Научная статья на тему 'СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ'

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОТКРЫТОЕ СОВМЕСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ / СОЦИОКОНСТРУКТИВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HOLISTIC EDUCATIONAL PROCESS / A COLLABORATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY OF AN EDUCATOR AND PRESCHOOL CHILDREN / AN OPEN COOPERATIVE ACTION / SOCIAL CONSTRUCTIVE DIDACTIC MODEL / THE EDUCATIONAL SITUATION / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Яблонцева Надежда Юрьевна, Бабитинская Ольга Николаевна

Введение. Совместная деятельность педагога с детьми дошкольного возраста является приоритетной формой организации образовательного процесса в современной организации дошкольного образования. Целью статьи является концептуализация дефиниции «совместная образовательная деятельность», гуманитарная экспертиза готовности педагогов дошкольного образования к её проектированию и реализации. Материалы и методы. Диагностическому изучению были подвергнуты компоненты готовности педагогов дошкольного образования к проектированию и реализации вариативных форм совместной деятельности с детьми. Цель исследования: определить проблемы практической реализации ФГОС ДО в части требований к организации совместной образовательной деятельности в условиях целостного образовательного процесса дошкольной организации, а также роли методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении с позиции старшего воспитателя в развитии готовности педагогов к открытому совместному взаимодействию в образовательной деятельности. Результаты. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области совместной партнёрской деятельности педагогов с детьми авторами делается вывод о значимости гуманитарной методологии в понимании данного феномена. Представлены к обсуждению результаты самоанализа педагогами затруднений в организации совместной деятельности с детьми. Оказалось, что большинство педагогов испытывают затруднения в области отбора содержания совместной деятельности; затруднения в проектировании технологического компонента совместной деятельности; затруднения в осуществлении рефлексии совместной деятельности. Заключение. Значимость представленных исследовательских материалов определяется важностью повышения готовности педагогов к продуктивной совместной деятельности с детьми. В перспективе данные исследования могут служить основанием для последующих исследований проблем совместной партнёрской деятельности педагога и ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Яблонцева Надежда Юрьевна, Бабитинская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PRE-SCHOOL EDUCATION: VALUE-ORIENTED ASPECTS

Introduction. Cooperative activityof an educatorand preschool children is a priority form of education in the modern preschool organization. The purpose of the article is to conceptualize the definition of “Collaborative Educational Activity” and a humanitarian diagnostics of the preschool teachers’ readiness for designing this activity and its realization. Study materials and methods. The components of preschool teachers’ readiness to design and to realize variable forms of collaborative activities with children were subjected to diagnostic study. Purpose of the research is to determine the problems of FSES practical realization in the point of the requirements to the organization of collaborative educational activities in the context of a holistic preschool educational process. As well as to define the role of methodological support in preschool educational institution from the senior educator’s position in the development of educator’s readiness for open cooperation in educational activities. Results. In the process of analyzing theoretical and methodological positions in the field of collaborative activity of educators and children, the authors conclude that the importance of humanitarian methodological support in understanding this phenomenon. The results of educators’ self-analysis of organizing collaborative activities with children are presented for discussion. It turned out that most of educators have difficulties in selecting the content of collaborative activities; difficulties in designing the technological component, difficulties in implementing reflection of collaborative activities. Conclusion. The significance of the presented research materials is determined by the importance of increasing the readiness of educators for productive collaborative activities with children. In the future, these studies can serve as a basis for further research on the problems of educator and child’s collaborative activities.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 372.3

Совместная образовательная деятельность в условиях дошкольного образования: ценностно-целевые аспекты

О. Ю. Зайцева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск Н. Ю. Яблонцева, О. Н. Бабитинская

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация. Введение. Совместная деятельность педагога с детьми дошкольного возраста является приоритетной формой организации образовательного процесса в современной организации дошкольного образования. Целью статьи является концептуализация дефиниции «совместная образовательная деятельность», гуманитарная экспертиза готовности педагогов дошкольного образования к её проектированию и реализации. Материалы и методы. Диагностическому изучению были подвергнуты компоненты готовности педагогов дошкольного образования к проектированию и реализации вариативных форм совместной деятельности с детьми. Цель исследования: определить проблемы практической реализации ФГОС ДО в части требований к организации совместной образовательной деятельности в условиях целостного образовательного процесса дошкольной организации, а также роли методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении с позиции старшего воспитателя в развитии готовности педагогов к открытому совместному взаимодействию в образовательной деятельности.

