Научная статья на тему 'О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Архангельской области'

О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К Прокопьева Е.

Создаваемая модель организации питания школьников основывается на принципах индустриализации и централизации. Централизация предполагает управление системой школьного питания из единого центра, сокращение расходов на организацию питания, обеспечение равных возможностей всех обучающихся в получении полноценного горячего питания во время образовательного процесса. Индустриализация предполагает установку современного оборудования, позволяющего внедрить новые технологии приготовления пищи, максимально сохраняющие ее полезные и питательные свойства. В конечном итоге все мероприятия экспериментального проекта должны обеспечить улучшение качества питания школьников, а значит и улучшение их состояния здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К Прокопьева Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF EXPERIMENTAL PROJECT ON IMPROVEMENT OF SCHOOL ALIMENTATION ORGANIZATION IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE ARKHANGELSK REGION

The model of school alimentation organization, that is being created, is based on the principles of industrialization and centralization. Centralization presumes management of school alimentation system from the sole center, reduction of costs on alimentation organization, provision of all schoolchildren with equal possibilities as for reception of full fledged hot meals during the educational process. Industrialization presumes installation of modern equipment which will let implement new technologies of food preparation, to the maximum preserving its healthy and nutritive properties. In the long run all the arrangements of the experimental project must provide for improvement of schoolchildren's alimentation quality and, consequently, their health status.

Текст научной работы на тему «О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Архангельской области»

18

ЗНиСО ОКТЯбРЬ №10 (199)

О РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.К Прокопьева

REALIZATION OF EXPERIMENTAL PROJECT ON IMPROVEMENT OF SCHOOL ALIMENTATION ORGANIZATION IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE ARKHANGELSK REGION

Е.К Prokop eva Департамент образования Архангельской области

Создаваемая модель организации питания школьников основывается на принципах индустриализации и централизации. Централизация предполагает управление системой школьного питания из единого центра, сокращение расходов на организацию питания, обеспечение равных возможностей всех обучающихся в получении полноценного горячего питания во время образовательного процесса. Индустриализация предполагает установку современного оборудования, позволяющего внедрить новые технологии приготовления пищи, максимально сохраняющие ее полезные и питательные свойства. В конечном итоге все мероприятия экспериментального проекта должны обеспечить улучшение качества питания школьников, а значит и улучшение их состояния здоровья.

The model of school alimentation organization, that is being created, is based on the principles of industrialization and centralization. Centralization presumes management of school alimentation system from the sole center, reduction of costs on alimentation organization, provision of all schoolchildren with equal possibilities as for reception of full-fledged hot meals during the educational process. Industrialization presumes installation of modern equipment which will let implement new technologies of food preparation, to the maximum preserving its healthy and nutritive properties. In the long run all the arrangements of the experimental project must provide for improvement of schoolchildren's alimentation quality and, consequently, their health status.

Для Архангельской области участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации и реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях имеют большое значение.

Вследствие социально-экономических реформ 90-х гг. система организации школьного питания Архангельской области оказалась в сложном положении и до сих пор испытывает значительные трудности. В настоящее время более 80 % школ самостоятельно организуют питание детей через собственные столовые, находящиеся на балансе общеобразовательных учреждений. Это означает, что большинство этих столовых работает по полному производственному циклу, то есть с использованием сырья, обработка которого проводится непосредственно в самих школьных пищеблоков. При этом их материально-техническая база не соответствует установленным требованиям. По этой причине, а также из-за отсутствия надлежащей системы снабжения продуктами для

питания детей в столовых общеобразовательных учреждений используются промышленные полуфабрикаты глубокой заморозки, приобретаемые в торговой сети и не предназначенные специально для детского питания. Не применяются современные технологии производства кулинарной продукции. Ежегодно Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области отмечаются нарушения принципов составления меню и пищевой ценности рационов. В школах преобладает углеводистая модель питания. Меню нередко составляется по набору имеющихся продуктов, при этом не учитывается физиологическая потребность детей в биологически ценных веществах. Остро стоит вопрос о включении в рационы питания продуктов, обогащенных микронутриентами. Недостаточно высок профессиональный уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания.

Следствием того, что большинство общеобразовательных учреждений самостоятельно решают все проблемы, связанные с организаци-

октябрь №10 (199) ЗНСО

10

ей питания детей, становится необеспечение равных возможностей всех обучающихся к получению в школах полноценного питания, о чем свидетельствуют следующие факты:

— стоимость школьных обедов и завтраков различная не только в разных муниципальных образованиях, но и на территории одного района или города;

— за одну и ту же стоимость школьного завтрака даже на территории одного муниципального образования школьники получают разные по своему качеству и пищевой ценности рационы.

О том, что существующая в регионе практика организации питания школьников остается одной из актуальных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных учреждений, отмечено в региональном докладе Управления Рос-потребнадзора по Архангельской области «О санитарно-эпидемиологической обстановке Архангельской области в 2008 г.». Необходимость изменений в организации питания школьников Архангельской области подтверждается данными о их состоянии здоровья: в структуре первичной заболеваемости детей болезни органов пищеварения занимают 3 место; среди заболеваний органов пищеварения наиболее распространенными являются гастриты и дуодениты (16,4 %) и функциональные расстройства желудка (13,8 %).

