Научная статья на тему 'О реализации в Оренбургской области в 2008-2009 гг. Экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания'

О реализации в Оренбургской области в 2008-2009 гг. Экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лабузов В. А.

Основными принципами проекта стали индустриализация и централизация региональной системы школьного питания. Централизованная система питания позволила оптимизировать производственные процессы, снизить себестоимость выпускаемой продукции и обеспечить максимальный контроль ее качества. Всего этого удалось достичь благодаря внедрению прогрессивных технологий в организации питания. Сегодня смело можно говорить о том, что школьники в экспериментальных школах получают не только горячую, но и полезную пищу, приготовленную на пару.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лабузов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE EXPERIMENTAL PROJECT ON IMPROVEMENT OF SCHOOL ALIMENTATION ORGANIZATION IN THE ORENBURG REGION IN 2008-2009

The main principles of the project are industrialization and centralization of the regional system of school alimentation. The centralized system of alimentation has let optimize operating processes, decrease the prime cost of production and ensure the maximum quality control. All these could be achieved because of implementation of progressive technologies in alimentation organizations. Today we can openly declare that schoolchildren of experimental schools receive not only hot, but also healthy steamed meals.

Текст научной работы на тему «О реализации в Оренбургской области в 2008-2009 гг. Экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания»

26

ЗНиСО ОКТЯбРЬ №10 (100)

О РЕАЛИЗАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008-2009 гг.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ

В.А. Лабузов

REALIZATION OF THE EXPERIMENTAL PROJECT ON IMPROVEMENT OF SCHOOL ALIMENTATION ORGANIZATION IN THE ORENBURG REGION IN 2008-2009

V.A. Labuzov Управление образования Оренбургской области

Основными принципами проекта стали индустриализация и централизация региональной системы школьного питания. Централизованная система питания позволила оптимизировать производственные процессы, снизить себестоимость выпускаемой продукции и обеспечить максимальный контроль ее качества. Всего этого удалось достичь благодаря внедрению прогрессивных технологий в организации питания. Сегодня смело можно говорить о том, что школьники в экспериментальных школах получают не только горячую, но и полезную пищу, приготовленную на пару

The main principles of the project are industrialization and centralization of the regional system of school alimentation. The centralized system of alimentation has let optimize operating processes, decrease the prime cost of production and ensure the maximum quality control. All these could be achieved because of implementation of progressive technologies in alimentation organizations. Today we can openly declare that schoolchildren of experimental schools receive not only hot, but also healthy steamed meals.

По итогам конкурсного отбора среди субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию системы школьного питания Оренбургская область вошла в число победителей и получила из федерального бюджета субсидию в сумме 100 млн руб.

Эксперимент стартовал в 2008 г. и рассчитан на 2 года.

Участниками проекта стали 2 пилотные территории: г. Оренбург и Сакмарский район. Такой выбор был сделан не случайно — чтобы можно было сравнить результаты реализации эксперимента в городе и на селе.

Основными принципами проекта стали индустриализация и централизация региональной системы школьного питания.

Для координации работы по реализации проекта указом Губернатором Оренбургской области была создана рабочая группа по сопровождению проекта под руководством первого заместителя председателя Правительства — министра экономического развития, промышленной политики и торговли области Александра Куниловского. В ее состав вошли представители областных министерств образования, экономического развития, промышленной по-

литики и торговли, здравоохранения и социального развития; муниципальных образований г. -Оренбург и Сакмарский район, Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, учреждений высшего профессионального образования.

В целом на реализацию проекта в 2008— 2009 гг. было затрачено свыше 300 млн руб., из них:

— 100 млн руб. средств федерального бюджета были направлены на приобретение технологического оборудования для школьных столовых;

— 64,4 млн руб. средств областного бюджета выделены на ремонт столовых общеобразовательных учреждений, мониторинг состояния здоровья учащихся, установку питьевых фонтанчиков, приобретение столовой мебели и транспорта для школьно-базовой столовой;

— 95,6 млн руб. средств бюджетов муниципальных образований израсходованы на ремонт школьных столовых;

— более 40 млн руб. составили частные инвестиции на реконструкцию и техническое переоснащение комбината школьного питания «Подросток» в г. Оренбурге.