Результаты. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области совместной партнёрской деятельности педагогов с детьми авторами делается вывод о значимости гуманитарной методологии в понимании данного феномена. Представлены к обсуждению результаты самоанализа педагогами затруднений в организации совместной деятельности с детьми. Оказалось, что большинство педагогов испытывают затруднения в области отбора содержания совместной деятельности; затруднения в проектировании технологического компонента совместной деятельности; затруднения в осуществлении рефлексии совместной деятельности. Заключение. Значимость представленных исследовательских материалов определяется важностью повышения готовности педагогов к продуктивной совместной деятельности с детьми. В перспективе данные исследования могут служить основанием для последующих исследований проблем совместной партнёрской деятельности педагога и ребёнка.

Ключевые слова:

Для

цитирования:

Дата поступления статьи в редакцию: 15 ноября 2020 г.

целостный образовательный процесс, совместная образовательная деятельность педагога с детьми дошкольного возраста, открытое совместное действие, социоконструктивная дидактическая модель, образовательная ситуация, дошкольное образование.

Зайцева О. Ю., Яблонцева Н. Ю., Бабитинская О. Н. Совместная образовательная деятельности в условиях дошкольного образования: ценностно-целевые аспекты // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С.545-555. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-545-555

Введение

ФГОС дошкольного образования ориентирует специалистов на решение образовательных задач программы учреждения в вариативных формах совместной деятельности на основе принципов содействия и сотрудничества, поддержки детской инициативы. Данные положения стандарта подтверждают ценность совместного пути в освоении образовательной программы в системе «педагог - воспитанник».

Сегодня потребность в воспитателях, владеющих техниками партнёрского взаимодействия с детьми, готовых к осуществлению личностно-ориентированного инициативного диалога с воспитанниками, возросла.

Опыт нашей практической и исследовательской деятельности по данному вопросу позволил нам выделить три актуальных противоречия в формировании новой педагогической позиции у практикующего педагога. Во-первых, между выраженной педагогической потребностью в осмыслении партнёрской педагогической позиции и неготовностью методической системы дошкольного образования создать соответствующие условия для развития готовности педагогов дошкольного образования к её проектированию и реализации. Во-вторых, между особым способом освоения детьми дошкольного возраста культурных практик в формах субъект-субъектного взаимодействия, обоснованных в теории современной дошкольной педагогики и реальным сохранением трансляционной репродуктивной дидактической среды в массовой практике дошкольного образования. В-третьих, между значительными возможностями образовательной среды дошкольного учреждения в построении продуктивного совместного взаимодействия и реальным состоянием практики планирования и осуществления данного процесса.

В соответствии с выделенными противоречиями целью статьи стала концептуализация дефиниции «совместная образовательная деятельность», исследование готовности педагогов дошкольного образования к проектированию и реализации вариативных форм совместной образовательной деятельности. Задачи, решаемые в статье: осуществить

теоретический анализ дефиниции «совместная деятельность» педагогов с детьми, охарактеризовать готовность педагогов дошкольного образования к её проектированию и реализации.

Обзор литературы

В исследовании мы исходим из важнейшего положения отечественной психологии и педагогики о том, что совместная деятельность ребёнка с взрослыми является органически необходимым условием формирования полноценной личности, а значит, следует изначально соотнести некоторые аспекты методологии гуманитарного знания в аспекте рассматриваемой проблемы.

