Научная статья на тему 'Методология проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста'

Методология проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ / СОЦИОКОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / METHODOLOGY / HOLISTIC EDUCATIONAL PROCESS / CONSTRUCTIVE APPROACH TO PRESCHOOL CHILDREN EDUCATION / SOCIO-CONSTRUCTIVE APPROACH / PEDAGOGICAL MODELING / TEACHERS’EDUCATIONAL ACTIVITY WITH PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Яблонцева Надежда Юрьевна, Бабитинская Ольга Николаевна

Введение. В статье рассматривается проблема определения методологических ориентиров модернизационных процессов в системе дошкольного образования. Целью статьи является представление проблемного анализа методологии проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста в современном детском саду, а также обоснование актуальности конструктивного и социоконструктивного методологических подходов к педагогическому проектированию организованной образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования. Материалы и методы. Посредством комплекса методов эмпирического и теоретического поиска, а также метода моделирования обоснованы проблемные области в педагогическом проектировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, раскрыты современные подходы к определению методологии образовательной деятельности, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Результаты. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области образования детей дошкольного возраста был сделан вывод о том, что современный методологический аппарат дошкольной педагогики не в полной мере отвечает практическим задачам в области педагогического проектирования организованной образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования. В связи с этим предлагается педагогическая модель проектирования образовательной деятельности педагога с детьми на основе конструктивного и социоконструктивного методологического подходов. Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на повышение профессиональной методологической культуры педагогов дошкольного образования. Ключевой идеей работы является необходимость внедрения педагогической модели образовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе конструктивного и социоконструктивного методологических подходов в практику методического сопровождения воспитателей организаций дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Яблонцева Надежда Юрьевна, Бабитинская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DESIGNING TEACHER’S EDUCATIONAL ACTIVITY WITH PRESCHOOL CHILDREN

Introduction. The article considers the problem of determining the methodological guidelines of modernization processes in the system of preschool education. The aim of the article is to present a problem analysis of the methodology for designing the teacher’s educational activity with preschool children in a modern kindergarten, as well as substantiation ofapplying constructive and socio-constructive methodological approaches to the pedagogical design of organized educational activity in preschool institutions. Materials and methods. Based on a set of methods of empirical and theoretical research, as well as a modeling method, problem areas in pedagogical design of educational activities with preschool children are substantiated, modern approaches to determining the methodology of organized educational activity are explained according to the requirements of the federal state educational standards for preschool education Results. During the analysis of the theoretical and methodological positions in the field of preschool education, a conclusion is made that the modern preschool pedagogical methods do not fully solve the practical tasks of organized educational activity design in preschool institutions. In this regard, a pedagogical model for designing the teacher’s educational activity with children based on constructive and socio-constructive methodological approaches is proposed. Conclusion. The practical significance of the researchis in its focus on improving the preschool teachers’ professional methodological culture. The key idea of the study is anecessity of applyingthesuggested pedagogical model based on constructive and socio-constructive methodological approaches in the process of methodological support for preschool teachersineducational institutions.

Текст научной работы на тему «Методология проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 372.3.03

Методология проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста

О. Ю. Зайцева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск Н. Ю. Яблонцева, О. Н. Бабитинская

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема определения методологических ориентиров модернизационных процессов в системе дошкольного образования. Целью статьи является представление проблемного анализа методологии проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста в современном детском саду, а также обоснование актуальности конструктивного и социоконструктивного методологических подходов к педагогическому проектированию организованной образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования.

Материалы и методы. Посредством комплекса методов эмпирического и теоретического поиска, а также метода моделирования обоснованы проблемные области в педагогическом проектировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, раскрыты современные подходы к определению методологии образовательной деятельности, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Результаты. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области образования детей дошкольного возраста был сделан вывод о том, что современный методологический аппарат дошкольной педагогики не в полной мере отвечает практическим задачам в области педагогического проектирования организованной образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования. В связи с этим предлагается педагогическая модель проектирования образовательной деятельности педагога с детьми на основе конструктивного и социо-конструктивного методологического подходов. Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на повышение профессиональной методологической культуры педагогов дошкольного образования. Ключевой идеей работы является необходимость внедрения педагогической модели обра-

Ключевые слова:

зовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе конструктивного и социоконструктивного методологических подходов в практику методического сопровождения воспитателей организаций дошкольного образования.