Для перевода всей системы организации питания школьников Архангельской области на иной качественный уровень потребовалась экспериментальная отработка ее новой модели на территории одного из муниципальных образований. Для этих целей определено муниципальное образование «Северодвинск». Основаниями для выбора данной территории в качестве экспериментальной площадки стали требования к реализации экспериментальных проектов, установленные документами федерального уровня, а также анализ состояния этой сферы деятельности. Так, в г. Северодвинске сохранена и развивается централизованная модель организации питания школьников. В текущем учебном году питание в 29 муниципальных общеобразовательных учреждениях города с общим количеством обучающихся около 17 тыс. человек организует муниципальное предприятие «Комбинат школьного питания», которое на протяжении последних лет в соответствии с действующим законодательством определяется оператором по организации питания школьников. В г. Северодвинске утверждена муниципальная долгосрочная

целевая программа «Школьное питание» на 2009—2011 гг. Во всех школьных столовых города проведен технологический и инженерный аудит, по результатам которого подготовлена основная техническая документация на модернизацию материально-технической базы школьных пищеблоков.

Создаваемая модель организации питания школьников основывается на принципах индустриализации и централизации. Централизация предполагает управление системой школьного питания из единого центра, сокращение расходов на организацию питания, обеспечение равных возможностей всех обучающихся в получении полноценного горячего питания во время образовательного процесса. Индустриализация предполагает установку современного оборудования, позволяющего внедрить новые технологии приготовления пищи, максимально сохраняющие ее полезные и питательные свойства. В конечном итоге все мероприятия экспериментального проекта должны обеспечить улучшение качества питания школьников, а значит и улучшение их состояния здоровья.

За летний период 2009 г. в 30 школьных пищеблоках г. Северодвинска проведена реконструкция и установлено новое оборудование. В двух базовых столовых осуществляется производство полуфабрикатов высокой степени готовности с последующей их перевозкой в до-готовочные школьные столовые для последующей термической обработки и раздачи школьникам готовой продукции. Все работы по модернизации материально-технической базы школьных столовых Северодвинска проведены в установленные сроки и завершены до начала учебного года. С 1 сентября питание организовано во всех школах города по новым рационам, разработанным для двух возрастных групп школьников при участии Северного государственного медицинского университета и Управления Роспотребнадзора по Архангельской области.

Общий объем финансирования экспериментального проекта составляет — 94 300,9 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета — 9 877,0 тыс. руб.; средства местного бюджетов — 40 443,9 тыс. руб.; средства федерального бюджета — 43 960,0 тыс. рублей.

Реализация экспериментального проекта не замыкается только лишь на мероприятиях по модернизации пищеблоков школьных столовых. Негативное воздействие на совершенствование организации питания оказывают и

20

ЗНиСО ОКТЯбРЬ №10 (199)

такие факторы, как отсутствие у школьников стремления к ведению здорового образа жизни, несформированность модели рационального питания, недопонимание родителями учащихся важности правильно организованного питания, в том числе во время занятий в школе. Для решения этих проблем Архангельским областным институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования разработаны новые образовательные программы:

«Основы знаний по здоровому питанию» — для учащихся школ,

«Компетенция школы в области питания» — для педагогов образовательных учреждений,

«Семья и школа — здоровое питание детей» — для родителей учащихся.

В настоящее время данные программы реализуются в экспериментальном режиме. По итогам эксперимента программы будут откорректированы и утверждены, после чего опубликованы и рекомендованы для использования в работе образовательных учреждений.

Поскольку большинство школьных столовых являются структурными подразделениями образовательных учреждений, еще в 2006 г. Архангельским областным институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования разработаны и внедрены программы повышения квалификации заведующих производством и поваров школьных столовых. За три года реализации данной программы сложилась определенная система, которая включает в себя как теоретическую подготовку по вопросам здорового питания, его качества и безопасности, так и соответствующие практикумы и лабораторные работы по приготовлению пищи. В рамках реализации экспериментального проекта обучение специалистов Северодвинского комбината школьного питания новым технологиям работы на современном оборудовании осуществляется организа-

циями — поставщиками этого оборудования, что было предусмотрено в соответствующих государственных контрактах при организации закупки этого оборудования.

Кроме реализации образовательных программ в каждом общеобразовательном учреждении утвержден план мероприятий по пропаганде здорового питания, включающий проведение различных внеклассных мероприятий: конкурсов рецептов, рисунков и плакатов, агитбригад, распространение памяток и буклетов; в школьных столовых проводятся дни открытых дверей, праздники здорового питания и т. п.

Образовательные учреждения Северодвинска отличаются в системе образования Архангельской области высоким инновационным потенциалом. Северодвинские педагоги и школьники являются победителями и призерами областных, всероссийских и даже международных конкурсов и олимпиад. В рамках реализации экспериментального проекта среди старшеклассников организовано учебно-исследовательское проектирование по проблемам здорового питания. По итогам мероприятий, направленных на пропаганду здорового питания, будет подготовлен специальный сборник для последующего распространения положительного опыта в других муниципальных образованиях Архангельской области.

Несмотря на то, что экспериментальный проект реализуется на территории одного муниципального образования Архангельской области, его ход и результаты, возможность применения наработанного опыта другими муниципальными образованиями регулярно освещаются в средствах массовой информации, рассматриваются на семинарах и совещаниях регионального уровня. В соответствии с принятыми решениями планируется разработка комплекса мер по развитию экспериментального проекта на территории Архангельской

области в 2010 и в последующие годы. ♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.