Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях'

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF EARLY AGE / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ / HEALTH GROUPS OF PUPILS / СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ / SUPPORT SERVICE / СЛУЖБА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙ / ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / FAMILY COUNSELING SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Олисова Эльвира Рафековна

В статье раскрывается вопрос организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации. Авторами приводится анализ факторов, определяющих актуальность сопровождения детей от 2 месяцев до 3 лет, а также актуальных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к воспитанию детей раннего возраста. Статья содержит описание основных форм работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста: служба раннего сопровождения детей; служба консультирования семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Авторы предлагают для каждой формы работы технологии реализации задач сопровождения: комплексное психолого-медико-педагогическое обследование актуального уровня развития ребенка и определение его образовательных потребностей; составление индивидуальной программы развития ребенка, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка; проведение системы адаптационных мероприятий, обеспечивающих успешную социализацию детей к условиям детского сада; технологии коррекционно-развивающей работы в соответствии с категорией нарушений развития у детей раннего возраста; технологии пропедевтической работы по предупреждению вторичных нарушений развития и другие. В статье содержится описание основных целей и задач психолого-педагогического сопровождения. Предлагаемая авторами система психолого педагогического сопровождения детей раннего возраста прошла апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Олисова Эльвира Рафековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of the development of young children in pre-school educational organizations

In the article the question of the organization of psychological and pedagogical support of children of early age in preschool educational organization is revealed. The authors analyze the factors that determine the relevance of accompanying children from 2 months to 3 years, as well as the current requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education for the education of young children. The article contains a description of the main forms of work on psychological and pedagogical support for young children: the early child support service; service for counseling families that raise children with special educational needs. The authors propose for each form of work the implementation of support tasks: a comprehensive psychological, medical and pedagogical survey of the actual level of development of the child and the definition of his educational needs; the development of an individual development program for the child, focused on the child's immediate development zone; the implementation of a system of adaptation measures that ensure the successful socialization of children to the conditions of the kindergarten; technologies of corrective-developing work in accordance with the category of developmental disorders in young children; technology of propaedeutic work on prevention of secondary developmental disorders and others. The article contains a description of the main goals and tasks of psychological and pedagogical support. The system of psychological and pedagogical support of children of early age, offered by the authors, was approved on the basis of pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN318.pdf

Статья поступила в редакцию 20.04.2018; опубликована 18.06.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Красильникова Л.В., Олисова Э.Р. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Krasilnikova L.V., Olisova E.R. (2018). Psychological and pedagogical support of the development of young children in pre-school educational organizations. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN318.pdf (in Russian)

УДК 373.2

Красильникова Лариса Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: larvladkr@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://yandex.ru/?clid=2261452&win=315

Олисова Эльвира Рафековна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Магистр

E-mail: elvira_olisova@mail.ru

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях

Аннотация. В статье раскрывается вопрос организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации. Авторами приводится анализ факторов, определяющих актуальность сопровождения детей от 2 месяцев до 3 лет, а также актуальных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к воспитанию детей раннего возраста. Статья содержит описание основных форм работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста: служба раннего сопровождения детей; служба консультирования семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Авторы предлагают для каждой формы работы технологии реализации задач сопровождения: комплексное психолого-медико-педагогическое обследование актуального уровня развития ребенка и определение его образовательных потребностей; составление индивидуальной программы развития ребенка, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка; проведение системы адаптационных мероприятий, обеспечивающих успешную социализацию детей к условиям детского сада; технологии коррекционно-развивающей работы в соответствии с категорией нарушений развития у детей раннего возраста; технологии пропедевтической работы по предупреждению вторичных нарушений развития и другие. В статье содержится описание основных целей и задач психолого-педагогического сопровождения. Предлагаемая авторами система психолого-

https://mir-nauki.com

педагогического сопровождения детей раннего возраста прошла апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; дети раннего возраста; дошкольная образовательная организации; группы здоровья воспитанников; служба сопровождения; служба консультирования семей; технологии психолого-педагогического сопровождения

Современная государственная образовательная политика в сфере дошкольного образования характеризуется акцентированием внимания на вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. Это составляет одно из приоритетных направлений демографической политики Российской Федерации. Так наш президент, Путин В.В., говоря о мерах поддержки семей до 2021 года, объявил об увеличении количества мест в ясельных группах детских садов для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные образовательные организации (далее по тексту ДОО) на создание условий развития ребенка (младенческого, раннего и дошкольного возраста), «.. .открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности»1.

Особым документом в ряду нормативно-правового обеспечения воспитания детей раннего возраста стоит «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», в которой основное внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста, имеющих особые образовательные потребности вследствие трудностей физического и/или психического развития.

Можно выделить ряд факторов, определяющих актуальность исследования проблем педагогики раннего возраста.

1. Сензитивность развития ребенка раннего возраста.

Развитие ребенка раннего возраста отличается высоким темпом количественных и качественных преобразований, что обусловлено особой пластичностью созревающих мозговых структур. Дети овладевают моторными и социально детерминированными умениями и навыками, уникальными темпами идет развитие речи: накопление лексики, овладение фонетикой родного языка, усвоение грамматических форм и становление связной речи. Осознание обществом возможностей раннего развития привело к пристальному вниманию к вопросам педагогики раннего возраста. К сожалению, со стороны родителей наблюдаются попытки интенсификации развития ребенка без учета закономерностей анатомо-физиологического и психического развития. В целях предотвращения этих негативных воздействий наука должна донести до осознания родителями и обществом одного из базисных законов психомоторного развития человека - появление, дальнейшее развитие и функционирование любой психической функции детерминировано спецификой созревания и гетерохронностью развития церебральных структур (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж.М. Глозман, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, А.В. Семенович, И.М. Сеченов, Э.Г. Симерницкая и др.). Иными словами, по выражению

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).

Страница 2 из 8

15PDMN318

нейропсихологов Ж.М. Глозман и А.А. Цыганок, нельзя сформировать у ребенка то, к чему еще не готов мозг и организм ребенка в целом.

2. Увеличение числа воспитанников раннего возраста, изначально приходящих в детский сад, с нарушениями в состоянии здоровья.

Мы проводили анализ данных о группах здоровья детей раннего возраста, поступающих в ДОО, за последние пять лет, проведенных на базах региональных инновационных площадок города Нижнего Новгорода (МБДОУ № 52; МАДОУ №77; МАДОУ №229; МБДОУ № 367; МБДОУ №447).

На рисунке наглядно видно существенное увеличение детей со второй группой здоровья, то есть детей с большей или меньшей степенью выраженности функциональных нарушений. Именно эти дети составляют группу риска по дальнейшим трудностям физического и/или психического развития.

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

X

72,50%

32,50% 24,40%

п

44,20%%44,40%

ш

54,20%

И

! Ill

'IM

3,10% 2%,30%4% 1,40% 0%1,30%0%0%0%

V7

первая группа

вторая группа

третья группа

четвертая группа

2013-2014 учебный год ■ 2014-2015 учебный год ■ 2015-2016 учебный год 2016-2017 учебный год ■ 2017-2018 учебный год

Рисунок 1. Анализ распределения детей раннего возраста по группам здоровья при поступлении в дошкольную образовательную организацию (разработано авторами)

Анализ анамнестических данных воспитанников раннего возраста, проводимый педиатром и медицинской сестрой в ДОО, показывает наличие неврологической симптоматики у 73 %. Примерно у 50 % детей наблюдается перинатальная энцефалопатия, у 33 % нарушение мышечного тонуса либо по типу гипер-, либо по типу гипотонуса, у 17 % минимальная мозговая дисфункция. Следует принимать во внимание тот факт, что чаще всего данные диагнозы встречаются в комплексе у ребенка.

Следствием неврологических отклонений в состоянии здоровья детей становятся такие отрицательные проявления, как: нарушение нейродинамической организации психической деятельности по типу гипо- или гиперактивности, сенсорные расстройства, компенсаторная леворукость, эмоциональная неустойчивость, задержка речевого развития.

Среди других факторов, определяющих актуальность раннего психолого-педагогического сопровождения детей, можно выделить следующие.

3. Неоправданная интенсификация детского развития в раннем возрасте.

https://mir-nauki.com

4. Отсутствие должного внимания к развитию ребенка раннего возраста со стороны родителей.

5. Небольшое количество психолого-педагогических методик и технологий работы с детьми раннего возраста.

6. Неготовность педагогов ДОО к оказанию квалифицированной ранней поддержки детей с разными проблемами развития и их семей.

Таким образом, можно констатировать актуальную потребность в создании системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в ДОО в целях коррекции имеющихся и пропедевтики дальнейших нарушений развития.

В процессе инновационной деятельности на базе МБДОУ № 115 г. Н. Новгорода по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования»; на базе МАДОУ № 229 по теме «Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте»; на базе МБДОУ №52 по теме «Развитие и коррекция речи детей раннего возраста» нами разработана система психолого -педагогического сопровождения детей.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы пониманием систему психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию образовательных потребностей воспитанников, успешную социализацию в процессе воспитания, обучения, коррекции и развития.

Основные формы сопровождения детей раннего возраста в ДОО:

1. Служба раннего сопровождения детей, в рамках которой реализуются

следующие технологии.

1.1. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование актуального уровня развития ребенка и определение его образовательных потребностей.

1.2. Составление индивидуальной программы развития ребенка, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка.

1.3. Проведение системы адаптационных мероприятий, обеспечивающих успешную социализацию детей к условиям детского сада.

1.4. Технологии коррекционно-развивающей работы в соответствии с категорией нарушений развития у детей раннего возраста.

1.5. Технологии пропедевтической работы по предупреждению вторичных нарушений развития.

2. Служба консультирования семей, воспитывающих детей с особыми

образовательными потребностями, также реализующая ряд технологий.

2.1. Технологии взаимодействия с семьями детей с особыми образовательными потребностями.

2.2. Технологии междисциплинарного и межведомственного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Цель работы службы раннего сопровождения детей: раннее выявление детей с особыми образовательными потребностями, профилактика и коррекция различных отклонений в развитии, создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольной образовательной организации, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Основные задачи службы:

1. Обеспечить психолого-педагогические условия развития детей раннего возраста.

2. Организовать психолого-педагогическую поддержку детям раннего возраста по раннему выявлению трудностей развития, профилактике и коррекции различных отклонений.

3. Создать условия для плавного перехода от семейного воспитания к воспитанию в условиях детского сада.

4. Обеспечить социальную адаптацию детей и родителей к условиям детского сада.

5. Оказать консультативно-методическую помощь родителям (законным представителям) в организации воспитания, обучения, развития и коррекции ребенка раннего возраста.

6. Осуществить профилактику нарушений и коррекцию детско-родительских отношений.

В целях решения поставленных задач в детском саду организуется группа кратковременного пребывания «Апельсин» МБДОУ «Детский сад № 115» Московского района г. Нижнего Новгорода.

Таблица

Поэтапный план работы службы раннего сопровождения

Этапы Виды деятельности Сроки

I этап Комплектация группы: - набор детей и родителей в группу кратковременного пребывания «Апельсин»; - сбор документов необходимых для поступления в группу кратковременного пребывания; - оформление договоров с родителями неорганизованных детей, поступивших в группу кратковременного пребывания. В течение года

II этап Первичная диагностика ребенка при поступлении в детский сад: - общие сведения о семье ребенка; - диагностика адаптации; - диагностика уровня нервно-психического развития детей от 1 года 3 месяцев до 4 лет (по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной). Октябрь

III этап Групповые и индивидуальные занятия в присутствии родителей 2 раза в неделю согласно плану по образовательным областям: - физическое развитие; - художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование); - познавательное развитие (формирование целостной картины мира, сенсорных эталонов, расширение кругозора); - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие. Сентябрь -май

IV этап Итоговая диагностика ребенка в детском саду: - анализ диагностических дневников детей по возрастам (1,6 лет - 2 года), (2-3 года); - анкетирование родителей; - повторная диагностика уровня нервно-психического развития детей от 1 года 3 месяцев до 4 лет (по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной). Апрель

Разработано авторами

Организация работы службы консультирования семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Цель работы службы консультирования: психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи работы службы консультирования:

1. Способствовать гармонизации семейных отношений и адаптации внутри семьи.