Для

цитирования:

методология, целостный образовательный процесс, конструктивный подход к образованию детей, социокон-структивный подход, педагогическое проектирование, образовательная деятельность педагога с детьми дошкольного возраста.

Зайцева О. Ю., Яблонцева Н. Ю., Бабитинская О. Н.

Методология проектирования образовательной деятельности педагога

с детьми дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2020.

Т. 14. № 2 (47). С. 101-112.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-101-112

Дата поступления Введение

статьи в редакцию: Один из известных авторов в области дошкольного об-6 марта 2020 г.

разования 1. Н. Доронова отмечает, что «ни одну составляющую такого всеобъемлющего явления, как образование, нельзя рассматривать вне той методологии, на которой оно основано. Теоретической основой любой образовательной системы выступает то, как её создатели и последователи понимают развитие ребёнка» [5, с. 19].

В настоящее время в условиях реформирования системы дошкольного образования основные концептуальные подходы к проектированию совместной образовательной деятельности педагога с детьми находятся в состоянии антиномии (противоположности), что нарушает единство при определении содержания, форм и методов практики развития детей в условиях целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Это обусловлено появлением в последнее десятилетие новых концептуальных подходов к проблеме условий, принципов, форм образования детей дошкольного возраста и отсутствием чёткого методологического обоснования основ проектирования целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в рамках гуманитарной парадигмы.

В чём же здесь наблюдается противоречие?

Во-первых, в том, что ответ на вопрос об условиях развития ребёнка по-разному трактуется в теории образования. Крайними теоретическими точками данных рассуждений

являются умозаключения о том, что развитие является самодетерминированным процессом либо развитие обусловливается исключительно с позиции внешних воздействий.

Так, методология конструктивного подхода к проектированию образовательной деятельности, основанной на концепции Ж. Пиаже, исходит из научной идеи о том, что обучение ребёнка строится на основе открытий и непосредственного контакта с окружающей средой. Развитие ребёнка, таким образом, происходит в векторе от индивидуального к социальному. Конструктивистское понимание образования радикально переносит акцент обучения на учение. Авторы данного подхода считают, что обучающая активность взрослых подавляет собственную активность ребёнка, искусственно вторгается в развитие на основе нормативов.

Методология социоконструктивного подхода образовательный акцент выстраивает на социальной ситуации развития (Л. С. Выготский) и определяет вектор образования от социального к индивидуальному. Решающим при этом является качество процессов взаимодействия, за которое несут ответственность воспитывающие взрослые. И, собственно, появление теории деятельности, аккумулирующей достоинства обоих подходов, стало революционным в истории детской психологии и дошкольной педагогики, потому что оно сделало возможным проектирование не воздействия педагога на воспитанника, а совместной образовательной деятельности с позиции характерных для дошкольного возраста видах деятельности при активном участии самого воспитанника.

Во-вторых, «...в связи с переходом человечества в новую постиндустриальную эпоху своего существования в течение нескольких следующих десятилетий образование, очевидно, изменится больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения, в результате книгопечатания, школы современного типа», - пишет А. М. Новиков [9]. С этих позиций гуманитарная миссия дошкольного образования - проектирование продуктивных форм совместной партнёрской деятельности педагога и воспитанников как основы культуры успешной адаптации в социуме, индивидуализация образовательного процесса как эффективное условие для самореализации в деятельности и творческого саморазвития воспитанников. Проектная парадигма становится рамкой педагогического мышления и в такой области, как дошкольная педагогика (А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева).

В соответствии со сказанным целью статьи является представление проблемного анализа методологии проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста в современном детском саду, а также обоснование актуальности конструктивного и социоконструктивного методологических подходов педагогического проектирования образовательной деятельности педагога с детьми.

