Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / психологическая безопасность среды / развивающая предметно-пространственная среда / мониторинг / диагностика / оценка и прогнозирование / preschool education / psychological safety of the environment / developing subject-spatial environment / monitoring / diagnostics / assessment and forecasting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пяткова Елена Владимировна, Шумовская Альфия Гамировна

В данной статье описана процедура проведения мониторинга психологической безопасности среды в дошкольных образовательных организациях. Авторы анализируют нормативно-правовые документы по заявленной проблеме, описывают критериально-диагностический аппарат исследования. В процесс проведения мониторинга среды дошкольной образовательной организации относительно психологической безопасности авторы включили диагностику психологической безопасности детей, педагогов, экспертизу развивающей предметно-пространственной среды. Дана оценка текущего состояния психологической безопасности среды дошкольной образовательной организации и негосударственного дошкольного учреждения. В качестве выводов сделан прогноз относительно возможных путей развития исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пяткова Елена Владимировна, Шумовская Альфия Гамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF PSYCHOLOGICAL SAFETY IN THE ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article describes the procedure for monitoring the psychological safety of the environment in preschool educational organizations. The authors analyze regulatory documents on the stated problem, describe the criteria-diagnostic apparatus of the study. In the process of monitoring the environment of a preschool educational organization regarding psychological safety, the authors included diagnostics of the psychological safety of children, teachers, and an examination of the developing subject-spatial environment. An assessment is made of the current state of psychological safety of the environment of a preschool educational organization and a non-state preschool institution. As conclusions, a forecast was made regarding possible ways of development of the process under study.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373.2

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-265-276

Пяткова Елена В.

магистрант 2 курса направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование»

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск 664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1 e-mail: elena.pyatkova.077@gmail.com

Шумовская Альфия Гамировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования,

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск 664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1 e-mail: alenkiy27@mail.ru

МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Elena V. Pyatkova

Master student of the 2nd 44.04.01 «Pedagogical education» profile «Preschool education"

FGBOU VO "Irkutsk State University», Irkutsk 664003 Irkutsk, st. Karl Marx, 1 e-mail: elena.pyatkova.077@gmail.com

Alfiya G. Shumovskaya

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool

Education

FGBOU VO "Irkutsk State University", Irkutsk 664003 Irkutsk, st. Karl Marx, 1 e-mail: alenkiy27@mail.ru

MONITORING OF PSYCHOLOGICAL SAFETY IN THE ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© Пяткова Е.В., Шумовская А.Г., 2023

Аннотация. В данной статье описана процедура проведения мониторинга психологической безопасности среды в дошкольных образовательных организациях. Авторы анализируют нормативно-правовые документы по заявленной проблеме, описывают критериально-диагностический аппарат исследования. В процесс проведения мониторинга среды дошкольной образовательной организации относительно психологической безопасности авторы включили диагностику психологической безопасности детей, педагогов, экспертизу развивающей предметно-пространственной среды. Дана оценка текущего состояния психологической безопасности среды дошкольной образовательной организации и негосударственного дошкольного учреждения. В качестве выводов сделан прогноз относительно возможных путей развития исследуемого процесса.

Ключевые слова: дошкольное образование, психологическая безопасность среды, развивающая предметно-пространственная среда, мониторинг, диагностика, оценка и прогнозирование.

Abstract.. This article describes the procedure for monitoring the psychological safety of the environment in preschool educational organizations. The authors analyze regulatory documents on the stated problem, describe the criteria-diagnostic apparatus of the study. In the process of monitoring the environment of a preschool educational organization regarding psychological safety, the authors included diagnostics of the psychological safety of children, teachers, and an examination of the developing subject-spatial environment. An assessment is made of the current state of psychological safety of the environment of a preschool educational organization and a non-state preschool institution. As conclusions, a forecast was made regarding possible ways of development of the process under study.

Key words: preschool education, psychological safety of the environment, developing subject-spatial environment, monitoring, diagnostics, assessment and forecasting.

