Л. В. Парунина
РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Работа представлена кафедрой профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Н. С. Стерхова
В статье раскрывается сущность понятий «условие», «педагогические условия», «необходимые и достаточные условия», «совокупность». Дается характеристика условий развития художественного вкуса студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: условие, педагогические условия, необходимые и достаточные условия, совокупность педагогических условий.
L. Parunina
REALISATION OF CONDITIONS FOR DEVELOPING STUDENTS' ARTISTIC TASTE IN TEACHERS' TRAINING EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article contains the definitions of the concepts "condition", "pedagogical condition", "essential and sufficient conditions", "constellation". The conditions for developing students ' artistic taste in teachers ' training educational institutions are characterised.
Key words: condition, pedagogical conditions, essential and sufficient conditions, constellation of pedagogical conditions.
Эффективное осуществление процесса развития художественного вкуса студентов педвуза обеспечивается реализацией ряда условий, что требует дополнительного анализа понятий «условие», «педагогические условия», «необходимые и достаточные условия», так как в научной литературе имеются различные точки зрения к их определению.
В толковом словаре под «условием» понимается обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь [6, с. 588].
В философском энциклопедическом словаре условие определяется как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [8, с.707].
В психологии условия рассматриваются как совокупность явлений внешней и внутренней
среды, вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления, причем это влияние опосредовано активностью личности (А. В. Петровский).
С точки зрения педагогики, «условие» - это совокупность внешних обстоятельств, в которых протекает учебная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта [7, с. 398].
В педагогических исследованиях особое внимание уделяется проблеме педагогических условий. А. Я. Найн, В. И. Андреев определяют данное понятие как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных целей [5, с.16].
Н. М. Яковлева рассматривает понятие «педагогические условия», характеризуя его как совокупность мер учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих необходимый
Реализация условий развития художественного вкуса студентов педвуза
уровень развития искомой категории личности обучаемого [11, с. 219].
Под педагогическим условием Н. М. Бо-рытко понимает внешнее, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом, обстоятельство, которое существенным образом влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенного результата [1, с. 88].
На основе анализа различных трактовок данного понятия в нашем исследовании под педагогическими условиями понимается взаимосвязанная совокупность мер в педагогическом процессе, способствующая развитию художественного вкуса студентов и обеспечивающая достижение будущими учителями более высокого уровня его развитости.
Большое значение при выявлении педагогических условий имеет определение полного набора необходимых и достаточных условий, «из которых нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которым нельзя добавить ничего, что не было бы лишним» [8, с. 638]. При определении необходимости условий мы ориентировались на структуру художественного вкуса, опыт работы вуза, результаты констатирующего этапа эксперимента. Достаточность доказывается положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
На основе анализа задач, стоящих перед высшей школой, структуры художественного вкуса, теории и практики развития художественного вкуса в педагогическом вузе была определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих определенную реализацию исследуемого процесса. Данная совокупность включает: использование произведений архитектуры, способствующих интериоризации художественных ценностей; организацию накопления опыта эстетической «насмотренности»; овладение студентами алгоритмом анализа произведений архитектуры.
Рассмотрим более подробно каждое из обозначенных нами педагогических условий.
В качестве первого условия мы выделили использование произведений архитектуры, способствующих интериоризации художест-
венных ценностей. В нашем исследовании средством развития художественного вкуса является архитектура - вид изобразительного искусства, поэтому более уместным будет употребление термина «художественные ценности».
Художественные ценности произведения искусства - это такие его качества, благодаря которым мы его ценим, именно как произведение искусства [4, с. 190-191]. Приобщение студентов к произведениям архитектуры, обладающим художественной ценностью, на наш взгляд, будет способствовать выработке у будущих учителей художественно-ценностных ориентаций.
В нашем исследовании содержание художественной ценности архитектурных произведений обеспечивается: исторической значимостью архитектурного объекта; принадлежностью к определенному архитектурному стилю; выполняемой функцией архитектурного объекта; целостностью художественного образа.
