Научная статья на тему 'Система ценностных ориентаций современной молодежи'

Система ценностных ориентаций современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Наталья Николаевна, Фурман Ксения Андреевна

Представлены результаты исследования по выявлению ценностных ориентаций студентов; обоснована необходимость ценностного воспитания современной молодежи в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the study of student’s valuable orientation are presented. The necessity of the valuables education of modern youth in process of the training is motivated in this article.

Текст научной работы на тему «Система ценностных ориентаций современной молодежи»

ценностям, эстетически-художетсвенная компетентность педагога, учет включенности в художественную деятельность на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, создание предметно-развивающей среды.

Список литературы

1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.

2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Ко-раблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 1997. - 576 с.

3. Старикова, Л. Д. История педагогики и философии образования : учеб. пособие / Л. Д. Старикова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 434 с.

4. Сайгушев, Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессионального становления будущего учителя : моногр. / Н. Я. Сайгушев. -СПб. : Образование-Культура, 2001. - 149 с.

5. Борытко, И. М. В пространстве воспитательной деятельности / И. М. Борытко. -Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.

6. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /

B. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. -

C. 124.

7. Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста : метод. рекомендации для педагогов, воспитателей и муз. руководителей / Г. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 224 с.

8. Лифинцева, Н. И. Развитие у ребенка эстетического восприятия / Н. И. Лифинце-ва, О. А. Бычихина // Искусство и образование. - 2006. - № 5. - С. 23-34.

УДК 378.1

СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Н. Н. Крылова, К. А. Фурман

Представлены результаты исследования по выявлению ценностных ориентации студентов; обоснована необходимость ценностного воспитания современной молодежи в процессе профессиональной подготовки.

Results of the study of student's valuable orientation are presented. The necessity of the valuables education of modern youth in process of the training is motivated in this article.

Помочь людям жить в соответствии с ценностями

Кл. Бек

В последнее десятилетие изменилась в значительной степени нравственная атмосфера в обществе в целом, что, в свою очередь, сказалось на потребностях и ценностных ориентирах молодежи.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности. Эта система характеризует отношение личности к окружающему миру, к другим людям, к себе и является основой мировоззрения и жизненной концепции.

С целью выявления ценностных ориентаций студентов нами было проведено исследование в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет». Была использована методика М. Роккича. Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: списка терминальных (ценностей-целей) и списка инструментальных (ценностей-средств) ценностей. Подобное деление достаточно условно.

Терминальные ценности, по мнению М. Роккича [1, с. 101-102], представляют собой убеждения в том, что конкретные цели жизненного существования стоят того, чтобы к ним стремиться.

Инструментальные ценности подразумевают убеждения в том, что конкретный образ действий или свойство личности являются наиболее предпочтительными в данной ситуации.

Таким образом, инструментальные ценности являются средствами достижения целей жизни, т.е. своего рода инструментом, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. На определенных этапах формирования личности эти ценности выражают в основном ее качества, но могут выступать как терминальные, т.е. ценности-цели жизни.

Среди терминальных у студентов университета приоритетны такие ценности, как «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей».

Особенно привлекает внимание тот факт, что ценности «продуктивная жизнь», «развитие», «познание», «красота природы и искусства» и «творчество» располагаются в такой иерархической последовательности: 11, 13, 14, 16 и 17-я позиции соответственно.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что стремление к самовыражению и самореализации молодежи не находит должного выражения через познание окружающего мира, творчество, продуктивную жизнь и общественное признание.

В шкале инструментальных доминируют следующие ценности: «жизнерадостность», «воспитанность», «независимость». А такие ценности, как «непримиримость к недостаткам в себе и других» и «высокие запросы», по мнению студентов, мешают строить межличностные отношения и препятствуют достижению целей жизни.

С целью подтвердить или опровергнуть полученные по методике результаты студентам было предложено в свободной форме изложить свои мысли по теме «Что для меня главное в жизни».

Главными жизненными ценностями студенты считают «достижение целей жизни»; «поиск жизненной халявы, т.е. того, что достается просто так, без затраты особых усилий»; «прожить счастливо, любя одного человека»; «удовлетворение собственных интересов не во вред окружающим», «остаться самим собой, даже если обстоятельства будут требовать обратного» и др.

Вторые позиции в студенческих ответах занимают «желание достичь материального достатка», чтобы «помочь близким», «создать крепкую семью». И особенно ценно здоровье близких и друзей. В подтверждение приведем следующие высказывания: «Хочу, чтобы были живы и здоровы мои

близкие»; «Самое Главное для меня - это моя МАМА и брат и их здоровье и счастье»; «Хочу иметь здоровых детей».

На третьих позициях - «востребованность и признание в будущей профессиональной деятельности и в обществе», а также общечеловеческие ценности. Самое главное, рассуждают студенты, «Чтобы был Мир»; «Земля без войн»; «Нужно искоренить терроризм».

В ответ на вопрос: «Каким вы видите себя в будущем?» - у многих отмечается неудовлетворенность своим нынешним положением, которое чаще характерно для юношей и девушек: «Естественно, не таким, каков я сейчас: деловым и преуспевающим». В некоторых рассуждениях студентов встречаем конкретное видение перспективы: «Я вижу себя директором фирмы»; «Хочу состояться в бизнесе»; «Хочу быть депутатом Государственной думы» и т.д.

Проведенное нами исследование и его результаты еще раз убеждают нас в необходимости ориентировать педагогов в учебно-воспитательном процессе на усвоение студентами культурных ценностей, на овладение морально-нравственными и духовными ценностями, на ориентацию студентов на общечеловеческие ценности.

