Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬ / СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTEREST / PEDAGOGICAL PROJECTING / PROJECTING SKILLS / PROFESSIONAL READINESS OF THE PRESCHOOL TEACHER / METHODOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL SITUATION / PRESCHOOL TEACHER / SENIOR PRESCHOOL TEACHER / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салькова Алиса Валерьевна

Статья посвящена проблеме организации методического сопровождения воспитателей в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста. Дается представление о понятиях «интерес», «педагогическое проектирование», «проектировочные умения воспитателя дошкольной образовательной организации», «образовательная ситуация» применительно к дошкольной организации. Представляется матрица проектировочных умений педагога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО). В качестве способа изучения профессиональной готовности педагога предложены и обоснованы «кейсы-ситуации», в которых моделируется деятельность воспитателя по развитию у детей интереса к Санкт-Петербургу. В статье выделены группы педагогов в зависимости от особенностей проектировочных умений. Также выделены группы педагогов в зависимости от оценки собственной готовности к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены индивидуальные и групповые затруднения педагогов в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается содержание технологии проектирования образовательной ситуации по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается взаимосвязь между применением разработанной технологии и повышением профессиональной готовности к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салькова Алиса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF A TEACHER IN THE DESIGN OF EDUCATIONAL SITUATIONS TO DEVELOP INTEREST I N ST. PETERSBURG AMONG OLDER CHILDREN

The paper discusses the problem of organizing methodological support of educators in the projecting the educational situations to develop interest in St. Petersburg among older children. An explanation of the concepts of “interest”, “pedagogical projecting”, “projecting skills of a preschool teacher”, "educational situation" in relation to a preschool organization is given. The matrix of projecting skills of a preschool teacher is presented. As a way of studying the professional readiness of a teacher, “case-situations”, in which the activity of a teacher to develop children’s interest in St. Petersburg is modeled, are proposed and substantiated. The study also identifies groups of teachers depending on the characteristics of projecting skills. Also, groups of teachers are identified depending on the assessment of their own readiness to projecting educational situations to develop interest in St. Petersburg for older children. Individual and group difficulties of teachers in the projecting of educational situations to develop interest in St. Petersburg in older children were identified. The content of the technology of projecting an educational situation for the development of interest in St. Petersburg among children of senior preschool age is described. The relationship between the use of the developed technology and an increase in professional readiness for the projecting of educational situations for the development of interest in St. Petersburg in older children is considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.21

Салькова Алиса Валерьевна

специалист по учебно-методической работе первой категории отдела аспирантуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Salkova Alisa Valeryevna

Senior Specialist in Educational and Methodical Work, Postgraduate Studies Department, Herzen State Pedagogical University of Russia

METHODOLOGICAL SUPPORT OF A TEACHER IN THE DESIGN OF EDUCATIONAL SITUATIONS TO DEVELOP INTEREST I N ST. PETERSBURG AMONG OLDER CHILDREN

Аннотация:

Статья посвящена проблеме организации методического сопровождения воспитателей в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста. Дается представление о понятиях «интерес», «педагогическое проектирование», «проектировочные умения воспитателя дошкольной образовательной организации», «образовательная ситуация» применительно к дошколь-ной организации. Представляется матрица проектировочных умений педагога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО). В качестве способа изучения профессиональной готовности педагога предложены и обоснованы «кейсы-ситуации», в которых моделируется деятельность воспитателя по развитию у детей интереса к Санкт-Петербургу. В статье выделены группы педагогов в зависимости от особенностей проектировочных умений. Также выделены группы педагогов в зависимости от оценки собственной готовности к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены индивидуальные и групповые затруднения педагогов в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается содержание технологии проектирования образовательной ситуации по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается взаимосвязь между применением разработанной технологии и повышением профессиональной готовности к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова:

интерес, педагогическое проектирование, проектировочные умения воспитателя, профессиональная готовность педагога, методическое сопровождение, образовательная ситуация, воспитатель, старший воспитатель, дошкольная образовательная организация

Summary:

The paper discusses the problem of organizing methodological support of educators in the projecting the educational situations to develop interest in St. Petersburg among older children. An explanation of the concepts of "interest", "pedagogical projecting", "projecting skills of a preschool teacher", "educational situation" in relation to a preschool organization is given. The matrix of projecting skills of a preschool teacher is presented. As a way of studying the professional readiness of a teacher, "case-situations", in which the activity of a teacher to develop children's interest in St. Petersburg is modeled, are proposed and substantiated. The study also identifies groups of teachers depending on the characteristics of projecting skills. Also, groups of teachers are identified depending on the assessment of their own readiness to projecting educational situations to develop interest in St. Petersburg for older children. Individual and group difficulties of teachers in the projecting of educational situations to develop interest in St. Petersburg in older children were identified. The content of the technology of projecting an educational situation for the development of interest in St. Petersburg among children of senior preschool age is described. The relationship between the use of the developed technology and an increase in professional readiness for the projecting of educational situations for the development of interest in St. Petersburg in older children is considered.

