Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Л. Л.

В статье представлена актуальная проблема в области методической деятельности дошкольной образовательной организации - методическое сопровождение педагогов в развитии детей раннего возраста. Поставлена цель разработки системы такого сопровождения при решении задач воспитания и обучения детей от года до трех лет. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке методологических и методических основ сопровождения педагогов в развитии детей раннего возраста. Представлены результаты исследования мнения воспитателей детских садов г. Сургут и Сургутского района, направленного на выявление проблем воспитания и обучения детей раннего возраста и разработку методических рекомендаций по сопровождению педагогов в данном процессе. Результаты диагностического исследования позволили автору статьи выявить трудности разработки и реализации образовательных программ, проектирования развивающей предметно-пространственной среды, организации разных видов детской деятельности, сотрудничества с родителями детей раннего возраста. Предложены такие формы методической работы, как консультации, семинары-практикумы, деловые игры, организация педагогических мастерских, проектирование сайта дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашкова Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS IN EARLY CHILDREN DEVELOPMENT

The article presents an urgent problem in the field of methodical activities of a preschool educational organization -methodical support of teachers in the development of young children. The goal is to develop a system of such support when solving problems of upbringing and teaching children from one to three years old. The relevance and novelty of the material lies in the development of methodological and methodical foundations for supporting teachers in the development of young children. The results of the study of the opinion of kindergarten teachers in the city of Surgut and the Surgut region, aimed at identifying the problems of upbringing and teaching young children and developing guidelines for accompanying teachers in this process, are presented. The results of the diagnostic study allowed the author of the article to identify the difficulties in the development and implementation of educational programs, in the design of a developing subject-spatial environment, in the organization of various types of children's activities, and in cooperation with parents of young children. Such forms of methodical work as tutorial, workshops, business games, organization of pedagogical workshops, design of a website for a preschool educational organization are proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.005

УДК 372.365:37.012 ББК 74.104

Л.Л. ЛАШКОВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

L.L. LASHKOVA

METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS IN EARLY CHILDREN DEVELOPMENT

В статье представлена актуальная проблема в области методической деятельности дошкольной образовательной организации — методическое сопровождение педагогов в развитии детей раннего возраста. Поставлена цель разработки системы такого сопровождения при решении задач воспитания и обучения детей от года до трех лет.

Актуальность и новизна материала заключаются в разработке методологических и методических основ сопровождения педагогов в развитии детей раннего возраста. Представлены результаты исследования мнения воспитателей детских садов г. Сургут и Сургутского района, направленного на выявление проблем воспитания и обучения детей раннего возраста и разработку методических рекомендаций по сопровождению педагогов в данном процессе.

Результаты диагностического исследования позволили автору статьи выявить трудности разработки и реализации образовательных программ, проектирования развивающей предметно-пространственной среды, организации разных видов детской деятельности, сотрудничества с родителями детей раннего возраста. Предложены такие формы методической работы, как консультации, семинары-практикумы, деловые игры, организация педагогических мастерских, проектирование сайта дошкольной образовательной организации.

The article presents an urgent problem in the field of methodical activities of a preschool educational organization — methodical support of teachers in the development of young children. The goal is to develop a system of such support when solving problems of upbringing and teaching children from one to three years old.

The relevance and novelty of the material lies in the development of methodological and methodical foundations for supporting teachers in the development of young children. The results of the study of the opinion of kindergarten teachers in the city of Surgut and the Surgut region, aimed at identifying the problems of upbringing and teaching young children and developing guidelines for accompanying teachers in this process, are presented.

The results of the diagnostic study allowed the author of the article to identify the difficulties in the development and implementation of educational programs, in the design of a developing subject-spatial environment, in the organization of various types of children's activities, and in cooperation with parents of young children. Such forms of methodical work as tutorial, workshops, business games, organization of pedagogical workshops, design of a website for a preschool educational organization are proposed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, воспитание, обучение, развитие, сотрудничество с родителями.

KEYWORDS: methodical support, young children, preschool educational organization, upbringing, training, development, cooperation with parents.

