МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Г.А. Молчанова
Molchanova G.A. Modelling of forming students’ values by means of Russian national culture. The article deals with the model of forming students’ values by means of Russian national culture, which is based on the contradiction settlement between the significant potential of Russian national culture in the sphere of values forming and impossibility of its realization because it is not elaborated yet in pedagogy.
Проблема приобщения молодежи к ценностям русской национальной культуры актуальна сегодня в связи с изменениями во всех областях российского общества, обусловившими перемены в общественном сознании: отчуждение личности от норм и традиций национальной культуры, нарушение преемственности поколений. В данном случае культура предстает уникальным механизмом самосохранения общества, является средством адаптации к окружающему миру; усвоение ее образцов является базовым элементом развития личности, ориентированным на нравственные и эстетические ценности человека.
Становится очевидным, что освоение культуры, приобщение молодежи к ценностям российской и мировой культуры находятся в прямой зависимости от образовательной деятельности высшей школы.
Сделанные обобщенные выводы в рамках конкретного исследования позволили прийти к выводу о том, что формирование ценностных ориентаций студентов не является простой суммой составных частей, они взаимосвязаны, переплетаются в жизнедеятельности вуза, взаимодействуют, нередко дополняют друг друга. В этом процессе формируются не только ценностные ориентации, но и целостная личность будущего специалиста.
Чтобы привести педагогическую систему в соответствие современным потребностям общества, необходимо внести изменения во все структурные элементы педагогической системы: в цели, в учебную информацию, в средства педагогической коммуникации, в деятельность педагогов, в деятельность студентов.
Как показывает имеющийся опыт и проведенная нами исследовательская работа, необходимым условием нормального функционирования педагогической системы явля-
ется согласованность всех ее элементов. Основу структуры процесса формирования ценностных ориентаций студентов составляют следующие его элементы: субъект воспитания, объект воспитания, система отношений, система воздействий, система взаимосвязей между структурными элементами системы.
Прогностическую модель формирования ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной культуры можно представить в виде схемы (рис. 1).
Модель представляет собой систему взаимосвязанных подходов и принципов формирования ценностных ориентаций личности; целей, реализуемых посредством русской национальной культуры, и механизмов достижения результатов.
Основными компонентами предложенной модели являются следующие:
1. Пути влияния культурной среды на ценностные ориентации личности: приобщение к русской национальной культуре в семье, образовательных учреждениях; влияние празднично-обрядовой культуры своей малой родины; людей, носителей русской национальной культуры; духовно-нравственные ориентиры современного общества; средства массовой информации.
2. Концептуальные подходы системы формирования ценностных ориентаций личности средствами русской национальной культуры:
а) культурологический, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, т. е. организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры;
б) аксиологический, акцентирующий внимание на освоении человеком ценностей культуры;
Пуш ілнясня к ульт>рншс среды на ценностные ориентации лнчностн
Передача Приобщение к Приобщение к Взаимное Духовно- Пропаганда
национальной русской празднично- влияние людей, нравственные жизненных
культуры через национальной обрядовой носителей ориентиры ценностей
семейный уклад культуре в культуре своей русской современного средствами
жизни учрежд ениях малой родины национальной общества массовой
образования и культуры в информации
дополни- процессе
тельного обучения и
образования жизнедеятель-
ности
Концептуальные под\оды системы формирования ценностных ориентации лнчностн средствами русской
национальной культуры
Культур 0- Аксно ло- Комплекс- Лнчностно-
логнческнн гический ный деятельностный
Ценности и нор мы русской национальной культур ы, оказывающие влияние на ценностные ориентации студентов
национальный язык патриотизм
окружающая среда и её природные богатства