Keywords:

interest, pedagogical projecting, projecting skills, professional readiness of the preschool teacher, methodological support, educational situation, preschool teacher, senior preschool teacher, preschool educational organization.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом в современном дошкольном образовательном учреждении - это процесс, ориентированный на развитие интереса к культурному наследию города, способностей чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее, находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, отражать свои впечатления о городе в художественно-творческой деятельности - ри-

совании, придумывании сказок. Успешность реализации обозначенных идей зависит от готовности педагога к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ готовности педагогов к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста свидетельствует, что они не всегда готовы к проектированию и организации полноценного знакомства детей с Санкт-Петербургом. Это обусловлено отсутствием соответствующих знаний, опыта. Накопить такой опыт, как правило, не позволяет существующая практика методической деятельности в дошкольном учреждении.

Целью исследования было обосновать и разработать проект методического сопровождения педагога в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Были определены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать подходы к созданию методического сопровождения педагога в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить и проанализировать готовность педагога к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

3. На основе полученных данных разработать проект методического сопровождения педагога в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом:

1. Методическое сопровождение педагога может быть основано на изучении профессиональной готовности к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

2. Способом изучения профессиональной готовности могут быть специально разработанные кейсы, в которых моделируется деятельность педагога по развитию у детей старшего дошкольного возраста интереса к Санкт-Петербургу.

3. Проект методического сопровождения педагога в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста может состоять из четырех поэтапно реализующихся блоков мероприятий: мотивационный, когнитивный, практический, рефлексивный.

В работе использовались следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ и обобщение теоретических положений и эмпирических данных; теоретический анализ литературы, документов; анализ основных понятий и терминов исследования;построение гипотез.

Эмпирические методы: метод кейсов, анкетирование.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и практических положений, направленных на обогащение опыта методического сопровождения педагога ДОО -обоснование и разработку проекта методического сопровождения педагога в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Элементы научной новизны работы:

Разработана матрица проектировочных умений педагога ДОО.

В качестве способа изучения профессиональной готовности педагога разработаны «кейсы-ситуации», в которых моделируется деятельность воспитателя по развитию у детей интереса к Санкт-Петербургу.

Выделены группы педагогов в зависимости от особенностей проектировочных умений:

Выделены группы педагогов в зависимости от оценки собственной готовности к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Выделены индивидуальные и групповые затруднения педагогов в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Выявлены потребности педагогов в конкретных методах и приемах методического сопровождения.

Разработана технология проектирования образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Разработан проект методического сопровождения педагога в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Для педагога появляется возможность повысить профессиональную готовность к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Для старшего воспитателя появляется новый инструмент, способствующий повышению профессиональной готовности педагога к организации знакомства детей с городом.

В исследовании приняли участие 12 воспитателей, работающих в государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях Невского, Фрунзенского, Адмиралтейского, Центрального, Московского, Выборгского, Красносельского, Красногвардейского районов города Санкт-Петербург.

На первом этапе исследования «Методическое сопровождение педагога в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста» рассматривались понятия: «интерес», «педагогическое проектирование», «образовательная ситуация», «проектировочные умения воспитателя ДОО», «методическое сопровождение».

В данной работе «интерес к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста» рассмотрен как «проявление эмоционально-положительного отношения детей к городу, его объектам культурного значения, которое характеризуется стремлением к разностороннему познанию, содержательному общению со сверстниками и взрослыми, а также творческим отражением в различных видах деятельности». В качестве особенностей интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста можно выделить: наличие стадий развития, содержательных компонентов «интереса», параметров развития интереса к Санкт-Петербургу [1].

Организацию образовательных ситуаций в ДОО можно рассматривать со стороны педагогического проектирования. Педагогическое проектирование - это особый вид проектирования, нацеленный на создание и реализацию педагогических идей, направленных на преобразование педагогической реальности [2].

В качестве объекта проектировочной деятельности педагога может выступать «образовательная ситуация», которая является формой совместной деятельности педагога и детей, планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности. Существует два подхода к определению понятия: единица образовательного процесса; форма организации занятия, урока [3].