Благодаря проекту в школьных столовых полностью заменили канализацию, электро-

октябрь №10 (199) ЗНСО

27

проводку, вентиляцию, отопление, устаревшее оборудование, отремонтировали обеденные залы, заменили столовую мебель, установили питьевые фонтанчики.

В Оренбургской области — единственной из 14 регионов России — участников первого этапа проекта — в первый год эксперимента было проведено техническое переоснащение комбината школьного питания в г. Оренбурге. За 2,5 мес. были полностью перестроены помещения комбината, произведена замена коммуникаций, и трансформаторов на подстанции, смонтировано современное технологическое оборудование, отработана транспортная логистика и организовано производство горячих завтраков на 15 000 школьников.

В Сакмарском районе в результате реконструкции школьного пищеблока в 2008 г. была создана школьно-базовая столовая. Сегодня она ежедневно готовит 2 000 горячих завтраков для сельских ребятишек.

Во всех школах-участниках проекта горячее питание организовано на централизованной основе. В г. Оренбурге оно осуществляется в двух вариантах: приготовление горячих завтраков, обедов с последующей доставкой их в термоконтейнерах в столовые-буфеты и производство мясных и овощных полуфабрикатов высокой степени готовности и доставка в сто-ловые-доготовочные.

В Сакмарском районе все школьные столовые получают готовые завтраки о школьно-базовой столовой.

Централизованная система питания позволила оптимизировать производственные процессы, снизить себестоимость выпускаемой продукции и обеспечить максимальный контроль ее качества.

Всего этого удалось достичь благодаря внедрению прогрессивных технологий в организации питания.

Сегодня смело можно говорить о том, что школьники в экспериментальных школах получают не только горячую, но и полезную пищу, приготовленную на пару: молочные каши, творожная и картофельная запеканки, котлеты из мяса птицы и рыбы, плов, рагу, картофельное пюре — эти и многие другие блюда присутствуют в школьном рационе. Все вторые блюда, кроме каш, готовятся в пароконвектоматах в специальных гастроемкостях. А вот вкусные молочные каши и картофельное пюре приготавливают на другом высокотехнологичном оборудовании — котлах со встроенными внут-

ри миксерами. В таком котле за один раз можно сварить 2 000 порций.

Самым сложным для поваров оказалось не освоить работу на новом оборудовании, а научиться вкусно готовить на нем. В течение всего эксперимента министерством экономического развития, промышленной политики и торговли области ведется ежедневный мониторинг состояния организации школьного питания. Все замечания и предложения, поступающие от социальных педагогов школ, по качеству и ассортименту входящих в меню блюд направляются в комбинат школьного питания. Результат этой работы — пятерки за вкусовые качества блюд, а система оценки организации питания — как в школе: от 1 до 5 баллов.

Стоимость горячего завтрака составляет: в г. Оренбурге — 31 руб., Сакмарском районе — 11,45 руб.; обеда: в г. Оренбурге — 38 руб., Сакмарском районе — 11,45 руб. Размер дотаций на горячее питание (завтрак) составляет 11 руб. 45 коп. на одного учащегося в день (8 руб. — средства областного бюджета, 3 руб. 45 коп. — средства местных бюджетов).

Правительство Оренбургской области на протяжении всего периода реализации экспериментального проекта координировало выполнение всех программных мероприятий проекта.