Первое из них заключается в том, что окружающие взрослые, особенно педагоги, -не внешняя среда, но его внутреннее достояние, главное содержание его личности. Акцентирование внимания культурно-исторического подхода к интерпсихическому механизму присвоения ребёнком мира культуры свидетельствует о значимости совместного со-действия ребёнка с взрослыми для формирования его картины мира. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для ребёнка и развития его личности не вызывает сегодня сомнений. Достаточно вспомнить трактовку Л. С. Выготского социальной ситуации развития, которую составляет система отношений ребёнка с другими людьми, «и отношения эти являются органически необходимым условием развития личности».

Другое важнейшее положение представлено в научной школе Г. Н. Прозументовой. Автор указывает на то, что совместная деятельность педагога с детьми порождает индивидуализированное образовательное содержание как продукт со-действия в осмыслении категорий культуры [5]. Автор правомерно, с нашей точки зрения, дифференцирует модели совместной деятельности. Наиболее релевантной для амплификации детского развития, на наш взгляд, является модель открытой совместной деятельности.

Положение В. Т. Кудрявцева о способах усвоения культуры ребёнком во взаимодействии с воспитывающим взрослым косвенно подтверждает важность открытости в совместной деятельности, в том числе, образовательной. Автор выделяет три типа - от инструктивно-исполнительского до открытой проблемности. Наиболее отвечающий запросам развивающего образования, по мнению автора, является тип открытой про-блемности в совместной деятельности, который характеризуется как «совместно строимый взрослым и ребёнком поиск открытого принципа деятельности» [3]. Важным для нашего исследования является положение автора о значимости проектирования форм партнёрской детско-взрослой деятельности с учётом особенностей детской субкультуры, образовательных запросов детей.

Т. И. Бабаева, как специалист в области познавательного и социально-коммуникативного развития детей, указывает на значимость опыта детско-взрослого игрового партнёрства для эффективного решения образовательных задач [1, с. 5].

Новые аспекты в представлениях о значимости совместной деятельности педагога с воспитанниками представлены в русле личностного подхода. Е. Г. Юдина в рамках задач комплексной программы «Открытия» указывает на значимость создания условий для «развития сообщества детей и взрослых в группе детского сада» [8, с. 49].

Н. А. Короткова, характеризуя партнёрство взрослого с детьми, пишет: «...основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна стать совместная партнёрская деятельность, а не прямое обучение. Партнёрство ... это равноправное включение взрослого в процесс деятельности» [4, с. 24].

Феноменологически совместная деятельность педагога с детьми раскрыта вышео-бозначенными авторами через такие её свойства, как открытость, равноправность, про-блемность, включённость. Данные свойства совместной деятельности укладываются

в обобщённое представление о педагогическом действии, функционально предназначенном для поддержки инициативы воспитанника в образовательном со-действии. Это позволяет констатировать, что ценностным аспектом совместной деятельности педагога с детьми выступает личностно-ориентированное взаимодействие. Целевыми стратегиями организации совместной деятельности педагога с детьми выступают такие педагогические действия, как создание стимулирующей и способствующей поддержке детской инициативы образовательной среды, доверие активности ребёнка, многообразие ситуаций выбора стратегий со-действия в деятельности.

Нами осуществлён сравнительный анализ методических подходов к проектированию совместной образовательной деятельности в рамках комплексных образовательных программ дошкольного образования[2; 6; 7; 8; 9], представим ниже его результаты в таблице.

Таблица 1

Методический анализ содержания и специфики совместной образовательной деятельности педагогов с детьми

Table 1

Methodological analysis of the content and specifics of joint educational activities

of teachers with children

Наименование комплексной ООП дошкольного образования Методическая характеристика совместной образовательной деятельности педагогов с детьми

«От рождения до школы» -инновационная программа дошкольного образования Реализация программных задач проходит в новых формах совместной деятельности педагога с детьми, основанных на детских интересах (утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие и др.)