Безопасность как базовая потребность личности должна быть обеспечена на всем протяжении жизни человека, в том числе и в период дошкольного детства. Именно на данном этапе у детей формируется фундамент психологического здоровья, который оказывает существенное влияние на то, как сложится дальнейшая жизнь ребенка. В связи с этим важно обеспечить психологическую безопасность детей не только в семье, но и в дошкольной образовательной организации.

Обратимся к нормативно-правовым документам относительно данного вопроса. В федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» в разделе «Дошкольное образование» статьи 64 в пунктах 1, 2 прописано следующее: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной

деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [16]. Добавим, что достижение данной цели, безусловно, может быть реализовано благодаря психологической безопасности, как образовательной среды дошкольной образовательной организации, так и психологическим состоянием всех субъектов образовательного процесса.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [15]. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» указано, что педагог должен «участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды» [Там же], а воспитателю необходимо «регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды», «анализировать реальное состояние дел в учебной группе и поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу» и «защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях» [Там же]. В связи с обозначенными позициями в анализируемых документах актуализируется требование к педагогу относительно создания и поддержания им безопасной и комфортной среды в группе детского сада, создания условий для обеспечения и поддержки психологической безопасности детей, что, безусловно, будет влиять на успешное и благоприятное развитие процессов обучения и воспитания, улучшение взаимоотношений с родителями, а также раскрытие профессионального потенциала самих педагогов [10, 11].

Над теоретическими подходами к понятию психологической безопасности детей работали такие исследователи как Ю.А. Афонькина [2], которая связывает психологическую безопасность с защищенностью от угроз, И.А. Баева [3] указывает на неразрывность понятий «психологическая безопасность среды» и «психологическая безопасность личности», Е.В. Барышникова акцентирует внимание на тесную связь психологической безопасности и предметно-развивающей среды дошкольной организации, И.В. Дубровина исследует понятие «психологическое здоровье личности» как феномен, А.Ю. Качимская считает, что психологическая безопасность среды дошкольников подразумевает исследование психологического состояния дошкольников, А.Ю. Коджаспиров и Г.М. Коджаспирова выделили источники угрозы психологической безопасности, Т.С. Сантаева указывает на необходимость грамотно организовывать работу с родителями для обеспечения психологической безопасности среды. Проблемой психологической безопасности образовательной среды занимались такие ученые как: И.А. Баева (концепция безопасности образовательной среды), М.В. Погодаева (концепция проектирования пространства безопасного детства) и др.

Проблеме диагностики компонентов психологической безопасности, психологического здоровья личности уделяли: В.А. Ананьев, И.А. Баева, А.Ю. Коджаспиров и Г.М. Коджаспирова, Т.Д. Марцинковская, С.В. Валеева, Г.С. Кожухарь, В.В. Ковров, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен и др.

Несмотря на обозначенные исследования, проблема психологической безопасности среды дошкольной образовательной организации на современном этапе развития дошкольного образования является неразрешенной и требует особого внимания со стороны взрослых. Кроме этого, выявляется потребность в исследовании не только самой сущности психологической безопасности среды, ее обеспечения с учетом всех влияющих на нее факторов и условий, но также и ее мониторинга. В данном исследовании мы придерживаемся позиции Т.А. Стефановской относительно сущности понятия «мониторинг» («диагностика, оценка и прогнозирование состояние педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов и перспектив развития)»), а также определений понятий «диагностика», «оценка» и «прогнозирование», данные автором. «Диагностика - это процесс установления уровня развития, образования и воспитанности детей. Оценка - это мнение в отношении кого-либо, чего-либо в сравнении его с эталоном. Прогнозирование - это предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности» [13].

Вслед за А.Ю. Коджаспировыми и Г.М. Коджаспировой под психологической безопасностью мы понимаем «состояние, характеризующее среду образовательного учреждения, фиксируемую через отношения субъектов взаимодействия, защищенную от переживания дискомфорта в совместной деятельности» [7].