ВВЕДЕНИЕ. Раннее детство — особый период в жизни ребёнка. Данный период имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, определяющих содержание и методы воспитания и требующих создания для детей специальных условий жизни (Н.М.Аксарина, Л.Н.Галигузова, И.А.Лыкова, Г.М.Лямина, К.Л.Печора, Е.О.Смирнова и др.). Характеризуя ребенка раннего возраста, следует отметить интенсивность физического и психического развития, повышенную ранимость организма, недостаточную морфологическую и функциональную зрелость органов и систем, большие индивидуальные различия, сенсомоторную потребность, несовершенство нервных процессов и др. [2] Возраст от года до трех лет по праву называют сензитивным периодом, когда ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Вся его деятельность подчинена ведущей потребности познания окружающего мира и себя в нем.

Вопрос развития детей раннего возраста начал активно обсуждаться с выходом Закона об образовании в РФ, в котором была отмечена возможность получения дошкольного образования в образовательных организациях, начиная с двух месяцев [4]. Обновились комплексные образовательные программы, включив в свои разделы младенческий и ранний возраст. Появились программы исключительно для детей раннего возраста («Теремок» [6] и «Первые шаги» [7]). Вопросы раннего развития стали подниматься на научно-практических конференциях. Вместе с тем, в настоящее время скопилось множество нерешенных проблем в данном направлении образовательной деятельности. Практика работы в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) показывает, что воспитатели, осуществляющие в своей профессиональной деятельности воспитание и обучение детей от года до трех лет, в большей степени нуждаются в поддержке и сопровождении.

В связи с этим, в качестве одного из факторов развития компетентности педагогов в вопросах раннего детства можно выделить проектирование эффективной системы методического сопровождения педагогов ДОО в развитии детей раннего возраста. Анализ поставленной нами проблемы позволил выявить следующие противоречия:

— на научно-теоретическом уровне — между актуализацией проблемы развития детей раннего возраста и недостаточной разработанностью теоретических положений для ее решения;

— социально-педагогическом уровне — между требованием к обеспечению нового качества построения образовательного процесса в группах раннего возраста и недостаточной степенью готовности воспитателей к данному процессу;

— научно-методическом уровне — между значительным потенциалом методического сопровождения педагогов в развитии детей раннего возраста и недостаточным вниманием к его организации в детском саду.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ заключается в теоретическом обосновании и описании основных форм методического сопровождения педагогов в развитии детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для реализации цели и задач методического сопровождения педагогов в развитии детей раннего возраста в ДОО определено методологическое основание данного процесса, представляющее совокупность аксиологического, субъектно-средового и интегративного подходов.

Аксиологический подход позволяет спроектировать содержание и инструментарий методической деятельности в ДОО в конкретных условиях в соответствии с ценностными установками воспитателей. Мы имеем в виду ценностное отношение педагогов к своей профессии и к работе в группах раннего возраста. Важно понимание значимости раннего детства для дальнейшего развития ребенка и возможности воспитания детей с первых месяцев жизни.

С позиций субъектно-средового подхода образовательная среда является фактором развития активности педагогов в профессиональной деятельности. В рамках нашего исследования важно выделить три основных механизма такого влияния: насыщение среды материальными и психолого-педагогическими условиями для развития активности методической службы и воспитателей; обеспечение эффективного функционирования всех направлений взаимодействия субъектов образовательных отношений; содействие расширению их субъектного поля в образовательном процессе. В таком случае данный подход ориентирован на становление педагогов ДОО как саморазвивающихся субъектов [9].

Методическое сопровождение педагогов в контексте интегративного подхода рассматривается нами как процесс педагогической интеграции направлений, средств, форм и методов методической работы в детском саду. Методист при этом должен умело осуществлять рациональный выбор способов достижения образовательных результатов, при которых каждый воспитатель будет готов к самостоятельному переносу прежде усвоенных профессиональных умений в новую образовательную ситуацию с детьми раннего возраста и их родителями.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Обратимся к результатам исследования мнения педагогов ДОО г. Сургут и Сургутского района по установленной нами проблематике. В результате анкетирования воспитателей нами выявлен ряд проблем раннего воспитания ребенка и определены пути их решения. Ответы воспитателей указали на необходимость разработки рекомендаций по оценке качества образования в группах раннего возраста. В настоящее время остро встают вопросы определения методологии данного процесса, выбора критериального аппарата определения уровней развития детей от года до трех лет. Отметим, что ранняя диагностика зачастую способствует выявлению особых образовательных потребностей детей раннего возраста и оказанию им своевременной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

При этом важно учитывать такие возрастные характеристики, как несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением), которое проявляется в особенностях поведения. Дети легко возбудимы, много двигаются, неспособны к ожиданиям, им легче что-либо проделать, чем воздержаться от действия [8].

