ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.035.6 ББК 74.200.5
М. И. Морозова, Г. В. Ботвинкин
Модель воспитания национального достоинства старшеклассников в условиях клубной деятельности
В статье раскрываются особенности проектирования модели воспитания национального достоинства старшеклассников в условиях клубной деятельности, дана характеристика компонентов модели, обозначены условия её успешной реализации.
The article enlightens characteristic features of planning the model of training national values of senior pupils in the conditions of club activity. It also defines components of the model and outlines conditions of its successful realisation.
Ключевые слова: воспитание национального достоинства школьников, клуб старшеклассников, модель воспитания, педагогическое проектирование.
Key words: training national values of schoolchildren, senior pupils’ club, model of training, pedagogical planning.
В условиях глобализации в российском обществе происходит постепенное принятие западного антропологического стандарта, что приводит к нивелированию ценностей отечественной культуры и их замены на западные, поэтому всё актуальней становится проблема сохранения российской культуры. Особое значение имеет сохранение влияния отечественных ценностей в период становления мировоззрения человека, что характерно для старшего подросткового и юношеского этапов формирования личности. В эти возрастные периоды необходима целенаправленная работа по воспитанию национального достоинства человека. Процесс осмысленной национальной самоидентификации, приобщение к национальным ценностям, освоение диалога культур как основы межнациональных отношений наиболее эффективно проходит в клубном пространстве, обеспечивающем условия совместной творческой деятельности и свободного общения. Вместе с тем недостаточно исследованы возможности использования клубного пространства для решения этих задач.
При разработке модели воспитания национального достоинства старшеклассников в условиях клубной деятельности мы опирались на общеметодологические принципы: 1) всеобщей связи и отношений между педагогическими явлениями или процессами (причинно-
следственной зависимости); 2) развития педагогического объекта как системы путем разрешения противоречий, изменения качественных и количественных его параметров; 3) трансформации известных объектов в процессе развития педагогической реальности; 4) сочетания объективности и субъективности в анализе и описании образовательной практики, проектировании и прогнозировании возможных изменений [1]. Решение обозначенной задачи потребовало построения многоплановой модели. Поэтому при её проектировании использовались системный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный методологические подходы.
Особое значение для разработки модели имеют положения теории деятельности. Воспитание национального достоинства предполагает участие старшеклассников в разнообразной творческой социально-ориентированной деятельности, ориентацию личности на самореализацию в среде многонационального окружения, а значит, конкретизацию жизненных приоритетов, овладение опытом и навыками проявления активности в социальной среде.
Культурологический подход определяет воспитание школьников как целенаправленное «вхождение в контекст современной культуры» и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строя свою жизнь, достойную Человека [10]. В аспекте воспитания национального достоинства это положение предполагает
необходимость создания условий для осмысления
старшеклассниками специфики общемировой и национальной
культурной ситуации, осознания себя носителями национальной
культуры в контексте культуры человечества, осознание значимых противоречий и перспектив развития национальной культуры и личных возможностей содействия её развитию в процессе самореализации.
Применительно к системе воспитания национального достоинства личностно ориентированный подход предполагает признание уникальности личности в её национальном своеобразии, признание прав и возможностей в реализации потребностей и свобод, утверждения статуса старшеклассников как равноправных субъектов клубной воспитательной деятельности, а также учёт особенностей каждого члена клубного объединения при постановке и реализации целей и задач воспитательной системы.
Средовый подход рассматривает воспитательный коллектив как своеобразную модель общества, ретранслирующую присущую ей систему отношений и ценностей. Она отражает в своей системе в целом специфику современного общества и перспектив его развития, с той разницей в воспитательном отношении, что социальная среда является для субъекта относительно независимой данностью, а воспитательная среда - конструируемой [7]. В этом отношении клубное объединение рассматривается нами как модель современного общества, отражающая его национальную специфику, и
является для клуба старшеклассников конструируемой (в том числе и самими старшеклассниками как субъектами воспитательной системы) национально-специфичной средой.
Системный подход как методологическая ориентация предполагает рассмотрение клуба как воспитательной системы, её внутренних системных связей и связей клубной воспитательной системой с окружающей средой. Внутренние системные связи определяются характером функционирования компонентов реальных условиях действующей системы. Внешней средой (системой) по отношению к рассматриваемой воспитательной системе является внеклубная социальная среда.
На основе системного подхода [5] были выделены компоненты модели системы воспитания национального достоинства
старшеклассников в условиях клубной деятельности: целевой,
содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-
результативный, рефлексивно-управленческий.
Целевой компонент как системообразующий включает в себя приоритетные идеи построения модели воспитательной системы, цели и задачи воспитания национального достоинства
старшеклассников. При определении целей мы исходим из
представления о национальном достоинстве старшеклассников как интегративном качестве личности, которое включает в себя этническую, культурную и гражданскую идентичности.