уклад жизни
мораль
быт (особенности одежды, кухни, оформления
жилища)
религия
обычаи
традиции
ритуалы
обряд об о-праздничные традиции
искусство
народное художественное творчество архитектура
памятники истории и культуры соборность уважение к старшим семейные реликвии
выработанные в народной среде подходы к воспитанию детей
Ценностные ориентации студентов
онтологические: отношение к свободе, родине, правде, справедливости, нез ависимости, чести экзист енциальные: отношение к миру, покою, безопасности, благополучию, здоровью экономические: отношение к богатству, изобилию, благосостоянию, успеху, процветанию
самоутверждения: отношение к славе, престижу, популярности, уважению, авторитету эстетические: отношение к красоте, грации, возвышенно*^, комического, Трагическому нравственные: отношение к честности, порядочности, благодарности, долгу, благородству, совести, щедрости, добру телеологические: отношение к смыслу жизни, цели, надежде, вере, Б огу? милосердию человеческих отношений: отношение к дружбе, любви, преданности, верности, взаимопомощи, альтруизму
интеллектуальные: отношение к мудрости знанию, уму, рассудку, разуму
т
Компоненты педагогической системы формировании ценностных ориентаций личности средствами русской национальной культуры в условиях вуза
Целн Содержание Методы и форты Способы н средства Условия организации Критерии оценки
Формирование С об окупность Методы: Способы прис- Совершенство- Критерии:
менталитета научных зна- -анкетирования, воения опыта вание у -ценностное
ЛИЧНОСТИ Б ний , ценност- -поисково- культуры: студентов отношение к
традициях ных ориен- тб орческий; -объяснитель- умения русской на-
русской тиров, дости- -метод погруже- но-иплю стра- самостоятельно циональной
национальной жений русской ния в культур- тившій; работать, культуре;
культуры. национальной ную среду, -проблемно- преодолевать -псих оло-гическая
Приобщение культуры. -зрительной ре- поисковый; трудности; готовность к усвое-
студентов к Р ее .личная конструкции; ■коммуника- формирование нию ценностей
системе деятельность -метод тивный; способов культуры;
ценностей по усвоению проектов, •репродуктив- рациональной -интегративность
русской опыта поко- -метод ный, организации и видов культуры.
национальной лений носи- локализации; -р Є фл ЄКСИБ НЫЙ, эффективного Уровни
культуры, телей русской -социально- -имитационно- использования с ф ормир ов анно сти
формирование национальной культурная ролевой. Бремени. -адаптивный,
потребности в культуры, анимация; П едагогические -репродуктивный;
высоких норм и тра- Формы: средства. -эвристический;
духовных и диций, разви- -тв орческие поощряющие -креативный
культур ных тию творчес- мастерские; личностную
ценностях и их ких сил и -имитационные, потребность
дальнейшем способностей ролевые игры; студента к са-
обогащении. личности. -мастер-классы; -групповая дискуссия; -клубные занятия по интересам, -экскурсии, -встречи с народными мастерами. мосовершенствованию, желание стать культурным человеком, продол- жат елем русских национальных традиций.
Результат
Заданный уровень сформированное™ ценностных ориентации студентов
Рис. 1. Модель формирования ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной культуры
в) комплексный - проявляется в единстве воздействия на все сферы индивида -интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую, с одной стороны; в единстве целей, усилий, действий педагогического и студенческого коллективов, общественных
организаций, семьи и самих студентов - с другой [1];
г) личностно-деятельностный, в основу которого положена та закономерность, что человек проявляется и развивается в деятельности.
3. Ценности культуры, оказывающие влияние на ценностные ориентации студентов: в процессе развития личности происходит превращение ценностей культуры, накопленных обществом, в ценности отдельной личности.
4. Компоненты педагогической системы формирования ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной культуры в условиях вуза:
а) цели: формирование менталитета личности в традициях русской национальной культуры; приобщение студентов к системе ценностей русской национальной культуры; формирование потребности в высоких духовных и культурных ценностях и их дальнейшем обогащении;
б) содержание: направленность и составные части содержания определяются избранными конкретными целями.
