32
ЗНиСО ОКТЯбРЬ №10 (199)
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
З.А. Годухина, О.А. Доронина
IMPLEMENTATION PROGRESS OF EXPERIMENTAL PROJECT CONCERNING ALIMENTATION ORGANIZATION IMPROVEMENT FOR MUNICIPAL GENERAL EDUCATION INSTITUTION IN THE PENZA REGION
Z.A. Godukhina, О.А. Doronina
Управление Роспотребнадзора по Пензенской области,
Министерство образования Пензенской области
Основной целью данного проекта является разработка основ комплексной модернизации системы питания в школах путём отработки современных подходов к организации питания, направленных на улучшение здоровья детей и подростков, повышение экономической эффективности системы школьного питания.
The main purpose of this project is elaboration of the basis for integrated modernization of school alimentation system by means of working with modern approaches towards alimentation organization that are aimed at amelioration of children and teenagers' health, increase of economic efficiency of the school alimentation system.
Рациональное здоровое питание детей и подростков в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровья. Учитывая тот факт, что питание в школе составляет 60—70 % ежедневного рациона учащихся и они пребывают в школе по 7— 8 ч, качество и эффективность школьного питания становятся важным вопросом сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.
На сегодняшний день имеющееся школьное меню составляется исходя из примерной стоимости, без учета физиологических норм питания — в связи с этим не выполняются нормы потребления ряда продуктов (мяса, рыбы, молочных продуктов, творога, овощей, фруктов). Восполнение энергетической ценности рационов происходит за счет макаронных, крупяных и кондитерских изделий. Отмечается недостаточный объем порций, единые выходы блюд для учащихся разного возраста.
Большое значение имеет низкое санитарно-техническое состояние и необходимость капитального ремонта и переоборудования многих школьных пищеблоков.
Чтобы принципиально изменить к лучшему сложившуюся ситуацию, необходимо комплексное решение проблемы в этой сфере с учетом медицинских, правовых, социальных, финансовых и технологических аспектов.
С 2008 г. в Пензенской области на территории двух муниципалитетов: города Пензы и города Кузнецка реализовывался экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В рамках проекта апробировалась муниципальная модель централизованной системы организации питания школьников на основе создания базовых столовых полного цикла и сети дого-товочных столовых.
На втором этапе (2009 г.) проект реализовывается в оставшихся школах г. Пензы и в общеобразовательных учреждениях Каменского района Пензенской области.
Основной целью данного проекта является разработка основ комплексной модернизации системы питания в школах путём отработки современных подходов к организации питания, направленных на улучшение здоровья детей и подростков, повышение экономической эффективности системы школьного питания.
Первый этап проекта был воплощен в 68 общеобразовательных учреждениях г.г. Пенза и Кузнецк.
Общий объем финансирования проекта в
2008 г. составил 155 261,2 тыс. руб. Финансирование осуществлялось за счет следующих источников: из федерального бюджета — 40 000,0 тыс. руб., из бюджета Пензенской области —
октябрь №10 (199) ЗНиСО
33
54 344,0 тыс. руб., из муниципальных бюджетов — 60 917,2 тыс. руб.
Участие в реализации данного проекта в
2008 году позволило достичь следующего:
1. Капитально отремонтированы и переоснащены новым технологическим и холодильным оборудованием 68 пищеблоков школьных столовых (в 15 школах г Кузнецка и в 53 г. Пензы) и дополнительно поставлены пароконвек-томаты на пищеблоки 17 общеобразовательных учреждений г. Пензы, реализация экспериментального проекта в которых осуществляется в
2009 г.; проведен ремонт обеденных залов в школах-участницах проекта и 54 школьных столовых оснащены новой мебелью; приобретено 12 единиц специализированного автотранспорта для базовых школьных столовых.
2. Сформирована и в текущем учебном году отрабатывается созданная модель организации питания в школах, уже реализовавших проект. Данная модель представляется оптимальной, так как наличие современного оборудования позволяет повысить качество питания, осуществить организацию питания школьников в соответствии с запросами и состоянием здоровья, обеспечить снижение затратности по организации питания, усилить контроль за приготовлением пищи.
3. С целью дальнейшего повышения качества, разнообразия и доступности питания в
2009 г. пензенскими товаропроизводителями ОАО «Молком», ОАО Мясоптицекомбинат «Пензенский» разработаны линии витаминизированной мясной и молочной продукции для школьного питания, которые уже начали реализовывать данную продукцию в школах еще в 2008—2009 учебном году и продолжают в текущем 2009—2010 учебном году. Все учреждения разработали и согласовали с управлением Роспотребнадзора примерное 10-дневное меню.
Учащимся общеобразовательных учреждений наряду с комплексными завтраками и обедами предлагается свободный выбор блюд. Кроме того, существенные изменения внесены в перечень продуктов для питания школьников. Для различных категорий учащихся предлагается дополнительное альтернативное, диетическое меню, обеспечивающее более полную потребность школьников в здоровом питании.