Обзор литературы

Если мы обратимся к соответствующей литературе, то сможем заметить определение методологии как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [1, с. 227] «в системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [4]. Опираясь на дефиниции, представленные выше, можно констатировать деятельностную природу методологии. А. М. Новиков конкретизирует такие компоненты методологии, как особенности, прин-

ципы, условия, нормы деятельности [9, с. 25]. Применительно к методологии проектирования образования дошкольников её склонны интерпретировать как «совокупность подходов, принципов, методов и средств проектирования образования...» [11, с. 67]. В рамках нашего исследования методологию проектирования образовательной деятельности мы понимаем как деятельность по конкретизации принципов, методологических положений и моделей образовательной деятельности, актуальных федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Историко-логический анализ методологии образовательного процесса возможно рассмотреть, опираясь на исследования Е. В. Бондаревской [2], Н. А. Лызь [6], А. В. Хуторского [15].

В рамках методологии дидактического материализма, по мнению А. В. Хуторского [15, с. 121], основной целью образования стало формирование у обучающихся как можно большего объёма знаний из разных областей науки. Характеризуя данную методологическую платформу, Е. В. Бондаревская пишет, что «в контексте классической методологии целостный образовательный процесс выглядит как закрытая образовательная структура, в которую ученик помещён для овладения знаниями» [2, с. 10]. Применительно к системе дошкольного образования Я. А. Коменский видит воспитание детей до шести лет как домашнее воспитание. С. Ф. Егоров так характеризует материнскую школу Я. А. Коменского: «.мать при помощи бесед, картин, моделей предметов должна заложить в ребёнке начала знаний.» [4, с. 33]. Как видно из данной цитаты, ребёнок как пассивный реципиент помещён в образовательную систему.

Возникновение альтернативного методологического направления обусловлено рядом социокультурных, научно-технических изменений, произошедших в XIX веке. Дидактический прагматизм как концептуальная теория интерпретирует содержание образования как непрерывный процесс реконструкции опыта. Источником содержания образования становится, в том числе, индивидуальная деятельность обучающегося. Изменения в методологии образовательного процесса данного исторического периода очень точно характеризует Е. В. Бонда-ревская: «...возникла необходимость рассматривать законы и закономерности образовательных процессов не как абсолютное, раз и навсегда установленное, закрытое для дополнений знаний, но как знание, зависящее от изменяющихся условий» [2, с. 11]. Изменение парадигмы воспитания и обучения детей дошкольного возраста также стали видимыми, например теория Ф. Фребеля о важности рассмотрения воспитания и образования детей в единстве с жизнью и природой, следования природе ребёнка. В частности, автор писал, что «только совместным действием равных и противоположных условий (факторов) и путём уравнений, связи их в жизни и посредством жизни ребёнок делается человеком в истинном смысле слова» [4, с. 51]. Заметный след в дошкольной педагогике в рамках данной методологической платформы содержания образования оставил и И. Г. Песталоцци, который разработал методику первоначального обучения детей арифметике, началам геометрии, рисованию и письму, а также родному языку. И. Г. Песталоцци писал: «.мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» [6, с. 162]. М. Монтессори до-

статочно образно выразила подобное понимание целостного образовательного процесса для детей как «активное содействие нормальному развитию жизни в ребёнке» [4, с. 200]. Автор призывает к персонифицированному отношению к феномену детства, в частности, пишет, что «.детская жизнь не абстракция, это жизнь отдельных детей . воспитание должно иметь объектом отдельных индивидов, наблюдаемых по одиночке» [4].

Анализ современных концепций развития и воспитания в дошкольной педагогике позволяет констатировать смену парадигмы педагогической науки. Эпицентром новой парадигмы становится ребёнок в его целостности, как субъект собственной деятельности. Следствием такого подхода стало наличие требования к проектированию образовательной деятельности педагога с детьми с учётом образовательных потребностей и интересов воспитанников, что изложено в п. 2.11.2 ФГОС дошкольного образования, а также в п. 1.1.2 Примерной основной образовательной программы дошкольного образования [14; 11].