В качестве основы проектирования образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста можно выделить «проектировочные умения воспитателя». На основе проанализированной литературы была разработана матрица проектировочных умений воспитателя ДОО, где определено содержание умений и каждое умение рассмотрено на операциональном уровне (см. таблицу 1) [4].

Таблица 1 - Фрагмент матрицы проектировочных умений педагога ДОО

П роекти ровочные умения воспитателя ДОО Содержание умений Операциональный уровень умений

Проектирование цели и задач Параметры формулирования цели: 1. Ценностная позиция педагога; 2. Целевые установки образовательной организации; 3. Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей Правила формулирования задач: 1. Количество задач считается достаточным, если при этом достигается цель; 2. Задачи определены конкретно и четко, должны быть проверяемыми; 3. Должна быть определена последовательность выполнения задач 1. Формулирование цели; 2. Перевод цели в педагогические задачи; 3. Планирование результатов проектирования

«Методическое сопровождение» можно рассматривать как «специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта» [5].

Очевидно, старший воспитатель выполняет ведущую роль в организации методической деятельности внутри дошкольной образовательной организации, в том числе и в организации методического сопровождения воспитателей.

Старший воспитатель организует методическое сопровождение воспитателей в соответствии со следующими этапами:

- аналитико-диагностический этап;

- проектировочный этап;

- этап реализации маршрута профессиональной деятельности воспитателя;

- контрольно-оценочный этап.

Существуют исследования в области определения этапов, типологии задач, показателей эффективности, принципов, методов и приемов методического сопровождения. На пересечении изучения проблем проектирования образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста и методического сопровождения данной деятельности можно встретить только точечный, неизвестный широкому охвату педагогического сообщества опыт, что подчеркивает необходимость создания в этом направлении проекта методического сопровождения, который был бы нацелен на заполнение этого пробела и стал бы полезен старшему воспитателю.

На втором этапе исследования «Анализ готовности педагога к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста» проводился констатирующий эксперимент.

В первой серии констатирующего эксперимента для изучения и анализа особенностей проектировочных умений педагога были разработаны «кейсы-ситуации». Кейсы разрабатывались с опорой на исследования Н.П. Колесник, О.Г. Смольяниновой, в соответствии с разработанной «матрицей проектировочных умений педагога ДОО» [6].

Во второй серии для изучения и анализа оценки педагогами собственной готовности к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста, потребностей педагогов в конкретных методах и приемах методического сопровождения на основе правил и этапов создания анкеты Г.Х. Валеева была составлена анкета для педагогов.

Анализ результатов позволил распределить педагогов на группы в зависимости от уровня владения проектировочными умениями в организации образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста: низкий, достаточный и оптимальный.

Определено пороговое значение для установки границы между достаточным и низким уровнями владения проектировочными умениями.

Выделены группы педагогов в зависимости от оценки собственной готовности к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста: с завышенной оценкой, с адекватной оценкой и имеющие трудности с определением готовности.

Выделены индивидуальные (неприятие важности процесса проектирования, психологический барьер, дискомфорт в процессе проектирования из-за нехватки знаний; отсутствие мотивации) и групповые (формулирование цели, проектирование алгоритма реализации образовательной ситуации, проектирование возможных продуктов образовательной ситуации, сложность в освоении содержания и т. д.) затруднения педагогов в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Выявлены педагоги, подверженные психологическому барьеру, дискомфорту в проектировании образовательных ситуаций. Эти педагоги владеют проектировочными умениями на низком уровне и оказались за чертой порогового значения.

Были выявлены ключевые потребности педагогов в конкретных методах сопровождения. Удалось установить, что большинство педагогов нуждаются в практико-ориентированных методах - «мастер-классах» по проектированию образовательных ситуаций. Это можно объяснить уже имеющимся положительным опытом участия в данных мероприятиях.

На третьем этапе исследования был создан проект методического сопровождения педагога в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Каждый блок мероприятий проекта методического сопровождения направлен на овладение «технологией проектирования образовательной ситуации по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста». Технология представляет собой этапы проектирования и их содержание - алгоритм действий педагога на конкретном этапе проектирования. Овладение технологией происходит посредством создания условий для формирования мотивации, теоретической базы, полноценных представлений о сущности проектирования образовательных ситуаций по развитию интереса у детей к городу, проектировочных умений, необходимых на конкретном этапе проектирования; для возникновения профессиональной педагогической, внутриличностной рефлексии педагога.

Мотивационный. Цель: создать условия для формирования у педагога мотивации к проектированию образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Когнитивный. Цель: способствовать формированию у педагога теоретической базы, полноценных представлений о сущности проектирования образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Практический. Цель: способствовать формированию у педагога проектировочных умений.

