октябрь №10 (100) ЗНСО
7
РЕАЛИЗАЦИЯ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Н.Е. Астафьева
REALIZATION OF EXPERIMENTAL PROJECT ON IMPROVEMENT OF ALIMENTATION ORGANIZATION IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
IN THE TAMBOV REGION
N.E. Astafeva Управление образования и науки Тамбовской области
Целью проекта Тамбовской области является создание экономически эффективной системы организации питания школьников, ориентированной на сохранение здоровья детей и подростков и основанной на принципах индустриализации и централизации. Экспериментальный проект предполагает координацию действий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, общественности и реализуется на территории трех муниципалитетов области. 2009 год — это второй этап развития проекта, осуществляемый централизацией и индустриализацией производства продукции для сферы школьного питания.
The purpose of the project of the Tambov Region is the creation of economically viable system of school alimentation organization aimed at the preservation of children and teenagers' health and based on the principles of industrialization and centralization. The experimental project includes coordination of activity of regional governmental bodies, local government bodies, institutions and organizations, general public and is realized in the territory of three municipalities of the region. The year 2009 is the second stage of development of the project realized by means of centralization and industrialization of the manufacture of products for the purpose of school alimentation.
Наши дети ежедневно проводят в школе до 7—8 ч — самый настоящий рабочий день взрослого человека. Но далеко не все дети получают полноценный горячий обед в школе. Многие перебиваются чипсами и газировкой или вообще ходят голодными. Давно прошли те времена, когда на большой перемене всех без исключения ребят ждал горячий завтрак или обед.
Причин этому множество. Отсутствие достаточных и единых для всех дотаций, практически полный износ материально-технической базы и невысокое качество блюд наряду с непривлекательностью для детей и подростков самих школьных столовых. По-прежнему остается крайне низкой экономическая эффективность самой системы школьного общепита.
Причин немало, а результат один: здоровье подрастающего поколения катастрофически ухудшается. И одним из главных факторов этого негативного процесса является отсутствие нормальной системы питания в общеобразовательных учреждениях.
Анализ состояния системы питания детей в школах региона позволил выявить целый ряд серьёзных проблем.
1. Недостаточна степень разработки и внедрения научных основ формирования рационального питания детей и подростков школьного возраста.
2. Не получили распространения современные индустриальные технологии производства функциональных продуктов питания, продуктов повышенной биологической и пищевой ценности.
3. Устаревшая материально-техническая база и высокая степень износа технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей.
4. Недостаточно эффективны механизмы управления системой школьного питания.
5. У детей и подростков не сформирована устойчивая мотивация к ведению здорового образа жизни и практической реализации принципов рационального питания.
Чтобы принципиально изменить к лучшему сложившуюся ситуацию одной заменой оборудования не обойтись. Необходимо комплексное решение проблем в этой сфере, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты. С 2004 года в организации школьного питания в регионе используется программно-целевой подход к решению возникающих проблем, последовательно разрабатываются и реализуются целевые программы. Важность данной проблемы была признана и на государственном уровне и одним из направлений приоритетного национального про-
о
ЗНиСО октябрь №10 (199)
екта «Образование» стало такое направление как модернизация школьного питания. На реализацию экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в федеральном бюджете на 2008 и 2009 гг. предусмотрено по 500 млн руб.
В 2008 и 2009 гг. Тамбовская область приняла участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, реализующих экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания обучающихся, и вошла в число победителей. На реализацию проекта из федерального бюджета в область за два года поступило более 70 млн руб.
Целью проекта Тамбовской области является создание экономически эффективной системы организации питания школьников ориентированной на сохранение здоровья детей и подростков и основанной на принципах индустриализации и централизации.
Достижение цели проекта обеспечивается за счет решения комплекса задач:
1. Разработка и внедрение научных основ формирования рационального питания детей и подростков школьного возраста.
1.1. Исследование здоровья школьников с учетом климатогеографических особенностей, экологической и социальной обстановки региона.
1.2. Мониторинг нутриентного и метаболического статуса школьников, ведение индивидуального паспорта здоровья.
1.3. Разработка научно обоснованных рационов, рекомендаций по обогащению школьного меню витаминами, микроэлементами, биологически активными веществами, составление лечебных и диетических программ.
1.4. Разработка технологий производства функциональных продуктов здорового питания, продуктов повышенной биологической и пищевой ценности.
2. Модернизация материально-технической базы школьного питания.
2.1. Строительство современного комбината школьного питания по производству полуфабрикатов высокой степени готовности, оснащённого специализированным оборудованием.
2.2. Ремонт и полное технологическое переоснащение 40 пищеблоков школьных столовых.
3. Создание современной системы управления организацией школьного питания.
3.1. Внедрение современных эффективных технологий организации производства, транспортировки, реализации пищевой продукции.