Грамотно проведенный мониторинг является основой дальнейшего планирования образовательной деятельности. В рамках комплексно-тематической модели планирования методическая служба ДОО предлагает воспитателям руководствоваться определенными факторами при выборе темы. Это могут быть реальные события, вызывающие интерес у детей раннего возраста (например, появление в группе новой игрушки); воображаемые события из художественной литературы (встреча колобка с лисой); специально смоделированные педагогом ситуации (знакомство детей с новым конструктором) и др. Такой план должен включать все культурные практики при содействии взрослого и ребенка, быть компактным и визуально обозримым.

Не менее важной профессиональной проблемой, обозначенной в анкетах педагогов, явилось проектирование развивающей предметно-пространственной среды. Образовательная практика показывает, что среда так и не становится «третьим учителем», недостаточно продумана, существуют необоснованные для детей запреты. Вместе с тем, воспитателями групп раннего возраста отмечены приоритетные требования к среде в детском саду: это разнообразие игрового и дидактического материалов, доступность, эмоциогенность, яркость и красочность, удовлетворение естественной двигательной активности детей раннего возраста.

ФГОС дошкольного образования содержит конкретные требования к предметной среде, которые дают развивающий эффект. Вместе с тем, многие педагоги испытывают затруднения в проектировании среды с учетом ее полифункциональности и трансформируемо-

сти. В связи с этим, для оказания помощи воспитателям в создании игрового пространства групп раннего возраста разработаны модульный дидактический набор «Пиклер», универсальный дидактический набор «Фроссия», дидактический набор «Чемоданчик» и др. Такие эргономичные наборы безопасны, легко трансформируются, обеспечивают возможность поступательного развития детей раннего возраста. Главная задача методистов — сопровождение педагогов в их использовании при реализации задач физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития воспитанников ДОО.

Еще одним важным аспектом методического сопровождения является сотрудничество с семьями воспитанников. В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос помощи родителям, чьи дети по какой-либо причине не посещают дошкольную образовательную организацию. На наш взгляд, целесообразно рассмотреть возможность организации гу-вернерской службы на базе детского сада, деятельности консультационных центров ДОО, разработки конструктора «Виртуального детского сада» [5].

Детский сад должен стать открытой образовательной системой. Сегодня мы наблюдаем множество разнообразных форм взаимодействия с семьей. В науке они представлены в разных классификациях по разным основаниям: информативные, обучающие, исследовательские, коллективные и индивидуальные, прямые и косвенные, традиционные и нетрадиционные. Таких форм достаточно много. Сложно сказать, какие из них эффективные, а какие — нет. Воспитатель сталкивается с разными ситуациями, встречает разных родителей. Главная задача — сформировать умение осуществлять выбор конкретного способа взаимодействия, исходя из сложившейся ситуации. «Готовых рецептов» никто не даст. В связи с этим, современному детскому саду нужен педагог думающий, умеющий осуществлять рациональный выбор; нужны коммуникативные умения, знания детской психологии, этических норм в коммуникации и др.

Методическая служба должна выстроить стройную систему сотрудничества с родителями (это может быть модель, перспективный план взаимодействия). Работа должна быть не от случая к случаю. Это постоянный обмен информацией. Контакт установлен, нужно его поддерживать.

