется: федеральными государственными образовательными стандартами, основной образовательной программой дошкольного образования, которую разрабатывает ДОО, возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данной дошкольной образовательной организации.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает частью образовательной среды, представленной специально организованным
пространством. При его создании важно учитывать не только возрастные и личностные особенности группы, но и дизайнерское, и эргономическое решение среды образовательной организации [6].
Правильно организованная предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные возможности ее эксплуатации: при совместном общении педагогов и воспитанников, при двигательной активности детей, при необходимости уединения ребенка [2, с. 19].
Правильно организованная образовательная среда, насыщенная средствами обучения и воспитания, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всем воспитанникам, позволяет экспериментировать с доступными детям материалами, в том числе с песком и водой, развивает двигательную активность детей. Дети испытывают эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, что дает им возможность самовыражаться.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы психолого-педагогические требования, которые необходимо учитывать при формировании развивающей предметно-пространственной среды. К ним относятся полифункциональность, трансформируемость, доступность, безопасность, вариативность, содержательная насыщенность [2, с. 19]. Под насыщенностью понимается разнообразие элементов среды, соответствующих возрастным особенностям группы и содержанию образовательной программы.
Полифункциональность - возможность неоднозначного использования предметов среды (мебели, спортивного инвентаря, мягких модулей и др.).
Понятие «трансформируемость» связано с насыщенностью пространства и с возможностью его изменения при изменении условий (образовательных задач в конкретной ситуации, смены интересов или возможностей воспитанников).
Под вариативностью понимается несколько аспектов среды. К ним относятся и наличие различных функциональных зон (для игры, уединения и
т.д.), и возможность смены элементов среды, и наличие достаточного количества предметов, необходимых для самостоятельного определения занятия воспитанниками, и периодическое обновление предметного наполнения среды.
Игровая предметная среда представляет собой неотъемлемую часть развивающей предметно-пространственной среды, к которой ФГОС ДО предъявляет особые требования [2, с. 19].
Модульность и возможность трансформации среды остаются актуальными и для старшего дошкольного возраста. Ребенок должен иметь возможность наделения среды и ее элементов различными игровыми значениями, менять среду в зависимости от задач игры. У детей старшего дошкольного возраста появляется интерес к реалистичным игрушкам. Это также можно использовать для формирования актуальной возрасту среды. Причем предметно-игровую среду могут организовывать сами дети, самостоятельно создавая игровые элементы - героев, модели городов и др. При этом используется самый разнообразный и доступный подручный материал.
Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: наряду с необходимостью учета возрастных особенностей детей важным условием является создание среды, способной к удобной и правильной трансформации. Одним из главных является принцип доступности, который означает, что ребенок должен иметь свободный доступ ко всем помещениям, в которых осуществляется непрерывная образовательная деятельность, к играм, игрушкам и учебным пособиям. Для реализации принципа доступности все элементы среды должны быть исправны и гарантировать безопасность детей. В связи с этим необходимым требованиям является наличие сертификатов и деклараций соответствия на все элементы среды.
Особенности организации развивающей образовательной среды по возрастам можно представить следующим образом:
младший возраст - накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности,
средний возраст - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности,
старший и подготовительный возраст -формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы, участие в преобразовании предметно-пространственной среды.
Развитие предметно-пространственной среды зависит от насыщения ее игровыми центрами. В таблице представлены возможные варианты таких центров в соответствии с ФГОС ДО.
Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда ДОО служит потенциальным средством воздействия на формирование и становление личности ребенка, способствует развитию разносторонних способностей, стимулирует разные виды активности, обеспечивает благоприятный психологический климат в группе.
Предметная пространственно-развивающая среда МБДОУ № 561 включает не только насыщение возрастных групп необходимыми играми. Игрушками, дидактическими и методическими материалами, но и активное использование территории и помещений детского сада.
Все, что окружает ребенка, должно нести развивающий и воспитывающий характер. На территории МБДОУ № 561 организованы участки для прогулки, имеющие достаточное количество элементов для физического развития ребенка, социально-коммуникативного развития ребенка, а также художественно-эстетического развития. Большое внимание уделяется оборудованию для познавательного развития через насыщение прогулочных участков математическим содержанием (бизиборды, игры с математическим содержанием). Решаются вопросы формирования безопасного поведения: оборудован перекрёсток с пешеходными переходами и светофором, дорожными знаками, который используется для тематических прогулок и игр во время прогулки. Важную роль играет экологизация территории ДОО - разбиты прекрасные цветники, где дети могут познакомиться и получают первичный
опыт ухода за цветочными растениями как многолетними, так и однолетними. На территории ДОО организован огород, где каждая группа имеет свою грядку. В соответствии с требованиями программы дети высаживают овощные культуры, сами выращивают рассаду, ухаживают за растениями, наблюдают за ростом и развитием растений, пробуют полученные плоды. Огород на территории детского сада - это еще и возможность познакомить детей с правилами ЗОЖ. Дети отмечают, что зелень и овощи, выращенные своими руками не только вкуснее, чем в магазине, но и полезнее. Благодаря организации территории решаются вопросы художественно-эстетического воспитания - дети учатся видеть прекрасное, любоваться растениями, не срывая и не ломая их. В процессе ухода за рассадой и растениями на территории детского сада дети учатся ответственности за порученное дело, доведению до конца любой деятельности, решаются задачи трудового воспитания.