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» Образовательный процесс строится на проектно-тематиче-ском подходе. Организация со-конструктивного взаимодействия предполагает учёт образовательных запросов и интересов воспитанников

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» В программу «ПРОдетей» включены вариативные методики и образовательные технологии, которые описывают педагогическую практику построения развивающего образования дошкольников в совместной партнёрской деятельности (скаффолдинг)

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство Совместная образовательная деятельность носит превалирующий характер. Приведена примерная сетка совместной партнёрской деятельности в культурных практиках и режимных моментах с указанием возможных форм организации работы с детьми

Как видно из содержания данной таблицы, методический анализ, осуществлённый нами, в части оценки потенциала совместной образовательной деятельности в разных комплексных образовательных программах дошкольного образования показал высокий индекс её присутствия в каждой из программ. С другой стороны, выявил сложность, с которой столкнулось педагогическое сообщество, - это поиск оптимальных методов, приёмов, технологий.

В этой связи недостатки в методическом сопровождении педагогов на базе дошкольных образовательных организаций приводят к снижению готовности педагогов к переходу к вариативным формам совместной деятельности с детьми. Эмпирическое доказательство данного суждения приведём ниже в рамках обсуждения результатов исследования.

Материалы и методы

Исследования, которые посвящены проблеме готовности к педагогической деятельности или педагогической готовности, условно можно разделить на две группы. Первый подход рассматривает содержательный аспект, то есть знания, умения и навыки, которые являются базой для формирования готовности к педагогической деятельности (Б. Г. Ананьев, Б. Д. Ломов, К. К. Платонов и др.). Второй подход акцентирует внимание на совокупности профессионально-личностных качеств, которые обеспечивают результаты педагогической деятельности (я. Л. Коломенский, В. А. Сластенин). Одним из альтернативных подходов к исследованию готовности можно считать изучение затруднений как возникшего в деятельности педагога противоречия. В современных педагогических исследованиях затруднения изучаются интенсивно, чаще в деятельности начинающих специалистов.

В нашем исследовании за основную структурную единицу взята готовность педагога к совместной деятельности с детьми. По результатам исследования дан анализ затруднений педагогов в организации и руководстве совместной деятельностью с воспитанниками.

Для комплексной диагностики затруднений нами применялись методы эмпирического и теоретического познания, а также математико-статистические методы обработки данных. Для диагностики данного вида затруднений педагогов мы разработали серию опросов. Основной содержательного компонента диагностики стала дифференциация нами затруднений в организации и руководстве совместной деятельностью с воспитанниками на следующие группы: затруднения в области целеполагания совместной деятельности педагога с детьми; затруднения в области отбора содержания совместной деятельности; затруднения в проектировании технологического компонента совместной деятельности; затруднения в осуществлении рефлексии совместной деятельности. Педагогам предлагалось оценить интенсивность проявления затруднений в практике образовательной деятельности с детьми по трёхбалльной шкале. Данные, полученные в результате самоанализа педагогов, заносились в таблицы, и производилась математико-статистическая обработка.

Результаты исследования

Полученные данные диагностики затруднений педагогов ДОУ в совместной деятельности педагога с детьми позволили нам выстроить траекторию работы с педагогами не только в групповом формате, но и индивидуальной направленности. 46 % (67 респондентов) отметили, что имеют общие представления, используют редко или не имеют представления и не используют в своей работе действия по следующим критериям: владение коммуникативными техниками организации инициативного диалога с детьми; владение методами эффективной организации совместной продуктивной деятельности; работа с коллегами в формате совместной педагогической деятельности по проектированию; участие в видеоконференциях, вебинарах по проблемам организации совместной партнёрской деятельности с детьми.

Как мы видим, большинство педагогов имеет средний уровень затруднений - 40 %. По нашим наблюдениям, чаще всего трудности у педагогов встречались по вопросам, связанным с ориентировкой в методах и приёмах организации детско-взрослого взаимодействия по решению образовательных задач программы, определению цели и задач совместной партнёрской деятельности, отслеживанию эффективности реализации задач в совместной деятельности и пр.