В этой связи в комплексных образовательных программах дошкольного образования мы встречаем констатацию положений, связанных с персонифицированным проектированием образовательной деятельности, например: «...значительная часть освоения предметного содержания происходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых форматах, как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащённые игры детей в центрах активности» [10, с. 4]. Или в программе «ПРОдетей» «применяются методы, основанные на максимальной индивидуализации обучения и воспитания, поэтому в практике воспитателя роль фронтальных методов будет относительно невысока» [13, с. 5]. Разница в понимании специфики и форм оперативного и тактического планирования образовательной деятельности педагога с детьми, демонстрируемая современными комплексными образовательными программами дошкольного образования, требует новых подходов к методическому сопровождению развития методологической культуры педагогов.

Материалы и методы

Были проанализированы годовые планы 42 организаций дошкольного образования на предмет содержания и способов методического сопровождения педагогов дошкольного образования по вопросам проектирования вариативных форм образовательной деятельности педагога с детьми. Методологической основой полученных результатов являются методы-обобщения, элементарные методы математической статистики, анализ. В процессе анализа удалось установить, что вопросы методологических основ образовательной деятельности с детьми затрагиваются менее чем в 20 % дошкольных организаций. Низкий уровень методологической культуры более 65 % педагогов-практиков приводит к невостребованности научного знания, низкой культуре работы с программно-методическими документами дошкольного учреждения и, как следствие, сегодня можно констатировать целый комплекс актуальных затруднений педагогов при проектировании и планировании современного образовательного процесса в ДОО. Это и незнание образовательной программы собственного детского сада, и утрата культуры обращения к программе; незнание методологических подходов, заложенных во ФГОС дошкольного образования и в основной образовательной программе, которую реализует детский сад; недостаточное знание и хаотичное использование понятийного аппарата дошколь-

ной педагогики; отсутствие сформированного понятия о чётких структурных компонентах образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста; незнание современных образовательных технологий, компиляция методик дошкольного образования экзогенного типа с технологиями развивающего обучения конструктивного и социоконструктивного методологических подходов.

Данные результаты позволяют конкретизировать основные организационно-педагогические условия обогащения методологической культуры современного педагога дошкольного образования: интеграция возможностей системы повышения квалификации, методического сопровождения в самом дошкольном учреждении и профессионального самообразования педагога, профессиональная подготовка воспитателя как субъекта методологической культуры на основе единства личностно-ориентированного, компетентностного и деятель-ностного подходов в соответствии с новой моделью проектирования образовательной деятельности педагога с детьми в методологии социокультурного и конструктивного подходов.

Результаты исследования

Соглашаясь с концепцией А. П. Тряпицыной, В. А. Новицкой, Е. И. Снопко-вой о том, что методологическая культура педагога - это культура организации педагогической деятельности и мышления [2, с. 4], в рамках данной статьи мы предлагаем педагогическую модель проектирования образовательной деятельности педагога с детьми, представляющую основу для моделирования направлений методического сопровождения педагогов дошкольного учреждения в вопросах развития их методологической культуры.

Наше исследование опирается на следующие постулаты:

- при рассмотрении образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста как объекта проектирования предполагаемым продуктом выступает базовая культура личности детей дошкольного возраста;

- констатация ведущей роли педагога в образовательной деятельности не означает его актуально-действенного превосходства над воспитанниками в определении форм и способов деятельности, а признание за ним способности к организации зоны ближайшего развития воспитанников;

- проектирование образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста как системы возможно в единстве трёх её составляющих: методологии, дидактики (дидактических принципов, положений, методов и средств), технологий.