Оснащение среды не ограничивается групповыми помещениями и благоустройством территории, в МБДОУ № 561 для решения задач обучения и воспитания используются коридоры и рекреации детского сада, в которых создан этнографический мини-музей «Русская изба», познавательный мини-музей «Загадочный космос», литературный музей «В гостях у сказки». Экскурсоводами в мини-музеях выступают дети, которые рассказывают о различных экспонатах музея, проводят тематические игры с посетителями музея - детьми из других групп. Лестничные пролёты крашены плоскостными изображениями и объемными элементами, способствующими положительному эмоциональному настрою и художественно-эстетическому развитию. К украшению помещений детского сада активно привлекаются обучающиеся. Дети вместе с родителями собирают и изготавливают экспонаты для мини-музея, сами изготавливают поделки для украшения помещений детского сада.
Особенности межличностных отношений отвечают стратегии взаимодействия с семьёй - взаимодействие, при котором все участники образовательного процесса (дети, педагоги, родители) имеют право голоса,
могут предлагать варианты мероприятий, идеи развития предметной пространственно-развивающей среды, участвовать в проведении мероприятий.
Эффективная коммуникация между всеми участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями) имеет значение в структуре образовательной среды ДОО. Эффективность данной модели обеспечивается высоким профессионализмом педагогического коллектива, его готовностью к проявлению коммуникативной компетенции, к творческой и инновационной деятельности. Поскольку умение слышать ребенка, слышать родителей, строить отношения, построенные на сотрудничестве - одно из необходимых умений современного педагога. Именно эти идеи являются ориентиром для педагогического коллектива при организации взаимоотношений с детьми и родителями. Этой цели служат дни открытых дверей, родительские конференции. В ходе которых родители - не просто слушатели, но активные участники обсуждения и реализации предложенных и принятых всеми идей.
Комфортные условия для эффективного взаимодействия создаются благодаря личностно-ориентированному подходу при взаимодействии с обучающимися и их семьями. Личностно-ориентированная модель взаимодействия позволяет успешно формировать субъектную позицию каждого участника образовательного процесса [5]. Не только педагог или родитель, обладая субъектностью, влияет на ребенка, обеспечивая его развитие, но и деятельность детей качественно меняет деятельность педагога, близкого взрослого. Педагоги стремятся к поиску новых форм, методов и содержания образовательного процесса, которые будут соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка. Мы можем говорить и о субъектности ребенка. Развитие при этом носит дуалистический характер - ребенок приобретает новые качества, педагоги растут профессионально. Этому способствует такая форма организации образовательного процесса, как утренний и вечерний круг. В ходе утреннего круга педагог и дети обсуждают план на день или неделю, рассматривают различные предложения. При этом есть некая обязательная часть (компонент программы, непосредственно-образовательная деятельность,
мероприятия плана воспитательной работы), а есть вариативная часть, которую предлагают и выбирают дети. Таким образом, дети привыкают к тому, что не всегда можно делать то, что хочется, что у них есть определенные обязанности и ответственность, но не подавляется их инициатива.
Проектная деятельность. В образовательном процессе используются проекты различных типов: исследовательские, информационные, творческие, ролево-игровые, практико-ориентированные и нормотворческие. Дети постепенно учатся выделять проблему, тему проекта, ставить задачи и планировать деятельность всех участников группы, распределять обязанности и брать на себя ответственность, знакомятся с различными источниками информации, учатся анализировать не только полученный результат, но и ход выполнения проекта, возможные варианты поиска ответа на поставленный вопрос. Роль взрослого постепенно меняется в зависимости от того, как формируются у детей навыки проектной деятельности. Если поначалу взрослый играет довольно активную роль, то постепенно он лишь участвует и направляет детей в ходе проектной деятельности.