13%

47%

40%

■ Низкий уровень

□ Средний уровень

□ Высокий уровень

Рис. 1. Данные самоанализа педагогов «Диагностика уровня затруднений педагога ДОУ в совместной деятельности с детьми»

Fig. 1. Data of self-analysis of teachers ""Diagnostics of the level of difficulties of a preschool teacher in joint activities with children"

И наконец, 47 % педагогов, которые испытывают серьёзные затруднения в организации вариативных форматов совместной образовательной деятельности с детьми. Респонденты, показавшие такие результаты, отметили практически все пункты возможных вариантов затруднений как значительно проявляющиеся. Данные педагоги, участвующие в исследовании, имеют стаж работы от 15 до 25 лет и более, и помимо трудностей, связанных с организацией партнёрского детско-взрослого взаимодействия, они отметили, что не могут определить структуру подобной образовательной формы работы с детьми, затрудняются при выборе образовательного события, которое важно для организации продуктивной деятельности, имеют трудности в отборе материала для пролонгированных форм совместной деятельности с детьми. Часть данных педагогов, имеющих опыт применения автократической модели взаимодействия с детьми, испытывают затруднения в создании ситуаций для воспитанников, в которых они могут высказаться, задать вопрос, сделать выбор. С данными педагогами требуется серьёзная работа, сложность её заключается в наличии педагогических стереотипов, ригидности данной исследовательской группы.

13 % испытуемых имеют низкий уровень затруднений, т. е. чаще всего трудности они не испытывают при создании событийного формата совместной образовательной деятельности, отметки о значительно проявляющихся затруднениях встречались максимум по 1 или 2 пунктам.

По результатам всех проведённых диагностических методик можно предположить, что у большинства респондентов нашего исследования встречаются затруднения по каждому исследуемому аспекту.

Исследуя уровень эффективности форм и методов методического сопровождения педагогов в области освоения новых методов и приёмов организации совместной деятельности с детьми, мы получили следующие данные. 54 % педагогов имеют низкий и средний уровень удовлетворённости работой методической службы, и 46 % педагогических кадров дают высокую оценку деятельности методической службы в учреждении.

Анализ полученных ответов педагогов показал, что встречались отрицательные ответы на вопросы, связанные с подготовкой и проведением практических мероприятий, мастер-классов, практикумов по овладению методами и приёмами, коммуникативными техниками эффективной организации совместной продуктивной деятельности с детьми по реализации образовательных задач программы.

На основании полученных данных мы выявили проблемные зоны работы методической службы в направлении темы исследования, которые необходимо усилить, - это и использование интерактивных форм методической работы с кадрами, усиление те-

оретической готовности педагогов к педагогическому проектированию образовательной программы дошкольного образования на основе принципов совместной партнёрской деятельности.

Стоит отметить, что 46 % педагогов, удовлетворённых работой методической службы, самостоятельно проявляли инициативу и интерес к инновациям в дошкольном образовании, освоению новых форм и методов совместной партнёрской деятельности с детьми. Нами была отмечена следующая закономерность, те респонденты, которые проявляют активность в области самообразования по данной теме, стремятся к обобщению развивающих приёмов организации совместной деятельности с детьми, апробированных ими в практике, выступают на конференциях, методических объединениях, показывали более низкие результаты по затруднениям.

Мы полагаем, преодоление выявленных нами затруднений педагогов в области проектирования вариативных форм совместной деятельности педагогов с детьми, а также изменение роли методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении с позиции старшего воспитателя в развитии готовности педагогов к открытому совместному взаимодействию в образовательной деятельности возможно при организации проектного научно-методического семинара в сетевом взаимодействии Института развития образования и дошкольных образовательных организаций Иркутской области в рамках гуманитарного и социоконструктивного подходов к проектированию партнёрского детско-взрослого взаимодействия для решения образовательных задач. Это предполагает вовлечение субъектов образовательной практики в апробацию педагогических механизмов построения, развития и осмысления результатов совместной образовательной деятельности педагога с детьми, что изменит и методическую организацию форм образовательной деятельности с детьми.