В Сургутском государственном педагогическом университете осуществляется профессиональная подготовка обучающихся по магистерской программе «Методическое сопровождение в дошкольном образовании». В рамках ее реализации проводятся круглые столы с обсуждением актуальных вопросов методической деятельности ДОО Сургута и всего округа. Отметим наиболее важные задачи сотрудничества с семьей, которые обсуждали магистранты, педагоги и методисты ДОО:

— проведение в методическом кабинете лекториев, консультаций, круглых столов;

— планирование сотрудничества с родителями с учетом кадровых, материально-технических и методических ресурсов, с одной стороны, с другой стороны — запросов родителей, их мотивации, ожиданий;

— подготовка визитной карточки ДОО (информация о работе детского сада, образовательных программах, направлениях образовательной деятельности, достижениях, наградах);

— планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогов (курсы повышения квалификации и внутрифирменное обучение).

Особое внимание, по нашему мнению, следует обратить на методическую помощь молодым специалистам в период их адаптации к условиям ДОО. Как правило, именно в этот период начинают возникать сложности взаимодействия с родителями (недоверие, страх, отсутствие опыта, сложность децентрации). В связи с этим, методическая служба призвана организовать эффективное наставничество. Отметим, что опытные наставники

ведут себя по-разному. Одни больше беседуют, настраивая молодых педагогов на работу с малышами, другие больше контролируют, проверяют. Такие формы наставничества не позволяют воспитателю в полной мере войти в корпоративную культуру детского сада и определить систему ценностей педагогического коллектива.

В связи с этим, приоритетными задачами методической службы в данном направлении является организация педагогических мастерских. Передовые педагоги ДОО (мастера) демонстрируют свои методические находки в рамках коллективных просмотров с последующим обсуждением. После этого мастер объединяется со своим учеником в пару. Под руководством опытного педагога молодой специалист заимствует педагогический опыт и переносит его в условия своей профессиональной деятельности. На заключительном этапе целесообразно организовать показ открытых занятий или защиту проектов, на которых ученики мастеров демонстрируют свои достижения [1].

Вместе с тем, в условиях новой цифровой образовательной среды есть смысл рассмотреть использование дистанционных форм взаимодействия с родителями (например, консультации при использовании системы Zoom, разработка интерактивных образовательных маршрутов и др.). Сайт детского сада может стать методической площадкой сотрудничества с семьями воспитанников. Можно разработать отдельную информационную страницу для групп раннего возраста, создать интернет-журнал для обсуждения событий из жизни конкретной группы, тематический дайджест-журнал с консультациями специалистов (психологов, логопедов, дефектологов), электронную библиотеку для родителей. Критериями эффективности такого сотрудничества на первом этапе может стать заинтересованность родителей, их вопросы, сомнения, а далее активное участие в совместных мероприятиях, инициатива во взаимодействии.

Кроме того, в большей части анкет отмечено значение игры в развитии детей раннего возраста. Несомненно, игра важна для ребенка, но нельзя забывать о ведущих видах деятельности в младенческом возрасте (эмоциональное общение с близкими взрослыми) и в раннем возрасте (предметно-манипулятивная деятельность). Воспитатель группы раннего возраста должен в полной мене овладеть методикой их организации. По нашему мнению, чем младше ребенок, тем выше должен быть уровень профессионализма педагога. Один из способов повышения уровня компетентности педагогов в развитии детей от года до трех лет являются практико-ориентированные курсы повышения квалификации с использованием системы стажировочных площадок и внутрифирменное обучение.

В системе методического сопровождения педагогов значительную роль могут сыграть семинары-практикумы, предусматривающие обсуждение разных точек зрения, разбор проблемных ситуаций и позволяющие выработать единую педагогическую позицию по определенному вопросу. Кроме того, деловые игры позволяют воспитателям ранних групп включиться в решение ситуационных педагогических проблем, особенно в период адаптации детей к условиям детского сада. Отметим, что именно этот период особенно сложен для ребенка, педагога и родителя. Тяжелая степень адаптации отличается тем, что дети подавлены, плохо спят, длительно и тяжело болеют, снижается аппетит и уровень речевой активности. Ситуационные деловые игры дают возможность педагогам определить правильную стратегию профессиональных действий в период, когда ребенок капризничает или агрессивно ведет себя по отношению к сверстникам, когда родители тревожно-мнительны или конфликтуют. После проведения таких игр важна рефлексия, обсуждение проблемной ситуации, способов ее решения, возможностей использования данных способов в ежедневной профессиональной деятельности.