Для установления и отработки обратной связи с учащимися и их родителями в столовых общеобразовательных учреждений ведутся книги отзывов и предложений, открыты разделы «Питание школьников — обратная связь» на сайте общеобразовательных учреждений.
4. Проведено повышение квалификации работников пищеблоков образовательных уч-реждений-участниц проекта. Работники пищеблоков сдали экзамен и получили сертификат, позволяющий работать на новом технологическом оборудовании
5. Анализ эффективности реализации проекта показал, что в результате внедрения новых форм организации школьного питания охват обучающихся горячим питанием в целом по области увеличился до 84,5 %, а в школах, где прошло переоснащение пищеблоков охват горячим питанием обучающихся составил 85— 95 %.
6. Произошел рост заинтересованности и привлечение внимания органов власти и общественности к проблемам качественного и рационального питания детей благодаря организации информационно-просветительной работы с обучающимися и их родителями и освещению в СМИ хода реализации экспериментального проекта.
По данным опроса родителей обучающихся общеобразовательных учреждений, участвовавших в реализации экспериментального проекта, уменьшилось число их обращений в учреждения здравоохранения города по поводу обострений хронических заболеваний пищеварительной системы детей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Таким образом, можно сказать сделать вывод об успешной реализации первого этапа данного проекта.
Второй этап экспериментального проекта в 2009—2010 учебном году предполагает:
— создание модели централизованной системы школьного питания в системе столовых полного цикла в оставшейся 21 школе города;
— апробация в Каменском районе модели школьного питания «Комбинат школьного питания — доготовочные школьные столовые», в которую войдут КШП и 6 школьных столовых (включая школьные столовые трех сельских школ).
Таким образом, в 2009 году всего участниц проекта 27 школ и существующий комбинат школьного питания.
В рамках реализации экспериментального проекта в 2009 г. из федерального бюджета в бюджет Пензенской области были перечислены денежные средства в размере 34 970,00 тыс. руб. Средства из бюджетов города Пензы и Каменского района выделены на капитальный ремонт, реконструкцию помещений школьных столовых и КШП, оформление интерьеров обе-
34
ЗНчСО ОКТЯбРЬ №10 (199)
денных залов, на приобретение мебели для обеденных залов школьных столовых и КШП, посуды и спецодежды, методических материалов и подготовку информационных материалов.
В результате осуществления проекта созданы:
в городе Пензе — 3 базовые столовые, 17 до-готовочных, 1 раздаточная столовая;
в Каменском районе — комбинат школьного питания и 6 доготовочных школьных столовых.
На сегодняшний день:
— приняты нормативно-правовые акты;
— проведены торги и заключены муниципальные контракты (договора) на проведение ремонтных работ пищеблоков школьных столовых, на приобретение технологического оборудования;
— во всех общеобразовательных учреждениях на экспериментальных территориях завершены работы по ремонту пищеблоков и обеденных залов, на комбинате школьного питания города Каменки окончание ремонтных работ планируется на 30 октября 2009 г.; монтаж технологического оборудования в комбинате школьного питания города Каменки планируется завершить до 10 ноября 2009 г.;
— в школы приобретена и поставлена новая мебель для обеденных залов;
— во все общеобразовательные учреждения закуплено и установлено технологическое оборудование, завершен монтаж и пуско-наладоч-ные работы технологического оборудования, осуществлена поставка двух специализированных транспортных средств в г. Каменка, предназначенных для подвоза в общеобразовательные учреждения Каменского района сырья и полуфабрикатов из комбината школьного питания;
— перед началом учебного года специалистом немецкого завода «Елома» был проведен
семинар-практикум по обучению сотрудников пищеблоков основам приготовления пищи на новом технологическом оборудовании.
В итоге, в рамках проекта необходимо достичь следующих результатов:
1) Улучшение качества питания детей и подростков за счет:
— модернизации материально-технической базы школьных столовых;
— соответствия рациона питания всем требованиям и рекомендациям,
— внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания, участия в организации питания квалифицированных кадров поваров;
— использования в рационе обогащенных продуктов питания,
— увеличения ассортимента продукции, предлагаемой школьными столовыми;
— организации системы полного входящего и исходящего производственного контроля.
2) Повышение охвата учащихся питанием до 95—100 %;
3) Сформированность высокого уровня знаний и практических навыков рационального здорового питания у обучающихся и их родителей.
4) Главным итогом должно быть улучшение состояния здоровья и снижение уровня заболеваемости детей и подростков региона.
Подводя первые итоги уже заметны определенные положительные сдвиги по вышеуказанным позициям — модернизированы школьные пищеблоки, внедрены новые технологии приготовления пищи, расширился ассортимент блюд, начали использоваться обогащенные продукты питания, повысилась культура питания и отмечен рост охвата учащихся горячим питанием в школах.
♦------------