И.А. Баева указывает, что «психологическая безопасность среды» - это «образовательная среда, свободная от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающая референтную значимость среды и обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников» [3].

Автор считает основными психологическими характеристиками образовательной среды следующее: доброжелательную атмосферу; высокий уровень вовлеченности субъектов образовательного процесса в образовательную среду; удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды; уважительное отношение участников образовательной среды [3], которые будут учтены нами при проведении мониторинга.

Цель исследования - организация мониторинга психологической безопасности среды дошкольной образовательной организации, включающая диагностику, оценку и прогнозирование состояния психологической безопасности детей, педагогов и собственно развивающей предметно-пространственной среды, определение перспективы развития исследуемого процесса по ее улучшению.

Исследование проводилось на двух базах г. Иркутска: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 41 (далее - ДОО) и Негосударственное дошкольное учреждение «Андрюшка» г. Иркутска (далее - НДУ). В исследовании приняли участие: дети старшей группы от 5 до 6 лет в количестве 27 человек, 2 педагога (на базе ДОО) и 10 детей старшего дошкольного возраста, 2 педагога (на базе НДУ). Всего в исследовании приняло участие 37 детей и 4 педагога.

На первом этапе мы разработали критериально-диагностический аппарат исследования, включающий в себя изучение:

- психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста (социально-психологическая атмосфера в группе, с родителями, педагогами, эмоциональное состояние детей к себе и к окружающим людям, тревожность детей);

- психологической безопасности педагогов (психологическая защищенность, комфортность педагогов, удовлетворенность образовательной средой, степень здоровья личности педагогов);

- состояния развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (безопасность всех ее элементов, насыщенность согласно возрастным возможностям детей, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность).

Для исследования был подобран следующий диагностический инструментарий:

- наблюдение за детьми в процессе совместной деятельности со сверстниками, педагогами, в самостоятельной деятельности; методики определения социально-психологического климата («Капитан корабля», авторы Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [12], «Два Домика» (автор Т.Д. Марцинковская) [8], эмоционального состояния к себе и к окружающим людям («Разноцветные домики», авторы Н.И. Ганошенко, И.В. Тихомирова); тесты на определение тревожности у дошкольников («Паровозик», автор С.В. Валиева) [4], («Выбери нужное лицо», автор В. Амен) [14];

- анкетирование педагогов (опросник Г.С. Кожухарь, В.В. Коврова «Экспресс-диагностика безопасности образовательной среды детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», Опросник 4 «Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС) для педагогов, адаптированный А.Г. Шумовской и Е.В. Пятковой) [6]; аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев)) [1];

- экспертный лист развивающей предметно-пространственной среды старшей группы № 10 МБДОУ г. Иркутска детский сад № 41 и НДУ «Андрюшка».

Уровневыми показателями по критериям относительно детей и педагогов определены нами как низкий, средний и высокий.

Рис. 1. Уровень психологического безопасности детей дошкольного возраста в ДОО и НДУ

Обратимся к результатам исследования по детям (рис. 1). Итак, на низком уровне психологической безопасности находятся 29,6% (8 человек) в ДОО и 0% детей в НДУ. Данные дети характеризуются неуверенностью в себе, низкой самооценкой, часто испытывают страх перед неизвестным, не проявляют инициативу, бывают скромными и застенчивыми, на занятиях зачастую уходят от деятельности в мир своих фантазий, они ранимы, не могут справиться со своими отрицательными эмоциями (обидой, тревогой), которые могут перейти в гнев и даже агрессию и мстительность. Таких детей часто считают «отвергнутыми».

На среднем уровне психологической безопасности находятся 44,4% (12 человек) в ДОО и 30% (3 человека) детей в НДУ. Дети этого уровня отличаются редким проявлением инициативы, относительной пассивностью, невнимательностью, при выполнении заданий часто оглядываются на взрослого, могут найти правильное решение в сложившихся ситуациях, но не уверенны в нем.