Второе условие - организация накопления опыта эстетической «насмотренности».
В толковом словаре русского языка глагол «насмотреться» трактуется как: 1) посмотреть в каком-нибудь количестве; 2) вполне насладиться созерцанием, рассматриванием кого-чего-нибудь [6, с. 273]. Под эстетической «насмотренностью» понимается навык восприятия того или иного искусства на непосредственном сенсорно-эмоциональном уровне («начитанность» в литературе, «наслы-шанность» в музыке и т. д.) [3, с. 74].
Пополнение опыта эстетической «насмот-ренности» с целью развития художественного вкуса студентов осуществляется в ходе реализации предметов «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом», спецкурсов «Архитектура Зауралья», «Развитие художественного вкуса студентов средствами архитектуры». Путями организации пополнения опыта эстетической «насмотренности» студентов в нашем исследовании выступают не только рассматривание репродукций картин, фотографий, иллюстраций, слайдов с изображениями архитектурных сооружений во время лекционных и практических занятий,
но и непосредственное обследование объектов архитектуры Зауралья во время выездов на экскурсии (архитектурные сооружения г. Шадринска, архитектурный ансамбль Долматовского монастыря, культовые сооружения с. Чимеево и т. д.), а также составление зрительных рядов архитектурных сооружений, представляющих особую художественно-эстетическую ценность («Архитектурные стили», «Стили архитектуры г. Шадринска», «Виды архитектуры», «Архитектурный ансамбль Долматовского монастыря», «Культовые сооружения Южного Зауралья», «Архитектура родного края» и т. д.).
Выделение третьего условия - овладение студентами алгоритмом анализа художественных произведений - продиктовано признанием важности архитектуры как средства развития художественного вкуса студентов.
Использование какого-либо вида искусства как средства развития художественного вкуса личности должно опираться на искусствоведческий анализ данного явления, под которым понимается разбор и рассмотрение состава произведения искусства в единстве содержания и формы [9, с. 20]. Изучение произведения искусства строится в определенной последовательности, т. е. по алгоритму - точному предписанию относительно последовательности действий, преобразующих исходные данные в искомый результат [10].
Мы будем использовать следующий алгоритм анализа архитектурного сооружения:
1) первое впечатление от архитектурного сооружения, его воздействие на чувства перципиента; 2) ассоциации перципиента, связанные с восприятием художественного образа архитектурного сооружения, их обоснование; 3) история создания архитектурного сооружения и рассмотрение творческого пути его автора; 4) определение принадлежности сооружения к исторической эпохе, художественному стилю, архитектурному направлению; 5) выявление художественных средств и приемов создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб); 6) определение принадлежности к виду архитектуры; 7) выявление связи между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, его сочетание с окружающей средой; 8) рассмотрение использования других видов искусства в оформлении архитектурного облика здания; 9) итоговая характеристика художественного образа произведения, сопоставление с первичным впечатлением [2, с. 328].
Итак, процесс развития художественного вкуса студентов педвуза будет более эффективным, если его реализовывать с учетом следующих условий: использования произведений архитектуры, способствующих интериориза-ции художественных ценностей; организации накопления опыта эстетической «насмотрен-ности»; овладения студентами алгоритмом анализа произведений архитектуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борытко Н. М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Со-ловцова, А. М. Байбаков; Под ред. Н. М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 496 с.
2. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: Учеб. для общеобр. учр. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008. 333 с.
3. Климова Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.134 с.
4. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. 223 с.
5. Найн А. Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика. 1992. № 7-8. С. 15-19.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. М.: Издательство «Оникс»; Издательство «Мир и Образование», 2007. 640 с.
7. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
8. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, Г. П. Попов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
9. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н. К. Шабанов, О. П. Шабанова, М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. 480 с.
10. Экономико-математический словарь. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: Ьйр^Ыоуап.уапёех. ru/dict/lopatnikov/article/lop/lop-0046.htm?text.
11. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущих учителей к творческому решению воспитательных задач: Дис. на соис. учен. степ. докт. пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.