УДК 37.032: 371.13
Р. И. Салахова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Ключевые слова: педагогический потенциал, образовательный процесс, ценностные ориентации, народные
художественные промыслы, национальные традиции.
В данной статье рассматривается развивающий потенциал народных художественных промыслов в формировании ценностного отношения к Родине студентов вуза, представляющем собой целенаправленный процесс развития личности посредством усвоения ею общечеловеческих культурных ценностей общества. Статья раскрывает использование культурологического и аксиологического подходов в контексте реализации педагогического потенциала как фактора развития нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи.
Key words: developing potential, folk art, student creative activity, pedagogical process, humanity, national traditions.
In this article one of the important subjects in the sphere of educational practice such as developing potential of folk art in creative activity of students is considered. The article describes how pedagogical process can be practically organized in formation of love to motherland. The author suggests that any attempts in introducing the youth to studies of national traditions may be productive only if they will be based on humanity and belief into creative potential of students.
Современная социально-политическая действительность в России характеризуется изменением состояния всех сфер общественной жизни, включая и образовательную, где на любом ее уровне всегда будет актуальной проблема формирования системы ценностей и, в частности, ценностного отношения к Родине. В связи с этим, ориентация студентов на это фундаментальное начало духовно-нравственных ценностей является одним из важнейших направлений деятельности отечественного высшего образования.
В решении данной задачи значимую роль может играть, например, искусство народного художественного промысла, которое, будучи связанным с эмоционально-образным мышлением, входит в число активных средств формирования нравственного отношения молодых людей к своему Отечеству и миру в целом. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях личности как важном элементе ее внутренней структуры, а также как результате интериоризации ее ведущих социальных ценностей, что дает ей возможность продуктивно ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества.
Рассматривая личность студента в единстве его индивидуальной психофизиологической организации и условий социальной среды, мы можем говорить о его способности к преобразованию и созиданию мира предметов и идей, и на этой основе усвоения им общечеловеческих культурных ценностей общества, которые воздействуют на мировоззрение, жизненные цели и определяют его деятельность. Студенчество является, как известно, самой значительной группой молодежи, и, прежде всего, по роли в общей системе социального воспроизводства, представляя собой активную творческую силу для изменения общества, поскольку именно им предстоит решать многие социально важные проблемы. От того каких ценностей придерживается современное студенчество, от широты и прочности его ценностного отношения к своей Родине во многом зависит конечный результат предпринимаемых в стране преобразований. Нравственная позиция сегодняшнего студента в значительной мере определяет историческую преемственность поколений и будущее страны в целом.
Формирование ценностного отношения к Родине студентов вуза может осуществляться при определяющем влиянии ценностей социальной среды, а также самых разнообразных условий и обстоятельств:
- влияние факторов, характеризующих данный социум и являющихся общими условиями жизнедеятельности для всех его членов (бытующие в нем ценностные представления, морально-психологический дух, культура и т.д.);
- влияние микросреды, непосредственного окружения, в котором преломляются общие условия, образующие неповторимый комплекс материальных, духовных и личностных факторов, оказывающих существенное влияние на культурную идентификацию каждого конкретного студента;
- психическая структура личности, ее характер, темперамент, а также потребности и способности [1, С. 64].
Отсюда, процесс формирования такой нравственной ценности, как любовь к Родине, характеризуется определенной временной протяженностью и не допускает никакого навязывания. В связи с этим данный процесс может включать определенные этапы: осознание студентом конкретной ценностной ориентации; принятие им данной ценностной ориентации; реализация этой ценностной ориентации в поведении и деятельности; закрепление сформированного данного личностного качества в направленности личности [2, С. 23].
Так, осознание важности ценностного отношения к Родине включает в себя постижение сути этой ценностной ориентации, на основе чего формируется осознанное побуждение к соответствующему поведению. Однако чтобы ценностная ориентация стала побуждающей силой, она должна быть внутренне принята личностью, что реализуется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности. Обычно это происходит в процессе соотнесения ценностной ориентации с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Поэтому ценностное отношение к Родине должно приобрести смыслообразующую функцию и выступать уже в качестве основания для организации деятельности.