Акция. Форма организации совместной деятельности ребёнка и взрослого (ребёнок + родитель, законный представитель + педагог). Акции, проводимые в МБДОУ № 561 несут социальный, экологический, патриотический характер. Традиционно в детском саду проводятся следующие акции с привлечением социальных партнёров и родительской общественности: акция «Зелёная волна», направленная на озеленение территории детского сада (высадка саженцев, многолетних цветов). Акция «Подари добро», направленная на социальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям - отказникам. Акция «Синичкин дом», направленная на охрану окружающей среды. Акция «Цветы памяти», направленная на патриотическое воспитание детей, воспитание уважительного отношения к ветеранам ВОВ.
Конкурс. Форма организации результатов самостоятельной деятельности детей, а также совместной творческой деятельности ребёнка и взрослого. Подобные конкурсы направлены на развитие творческих способностей,
инициативности, самостоятельности, активной жизненной позиции. В МБДОУ № 561 организуются и проводятся следующие конкурсы: конкурсы декоративно - прикладного творчества «Чудеса огородные», «Военная техника своими руками», «Самая лучшая открытка для мамы», «Новогодняя ёлочка», «Самое лучшая новогодняя игрушка» и т.д. Конкурсы художественного творчества: «Дорожная безопасность в картинках», «Огонь - друг, Огонь -враг», «Портрет мамы», «Салют ВОВ» и т.д. Литературные конкурсы: «Знаем, помним...», «Доброта и дружба» и т.д. Смотры-конкурсы: «Самый лучший зимний участок», «Синичкин день», «Огород на окне» и т. д.
Экскурсия. Форма организации деятельности ребёнка и взрослого, направленная на расширение кругозора, экологическое, патриотическое воспитание в зависимости от поставленной цели.
Клубный час. Технология организации «клубного часа» состоит в том, что дети могут в течение определенного времени (как правило, 30-40 минут) свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный зал, физкультурный зал, лабораторию, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. За выполнение заданий, правильные ответы, социально-одобряемое поведение дети награждаются специальными жетонами, на которые можно приобрести призы для группы. Через 40 минут по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы.
С помощью этой формы организации воспитатели создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми.
Цели клубного часа: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, учить планировать свои действия и оценивать результаты, воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим, учить решать спорные вопросы и улаживать конфликты, учит ориентироваться в пространстве, пользоваться план-схемой.
Важнейшим фактором образовательного процесса является взаимодействие педагог-родитель. Родитель обладает значительным педагогическим ресурсом, дополняет процесс обучения в ДОО положительным опытом семейного воспитания. Позитивное целенаправленное взаимодействие взрослых субъектов образовательного процесса - педагогов и родителей -предпосылка формирования условий, благоприятных для развития ребенка. Кроме того, важно отметить, что именно родители, как никто, знают своего ребенка и эффективное взаимодействие с ними поможет педагогу лучше сориентироваться в индивидуальных личностных особенностях воспитанника.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Целью первых собраний (встреч) всегда является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения в МБДОУ № 561 используются специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами (Игровые упражнения «Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.). Такие собрания проводятся регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.
На собраниях и различных встречах, воспитывающие взрослые постоянно сообщают друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка, о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Организовано эффективное информирование родителей по самым актуальным темам воспитания и обучения детей раннего и дошкольного (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при
получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).
Одной из эффективных форм предоставления информации являются информационные стенды, расположенные в холлах и приемных групп. Педагогами размещается большое количество различной информации: информация об образовательном процессе, режим пребывания детей, консультации и памятки для родителей, творческие отчёты о проделанной работе, фотовыставки, выставки рисунков и много другое.
В подготовке стендовой информации также принимают участие родители воспитанников, используя фотографии и иллюстрационный материал.
Информирование родителей происходит также посредством официального сайта МБДОУ № 561, с помощью которого каждый родитель может ознакомится с документацией детского сада, просмотреть фотографии своих детей, ознакомится с актуальными новостями и т.д.
Особое внимание педагогический коллектив уделяет педагогическому просвещению родителей (законных представителей), которое включает обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.
Функцию просвещения родителей выполняет не только детский сад, но и его партнеры, в том числе организации, объединяющие родительскую общественность. Родителям предоставлено право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом -психологом, старшим воспитателем, группой родителей и т.д.).
Следует отметить, что одним из важных преимуществ ООП ДО является то, что она обеспечена пособиями не только для педагогов, но и для родителей,
что помогает педагогам поддерживать образовательную деятельность, проводимую в рамках детского сада, домашними занятиями, рекомендациями для родителей и т.д.