Задача педагога - грамотно направить личностное развитие студентов в конструктивное русло. В этом случае необходимы соответствующие коррек-ционно-формирующие программы, преимущественно нацеленные на реализацию творческого подхода в учебно-воспитательном процессе. При этом ведущими ценностями-целями высшего профессионального образования должны быть «познание», «развитие», «творчество» «ориентация на продуктивную жизнь».

С целью реализации задач программы нами были выделены следующие уровни сформированности ценностных ориентаций студентов.

Низкий уровень характеризуется выраженностью первичных потребностей ценностно-смысловой сферы (удовлетворение физических потребностей, потребность быть признанным противоположным полом, стремление к защищенности). Причем материальные потребности рассматриваются как средство удовлетворения выше перечисленных потребностей. Многие высшие потребности, а именно: потребности познания, развития личности, эстетические потребности - не осознаются самой личностью. В целом отношение к окружающему миру прагматично.

Средний уровень подразумевает выраженность прагматической и эстетической установок сознания. Примеры приводим из сочинений студентов: «Мне интересны произведения искусства ради обладания ими. Они стоят огромных денег. Красота дорого стоит. Однако я признаю, что та или иная картина или статуя красива»; «Престижно побывать где-то»; « Я хочу быть со своей девушкой, потому что она красива»; «Хочу получить высшее образование, чтобы потом обеспечить себе достойную жизнь»). Ценности «красота», «познание», «творчество» осознаются через призму престижности и материального достатка.

Высокий уровень предполагает эрудированность в различных областях знания, сочетание этической и эстетической установок и непрагматичность сознания. Личность с таким типом восприятия ориентирована на перцептивно-чувственное, эстетическое восприятие окружающего мира, на эстетический характер действий по отношению к объектам духовной сферы. В этом

случае важна работа над укреплением личностной позиции студентов в отношении различных вопросов современности и жизненных ситуаций (ситуаций выбора, кризисных ситуаций личности и т.д.).

Таким образом, «основная цель ценностного воспитания - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, основанных на гуманистических ценностях» [2, с. 315].

Задачи каждого этапа коррекционно-формирующей программы в процессе формирования ценностных ориентаций студентов подразумевают:

I этап - формирование первичного интереса и понимания значимости ценностей в общественном сознании.

В этой ситуации эффективны следующие методы и формы: лекции, дискуссии морально-нравственного содержания, например: «Воспитанность и скромность - атавизмы современного общественного сознания», «Мои ценности в настоящем и в будущем» и т.д.;

II этап - работу в направлении усиления субъектного компонента восприятия окружающей действительности, наполнение ценностным содержанием процесса познания, нацеленность на включение творческого элемента в учебно-воспитательный процесс, совместные обсуждения по проблеме значимости творчества в личностном и профессиональном развитии. В этой ситуации актуальны такие методы и формы обучения: лекции, творческие работы, дискуссии: «Если бы я был Великим, что бы я сделал», «Давайте строить город Счастья» и т.п.;

III этап - формирование устойчивой связи между восприятием ценностей «красота», «познание», «продуктивная жизнь», «развитие», «творчество» и отношением к себе, к окружающим и к миру в целом. Методы и формы работы со студентами - игровые, конференции, творческие проекты, например по теме «Человек будущего: какой он». В то же время подразумевается формирование отношения к миру как к личностной ценности, соответствующих непрагматических мотивов деятельности. Актуальны следующие методы и формы работы: дискуссионные, индивидуальная рефлексия на тему «Я и Космос» (осознание цели существования), «Я, Другой и Природа» (сочинения, рисование, музыкальное сочинительство) и т.д.

В целом педагогическая стратегия формирования ценностных ориента-ций студентов в системе высшего профессионального образования должна соответствовать следующим принципам:

- ориентация на личностную и профессиональную индивидуальность студентов в профессиональном образовании;

- обеспечение интегративно-творческого подхода в профессиональной подготовке;

- вариативность в содержании, формах и методах профессиональной подготовки;

- фундаментализация профессионального образования в сочетании с углубленной профессионализацией;

- диалогизация учебно-воспитательного процесса и его проблематизация.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций студентов в

процессе профессиональной подготовки должно быть основано на субъект-

субъектных отношениях преподавателя и студента, равноправном взаимодействии, интеллектуальном и эмоциональном сотрудничестве в системе «преподаватель-студент».

Рассмотренная в настоящей статье проблема ценностно-смыслового поля современной молодежи и формирования ценностных ориентаций студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе дискуссионна и является предметом для дальнейшего педагогического поиска на современном этапе.

Список литературы

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования. Практикум : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. - М. : Издат. центр «Академия», 2008. - 144 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.

УДК 378

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Л. Г. Светоносова

Дано определение понятия «ключевые компетенции студентов педагогического вуза», охарактеризованы их структура и функции.

In the article a defmition of the concept of "core competence of students of college of education " is provided. Their structure and function are characterized.

В настоящее время компетентностный подход является приоритетным направлением научных исследований в отечественной педагогической науке. В педагогическом образовании важными являются не только передача знаний, умений, формирование навыков, но и развитие готовности будущего учителя к творческой и инновационной деятельности, к самореализации, к постоянному профессиональному росту. Особую актуальность приобретают вопросы профессиональной подготовки учителей, а именно формирование у них ключевых компетенций.

В науке принято различать ключевые (наиболее общие, универсальные, «надпредметные») и специальные (предметные) компетенции. В Великобритании употребляются различные понятия в определении ведущих компетенций: ключевые (key skills), сердцевидные (core skills), основные (base skills).

М. Холстед и Т. Орджи утверждают, что ключевые компетенции выполняют три функции. Во-первых, они помогают студентам обучаться, во-вторых, позволяют сотрудникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей, в-третьих, помогают быть более успешными в дальнейшей жизни [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.