Содержание - это совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижений культуры; это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности [2]; строится под влиянием концепции и принципов воспитания;
в) методы: выбор методов воспитания детерминируется целью, которую выдвигает преподаватель; педагогической ситуацией, внутренним состоянием субъектов воспитательного процесса.
В рамках педагогической системы формирования ценностных ориентаций личности средствами русской национальной культуры в условиях вуза наряду с традиционными, проверенными временем методами воспитании (разъяснение, убеждение, переубеждение, совет, пример, поручение, задание ит. д.) целесообразно использовать следующие методы: поисково-творческий, метод погружения в культурную среду, метод зрительной реконструкции, метод проектов;
г) формы: посредством определенных форм реализуется содержание воспитательного процесса.
Анализ литературы и проведенное исследование позволили выделить следующие формы воспитательной работы в вузе, наиболее приемлемые для организации процесса формирования ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной
культуры: творческие мастерские; имитационные, ролевые игры; мастер-классы; групповые дискуссии; клубные занятия по интересам; экскурсии; встречи с народными мастерами;
д) способы и средства воспитания применяются в единстве с методами и методическими приемами.
Среди способов, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций личности, целесообразно выделить: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, коммуникативный, репродуктивный, имитационно-ролевой, рефлексивный.
Средства воспитания (предметы материальной и духовной культуры) имеют свою объективную (независимую от воспитания) ценность и своеобразно используются воспитателем для отображения во внутреннем мире воспитанника других культурных ценностей (качеств личности, сознания, привычек ит. п.). Средства воспитания входят в жизнедеятельность воспитанников как новые, еще не освоенные культурные ценности. В процессе формирования ценностных ориентаций студентов следует выделять педагогические средства, поощряющие личностную потребность студента к самосовершенствованию, желание стать культурным человеком, продолжателем русских национальных традиций;
е) важнейшим условием организации процесса формирования ценностных ориентаций является такой необходимый элемент педагогической системы, как согласование и координация воспитательной деятельности всех категорий руководителей.
Основной смысл согласования и координации педагогических усилий коллектива педагогов и воспитателей состоит в том, чтобы каждый уровень, каждая категория осуществляющих педагогическое воздействие, четко представляли свои возможности и обязанности, чтобы вся их воспитательная деятельность находилась в оптимально скоординированном состоянии, отличалась отсутствием в ней пробелов и дублирования. Практика воспитательной работы подтверждает исключительно важную роль в процессе воспитания влияния на обучающихся личности педагога, куратора, руководителя.
ж) критерии определяются исходя из понимания культуры как саморазвивающей-
ся системы, как процесса и результата творческого усвоения, создания культурных ценностей, норм, правил, выделения структурных и функциональных компонентов культуры студента вуза.
Эффективность функционирования пси-холого-педагогической модели формирования ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной культуры в ходе эксперимента оценивалась по разработанной и апробированной на практике системе критериев, построенной по принципу качественного анализа изменений компонентного состава модели. На этом основании выделены следующие критерии:
Ценностное отношение к русской национальной культуре проявляется через совокупность таких показателей, как осознание ценности наследия русской национальной культуры; понимание и оценка целей и задач формирования ценностных ориентаций средствами русской национальной культуры; признание ценности субъект-субъектных отношений; наличие внутренней потребности личности в самосовершенствовании, духовном самоопределении.
Психологическая готовность проявляется через активный поиск жизненного пути и самоутверждения; устойчивый интерес к вечным проблемам цели и смысла жизни; положительную устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию; широкие интересы к культуре, искусству; готовность к преодолению трудностей, оптимистический настрой личности на возможность достижения конечной цели.
Интегративность видов культуры отражает сформированность основных видов культуры (нравственной, политической, правовой, экологической, эстетической, бытовой), взаимосвязь основных видов культуры.