Как видно из рисунка, при разработке данной модели блок целеполагания заключается в определении универсальной «цели дошкольного образования». Преемственность целей образовательных программ конкретных дошкольных учреждений к цели Примерной основной образовательной программы дошкольного образования является важным условием продуктивности образовательной системы. От однозначности понимания целеполагания зависит в целом результативность образовательной деятельности. Проектирование модели осуществлялось в соответствии со следующими принципами: открытости, культуросообразности, личностной центрации, амплификации детского развития, принципа активного субъекта. Алгоритм проектирования вариативных моделей образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста сводится к дифференциации по трём основным критериям - это функция

(позиция) взрослого, организация содержания образования, структура и роль развивающей предметно-пространственной среды. Анализ и содержательная педагогическая характеристика данных критериев в практике методического сопровождения педагогов в форме полилога является важным условием формирования у современных воспитателей культуры педагогического мышления и деятельности.

Содержательный блок модели представлен двумя вариантами компонентной структуры целостного образовательного процесса с учётом приоритетной методологии. Конструктивный подход к пониманию сущности и целей образовательной деятельности с детьми приводит в действие двухкомпонентную структуру, включающую в себя совместную образовательную деятельность (СОД) педагога с детьми и свободную самостоятельную деятельность детей в амплифицированной образовательной среде учреждения. В этом случае основной акцент при проектировании педагогом образовательного процесса смещается на проектирование и обеспечение развивающей и мотивирующей предметной среды. Именно среда предлагает большое количество разнообразных материалов для свободной детской деятельности, в том числе и продуктивной деятельности детей, мотивирует их к активной деятельности, стимулирует рождение новых детских замыслов. Дети сами проектируют свой образовательный процесс, опираясь на имеющийся материал, инициатива в выборе тем и вариантов её реализации в значительной мере также принадлежит ребёнку.

Рис. 1. Педагогическая модель образовательной деятельности педагога с детьми на основе конструктивного и социоконструктивного методологических подходов Fig. 1. The pedagogical model of the educational activity of a teacher with children on the basis of constructive and socio-constructive methodological approaches

Социоконструктивный подход является методологическим ориентиром для комплексно-тематической и комбинированных моделей образовательного процесса, включающего в себя три взаимосвязанных компонента СОД педагога с детьми, непрерывную образовательную деятельность (НОД) и свободную самостоятельную деятельность детей в культуросообразной образовательной среде учреждения.

Исходя из положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов при разработке данной модели образовательной деятельности педагога с детьми на основе конструктивного и социоконструк-тивного методологических подходов под педагогическим проектированием мы понимаем деятельность по созданию «личностного содержания образования, где ребёнок не объект управления, а сознательный субъект, выбирающий своё отношение к познаваемому миру» [7, с. 13].

Для решения проблемы формирования методологической культуры педагогов дошкольных учреждений могут быть использованы такие дидактические средства методологизации педагогической деятельности, как анализ образцов и моделирование вариативных форм совместной и непрерывной образовательной деятельности педагога в формате участия в специальных стажировочных сессиях для педагогов, проблемно-методологическое структурирование педагогической деятельности.

Заключение

В дальнейшем исследовании нуждается изучение проблемы методического сопровождения развития методологической культуры педагога дошкольного образования в условиях повышения квалификации, самообразования, целенаправленной методической работы и внутрифирменного обучения, что и определяет перспективность разработки современного методологического аппарата современной дошкольной педагогики.

Заявленный вклад авторов

Фактический вклад О. Ю. Зайцевой в проведённое исследование методологии образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и в подготовку данной статьи (50 %) отражает ту часть, в которой представлены концептуальные основы историко-логического анализа смены научных парадигм в определении содержания дошкольного образования, осуществлён проблемный анализ методологии дошкольного образования.

Фактический вклад Н. Ю. Яблонцевой в проведённое исследование методологии образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и в подготовку данной статьи (25 %) отражается в той части статьи, которая связана с представлением педагогических моделей образовательной деятельности в методологии конструктивного и социоконструктивного подходов, разработанных применительно к области повышения профессиональной методологической культуры педагогов дошкольного образования.