Заявленный вклад авторов

Фактический вклад О. Ю. Зайцевой в исследование ценностно-целевых аспектов совместной образовательной деятельности педагогов с детьми (35 %) отражает ту часть, в которой представлены методологические основы проектирования вариативных форм совместной образовательной деятельности, а также конкретизация процедуры диагностического сопровождения исследовательской работы.

Фактический вклад Н. Ю. Яблонцевой в проведённое исследование готовности педагогов к совместной деятельности с детьми и в подготовку данной статьи (35 %) отражается в той части статьи, которая связана с представлением сравнительного анализа методических подходов к определению роли и места совместной образовательной деятельности, а также определения диагностических индикаторов оценки эффективности форм и методов методического сопровождения по формированию готовности педагогов к совместной образовательной деятельности с детьми.

Фактический вклад О. Н. Бабитинской в проведённое исследование содержательных аспектов совместной образовательной деятельности в условиях дошкольного образования и в подготовку данной статьи (30 %) связан с представлением и обоснованием результатов исследования качества условий методического сопровождения педагогов дошкольного образования в области освоения новых методов и приёмов организации совместной деятельности с детьми.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. пособие. СПб. : Детство-пресс, 2012. С. 5.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : Детство-пресс, 2019. 352 с.

3. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига : Эксперимент, 1999. 163 с.

4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста ; 2-е изд. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. 208 с.

5. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. Вып. 4 (10). С. 7-14.

6. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. А. В. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.М. : Национальное образование, 2019. 334 с.

7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой; 6-е изд., доп. М. : Мозаика-синтез, 2020. 368 с.

8. Открытия. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Е. Г. Юдиной.М. : Мозаика-Синтез, 2015. 160 с.

9. ПРОдетей: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. М. : Рыбаков фонд, 2019. 136. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/482-programma-prodetej#poyasnitelnaya-zapiska.pdf (дата обращения: 26.02.2020).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М. : Сфера, 2016. 96 с.

References

1. BabaevaT.I., RimashevskayaL. S.Kakrazvivat' vzaimootnosheniyaisotrudnichestvo-doshkol'nkiovvdetskomsadu. Igrovyesituacii, etyudy [How to develop relationships and cooperation of preschoolers in kindergarten. Game situations, etudes]. St. Petersburg.: "Publishing house" Childhood-press ", 2012. 224 p. (In Russian).

2. Kompleksnayaobrazovatel'nayaprogrammadoshkol'nogoobrazovaniya «Detstvo» [Comprehensive educational program of preschool education "Childhood"] / T. I. Babaeva, A. G. Gogoberidze, O. V. Solntsevai dr. SPb. :Detstvo-press, 2019. 352 p.(In Russian).

3. Kudryavtsev V.T. Psihologiyarazvitiyacheloveka. Osnovaniyakul'turno-istorichesko-gopodhoda [Psychology of human development. Foundations of the cultural-historical ap-proach]Riga: Pedagogicheskijcentr «Eksperiment», 1999, 163 р. (In Russian).

4. Korotkova N.A. Obrazovatel'nyj process v gruppahdetejstarshegodoshkol'nogovoz-rasta[Korotkova, N.A. The educational process in groups of older preschool children]. Moscow, Linka Press Publ., 2012. 208 p. (In Russian).

5. Nikitina L. A., Pozdeeva S. I. Pedagogicheskoe nasledie G.N. Prozumentovoj kak ori-entir dlya nauki i obrazovatel'noj praktiki [The pedagogical heritage of G.N. Prozumentova as a reference point for science and educational practice] Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. 2015 Issue 4 (10) P.7-14 (In Russian).

6. Osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Vdohnovenie» [The main educational program of preschool education "Inspiration"] pod red. A. V Zagvozd-kina, I. E. Fedosovoi. M.: Publ. «Nacional'noe obrazovanie», 2019. 330 p. (In Russian).

7. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovatsionnayaprogrammadoshkol'nogoobrazovaniya [From birth to school. Innovative Preschool Education Program].

pod red. N. E. Veraksy, T. S. Komarovoi, E. M. Dorofeevoi, Mozaika-sintez Publ.,

2020. 368 p. (In Russian).