Высоким уровнем психологической безопасности обладают 25,9% (7 человек) в ДОО и 70% (7 человек) в НДУ. Для данных детей характерно проявление инициативы, высокая самооценка, высокая активность, жизнерадостность, стремление к познанию, уверенность в себе, высокий уровень овладения различными видами деятельности, оригинальные решения поставленных задач и т.д. Очень часто это дети «звезды», «лидеры», обладающие организаторскими способностями.

Рис. 2. Результаты анкетирования педагогов по опроснику (авторы Г.С. Кожухарь

и В.В. Ковров)

Анализ результатов по педагогам показал следующее. Анкетирование педагогов по опроснику Г.С. Кожухарь и В.В. Коврова (рис. 2) показало, что у педагогов ДОО степень психологической защищенности соответствует 58,3% (педагог 1) и 79,2% (педагог 2), психологическая комфортность у данных педагогов по 75% (педагог 1 и педагог 2), удовлетворенность образовательной средой - 91,7% (педагог 1) и 66,7% (педагог 2).

У педагогов НДУ выявлена степень психологической защищенности -95,8% (педагог 3) и 91,7% (педагог 4), психологическая комфортность - 100% (педагог 3) и 91,7% (педагог 4), удовлетворенность образовательной средой -100% и 91,7% соответственно.

Таким образом, у педагогов ДОО наблюдается сниженный уровень удовлетворенности образовательной средой и степень психологической защищенности, в НДУ указанные показатели достаточно высокие.

По аутоаналитическому опроснику здоровой личности (автор В.А. Ананьев) (рис. 3) мы определили, что педагоги ДОО обладают умеренной степенью здоровья личности и у них есть резервы к совершенствованию (у педагога 1 - 73,3%, у педагога 2 - 75%).

Уровни психологической безопасности педагогов по

методики Ананьева В.А

120 ^05^02

100 88 90

03 0 1 80 ■ Педагоги - МДОУ №41

ю

§ 60 о ■ Педагоги НДУ

<и 1 40

£ 20

00

0

низкий уровенредний уровеньсокий уровень

Рис. 3. Результаты исследования по аутоаналитическому опроснику здоровой личности

(автор В.А. Ананьев)

А у педагогов НДУ определена уверенная степень зрелости личности (у педагога 3 - 87,5%, у педагога 4 - 85%). Таким образом, в ДОО у педагогов «есть резервы к совершенствованию», в НДУ уровень взросления личности высокий, педагогам удалось «выйти на новый виток человеческого существования» [1].

Педагоги 1 и 2 ДОО, уделяющие много времени саморазвитию, знающие как организовать психологически безопасную среду для детей старшей группы, не могут обеспечить высокий уровень психологической безопасности детям старшего дошкольного возраста из-за большой общественной нагрузки, психологической незащищенности, недостаточной удовлетворенностью образовательной средой, низкой заработной платы.

Опытный педагог 3 и молодой педагог 4 НДУ с легкостью справляются с обеспечением психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста, так как сами обладают высоким уровнем психологической безопасности.

Таким образом, анализируя полученные данные, отметим, что педагоги ДОО обладают недостаточным уровнем психологической безопасности, у них прослеживается состояние психологического выгорания, работа с детьми сводится к формализму, отсутствует заинтересованность в каждом ребенке, часто такие педагоги пребывают в состоянии раздражения и усталости, что приводит к неизбежному снижению уровня психологической безопасности детей дошкольного возраста. Снижение психологической безопасности педагогов в ДОО, на наш взгляд, объясняется чрезмерной загруженностью, отсутствием времени для саморазвития, наличием дополнительных общественных нагрузок (оформление клумб на территории детского сада, покрасочные работы и т.д.), ежегодное доукомплектование группы ДОО воспитанниками.