На этапе реализации рассматриваемая ценностная ориентация приобретает свойства осмысленности, осознанности и побуждения. При этом проявляются такие особенности данной ценностной ориентации, как наполнение гуманистическим потенциалом и удовлетворение личностных интересов студента.
Особого внимания требует этап закрепления ценностных ориентаций. Чтобы ценностное отношение к Родине стало свойством личности студента, оно должно быть многократно осмыслено им, а затем постоянно и вариативно реализовано в непосредственной деятельности и поведении. Отсюда важнейшей характеристикой этого этапа является формирование потенциальной побудительности. Иначе говоря, возвращение к той или иной ценностной ориентации в различных жизненных ситуациях способствует стимулированию ее способности актуализироваться в сложившихся социокультурных ситуациях.
Рассмотрим далее педагогический потенциал народных художественных промыслов в формировании ценностного отношения к Родине студентов вуза. Исследование этого аспекта показало, что реализация данного потенциала как фактора развития нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи требует использование определенных методологических подходов к организации педагогического процесса. К ним, мы бы отнесли, прежде всего, культурологический, аксиологический и проектно-деятельностный подходы.
Культурологический подход в контексте наших размышлений предполагает, что образование, обращенное к молодому человеку, должно быть ориентировано на его культуру и личностные смыслы. Такой подход к образованию поддерживает индивидуальность и неповторимость каждого студента, его способность к самоизменению и культурному саморазвитию. А, постигая культуру и творя ее, студент обретает и свою духовную сущность; и чем раньше у него сформируется потребность общения с культурой, тем быстрее он станет частью ее.
В исследованиях отечественных ученых (Б.В. Асафьев, Е.В.Бондаревская,
Б.Т. Лихачев, В.М. Розин и др.) можно встретить следующие параметры личности человека
культуры:
- свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, имеющая высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самостоятельность, ориентиры в области духовных ценностей и окружающей жизни;
- гуманная личность, сочетающая любовь к людям, независимо от их убеждений и личных свойств;
- духовная личность, имеющая развитые духовные потребности в познании и
самопознании, красоте и творчестве, в поиске смысла жизни и идеала;
- творческая личность, имеющая потребность в преобразующей деятельности, развитое чувство нового, стремление к жизнетворчеству и т.д. [3, С. 9].
Аксиологический подход в педагогике является связующим звеном между
познавательным и практическим отношением к миру, а также направленностью индивида на осмысление и актуализацию духовных ценностей, составляющих культуру человека. В центре аксиологического подхода - понимание студента как высшей ценности и принятие его индивидуальности.
Аксиологический компонент художественного образования способствует введению студентов в мир ценностей и помогает им в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций. Приобщение учащейся молодежи к искусству заключается в формировании у нее нравственных чувств и нравственных ценностных ориентаций, реализуемых, помимо всего прочего, в эмоционально-ценностном отношении к народному художественному промыслу как значимому составляющему человеческой культуры. Это тем более важно, что молодежи присуще стремление к возвышенному, романтические порывы и т.д. Именно в этом и кроются благоприятные возможности использования искусства для формирования высоких нравственных качеств: мужества, стойкости, любви к Родине. Отсюда искусство в значительной мере способствует укреплению и развитию идеальных устремлений студентов, а стремление к идеалу, к романтике можно назвать основными чертами, которые отличают молодежь от взрослых.
Одним из наиболее эффективных подходов в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов является проектно-деятельностный поход к образованию. Одним из условий модернизации системы высшего профессионального образования, согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., является вовлеченность студентов и преподавателей в социально значимую проектную деятельность, являющуюся ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей, поиска, анализа, освоения и обновления информации, прогнозирования и проектирования. При этом у студента развиваются такие качества, как самостоятельность, креативность, аналитические и исследовательские способности [4].