3.2. Разработка оптимальных схем финансирования сферы школьного питания.
3.3. Формирование целостной нормативно-правовой базы организации школьного питания.
3.4. Внедрение механизмов частно-государственного партнёрства.
3.5. Создание системы производственного контроля за качеством и безопасностью сырья и вырабатываемой пищевой продукции.
3.6. Разработка автоматизированных средств управления, учёта, контроля в сфере производства питания для школьников.
3.7. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников системы школьного питания.
4. Реализация комплекса мер по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей.
4.1. Разработка интегрированного курса «Правильное питание» и его внедрение в рамках предметов «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности».
4.2. Организация РЯ-кампании в СМИ по пропаганде основ правильного питания.
4.3. Проведение массовых мероприятий с родителями и детьми.
Экспериментальный проект предполагает координацию действий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, общественности и реализуется на территории трех муниципалитетов области.
Реализация экспериментального проекта рассчитана на четыре года и включает в себя три этапа.
I этап (2008 г.) — этап запуска проекта. Начало создания развитой инфраструктуры системы школьного питания.
II этап (2009 г.) — этап развития проекта. Осуществление централизации и индустриализации производства продукции для сферы школьного питания.
III этап (2010—2011 гг.) — обеспечение стабильного функционирования созданной инфраструктуры системы школьного питания, трансляция разработанной модели на другие территории области.
Результаты реализации I и II этапов проекта
С целью создания правовой основы для реализации проекта подготовлен комплекс необходимых нормативных правовых актов.
В результате проведения открытого конкурса определен региональный оператор реализации экспериментального проекта, на которого возложена функция оперативного управления проектом, в том числе работа по предоставлению информации в рамках федерального мониторинга реализации проекта.
С 2007 г. в соответствии с Соглашением между Российской академией наук и администраци-
октябрь №10 (199) ЗНиСО
9
ей Тамбовской области о сотрудничестве при проведении государственной политики на территории области реализуется крупномасштабный комплексный инновационный пилотный проект «Сохранение здоровья здоровых людей», в рамках которого комплекс научных исследований здоровья школьников осуществлен по следующим направлениям:
1. Изучение влияния полноценного сбалансированного питания на общую резистентность организма.
2. Оценка эффективности внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях с помощью средств и методов донозологической диагностики.
3. Организация работ по обследованию школьников в рамках экспериментального проекта по совершенствованию организации питания с использованием технологии «Навигатор здоровья».
4. Оценка психофизиологии и параметров высшей нервной деятельности в рамках мониторинга разрабатываемой системы школьного питания.
С целью интеграции наиболее значимых исследований и проектов как регионального, так и федерального уровня, выстраивания перспектив развития научного обеспечения реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся составлена карта научных школ и направлений.
Разработана Концепция мониторинга здоровья обучающихся. Во всех школах, участвующих в реализации проекта (а также еще в 60 школах региона) установлены медицинские диагностические комплексы КМД-03 «Здоровый ребёнок». Фактически в школах сформированы АРМ врача-педиатра, позволяющие в динамике осуществлять ведение индивидуального паспорта здоровья школьника, учёт индивидуальных особенностей ребёнка при организации питания. С 1 сентября 2008 г. мониторинг состояния здоровья обучающихся проводится в плановом режиме. Программа мониторинга включает определение соответствия морфофункциональных характеристик школьников разного возраста нормативам (рост ребенка, масса тела, определение толщины кож-но-жировых складок и др.). Мониторинг состояния здоровья также предусматривает анализ заболеваемости по каждой школе, классу.
Важнейшей составной частью проекта «Сохранение здоровья здоровых людей» является разработка стратегии развития отечественного органического производства продуктов питания функционального, динамического и оздоровительного назначения при участии ведущих учёных Института питания РАМН и специалистов единственного на территории РФ наукограда сельскохозяйственного профиля — г. Мичуринска. В г. Мичу-
ринске действует экспериментальный центр «М-КОНС-1», выпускающий эти уникальные продукты питания. Из экологически чистого плодово-ягодного и овощного сырья, выращиваемого на основе современных технологий под контролем учёных Всероссийского научно-исследовательского института генетики и селекции плодовых растений, Всероссийского научно-исследовательского института садоводства им. И.В. Мичурина, Мичуринского государственного аграрного университета, производятся витаминизированные соки, пюре, джемы, коктейли. Эти продукты с 1 сентября 2008 г. уже включены в меню школьников.
На основании рекомендаций Роспотребнадзо-ра разработано и утверждено 12-дневное базовое меню для детей 7—11 и 11—18 лет. Особое внимание уделено сбалансированности рационов питания, использованию свежих овощей и фруктов.
В ходе реализации проекта подготовлены и проведены следующие научные мероприятия регионального, федерального и международного уровня:
1. По инициативе Министерства образования и науки РФ и администрации Тамбовской области 23 сентября 2008 г. в регионе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Школьное питание: задачи и стратегия развития в современных условиях», в которой приняли участие более 400 руководителей и специалистов органов управления образованием, здравоохранением, торговли и социального питания из 67 субъектов Российской Федерации.
2. На Всероссийском съезде школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение— здоровая Россия», проходившем 18нояб-ря 2008 г. представлен опыт работы Тамбовской области по реализации проекта.
3. Международный Конгресс «Фундаментальная наука — ресурс сохранения здоровья здоровых людей», на котором рассмотрены различные аспекты проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения, в т. ч. вопросы научно-методического сопровождения проекта по совершенствованию организации питания проведён в области 4—5 декабря 2008 г.
4. Семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием и директоров базовых школ на тему «Создание здоровь-есберегающей среды обучения в образовательных учреждениях» с приглашением представителей производителей учебного оборудования, экспертов Министерства образования и науки Российской Федерации проведён 19 марта 2009 г.
5. Вопросы «Об организации мониторинга здоровья обучающихся в 2009 г., требованиях к оснащению медицинских кабинетов», «О формировании здорового образа жизни и перспективах реа-
10
ЗНиСО октябрь №10 (100)
лизации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в 2010 г.» были рассмотрены на коллегии управления образования и науки области 23 апреля 2009 г
6. Представители Тамбовской области приняли участие в семинаре — совещании «Школа здоровья: комплексный подход в организации здоро-вьесберегающей деятельности», проведенном 22— 24 мая 2009 г. Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Министерства образования и науки Российской Федерации.
Одним из основных мероприятий проекта стало полное технологическое столовых общеобразовательных учреждений, принимающих участие в реализации проекта. К началу учебного года полностью завершен ремонт обеденных залов и пищеблоков, проведенный в строгом соответствии с разработанными технологическими паспортами, а также дизайн-проектом. Под контролем инженеров и технологов установлено современное оборудование: параконвектоматы, посудомоечные машины, плиты, тестомесы, пекарские и расстоечные шкафы, мармитные линии. В общеобразовательные учреждения поставлена современная яркая мебель: стулья, столы, буфетные стойки; закуплены столовые приборы, посуда, мягкий инвентарь, декоративные элементы, спецодежда для работников пищеблоков.
Ключевая идея проекта — создание комбината школьного питания, оснащённого новейшим технологическим оборудованием для приготовления пищевых продуктов и полуфабрикатов высокой степени готовности.
В 2008 г. было создано Тамбовское областное государственное унитарное предприятие «Учебно-производственный центр «Комбинат школьного питания». Областная форма собственности данного предприятия обусловлена тем, что проект на территории Тамбовской области реализуется одновременно в трех муниципальных образованиях, объединенных в единую систему управления.
В настоящее время комбинат осуществляет доставку в школы продуктов питания (обработка заказа на продукты, определение рациональных маршрутов доставки, организация доставки до мест сбыта), разработку логистических схем доставки полуфабрикатов до образовательных учреждений, участников экспериментального проекта.
Осуществляется разработка проектно-смет-ной документации на строительство комбината школьного питания. Проведена геодезическая съемка земельного участка, подготовлен кадастровый план земельного участка. Получены санитарно-эпидемиологическое заключение и технические условия для подключения комбината школьного питания к инженерным сетям, под-
готовлен паспорт исходных данных. В целом проектные работы выполнены на 80 %.
В 2009 г. в рамках реализации программы «Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» на базе ТОГОУ СПО «Многопрофильный колледж» созданы учебно-производственные цеха, позволяющие производить полуфабрикаты высокой степени готовности для обеспечения школьных пищеблоков и одновременно осуществлять подготовку молодых специалистов. На базе колледжа созданы кондитерский, мучной, овощной, мясной, птице-гольевой, рыбный учебно-производственные цеха с проектной мощностью 15 тыс.рационов в сутки. Выход цехов на проектную мощность планируется в конце декабре 2009 г. Цеха станут местом проведения производственной практики для студентов колледжа. В каждом цехе установлены видеокамеры, с помощью которых в режиме реального времени практиканты смогут наблюдать за работой профессионалов, не отвлекая их от дела. Производственная база колледжа в дальнейшем будет функционировать как структурное подразделение ТОГУП «УПЦ «Комбинат школьного питания».
Ведется работа по созданию единой информационной системы учета питающихся в общеобразовательных учреждения на базе программного продукта «1С: Школьное питание — ПРОФ», позволяющего организовать автоматизированный учёт продуктов и калькуляцию блюд.
Для организации учёта питающихся в общеобразовательных учреждениях, мониторинга рациона питания по группам питающихся используется программа «1С: Школьное Питание».
Ведётся систематическая работа по повышению квалификации работников сферы школьного питания и медицинского обслуживания. Для работников школ-участников реализации проекта проведены следующие курсы:
1. «Работа на современном технологическом оборудовании» для заведующих производством и поваров.
2. «Основы работы с программами 1-С: Школьное питание и 1-С: Комбинат школьного питания» для организаторов школьного питания и школьных бухгалтеров.
3. «О работе с программным обеспечением медицинского диагностического комплекса КМД-03» для медицинских сестёр школ и врачей педиатров, курирующих проведение мониторинга здоровья школьников.
Таким образом, оперативное решение вопросов подготовки кадров позволило обучить все категории работников, от которых напрямую зависит и качество школьного питания, и контроль за состоянием здоровья обучающихся.
октябрь №10 (199) ЗНиСО
11
В целях осуществления мер по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей, а также информационного сопровождения проекта разработаны и реализованы:
— комплекс мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и основ правильного питания;
— план издательской деятельности по пропаганде здорового образа жизни и правильного питания;
— медиа-план по освещению в средствах массовой информации мероприятий по реализации проекта;
— план и концепция организации социальной рекламы.
В рамках комплекса мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и основ правильного питания проводятся заседания областного родительского совета и областные родительские собрания. В общеобразовательных учреждениях проводятся заседания школьных управляющих Советов, тематические родительские собрания. Проведены областная видеоконференция и брифинг для представителей ведущих областных СМИ по вопросам модернизации системы школьного питания. Разработан и реализуется интегрированный курс «Правильное питание», соответствующий модуль для дистанционного обучения. Педагогические работники области принимают участие в целом ряде областных научно-практических конференций и областных научно-практических семинарах. Вопросы правильного питания находят отражение в программе областного фестиваля школьных агитбригад «Здоровая еда — здоровое поколение». В целях расширения ассортимента блюд школьного меню, включения в рацион питания инновационных продуктов для работников школьных столовых проводится региональный конкурс на лучшее блюдо школьного меню «Фирменное блюдо».
В соответствии с планом издательской деятельности для детей младшего, среднего, старшего возраста, для родителей изданы буклеты о правильном питании. Изданы учебно-методическое пособие «Я выбираю здоровье», рабочая тетрадь для руководителей образовательных учреждений и педагогов «Организация деятельности образовательных учреждений, имеющих статус «Школа здоровья», сборник материалов конференции «Социально-психологические аспекты формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении». Специальные комплекты информационных плакатов о правильном питании размещены в школьных столовых.
Реализован медиа-план по освещению в средствах массовой информации мероприятий по реализации экспериментального проекта. В новостных сюжетах представлен цикл репортажей о ремонте школьных столовых, поставке и монта-
же технологического оборудования, курсах повышения квалификации работников сферы школьного питания, бухгалтеров, медицинских работников школ. Ведущие печатные СМИ области также освещают ход реализации проекта. На сайте управления образования и науки области открыта рубрика «Школьное питание» — новое направление ПНПО», разработан специальный ^ёЪ-сайт для освещения хода реализации проекта «Школьное питание в Тамбовской области» (http://pitanie.68edu.ru).
В целях предоставления населению в понятном и воспринимаемом виде информации о необходимости внедрения и преимуществах качественно новой системы школьного питания реализован план организации социальной рекламы. Ведущими телеканалами области организована трансляция информационного ролика о реализации проекта в Тамбовской области. Были задействованы и средства уличной рекламы (на электронном табло на центральной площади г. Тамбова размещена динамическая реклама, на улицах города размещены баннеры и перетяжки). Подготовлен информационный фильм о реализации проекта в Тамбовской области.
Разработан бренд-бук проекта, в который вошли слоган, логотип, коммуникатор проекта, дизайн-проект школьных столовых, эскизы спецодежды работников.
Кроме того, в рамках реализации проекта проводятся социологические исследования, позволяющие выявить отношение обучающихся и их родителей к организации школьного питания.
В 2009 г. в рамках реализации проекта по инициативе главы администрации области О.И. Бети-на с нового учебного года стартовал проект «Школьное молоко». Ученики начальных классов (с 1 по 4 класс) получают по стакану молока два раза в неделю в качестве дополнительного питания.
Перспективы реализации проекта
В 2010—2011 гг. планируется перенос созданной модели школьного питания в малые города и сельские территории региона. Прежде всего будет проведено технологическое переоснащение школьных столовых, а также созданы базовые школьные столовые или при наличии соответствующих свободных помещений филиалы комбината школьного питания, а также, по необходимости, соответствующая инфраструктура (склады, овощехранилища, и др).
Реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся дало региону реальную возможность улучшить ситуацию с питанием детей в школьных столовых, и мы активизируем все имеющиеся ресурсы для решения данной проблемы.