2. Создавать социально-психологические условия повышения социального статуса семьи, воспитывающего ребенка с особыми образовательными потребностями.

3. Способствовать установлению правильных детско-родительских отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Оказать нормативно-правовую поддержку семьи.

5. Обучить элементарным методам психологической коррекции своего эмоционального состояния (аутогенная тренировка, элемента игротерапии, сказкотерапия и др.).

6. Обучить воспитательным и коррекционным методам работы с ребенком.

7. Оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

8. Провести комплексную профилактику различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Формы организации деятельности консультационного пункта:

1. Информирование об услугах дошкольной образовательной организации через Интернет-сайт детского сада.

2. Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей педагогами и дефектологами детского сада.

3. Индивидуальные и групповые (очные) консультации всеми педагогами и дефектологами детского сада.

4. Дистанционное консультирование через Интернет-сайт.

5. Проведение тренинговых и обучающих занятий с родителями.

6. Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей.

7. Проведение семинаров и семинаров-практикумов.

8. Открытые занятия по всем образовательным областям.

9. Совместные семейные досуги.

10. Совместные туристические прогулки.

Следует отметить, что работа по совершенствованию и оптимизации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях ДОО продолжается. Достигнутые результаты в благоприятной социализации детей, реализации их индивидуальных образовательных потребностей, успешной коммуникации и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в детском саду, а также в психоэмоциональной стабильности родителей воспитанников позволяют сделать выводы об успешности психолого-педагогического сопровождения.

https://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Архипова, Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. [Текст] / Е.Ф. Архипова. М.: Мозаика -синтез, 2012.

Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов. [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - СПб: Детство-пресс, 2005.

Красильникова, Л.В. Организация предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений в целях реализации задач инклюзивного образования / Л.В. Красильникова // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 [Электронный ресурс] (2). С. 27.

Красильникова, Л.В. Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте: учебно-методическое пособие. [Текст] / Л.В. Красильникова. Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Нижегородский гос. пед. ун-т". Нижний Новгород, 2011.

Красильникова, Л.В. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей в дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, Е.Е. Лунина // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 [Электронный ресурс] https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Пантюхина, Г.В. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. [Текст] / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. М.: ВУНМЦ, 1996.

Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. актуальные проблемы и их решения в условиях ДОУ и семьи. [Текст] / К.Л. Печора. М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2006.

Семаго, М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель. [Текст] / М.М. Семаго // Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. - М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003.

Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду: программа и методические рекомендации. [Текст] / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-синтез, 2010.

Теплюк, С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет: пособ. для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] / С.Н. Теплюк. М.: Мозаика-синтез, 2010.

https://mir-nauki.com

Krasilnikova Larisa Vladimirovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: larvladkr@mail.ru

Olisova Elvira Rafekovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: elvira_olisova@mail.ru

Abstract. In the article the question of the organization of psychological and pedagogical support of children of early age in preschool educational organization is revealed. The authors analyze the factors that determine the relevance of accompanying children from 2 months to 3 years, as well as the current requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education for the education of young children. The article contains a description of the main forms of work on psychological and pedagogical support for young children: the early child support service; service for counseling families that raise children with special educational needs. The authors propose for each form of work the implementation of support tasks: a comprehensive psychological, medical and pedagogical survey of the actual level of development of the child and the definition of his educational needs; the development of an individual development program for the child, focused on the child's immediate development zone; the implementation of a system of adaptation measures that ensure the successful socialization of children to the conditions of the kindergarten; technologies of corrective-developing work in accordance with the category of developmental disorders in young children; technology of propaedeutic work on prevention of secondary developmental disorders and others. The article contains a description of the main goals and tasks of psychological and pedagogical support. The system of psychological and pedagogical support of children of early age, offered by the authors, was approved on the basis of pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod.

Keywords: psychological-pedagogical support; children of early age; preschool educational organizations; health groups of pupils; support service; family counseling service; technology of psychological and pedagogical support

Psychological and pedagogical support of the development of young children in pre-school educational organizations

15PDMN318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.