8. Otkrytiya. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazo-vaniya (pilotnyj variant)/ Pod red. E.G. Yudinoj[Discoveries. Approximate basic educational program of preschool education (pilot version) / Ed. E.G. Yudina]. Moscow, Mozaika-sintez Publ., 2015. 160 p. (In Russian).

9. PROdetei: primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [Prodetey: an approximate basic general education program for preschool education]. (In Russian). Available at: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksni-ye-programmy/482-programma-prodetej poyasnitelnaya-zapiska.pdf (accessed 26.02.2020).

10. Federal'nyigosudarstvennyiobrazovatel'nyistandartdoshkol' nogoobrazovaniya: Pri-kazyipis'maMinobrnauki RF [Federal State Educational Standard for Preschool Education: Orders and Letters of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow, TTS SferaPubl., 2016, 96 p. (In Russian).

Collaborative Educational Activities in Pre-School Education: Value-Oriented Aspects

O. Yu. Zaytseva

Irkutsk state University, Irkutsk

N. Yu. Yablontseva, O. N. Babitinskaya

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Introduction. Cooperative activityof an educatorand preschool children is a priority form of education in the modern preschool organization. The purpose of the article is to conceptualize the definition of "Collaborative Educational Activity " and a humanitarian diagnostics of the preschool teachers' readiness for designing this activity and its realization.

Study materials and methods. The components ofpreschool teachers' readiness to design and to realize variable forms of collaborative activities with children were subjected to diagnostic study. Purpose of the research is to determine the problems of FSES practical realization in the point of the requirements to the organization of collaborative educational activities in the context of a holistic preschool educational process. As well as to define the role of methodological support in preschool educational institution from the senior educator's position in the development of educator's readiness for open cooperation in educational activities.

Results. In the process of analyzing theoretical and methodological positions in the field of collaborative activity of educators and children, the authors conclude that the importance of humanitarian methodological support in understanding this phenomenon. The results of educators ' self-analysis of organizing collaborative activities with children are presented for discussion. It turned out that most of educators have difficulties in selecting the content of collaborative activities; difficulties in designing the technological component, difficulties in implementing reflection of collaborative activities. Conclusion. The significance of the presented research materials is determined by the importance of increasing the readiness of educators for productive collaborative activities with children. In the future, these studies can serve as a basis for further research on the problems of educator and child's collaborative activities.

Keywords: holistic educational process, a collaborative educational activity of an educator and preschool children, an open cooperative action, social constructive didactic model, the educational situation, preschool education.

Ольга Юрьевна Зайцева

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования

ORCIDhttps://orcid.org/ 0000-0001-7363-9102

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 240481 e-mail:dpip.lida@yandex.ru

Надежда Юрьевна Яблонцева

заведующий сектором дошкольного образования

ORCIDhttps://orcid.org/ 0000-0001-5056-5753

Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А

тел.: +7 (3592) 500904 e-mail: xnadegda@mail.ru

Ольга Николаевна Бабитинская

старший методист сектора дошкольного образования

ORCIDhttps://orcid.org/ 0000-0003-1264-1465

Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А

тел.: +7 (3592) 500904 e-mail: sector_doo@mail.ru

Olga Yu. Zaytseva

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of Psychology and Pedagogy of Preschool Education

ORCIDhttps://orcid.org/ 0000-0001-7363-9102

Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7 (3952) 240481 e-mail:dpip.lida@yandex.ru

Nadezhda Yu. Yablontseva

Head of the Preschool Education Department

ORCIDhttps://orcid.org/ 0000-0001-5056-5753

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10 A Krasnokazachiya St, Irkutsk, Russia, 664007

tel.:+7 (3592) 500904 e-mail: xnadegda@mail.ru

Olga N. Babitinskaya

Senior Methodologist of the Sector of Preschool Education

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-1264-1465

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10 A Krasnokazachiya St, Irkutsk, Russia, 664007

tel.:+7 (3592) 500904 e-mail: sector_doo@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.