Рефлексивный. Цель: создать условия для возникновения профессиональной педагогической, внутриличностной рефлексии педагога.

Также проект разработан в соответствии с уровневыми характеристиками педагогов.

Педагоги, владеющие проектировочными умениями на оптимальном уровне, привлекаются на стадии актуализации опыта, т.к. они обладают ценными для обсуждения знаниями, умениями, опытом, назначаются лидерами в творческих группах на семинарах, наставниками и т. д. Для таких педагогов создаются условия для трансляции, передачи педагогического опыта.

Для педагогов, владеющих проектировочными умениями на достаточном и низком уровнях, создаются условия для обдумывания и анализа, сопоставления уже имеющихся знаний и опыта с приобретаемыми, а также ситуации успеха на практическом этапе. Важно, чтобы педагоги увидели, осознали пробелы в своей профессиональной деятельности по заявленной теме и узнали об альтернативных вариантах.

Для преодоления психологического барьера педагогов, которые владеют проектировочными умениями на низком уровне и оказались за чертой порогового значения, организуются консультации с психологом, старшим воспитателем. Определяются пути снятия барьера, и педагог работает на протяжении проекта в соответствии с этими путями. Важно, чтобы старший воспитатель оказывал своевременную индивидуальную помощь и содействие педагогу.

Проект методического сопровождения в проектировании образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста разработан в соответствии с принципами методического сопровождения воспитателя ДОО, андрагогики и особенностями обучения взрослых. Такая ориентация определила выбор концепции мероприятий, форм, методов, приемов работы с воспитателями. Поэтому в основе разработки лежат методы формирования познавательных интересов, мотивации к учению, долга и ответственности в учении, практико-ориентированные методы, рефлексивные методы, приемы и методы критического мышления, различные форматы модерации, приемы недирективного общения, методика коллективного творческого дела и т. д.

Педагоги учатся проектировать образовательные ситуации на основе содержания программы «Город-сказка, город-быль» О.В. Солнцевой, Е.В. Кореневой-Леонтьевой [7].

В перспективе возможно дополнение проекта методического сопровождения аудиовизуальными средствами обучения - вебинарами, которые обеспечат трансляцию полученных педагогических знаний и опыта профессиональному педагогическому сообществу - коллегам из других дошкольных образовательных организаций.

Проект может быть полезен всем участникам образовательного процесса.

Для педагога открывается возможность получить ценный опыт, который применим в реальной профессиональной деятельности, а также преодолеть психологические барьеры перед этой деятельностью, повысить профессиональную самооценку, пройти профессиональную педагогическую рефлексию.

Для старшего воспитателя появляется новый инструмент, способствующий преодолению затруднений педагога в области проектирования образовательных ситуаций по развитию интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста.

Профессиональный рост педагогов повышает качество организации образовательной деятельности. Прослеживается прямая зависимость: компетентный педагог способен сформировать условия для развития инициативности, самостоятельности у ребенка, что позволяет ему активно и с интересом познавать мир вокруг, начиная со своего родного края. Такой воспитанник сможет успешно реализоваться в жизни и с удовольствием участвовать в жизни своего города.

Ссылки:

1. Борчанинова К.В. Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 109. С.78-83.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург, 1996. 95 с. ; Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования : учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб., 1995. 234 с. ; Зинченко В.П. Развивающее образование. Т. 1. Диалог с В.В. Давыдовым. М., 2002. 254 с. ; Ярошинская Е.А., Коростелева Е.Ю. Особенности педагогического проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 457-461.

3. Вербенец А.М., Солнцева, О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» : учебно-методическое пособие. СПб., 2013. 269 с. ; Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания

и обучения : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб., 2013. 464 с. ; Хуторской А.В. Современная дидактика : учебник для вузов. СПб., 2001. 536 с.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 117 с. ; Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: конспект лекций. М., 2006. С. 22; Хаустова О.В. Педагогические условия развития проектировочных умений в ходе организации учебно-исследовательской деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал Академии Естествознания. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12741 (дата обращения: 17.09.2020) ; Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование : учебно-практическое пособие. Челябинск, 2001. С. 31.

5. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 20 с.

6. Колесник Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике: методические рекомендации : в 2 ч. Ч. 1. СПб., 2006. 21-35 с.

7. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль: знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: содержание и педагогическая технология краеведческого образования для детей старшего дошкольного возраста в опыте работы дошкольного образовательного учреждения : учебно-методическое пособие. СПб., 2010. 249 с.

Редактор: Мамлиева Лилия Нурихановна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.