СЕШШ NoQ (140)
ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛУГА»
В. В. Тылкин
REALIZATION OF EXPERIMENTAL PROJECT ON IMPROVEMENT OF ALIMENTATION ORGANIZATION IN LOCAL GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITHIN THE TERRITORY OF MUNICIPAL ENTITY «THE CITY OF KALUGA »
V.V. Tylkin Управление образования города Калуги
Управлением образования города Калуги была определена основная цель проекта — улучшение здоровья школьников посредством модернизации системы школьного питания путем его индустриализации и централизации. Участие в проекте — это и создание новых схем организации школьного питания, и совершенствование его кадрового потенциала, а также обучение школьников основам здорового питания и его пропаганда.
Educational authority of the city of Kaluga has determined the main target of the project — improvement of schoolchildren's health by means of modernization of the school alimentation system through its industrialization ad centralization. Participation in the project means creation of new schemes of school alimentation organization, improvement of its human resources and also schoolchildren's teaching aimed at the basis of healthy eating and its propaganda.
Второй год подряд МО «Город Калуга» (Калужская область) становится победителем конкурсного отбора, что позволяет продолжить реализацию экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города. Достигнуты определённые положительные результаты в данном направлении.
В то же время, необходимо сказать о сложностях и проблемах, с которыми пришлось столкнуться в процессе реализации мероприятий экспериментального проекта.
Можно выделить ряд проблем по следующим аспектам организации школьного питания:
— организационно-управленческим;
— финансово-экономическим;
— технологическим;
— кадровым.
В рамках организационно-управленческо-го аспекта: под вопросом остаётся одна из основных идей проекта — создание в городе комбината школьного питания. К сожалению, основной партнер по проекту, взявший на себя обязательства по строительству комбината, отказался от участия в проекте, сочтя его эко-
номически невыгодным для себя. К тому же, разразившийся экономический кризис делает пока проблематичным поиск нового подрядчи-ка-инвестора. Но от идеи создания в городе комбината школьного питания, как основного звена централизованной цепи производства и поставки продуктов питания для школьников, нельзя отказываться. В октябре 2009 г. данный вопрос рассмотрен на заседании муниципальной коллегии. Управлению экономики и финансов города дано поручение оказать помощь муниципальному органу управления образованием по подбору инвестора для реализации данного мероприятия экспериментального проекта. В настоящее время ведётся работа по подбору инвестора.
В рамках технологического аспекта можно выделить следующие проблемы:
— очень сжатые сроки реализации экспериментального проекта;
— возникла необходимость проведения дополнительных работ по подключению нового оборудования на пищеблоках в связи с изношенностью коммуникационных систем (водоснабжения, электроснабжения, канализации), с увеличением энергонагрузки — необходимость увеличения энергомощностей также ос-
Ш1ММ, НаЧ (140)
ложнила ввод в эксплуатацию части реконструируемых пищеблоков;
— имеются случаи поставки технологического оборудования с заводским браком, несоблюдения сроков по установке поставленного оборудования, замене некачественного оборудования, недопоставки в срок отдельных наименований оборудования, задержка установки и подключения вентиляционного оборудования;
— имеются трудности в обеспечении подрядчиками поэтапной сдачи всех видов работ на одном объекте.
В рамках финансово-экономического аспекта: бюджетных средств явно недостаточно для того, чтобы обеспечить потребление каждым ребенком сбалансированного рациона питания. Задача бюджета — обеспечить социальные гарантии в сфере школьного питания, т. е. обеспечить питанием на бесплатной основе обучающихся из социально незащищенных слоев населения, удешевление стоимости рациона питания. К сожалению, в городе еще недостаточно развито действие механизма привлечения в школьное питание внебюджетных средств — родительской платы. Подавляющее большинство детей получают питание, финансируемое из бюджета. Процент детей, получающих горячее питание (обеды) за счет родительских средств, невелик, составляет 21 %. Более того, с расширением числа питающихся школьников за счет бюджета отмечена тенденция уменьшения количества питающихся за родительские средства. Исходя из возможностей бюджета города Калуги, в 2009 г. стоимость дневного рациона питания обучающихся установлена в размере 50 руб.: завтрак — 19 руб., обед — 31 руб. В связи с резким ростом цен данная стоимость не в полном объёме обеспечивает необходимое количество микронутриен-тов в рационе. Представителям родительских
комитетов школ необходимо активнее работать над обеспечением 100 %-го охвата обучающихся своих школ горячими обедами, прежде всего, за счёт родительской платы. В конце концов, это требование санитарных правил и нормативов. Сейчас, когда в городе складываются нормальные условия для предоставления всем школьникам горячего питания, учащиеся должны получать его в школе. А родители должны создавать для этого материальные условия, поскольку это залог здоровья детей.
В рамках аспекта кадрового обеспечения:
1. Сфера школьного питания всегда была непрестижной для привлечения молодых и активных кадров для работы на пищеблоках, к тому же низкооплачиваемой сферой трудовой деятельности. Поэтому реализация проекта началась без привлечения молодых кадров, учить работать на новом технологическом оборудовании пришлось уже имеющиеся кадры. Это также одна из важных проблем, которую необходимо решать. Во всяком случае, одним ком-паниям-операторам это не под силу, поэтому необходимо активное привлечение ресурсов региональных и муниципальных органов, занимающихся проблемами экономического развития региона и города. Однако работники пищеблоков, понимая всю важность проблемы, приняли решение обучиться и работать на современнейшем технологическом оборудовании, что прошло вполне успешно.
2. Существенно осложняет реализацию проекта острый дефицит кадров медицинских работников в общеобразовательных учреждениях.
В заключение необходимо отметить следующее: только объединив усилия, можно добиться реальных результатов в этой сфере, а значит, существенно изменить в лучшую сторону состояние здоровья наших детей. >-