Педагоги НДУ способны обеспечить психологическую безопасность детям старшего дошкольного возраста, так как сами обладают высоким уровнем психологической безопасности, проявляют в своей работе заинтересованность в каждом ребенке, создают атмосферу уюта, комфорта и безопасности для детей, доброжелательны. Дети всегда могут получить от них ответ на заданный вопрос, что обеспечивает высокий уровень их психологической безопасности.

Обратимся к результатам экспертизы развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО частично соответствует требованиям к РППС согласно ФГОС ДО и особенностям развития детей старшего дошкольного возраста. Она не всегда учитывает ежедневные потребности практической деятельности детей старшей группы, что закономерно влияет на уровень психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста. В группе нет легко трансформируемых модулей, без помощи взрослого, детям доступны не все предметы (есть высоко расположенные полки с книгами, играми и альбомами), интерьер в группе не меняется. Существует дефицит дидактического материала, учебно-методическое обеспечение не полностью удовлетворяет потребности педагогического коллектива, ощущается нехватка технических средств, чтобы полностью перейти на ведение документации в электронном виде и оптимизировать рабочее время педагогов, что в свою очередь может влиять и на уровень психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда в НДУ насыщенна согласно возрастным возможностям детей, постоянно пополняется, трансформируется под необходимые условия, отвечает всем требованиям безопасности, в группе виден «след ребенка», имеются «говорящие стены». Тем не менее отсутствует центр уединения.

Процентное соотношение наполнения РППС в старшей группе ДОО равно 92,2%, что соответствует достаточно высокому показателю, тем не менее несмотря на данные количественные показатели, пополнение РППС согласно требованиям ФГОС ДО остается одной из главных проблем МБДОУ г. Иркутска детский сад № 41.

Процентное соотношение наполнения РППС в старшей группе НДУ равно 96,9%, что соответствует достаточно высокому показателю. РППС НДУ постоянно обновляется и пополняется, вызывая и поддерживая интерес у детей для организации совместных сюжетно-ролевых игр, творчества, конструирования, что повышает психологическую безопасность детей. РППС НДУ насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная. В НДУ под РППС для ее расширения используется дополнительное пространство лестниц («говорящие стены»), что создает для ребенка комфортную, доброжелательную атмосферу с самых первых минут пребывания в детском саду, отвлекая от переживаний и настраивая на положительные эмоции, тем самым повышая психологическую безопасность детей.

Таким образом, оценка состояния образовательной среды позволяет определить конкретные действия по улучшению психологической безопасности среды дошкольных организаций. Для повышения уровня психологической безопасности образовательной среды в ДОО необходимо создать благоприятную атмосферу внутри группы за счет проведения ряда игр для укрепления психологического здоровья детей, применения арт-терапии (обучать детей рисовать по неклассической технике Погодиной С.В.), театротерапии (кукольные представления «Как хорошо быть вежливым», «Добрые дела»), музыкальное воспитание (слушать с детьми звуки природы, классическую музыку: произведения В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, М.И. Глинки) и др. Рекомендуем проводить контроль за самочувствием детей и эмоционального состояния, развивать предметно-пространственной среду группы и детского сада за счет поделок и рисунков самих детей («детский след»); увеличение круга общения детей с другими детьми и взрослыми за счет взаимодействия и общих мероприятий с детьми других групп, дополнить РППС группы самодельными модульными блоками из картонных коробок разного размера и оформить их по замыслу детей. Совместно с родителями возможно проведение мастер-классов по улучшению взаимодействия с детьми, семинаров по правильной организации режима труда и отдыха детей для обеспечения психологической безопасности среды для детей дошкольного возраста. Рекомендуем также организовывать тренинги для педагогов по профилактике эмоционального выгорания. Относительно РППС необходимо обустроить групповые помещения модульными центрами активности, легко трансформируемые под потребности свободной игры детей до создания своего уклада в группе, а также рекомендуем создать центр краеведения и центр добрых дел.

В НДУ важно сохранить уровень психологической безопасности детей, а для этого необходимо продолжать обновлять и пополнять РППС (приобрести мягкие модули, создать центр добрых дел, обустроить уголок уединения, добавить модули из бумажных коробок, оформленные детьми по своему усмотрению). Рекомендуем провести с детьми серию игр для повышения психологической безопасности детей, посмотреть театральные представления кукольного театра, затрагивающие темы доброжелательного взаимодействия детей друг с другом и взрослыми, такие как «Как хорошо быть вежливым», «Добрые дела», «Об уважении старших». Рекомендуем устроить выездную экскурсию в зоопарк и ботанический сад (общение с животными и растениями повышает психологическую безопасность детей), провести комплекс мер по профилактике психоэмоционального состояния детей с помощью водных процедур, оздоровительных игр, значительно повышающих эмоциональное состояние детей. С педагогами мы предлагаем провести тренинги, мастер-классы на темы: «Обеспечение психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста», «Индивидуальный подход к каждому ребенку». С родителями можно организовать собрания и индивидуальные консультации по темам: «Как повысить психологическую безопасность детей?», «Организация режимных моментов в выходные и праздничные дни».

Таким образом, мониторинга психологической безопасности среды дошкольных организаций позволяет сделать следующие выводы. Психологическая безопасность среды в дошкольной образовательной организации, включающая защищенность всех участников образовательных отношений, является фундаментом развития личности детей и их успешности в будущем и безопасности в обществе. Важно помнить, что «укрепление психологического здоровья предполагает внимание взрослых к внутреннему миру ребенка (любого возраста), к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой» [5]. Поэтому педагогам дошкольных организаций необходимо устанавливать тесный контакт с каждым ребенком, чтобы лучше узнать его внутренний мир и стремиться повышать уровень его психологической безопасности. А в каждом дошкольной организации важно уделять мониторингу психологической безопасности среды должное внимание, так как он помогает предвидеть изменения в развитии личности ребенка и позволяет своевременно предупредить и скорректировать намеченные отклонения относительно психологической безопасности.

Список литературы

1. Ананьев В.А. Аутоаналитический опросник здоровой личности [Электронный ресурс]. - URL: https://lektsiopedia.org/other/lek-1112.html м

2. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. - Волгоград : Учитель, 2013. - 105 с.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технология создания : автореф. на соиск. ученой степ. д-ра психол. наук: 19.00.07 - педагогическая психология. - СПб., 2002. - 45 с.

4. Валеева С.В. Методика «Паровозик» [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2022/07/13/metodika-parovozik-stimulnyy-material (дата обращения: 12.06.2023).

5. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования : науч.-методолог. журн. - 2009. - № 3 (20). - С. 17-22.

6. Кожухарь Г.С. Представления учащихся о безопасности образовательной среды и организации воспитательной деятельности в школе / под ред. И.А. Баевой // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение : сб. науч. ст. - М. : МГППУ, 2013. - С. 31-35.

7. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений : курс лекций. - М. : Проспект, 2017. - 464 с.

8. Марцинковская Т.Д. Методика «Два домика» [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/sotsiometricheskaia-metodika-dva-domika-po-t-d-mar.html (дата обращения: 12.06.2023).

9. Морковина И.А. К вопросу о педагогическом мониторинге [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2022. - № 51 (446). - С. 204-208. -URL: https://moluch.ru/archive/446/98209/ (дата обращения: 12.06.2023).

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования) (воспитатель учитель)» от 18 октября 2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014) [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 12.06.2023).

11. Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 г. № 28 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения: 12.06.2023).

12. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М. : ВЛАДОС, 2005. -158 с.

13. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство : учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. - М. : Совершенство, 1998. - 368 с.

14. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности Методика «Выбери нужное лицо» [Электронный ресурс]. - URL: https://psi-school.ru/metodika-vyberi-nuzhnoe-liczo-detskij-test-trevozhnosti/ (дата обращения: 12.06.2023).

15. Федеральный Государственный Образовательный стандарт Дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 12.06.2023).

16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. -URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения: 12.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.