Возможности социума - ещё один ресурс для реализации задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живёт. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. МБДОУ М№ 561 обеспечивает учет условий, в которых осуществляется воспитательная деятельность: национально-культурные: - поликультурное пространство взаимодействия субъектов образовательного процесса, -общечеловеческие ценности (любовь, доброта, дружба), - национальные традиции (на основании государственных, народных и православных праздников). Свердловская область - промышленный, многонациональный регион, с разнообразным богатым растительным и животным миром. В процессе организации различных видов детской деятельности дети знакомятся с особенностями региона. Программой предусмотрено ознакомление дошкольников городом Екатеринбург. Для каждой возрастной группы разработаны различные мероприятия, направленные на привитие детям чувства любви к своему городу, в котором они живут, своей малой родине на основе приобщения к природе, культуре, традициям, характерным для города Екатеринбурга. Ведущие отрасли экономики города Екатеринбурга обуславливают тематику ознакомления с трудом взрослых - различные профессии их родителей, воспитывать уважительное отношение к труду и желание в будущем трудиться на благо развития своего города. Педагоги знакомят воспитанников с работами и успехами талантливых екатеринбуржцев, побуждая тем самым проявлять себя и свое творчество, гордится Екатеринбургом. Одно из ведущих направлений в развитии Екатеринбурга -развитие спорта и воспитание у подрастающего поколения потребности в занятиях спортом. Педагоги МБДОУ уделяют особое внимание сохранению и укреплению здоровья воспитанников, привития у них потребности соблюдения
основ здорового образа жизни и любви к физической культуре и спорту. Большое значение уделяется двигательному режиму, смене статичных поз в режимных моментах, использованию здоровьесберегающих технологий и профилактических мероприятий. Учитываются климатические особенности: достаточно длинный весенний и осенний периоды, короткий световой день, морозная зима с низкими температурами, нестабильные погодные условия в межсезонные периоды. В связи с тем, что в холодное время года дети не могут осуществлять прогулки с учётом требований санитарных правил, программа предусматривает включение в двигательный режим (вовремя, отведённое для прогулок) спортивных, хороводных, подвижных игр. В целом образовательный процесс составляется в соответствии с двумя периодами: холодный период: (сентябрь - май) и теплый период (июнь - август). При организации процесса воспитания педагогами МБДОУ применяются современные образовательные технологии, направленные на организацию в МБДОУ пространства детской реализации. В соответствии с концепцией модернизации российского образования стратегические цели образовательного учреждения могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями социальных институтов.
Психолого-педагогические условия, создаваемые в МБДОУ № 561 обеспечивают решение задач социализации, обучения и воспитания обучающихся. Важное место занимает личностно-ориентированный подход. Принятие ребенка и его семьи с их возможностями, потребностями и интересами - важный фактор развития ДОО, который побуждает педагогов к постоянному поиску новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое). Педагогический коллектив МБДОУ № 561 рассматривает «занятие» как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их, деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием
разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом. При создании образовательной среды педагоги ориентируются на развивающий характер, а также на эмоциональное благополучие всех участников образовательных отношений, что способствует эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств.
Немаловажно оказание ранней коррекционной помощи детям с ООП, в том числе с ОВЗ на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению ДО, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования, для чего в МБДОУ № 561 функционирует психолого-педагогический консилиум для определения индивидуального маршрута обучения и воспитания каждого ребенка.
Кроме того, обучающимся предлагается большой выбор кружков для развития творческих и интеллектуальных способностей, также спортивно-оздоровительной направленности, зачисление в которые происходит по итогам педагогической диагностики и выявления запроса родителей.
Организованная таким образом образовательная среда, которая учитывает такие компоненты, как предметная пространственно-развивающая среда, взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая педагогов, обучающихся и членов их семей, возможности социального окружения, программно-методический комплект, который совершенствуется и изменяется в соответствии с тенденциями развития системы образования и запроса общества и государства, способствует решению современных задач воспитания и обучения, стоящих перед системой образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. 75 с;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» с дополнениями и изменениями на 18.11.2022;
3. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. 2011. № 11. С. 82-97;
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек;
5. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. № 5. С. 24-26;
6. Лексакова Н.В. Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 221-225;
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с
Starostina S.N.
Kindergarten No. 561 (Ekaterinburg, Russia)
IMPLEMENTATION OF TRAINING AND EDUCATION TASKS
PRESCHOOL CHILDREN VIA CREATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEO IN ACCORDANCE WITH REQUIREMENTS OF FOP DO
Abstract: the author clarifies the definition of the concept of "educational environment" and analyzes the various components of the educational environment. The article examines the potential of the material and technical base, software and methodological complex, interaction between adults and children, including the possibilities of family and society, as well as the psychological and pedagogical conditions of a preschool educational organization for solving the problems of teaching and raising preschool children.
Keywords: educational environment, preschool organization, children.