Системный анализ культуры личности студента предполагает выделение основных уровней сформированное™ ценностных ориентаций. Принятые критерии и показатели дают возможность описать четыре основных уровня:
Адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением к достижениям русской национальной культуры; цели и задачи собственной деятельности по приобщению к богатствам культуры в общем виде определены, но они не являются постоянным
ориентиром и критерием деятельности; отношение к культурологическим знаниям безразлично; нет системы знаний и готовности их использования в необходимых ситуациях.
Репродуктивный уровень отличается проявлением тенденции к устойчивости ценностного отношения к русской национальной культуре; высоко оценивается роль культурного наследия; проявляется стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса; отмечается более высокий индекс удовлетворенности творческой деятельностью; творческая активность по-прежнему, как на адаптивном уровне, проявляется в рамках воспроизводящей, но с элементами простых приемов поиска в новых ситуациях; формируется положительная направленность потребностей, интересов, склонностей личности.
Эвристический уровень характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, избирательным отношением к предлагаемым формам повышения культуры; овладением основными методами познания, анализа и совершенствования собственной личности; высоким уровнем сформированное™ умения решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи; творческая деятельность отличается постоянным поиском, новым подходом к усвоению культурных ценностей.
Диагностика реализации целей формирования ценностных ориентаций осуществляется с помощью интегративных критериев, понимаемых как совокупность признаков, характеризующих уровень сформированно-сти у студентов ценностных ориентаций. С учетом того, что стратегические воспитательные цели формирования ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной культуры реализуются в ряде элементов (направлений) воспитания, в диагностике воспитания в процессе обучения выделены и использованы компонентные критерии, под которыми понимаем признаки, характеризующие уровень развития отдельных свойств личности, проявляющихся в воспитанности. Компонентными критериями в исследовании служили: нравственная воспитанность, гуманистическая воспитанность, эстетическая воспитанность, патриотическая воспитанность, трудовая воспитанность, экологическая воспитанность. При анализе ре-
зультатов воспитывающего обучения выделены три уровня воспитанности, характеризующихся устойчивостью признаков, регулярностью и интенсивностью проявления -высокий, средний, низкий.
Для высокого уровня характерны полное и ясное осознание моральной категории с указанием почти всех ее сущностных проявлений; эмоционально-ценностное отношение носит личностный характер и ярко проявляются мотивы самосовершенствования, самореализации, стремление к рефлексии; наблюдается психологическая готовность и ориентация на ценностно-ориентированную деятельность; стремление доказать и реализовать свои мотивационно-ценностные убеждения.
Для среднего уровня характерно неполное осознание моральной категории, указываются отдельные существенные признаки моральной категории, но сущность качества личности ими не исчерпывается; приводимые доказательства и оценки имеют существенную основу, но они неполные, непоследовательные; личностная оценка проявляется слабо; эмоционально-ценностное отношение выражено, но неярко и не во всех случаях; проявляется стремление к рефлексивному осознанию своей деятельности; участие в ценностно-ориентированной деятельности
часто происходит под влиянием внешнего воздействия, хотя наблюдается положительная мотивация этой деятельности.
Для низкого уровня характерны поверхностные представления о моральной категории и соответствующем качестве личности, называются несколько признаков, но зачастую несущественных, хотя имеется стремление к доказательности; отношения проявляются на эмоционально-чувственном уровне; стремление к рефлексивному осознанию действительности происходит нерегулярно; участие в ценностно-ориентированной деятельности происходит под влиянием внешнего воздействия, без проявления положительной мотивации.
Таким образом, на основе интегративного подхода сделана попытка представить систему диагностики результатов формирования ценностных ориентаций студентов. Относительно объективную картину развития личности может дать только комплексное использование разных методик.
Данная модель, с нашей точки зрения, дополнит существующий ряд принятых в исследовательской среде моделей формирования ценностных ориентаций.
1. Пионова P.C. Педагогика высшей школы. Мн., 2002. С. 193.
2. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. С. 20.
Поступила в редакцию 11.09.2006 г.