В рамках первого этапа эксперимента осуществлялся мониторинг состояния здоровья учащихся, результаты которого показали положительную динамику в оценке физического статуса школьников. Мониторинг проводился в два этапа: до внедрения эксперимента и год спустя. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. во всех возрастных группах возрос удельный вес школьников, получающих сбалансированное питание: 7—11 лет - с 40,6% до 47,8 %; 12—14 лет - с 37 до 48,31 %; 15—17 лет - с 43,4 до 62,25 %.

Сократилось количество детей в первой и третьей возрастных группах, имеющих дисгармоничное физическое развитие: 7—11 лет - с 14,2 до 10,69 %, 15—17 лет- с 16,8 до 14,9 %.

У детей, участвующих в проекте, улучшились показатели функционального состояния центральной нервной системы и повысились резервные возможности организма. В 1,4—1,8 раза снизилось количество детей, имеющих значительное и резкое снижение функциональных резервов организма во всех возрастных группах.

За счет корректировки рационов питания снизилась частота дисбалансов содержания витаминов и химических элементов, у 53—68 %

20

ЗНиСО ОКТЯбРЬ №10 (100)

детей при повторном обследовании зафиксированы оптимальные значения содержания макроэлементов, уменьшилось количество детей с избытком М§, М и дефицитом К.

Активное участие в мероприятиях проекта принимало Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области. Для оценки алиментарного статуса школьников специалистами управления было проведено анкетирование методом анализа частоты потребления продуктов питания, в котором приняли участие свыше 1000 мальчиков и девочек 11—14 лет и 15—17 лет. Анализ анкет показал положительную динамику в формировании рационов питания школьников. В 2008—2009 учебном году увеличился удельный вес детей, получающих в рационе питания рыбу (4—6 раз в неделю: с 6,8 до 9,8 %) молоко и кисломолочные продукты (3 и более раз в день с 10,2 до 14,2%). Возросло потребление каш (4—6 раз в неделю с 10,6 до 11,5%) и свежих овощей (4—6 раз в неделю с 7,5 до 9,1 %). В 2009 году снизилось потребление тонизирующих напитков (3 и более раз в день с 2,3 до 0,1 %), хлеба и хлебобулочных изделий 1—2 раза в день с 15,3 до 11,1 %).

В настоящее время управлением ведется подготовка пособия для учащихся «Азбука здорового питания для школьников».

Большое внимание уделяется пропаганде и обучению основам здорового питания. В течение 2008 — 2009 гг. проведен ряд семинаров с участием представителей органов управления образованием, здравоохранения, родительской общественности по проблемам рационального питания среди детей и подростков, профилактики функциональных расстройств пищеварения у школьников, роли витаминов и минеральных веществ в питании школьников.

В рамках муниципальной целевой программы «Совершенствование организации питания

учащихся в общеобразовательных учреждениях города Оренбурга на 2008—2010 гг.» в школах организовано проведение уроков по обучению основам здорового питания:

— в начальных классах — программа «Разговор о правильном питании»;

— в 5 — 8 классах — программа спецкурса «Школа здорового питания»;

— в старшем звене — 11-х классах — программа элективного курса «Рациональное и адекватное питание школьников».

Большой вклад в организации просветительской работы в области здорового питания внесла Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава. Заведующей кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда академии Росздрава доктором медицинских наук Н.П. Сетко подготовлено и издано учебное пособие для педагогов общеобразовательных учреждений «Рациональное и адекватное питание школьников».

Основные задачи проекта — централизация системы школьного питания и обеспечение максимального охвата горячим питанием учащихся — успешно выполнены. В настоящее время в экспериментальных школах г. Оренбурга и Сакмарского района горячее питание получают 92,5 % школьников, в том числе 97,1% учащихся начальных классов (в г. Оренбурге — 92,1 и 97,1 %, в Сакмарском районе — 94,8 и 95,9 % соответственно).

Дети — наше будущее. Реализация социально направленных проектов очень важна. И для дальнейшего совершенствования системы школьного питания в регионах России необходима государственная поддержка посредством реализации целевых программ на условиях со-финансирования из средств федерального, регионального и местного бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.