Фактический вклад О. Н. Бабитинской в проведённое исследование методологии проектирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и в подготовку данной статьи (25 %) отражается в той части статьи, которая связана с представлением результатов исследова-

ния организационно-педагогических условий формирования методологической культуры педагогов дошкольного образования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т.; 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

2. Бондаревская Е. В. Опыт разработки гуманитарной методологии исследования и модернизации целостного образовательного процесса в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (75). С. 4-8.

3. Доронова Т. Н., Дронов С. Г. Оценка результативности образовательной деятельности в сфере дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2018. № 3. С. 18-31.

4. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуева Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С. Ф. Егорова. М. : Академия, 2001. 320 с.

5. Жамантаева К. К., Оспанова Б. Д. Содержание конструктивного подхода обучения на современном этапе // SCIENCE TIME. 2016. № 1(25). C. 161-163.

6. Лызь Н. А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. 2017. № 6. С. 3-11.

7. Малкова И. Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Серия : Педагогика. 2007. Вып. 7 (70). С. 11-13.

8. Новиков А. М. Методология образования. М. : Эгвес, 2006. 488 с.

9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой; 6-е изд., доп. М. : Мозаика-синтез, 2020. 368 с.

10. Погодаева М. В. Методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства // Вестник ТГПУ 2013. № 13 (141). С. 66-70.

11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М. : Сфера, 2017. 96 с.

12. ПРОдетей: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/482-programma-prodetej#poyasnitelnaya-zapiska.pdf (дата обращения: 26.02.2020).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М. : Сфера, 2016. 96 с.

14. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

15. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы ; пер. с англ. // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 84.

16. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие; 2-е изд., перераб. М. : Высш. шк., 2007. 639 с.

References

1. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1968 - 1979. (In Russian).

2. Bondarevskaya E.V Opyt razrabotki gumanitarnoi metodologii issledovaniya i modernizatsii tselostnogo obrazovatel'nogo protsessa v pedagogicheskom vuze [Experience in developing a humanities methodology for research and modernization of a holistic educational process at a pedagogical university]. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Volgograd State Pedagogical University], 2012, no. 10 (74), pp. 9 -13. (In Russian).

3. Doronova T.N., Doronov S.G. Otsenka rezul'tativnosti obrazovatel'noi deyatel'nosti v sfere doshkol'nogo obrazovaniya [Assessment of the performance of educational activities in the field of preschool education]. Upravlenie doshkol'nym obrazovaniem [Preschool Education Management]. 2018. no. 3, pp.18 - 31. (In Russian).

4. Egorova S.F. Vvedenie v istoriyu doshkol'noi pedagogiki [Introduction to the history of preschool pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2001, 320 p. (In Russian).

5. Zhamantaeva, K.K., Ospanova B.D. Soderzhanie konstruktivnogo podkhoda obucheniya na sovremennom etape [The content of the constructive approach to teaching at the present stage]. SCIENCE TIME, 2016, no. 1(25), pp.161 - 163. (In Russian).

6. Lyz, N.A. Tendentsii razvitiya obrazovaniya i smysly pedagogicheskoi deyatel'nosti [Trends in the development of education and the meanings of pedagogical activity]. Pedagogika [Pedagogy: scientific and theoretical journal], 2017, no. 6, pp.3-11. (In Russian).

7. Malkova I. Yu. Tsennostnye osnovaniya proektirovaniya v vysshei shkole [Value foundations for design in higher education]. Vestn. Tomskogo gos. ped. instituta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2007, no. 7 (70), pp. 11-13. (In Russian).

8. Novikov, A.M. Metodologiya obrazovaniya [Educational methodology]. Moscow, EgveS Publ., 2006. 488 p. (In Russian).

9. Veraksy N.E. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovatsionnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya [From birth to school. Innovative Preschool Education Program]. Moscow, Mozaika-sintez Publ., 2020. 368 p. (In Russian).

10. Pogodaeva M.V. Metodologiya proektirovaniya obrazovaniya v oblasti bezopasnosti periodadoshkol'nogo detstva. [The methodology of designing education in the field of safety of the period of preschool childhood]. Vestnik TGRU [Bulletin of Tomsk State University]. 2013, no.13 (141), pp. 66 - 69. (In Russian).

11. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya s rekomendatsiyami [Approximate basic educational program of preschool education with recommendations]. Moscow, TTS Sfera Publ., 2016, 96 p. (In Russian).

12. PROdetei: primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [PROdetei: an approximate basic general education program for preschool education]. (In Russian). Available at: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/482-programma-prodetej#poyasnitelnaya-zapiska.pdf (accessed 26.02.2020).

13. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya: Prikazy i pis'ma Minobrnauki RF [Federal State Educational Standard for Preschool Education: Orders and Letters of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow, TTS Sfera Publ., 2016, 96 p. (In Russian).

14. Filosofskii ehntsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sovetskaya Ehntsiklopediya Publ., 1983. (In Russian).

15. Fullan M. Vybor lozhnykh dvizhushchikh sil dlya reformy tselostnoi sistemy [Choosing False Drivers for Holistic System Reform]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies]. 2011. no.4. p.84. (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-79-105. (In Russian).

16. Khutorskoi A.V. Sovremennaya didaktika [Modern didactics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2007. 639 p. (In Russian).

Methodology of Designing Teacher's Educational Activity with Preschool Children

Olga Yu. Zaytseva

Irkutsk State University, Irkutsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nadezhda Yu. Yablontseva, Olga N. Babitinskaya

Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. Introduction. The article considers the problem of determining the methodological guidelines of modernization processes in the system of preschool education. The aim of the article is to present a problem analysis of the methodology for designing the teacher's educational activity with preschool children in a modern kindergarten, as well as substantiation ofapplying constructive and socio-constructive methodological approaches to the pedagogical design of organized educational activity in preschool institutions.

Materials and methods. Based on a set of methods of empirical and theoretical research, as well as a modeling method, problem areas in pedagogical design of educational activities with preschool children are substantiated, modern approaches to determining the methodology of organized educational activity are explained according to the requirements ofthe federal state educational standards for preschool education

Results. During the analysis of the theoretical and methodological positions in the field of preschool education, a conclusion is made that the modern preschool pedagogical methods do not fully solve the practical tasks of organized educational activity design in preschool institutions. In this regard, a pedagogical model for designing the teacher's educational activity with children based on constructive and socio-constructive methodological approaches is proposed.

Conclusion. The practical significance of the researchis in its focus on improving the preschool teachers'professional methodological culture. The key idea of the study is anecessity of applyingthesuggestedpedagogical model based on constructive and socio-constructive methodological approaches in the process of methodological support for preschool teachersineducational institutions.

Keywords: methodology, holistic educational process, constructive approach to preschool children education, socio-constructive approach, pedagogical modeling, teachers'educational activity with preschool children

Зайцева Ольга Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования

ORCID https://orcid.org/ 0000-00017363-9102

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7(3952)240481 e-mail: [email protected]

Яблонцева Надежда Юрьевна

заведующий сектором дошкольного образования

ORCID https://orcid.org/0000-0001-5056-5753

Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А

тел.: +7(3592)500904 e-mail: [email protected]

Бабитинская Ольга Николаевна

старший методист сектора дошкольного образования

ORCID https://orcid.org/0000-0003-1264-1465

Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказчья, 10 А

тел.: +7(3592)500904 e-mail: [email protected]

Zaytseva Olga Yuryevna

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Chair, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education

ORCID https://orcid.org/0000-0001-7363-9102

Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7(3952)240481 e-mail: [email protected]

Yablontseva Nadezhda Yuryevna

Head of the Preschool Education Department

ORCID https://orcid.org/0000-0001-5056-5753

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10 A Krasnokazachiya St, Irkutsk, Russia, 664007

tel.: + 7(3592)500904 e-mail: [email protected]

Babitinskaya Olga Nikolaevna

Senior Methodologist of the Sector of Preschool Education

ORCID https://orcid.org/0000-0003-1264-1465

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10 A Krasnokazachiya St, Irkutsk, Russia,664007

tel.: + 7(3592)500904 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.