Кроме того, методическая служба может предложить проведение серии индивидуальных и групповых консультаций на актуальные темы: «Болезни малышей и их профилактика»,

«Трудности режимных моментов», «Похвала и порицание», «Детские конфликты» и др. Образовательная практика показывает, что в таких консультациях зачастую используется лишь информационная модель сопровождения. В связи с этим, следует подчеркнуть необходимость введения интерактивных форм, стимулирующих самостоятельность и познавательную активность педагогов, их взаимодействие при решении вопросов развития детей от года до трех лет.

ВЫВОДЫ. Таким образом, сущность методического сопровождения заключается в оказании помощи педагогам в выборе путей решения проблем, возникающих в ситуации образовательной деятельности. При организации такого сопровождения важно учитывать не только проблемы, но и успехи воспитателей, результаты их педагогической деятельности, уровни профессиональной компетенции в воспитании и обучении детей, приоритетные стремления, интересы и потребности, профессиональный опыт [3].

Методическое сопровождение воспитателей в развитии детей от года до трех лет включает разработку методических рекомендаций по проведению диагностики в группах раннего возраста, проектированию развивающей предметно-пространственной среды, организации разных видов детской деятельности, сотрудничеству с родителями воспитанников.

Основными формами методического сопровождения являются индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, педагогические мастерские наставников, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов в воспитании и обучении детей раннего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова Н.А., Микляева Н. В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: ИНФА-М, 2018. 219 с.

2. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2016. 284 с.

3. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: Автореф. ... канд. пед. наук. СПб, 2007. 20 с.

4. Об образовании в Российской Федерации. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie (дата обращения 12.02.2021).

5. О проекте Виртуальный детский сад. URL: http://vds.rusobr.ru/ (дата обращения 12.02.2021).

6. Программа «Теремок». URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/502-programma-teremok (дата обращения 12.02.2021).

7. Программа «Первые шаги». URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/488-perviye-shagi (дата обращения 12.02.2021).

8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1986. 144 с.

9. Харланова Е.М.Субъектно-средовый подход как теоретико-методологическая стратегия развития социальной активности будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 6(18). С. 134-137.

REFERENCES

1. Vinogradova N.A., Miklyaeva N.V. Metodicheskaya rabota v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii [Methodical work in a preschool educational institution]. Moscow: INFA-M, 2018.219 s. (In Russian).

2. Galiguzova LN, Meshcheryakova-Zamogilnaya S.Yu.Doshkolnaya pedagogika [Preschool pedagogy]. Moscow: Urait Publishing House, 2016.284 p. (In Russian).

3. Novitskaya V.A.Metodicheskoye soprovozhdeniye vospitatelya v usloviyah sovremennogo doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Methodological support of a teacher in a modern preschool educational institution]: Aftoref. ... kand. ped. nauk. SPb, 2007.20 s. (In Russian).

4. Ob obrazovanii v Rossiyskoi Federatsii [About education in the Russian Federation]. URL: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie (data obrashheniya: 02.12.2021). (In Russian).

5. O proyekte Virtualniy detskiy sad [About the project Virtual kindergarten]. URL: http://vds.rusobr. ru/ (data obrashheniya: 12.02.2021). (In Russian).

6. Programma "Teremok" [The Teremok program]. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/ fgos/98-kompleksniye-programmy/502-programma-teremok (data obrashheniya: 12.02.2021). (In Russian).

7. Programma "Perviye shagi" [The First Steps Program]. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/ fgos/98-kompleksniye-programmy/488-perviye-shagi (data obrashheniya: 12.02.2021). (In Russian).

8. Pechora K.L., Pantyukhina G.V., Golubeva L.G. Deti rannego vozrasta v doshkolnyh uhrezhdeniyah [Young children in preschool institutions]. Moscow: Education, 1986.144 s. (In Russian)

9. Kharlanova E. M.Subyektno-sredoviy podhod kak teoretiko-metodologicheskaya strategiya razvitiya sotsialnoy aktivnosti buduschih spetsialistov [Subject-environmental approach as a theoretical and methodological strategy for the development of social activity of future specialists] // World of Science, Culture, Education. 2009. No. 6 (18). S. 134-137. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.