Рассмотрим далее, каким образом педагогический потенциал народных художественных промыслов способствует формированию у студентов вуза ценностного отношения к Родине.
Возьмем, к примеру, творческое переосмысление традиций на основе глубокого познания закономерностей искусства народной одежды. Творческая задача при разработке современных костюмов заключается в том, чтобы все этнические особенности традиционного костюма были переданы в новых понятных и интересных формах. А это способствует более частому обращению к национальным истокам и создает условия для появления все большего количества современных моделей с использованием деталей традиционной национальной одежды. В этом отношении татарский национальный костюм - бесценное достояние культуры народа, нить в полотне времени, не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины XX века сохранившего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений,
свойственных одежде татар в прошлом. Основной смысл и ценность народного костюма, его философия - в его демократичности, широко понятой функциональности, логике форм и конструкции, его рациональности и целесообразности. А отсюда - любовь к татарской культуре и ее традициям.
При этом создание современного татарского костюма - это процесс творческого синтеза национальных традиций и современных реалий. В моделях используются разные пропорции и цветовые сочетания, ткани с печатными рисунками по татарским народным мотивам, аппликация, вышивка, традиционный крой отдельных деталей одежды, традиционные материалы. И хотя дизайнеры предлагают не этнографический костюм, а вполне современный, все же он обязательно будет с элементами национального колорита.
Так, в новой коллекции «Монлы Казан», представленной на Международный конкурс дизайнеров мусульманской и национальной моды «International Fashion», мы попытались обратиться к национальным корням, связать традиции и современность. В современных моделях часто много изобразительных, остроумных идей, но они порой тонут, растворяются в однозначном предпочтении эффектных и дорогостоящих материалов: шелка, бархата, замши, мехов, люрекса, всевозможных мерцающих и сверкающих тканей, богатство и материальная престижность которых порой заслоняют высокий художественный вкус и красоту. Не отсюда ли возникает порой ощущение ложного, псевдонационального искусства в стилизаторских поисках под «народное» в ряде современных коллекций. В стилизованной молодежной коллекции «Монлы Казан» мы стремились передать всю красоту, плавность кроя и строгость линий, гармонию в декоре и цветовой гамме татарского национального костюма, представляя его в совершенно новом облике. Что интересно, женские костюмы украшает изю-пояс -деталь, объединяющая в себе пояс и традиционную деталь татарского костюма 18 века - изю. В качестве материала для изготовления одежды, аксессуаров, декорирования обуви коллектив студии использует традиционный материал кочевых народов - войлок, который, с точки зрения современного дизайна, является материалом практически универсальным.
В заключение отметим, что проблема развития нравственных ценностных ориентаций средствами художественного искусства, в частности, народного художественного промысла, является актуальной для высшего образования. Ведь все лучшее, что создано народными мастерами, составляет не только основу для развития национальных традиций, оно способствует укреплению чувства сопричастности к своей стране и ее людям. Освоение народных традиций - это и анализ богатейшего наследия, и познание всего живого и плодотворного, что в нем заложено, а значит, и отвечающее эстетическим потребностям человека нашего времени. Таким образом, педагогические возможности народного художественного промысла в процессе художественного образования можно трактовать как наличие условий (познавательных, воспитательных и развивающих), а также благоприятных обстоятельств для достижения определенного педагогического результата в формировании у студентов ценностного отношения к своей Родине.
Литература
1. Янукян М.Б. Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи: Дис... канд. пед. наук. - Карачаевск., 2004. - 154 с.
2. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей: Дис. канд. пед. наук. - М., 1993. - 175 с.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поиске человеческих смыслов. - Ростов-на-Дону: РПУ, 1995. - 216 с.
4. Муртазина С.А. Проектно-исследовательская деятельность будущих дизайнеров по разработке современного костюма с использованием полимерных материалов //Вестник Казан. технол. ун-та. -2011. - Т. 14, №8.- С.287-293.
© Р. И. Салахова - доц. каф. изобразительного искусства и дизайна Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected].