Научная статья на тему 'Педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства'

Педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Светлана Николаевна

Статья освещает актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников. Приобщение к региональному искусству рассматривается автором как первоначальный этап в становлении эстетически развитой личности ребенка. В статье раскрываются педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства»

С.Н. Обухова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Статья освещает актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников. Приобщение к региональному искусству рассматривается автором как первоначальный этап в становлении эстетически развитой личности ребенка. В статье раскрываются педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольников.

Стех пор, как существует человеческое общество, процесс духовного воспроизводства человека не обходится без эстетического воспитания как одного из средств выращивания сущностных сил человека. В научных исследованиях философов (Э. Бёрка, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Хатчесона и др.) эстетиков (А.И. Бурова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева, Л.Н. Сто-ловича и др.), психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, И.П. Павлова, Б.М. Теплова и др.); педагогов (Е.В. Гончаровой, Т.Н. Дороно-вой, Р. И. Капустиной, Б.М. Неменского, И.А. Старковой, Е.А. Флёриной и др.), генетиков (В.П. Эф-роимсона) значительное внимание уделяется вопросам «эстетического» в рамках разработки сущностного содержания данной категории, подчеркиваются разные точки зрения на феномен эстетического воспитания.

Проблема эстетического воспитания неоднократно рассматривалась в дошкольном образовании. Теоретические аспекты эстетического воспитания в дошкольном образовании разработаны Н.А. Ветлугиной, З.Н. Новлянской, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и др. Изучению основных функций изобразительного искусства и его значения в процессе эстетического воспитания и личностного развития ребенка посвящены работы В.В. Алексеевой, В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, Н.П. Сакулиной, Б.Н. Теплова, Б.П. Юсова и др. Проблему формирования эстетического восприятия у дошкольников на материале изобразительного искусства изучали Г.Г. Виноградова, Н.М. Зубарева, Р. А. Мирошкина, Г.М. Вишнева, Н.А. Вершинина, Л.В. Компанцева, Р.М. Чу-мичева и др. Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества З.А. Богатеева, А.А. Грибовская, Н.С. Карпинская, Е.Г. Ковальская, Е.Ф. Федяевская, Н.Б. Хале-зова, А.П. Усова, и др.

Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области эстетического воспитания. Многие исследователи (В.В. Алексеева, С.Ю. Бубнова, Е.В. Гончарова, Т.Г. Казакова, Р.И. Капустина, Б.П. Юсов и др.) рассматривают эстетическое воспитание как процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка. В процессе приобщения ребенка к культурным ценностям особое внимание уделяется ведущей роли эстетического воспитания, которое определяет саморазвитие личности, способной продуктивно реализовать себя в современном обществе. Сущность системы эстетического воспитания заключается в том, что в центре находится личность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного эстетического становления.

По мнению Ю.Б. Борева, А.В. Пирадова, В.И. Самохваловой эстетическое становление личности зависит от эстетического уровня материальных и духовных ценностей в обществе, качества эстетической деятельности и ее продуктов, которые имеют существенные отличия не только во временном контексте, но и в зависимости от конкретной страны, нации и региональных компонентов.

Становление эстетически развитой личности -это длительный процесс приобщения ребенка к ценностям мировой художественной культуры через наиболее близкое ему искусство малой родины, региональное искусство. Приобщение к региональному народному и декоративно-прикладному искусству в нашем исследовании рассматривается как первоначальный этап в становлении эстетически развитой личности дошкольника. Под эстетически развитой личностью мы понимаем личность ребенка, способную воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического

314

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© С.Н. Обухова, 2009

Педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольника..,

эталона, способную к творческому саморазвитию и созиданию эстетической реальности в разных видах детской изобразительной деятельности.

Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего собственной историей, культурой, менталитетом, в которое ребенок включается самим фактом своего рождения. Вслед за Т. С. Есаян, Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой, И.А. Старковой, Р.М. Чумичевой мы придерживаемся той точки зрения, что становление эстетически развитой личности ребенка начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, культурных традиций своего края, присвоения эстетических ценностей малой родины, что и способствует более гармоничному вхождению ребенка в мировую художественную культуру, способствует его приобщению к общечеловеческим эстетическим ценностям. Народное и декоративно-прикладное искусство региона как геоэтноисторический феномен развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Разнообразие уральского искусства, его многофункциональность, богатство и доступность художественного материала создают широкие возможности для многогранного проявления педагогической деятельности.

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в педагогической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты приобщения дошкольников к уральским ремеслам. Дошкольные образовательные учреждения проявляют интерес к региональной народной художественной культуре, однако изучение художественной культуры и традиций родного края является результатом индивидуальной заинтересованности отдельных педагогов без опоры на научные основы изучаемой проблемы. Работа по приобщению дошкольников к традициям народного и декоративно-прикладного искусства региона в практике дошкольных учреждений носит эпизодический характер, воспитатели затрудняются в отборе доступного для детей дошкольного возраста содержания знаний о данных видах искусства, выборе форм и методов работы с дошкольниками.

Приобщение дошкольников к уральским промыслам народного и декоративно-прикладного искусства (камнерезного искусства, каслинского

литья из чугуна, урало-сибирской росписи, вышивки, златоустовской гравюры на стали, ниж-не-тагильскх подносов и др.) является эффективным средством становления эстетически развитой личности ребенка при наличии следующих педагогических условий:

1) если региональное народное и декоративно-прикладное искусство будет определено как эстетическая ценность;

2) приобщение дошкольников к региональному народному и декоративно-прикладному искусству будет расширять проявление творческих способностей старших дошкольников в художественной деятельности;

3) восприятие произведений народного и декоративно-прикладного искусства региона будет способствовать формированию образа «Я» и побуждать ребенка к творческому саморазвитию в изобразительной деятельности.

Первое условие предусматривает определение народного и декоративно-прикладного искусства Урала как эстетической ценности. С нашей точки зрения, аксиологические идеи являются основополагающими на современном этапе развития образования. Для педагогики эстетические ценности имеют особую значимость, так как они имеют дело с величайшим феноменом - личностью ребенка, связаны с ее эстетическим становлением.

Эстетические ценности - это чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам утверждать, что освоение различных ценностей в процессе восприятия произведения искусства предполагает единство эмоционального и рационального при доминанте переживания; связанность с текстом и выход за его пределы; диалектическую сопряженность эмпатии и созерцания красоты, гармонии, выразительности художественной формы [1, с. 56].

В рамках нашего исследования наибольший акцент делается на формирование эстетических ценностей малой родины: красоты природы, традиций народного и декоративно-прикладного искусства, так как развитие ребенка в значительной мере определяется культурой той региональной среды, в которой он непосредственно живет и которая обеспечивает эстетическое становление его личности. Народное и декоративно-прикладное искусство региона, опираясь на традиции народа, имеет неповторимо яркое, многообразное

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

315

содержание, это важный раздел региональной культуры, который является связующим звеном между человеком и природой, историей родного края и его традициями. Это часть географии, истории и культуры региона, содержащая в себе истоки его духовной жизни, содержащее в себе эстетические и этические идеалы. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства представляют собой естественную, художественно-организованную форму, понимание сущности которой влияет на эмоциональное развитие ребенка и имеет широкие возможности для приобщения к региональным, отечественным и общечеловеческим ценностям.

Мы предполагаем, что произведения декоративно-прикладного искусства, формируясь в истории культурного развития уральского региона, выражающие традиции, обычаи, эстетические взгляды народа, заключающие в себе единство материальной конструкции и духовного образа, принимают статус эстетической ценности и имеют непосредственный выход на процесс становления эстетически развитой личности ребенка.

В соответствии со вторым условием: ознакомление дошкольников с региональным народным и декоративно-прикладным искусством будет расширять проявление творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.

Народное и декоративно-прикладное искусство, по мнению ряда исследователей (Н. Алпатова, Ю. Арбат, В.С. Воронова, Л.Д. Рондели, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой и др.) как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа) [3, с. 8].

Возможности осмысления народного и декоративно-прикладного искусства в дошкольном возрасте объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые обладают именно в этом возрасте наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию. В дошкольном возрасте проявляются внутренний план деятельности, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла (Л.А. Блашук, Л.А. Вен-гер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.П. Сакули-на, О.И. Сомкова, Е.А. Флерина и др.) [2, с. 2].

По мнению Б.М. Неменского начинать работу по формированию у детей навыка общения с народным и декоративно-прикладным искусст-

вом необходимо как можно раньше - с дошкольного возраста, и ставить перед ребенком как творческие задачи (формирование образа), так и задачи содержательные (выражающие отношения). Т. С. Комарова считает, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Таким образом, на основе приобщения дошкольников к региональному искусству, ребенка необходимо подводить к пониманию особенностей регионального народного и декоративно-прикладного искусства, к освоению художественно-эстетического опыта данного вида искусства, побуждать к саморазвитию и проявлению творческих способностей в процессе изобразительной деятельности по его мотивам.

Назовем третье условие, при котором восприятие произведений народного и декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию образа «Я» и побуждать ребенка к творческому саморазвитию в изобразительной деятельности.

Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.) отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своем развитии проходит определенный путь становления. Восприятие произведений искусства проходит несколько этапов развития от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до постижения сути и глубины художественного содержания.

Проблема приобщения ребенка к эстетическим ценностям в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства тесно связана с вопросами саморазвития личности. А.Н. Леонтьев утверждает, что способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве. Восприятие произведений искусства невозможно без художественно-оценочной деятельности ребенка. Изменения, произошедшие с ребенком в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, осознаются ребенком на основе сравнения себя до и после восприятия художественного произведения. Процесс восприятия произведений изобразительного искусства осуществляется как интегративный процесс самосознания и самоиз-

316

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

Причины и факторы, порождающие социально-педагогическую запущенность подростков

менения ребенка, следовательно, рассматривается нами как процесс его личностного саморазвития. Процессы саморазвития личности ребенка, сопровождающие восприятие произведений изобразительного искусства побуждают его к самовыражению в художественно-творческой деятельности, в конечном счете, к творческому саморазвитию в продуктивной деятельности.

Основная педагогическая задача заключается по нашему мнению в том, чтобы через организацию художественно-творческой среды, расширение эмоционального поля переживаний детей в процессе восприятия народного и декоративно-прикладного искусства, создание специальных педагогических ситуаций, способствовать творческому саморазвитию дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности.

Библиографический список

1. Давыдова С.Д. Искусство как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Эстетическое образование и период детства: традиции, новации, реальность. Материалы Международных педагогических чтений «Образование и детство - XXI век». - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - С. 53-58.

2. Котлякова Т.А. Формирование выразительного образа под воздействием малых фольклорных жанров в рисовании старших дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 16 с.

3. Народное искусство в воспитании детей: Кн. для педагогов дошкольных учреждений, учителей нач. кл., руководителей художественных студий / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

Ю.Б. Орлов

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЗАПУЩЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Причины социальной запущенности подростков и условия, при наличии которых в несколько раз увеличивается возможность дезадаптации детей, различны в зависимости от времени и культуры.

Сегодня отклонения в поведении социально запущенных подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

— глубоким психическим дискомфортом детей, вызванным систематическими учебными неуспехами и деструктивными взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми;

— сформированностью у ребёнка негативных стереотипов поведения;

— социально-психологической дезадаптацией детей в результате отрицательного влияния окружающей среды.

Ключевые слова: дезадаптация, социальные девиации, депривация, социальная запущенность.

Причины социальной запущенности подростков и условия, при наличии которых в несколько раз увеличивается возможность дезадаптации детей, различны в зависимости от времени и культуры. Каждому обществу присущи свои комплексы причинно-следственных связей.

Под причинами мы понимаем явления (реальные события, объективные жизненные ситуации, психическое состояние подростка), вызывающие или обусловливающие возникновение другого явления, в данном случае - социальную запущенность детей.

Сегодня отклонения в поведении социально запущенных подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

1) сформированностью у ребёнка негативных стереотипов поведения в силу невоспитанности

и отсутствия необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

2) глубоким психическим дискомфортом детей, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим климатом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношения со сверстниками в школе, деструктивным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны взрослых (родителей и учителей);

3) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами и акцентуацией характера подростков;

4) безнадзорностью, смещением общественных и личностных ценностей с позитивных на негативные, социально-психологической дезадаптацией детей в результате отрицательного влияния окружающей среды.

© Ю.Б. Орлов, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

317

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.