УДК 373
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ
А. Г. Корчагина-Мокеева
Рассмотрены понятия «условие» и «педагогическое условие», раскрыты педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям.
The paper examines the concepts of "condition" and "pedagogical condition", revealed the pedagogical conditions familiarizing children preschool age to aesthetic values.
Понятие «условие» трактуется в разных источниках по-разному. В философии данный термин определяется как философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать [1, с. 497]. В философском энциклопедическом словаре условие трактуется как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [2, с. 469]. В педагогике термин «условие» рассматривают как требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон, обстоятельство, от которого что-либо зависит [3, с. 425].
А. Я. Найн утверждает, что «условие» - это все то, от чего зависит нечто другое. В более концептуальном смысле - среда, обстановка, в которой происходит что-либо и без которой не могут существовать предметы и явления. Синонимом рассматриваемого понятия является «предпосылка». Условие в лексическом аспекте понимается как обстановка (среда, обстоятельство), в которой происходит что-нибудь.
В педагогике выделяют особый вид условий - педагогические, которые определяются как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (М. Е. Дуранов, А. Я. Найн, Н. М. Яковлева).
Н. Я. Сайгушев определяет условия как «существенный комплекс педагогических мер достижения поставленной цели, включающий в себя внешние характеристики рассматриваемого педагогического объекта (содержание, методы, приемы, организационные формы обучения и воспитания) и ориентированный на взаимоотношения с внутренним миром обучаемого» [4, с. 119].
Под педагогическим условием Н. М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [5, с. 181].
Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения: цели, содержания, методов, форм, средств. По мнению В. И. Андреева, педагогические условия - «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [6, с. 124]. Таким образом, педагогические условия - это обстановка, при которой компоненты учеб-
ного процесса представлены в наилучшем взаимоотношении и которая дает возможность преподавателю плодотворно руководить учебным процессом.
Рассмотрим педагогические условия, которые эффективно будут влиять на процесс приобщения детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям детерминируются тремя составляющими учебно-воспитательного процесса: ребенок - педагог - согласованное взаимодействие ребенка и педагога в целостном учебно-воспитательном процессе.
Методы и приемы, которые способствуют приобщению детей к эстетическим ценностям
1. Наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание произведений искусства и прослушивание их, сравнение их или сопоставление, что способствует формированию эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений.
2. Показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения для освоения элементарных средств художественной выразительности с целью приобщения детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм [7, с. 6].
3. Демонстрация образцов народного декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления детей с народным орнаментом, колористическими решениями народных узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции.
4. Рассказ, беседа о художественном наследии русского народа и традиционных изделиях народных мастеров.
5. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, в музеи, мастерские.
Эстетически-художественная компетентность педагога
В настоящее время эстетическое воспитание в дошкольных учреждениях в основном ведется в русле получения знаний. Педагоги зачастую не учитывают, что сами по себе знания нейтральны и не оказывают влияния на личностные характеристики ребенка. Формирующее воздействие на личность ребенка знания оказывают в тех случаях, когда одновременно с их усвоением он приобретает опыт отношения к ним. Многие педагоги не могут объяснить содержательно и доступно детям, в чем состоит эстетическая ценность объектов окружающего мира, делают это формально.
По данным исследования Н. В. Житковой, эстетически-художественная компетентность включает в себя три взаимосвязанных компонента: психологическую готовность (сформированность эстетических ценностных ориентаций, регулирующих профессиональную деятельность педагога; понимание важности приобщения детей к эстетическим ценностям; профессионально значимые качества), теоретическую готовность (комплекс методологических, психолого-педагогических и методических знаний), практическую готовность (наличие определенных умений в области изобразительной деятельности).
Учет включенности в художественную деятельность на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребенка. Он завершает дошкольное детство и является ступенью к школьному обучению, именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития черт поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферами. Для шестилетнего ребенка характерен преимущественно эмоциональный, а не интеллектуально-рассудочный тип оценки происходящего. А. В. Запорожец удачно назвал это «мотивационно-смысловой ориентировкой» в ситуации [3, с. 7].
Особенность восприятия детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что, с одной стороны, им свойственна гибкость воображения, а с другой стороны, у них мало личного опыта, не развит художественный вкус, низок уровень обобщения. Для того чтобы дети оценили произведения искусства (картины, предметы), народное искусство, спектакль как целостное художественное произведение, постигли его идейно-художественную суть, необходима их специальная подготовка [3, с. 8]. Так как дети дошкольного возраста не обладают еще устойчивым целенаправленным вниманием, то их память обогащается образами, представлениями и этот процесс продолжается. Запоминание происходит быстрее и качественнее, если материал для запоминания вызывает у детей интерес, положительные чувства. На эту особенность запоминания старших дошкольников указывает А. А. Люблинская [3, с. 9].
В процессе формирования у детей эстетического отношения к искусству главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениями, навыками, способность самостоятельно их использовать. Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей [8, с. 7].
Создание предметно-развивающей среды
Создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, поощрение самостоятельных творческих решений, сотрудничество ученика и учителя в изготовлении изделий народного декоративно-прикладного искусства; обеспечение доступности по содержанию и форме для восприятия дошкольников, использование самостоятельной творческой деятельности; организация развивающей среды, в которой синтезированы природные, социальные, предметные, экзистенциальные образующие жизненного мира ребенка, предполагают создание условий для развития деятельности детей, различных форм творческой активности, познавательных интересов, эмоционального открытия мира. Ребенок становится субъектом самоценных форм активности. Общаясь с педагогом, сверстниками, он делает «открытия», которые могут быть связаны с эмоциональным основанием мира, открытием для себя эстетических ценностей, актуализацией потребности в красивом, что во многом определяет строй духовной жизни ребенка [8, с. 32].
Итак, к педагогическим условиям приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям относятся использование методов и приемов, которые способствуют приобщению детей к эстетическим
ценностям, эстетически-художетсвенная компетентность педагога, учет включенности в художественную деятельность на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, создание предметно-развивающей среды.
Список литературы
1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.
2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Ко-раблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 1997. - 576 с.
3. Старикова, Л. Д. История педагогики и философии образования : учеб. пособие / Л. Д. Старикова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 434 с.
4. Сайгушев, Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессионального становления будущего учителя : моногр. / Н. Я. Сайгушев. -СПб. : Образование-Культура, 2001. - 149 с.
5. Борытко, И. М. В пространстве воспитательной деятельности / И. М. Борытко. -Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.
6. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /
B. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. -
C. 124.
7. Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста : метод. рекомендации для педагогов, воспитателей и муз. руководителей / Г. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 224 с.
8. Лифинцева, Н. И. Развитие у ребенка эстетического восприятия / Н. И. Лифинце-ва, О. А. Бычихина // Искусство и образование. - 2006. - № 5. - С. 23-34.
УДК 378.1
СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Н. Н. Крылова, К. А. Фурман
Представлены результаты исследования по выявлению ценностных ориентации студентов; обоснована необходимость ценностного воспитания современной молодежи в процессе профессиональной подготовки.
Results of the study of student's valuable orientation are presented. The necessity of the valuables education of modern youth in process of the training is motivated in this article.
Помочь людям жить в соответствии с ценностями
Кл. Бек
В последнее десятилетие изменилась в значительной степени нравственная атмосфера в обществе в целом, что, в свою очередь, сказалось на потребностях и ценностных ориентирах молодежи.