Специфические особенности личности - этническая (врожденная), культурная (приобретенная) и гражданская (задаваемая государством) - по факту уже в той или иной мере присутствуют у старшеклассников как неотъемлемые её атрибуты. Это положение является доминантной идеей построения модели воспитательной системы. Следовательно, воспитательная система клуба организуется с целью создания условий для становления осознанной, отрефлексированной устойчивой позиции субъекта, в которой эти качества личности осознаются как позитивные, личностно значимые и этим самым являются ядром национального достоинства.
При конструировании цели клубной воспитательной системы педагог-организатор ориентируется на цель-идеал - образ человека, воплощающего национальные идеалы современной личности, на который ориентировано общество, учебное заведение, социальное окружение; цель-процесс - направление на проектирование процесса воспитания желаемых качеств личности; цель-результат - образ прошедшего основной цикл программы воспитанника клуба [2]. При разработке результативной цели воспитательной системы клуба также учитывается ряд общих требований к целям воспитания [9].
В рамках модели воспитания национального достоинства целью-идеалом является человек, обладающий этнической, культурной и гражданской идентичностью, осознающий свои жизненные приоритеты
(позитивная самореализация) в контексте национального благополучия и своего гражданского долга, осознающий себя представителем нации и готовый к межкультурному диалогу.
Цель-процесс и цель-результат тесно взаимосвязаны и в нашей воспитательной системе клуба формулируются через обобщённую характеристику решаемых задач: организация такого воспитательного пространства, в котором предоставляется и реализуется возможность осмысления феноменов своего существования в многонациональном мире, центральных этических вопросов человечества, своей национальной специфики, гражданских прав и обязанностей; раскрытие перспектив личностного роста; формирование позитивной психологической атмосферы активной творческой деятельности на основе демократических отношений, что призвано способствовать становлению чувства собственного достоинства (чувство собственного достоинства в процессе клубной деятельности обретает качество фундамента национального достоинства личности); предоставление и реализация возможности получения опыта и формирования навыка позитивной социальной активности, проявляющейся в разнообразной деятельности и поведении.
В связи с вышеуказанным конкретизируются задачи клубной системы воспитания национального достоинства старшеклассников:
• создание условий для становления осознанной гражданско-патриотической позиции, накопления позитивного опыта её проявления;
• развитие вкуса к познанию, умения и стремления заниматься самообразованием и духовным самосовершенствованием на основе осмысления общечеловеческих этических вопросов, задач современности, включения в культуротворческую деятельность, изучение природы, истории и культуры родного края в контексте национальной и общемировой культуры, истории и экологической обстановки, включение в поисково-исследовательскую деятельность;
• р азвитие ценностного отношения к самому себе, своему физическому и психическому здоровью, потребности в его сохранении и укреплении, приобщение к здоровому образу жизни;
• создание пространства открытых, честных отношений, возможности получить опыт и приобрести навык проявления своей активности в подобных отношениях, утвердиться этому качеству как основе личного достоинства;
• создание условий для самореализации, раскрыть перспективы совершенствования личности посредством включения в разностороннюю творческую деятельность, развитие навыков рефлексивного мышления.
С учётом этих целей и задач разрабатывается воспитательная программа клуба, отражающая модель и описывающая организацию процесса её реализации.
Содержательный компонент модели воспитательной системы клуба носит полиструктурный характер и обеспечивает её смысловую целостность и упорядоченность. Он отражает ценности, характеризующие национальное достояние, к числу которых относятся: отечественная история (в том числе, жизнь и деятельность известных соотечественников), наука, культура, родная природа и материальные богатства страны и люди как достояние нации.
Содержательный компонент модели состоит из трёх крупных блоков: «Я в огромном мире», «Природа и культура России и мира», «Социальное существование человека. Государственность и гражданство». Наличие этих тематических блоков в содержании клубной деятельности создаёт условия для осмысления феноменов собственного существования в своем внутреннем мире, мире природы, мире культуры, мире своего национального окружения, таким образом, тематически осуществляется движение от общего к частному.
На первом этапе реализации содержания (первый тематический блок) рассматриваются наиболее общие феномены существования человека, что с одной стороны, обеспечивает интерес старшеклассников, поскольку это касается специфики их личного существования, с другой стороны, позволяет раскрыть тематику общечеловеческого, включить старшеклассников в личностно значимую деятельность по осмыслению феномена существования человека как такового.
На втором этапе получает своё содержательное раскрытие специфика существования человека в мире природы и мире культуры в масштабах планеты в целом и России в частности (второй тематический блок). На этом этапе происходит переход от осмысления общечеловеческих феноменов существования к локальным - от природной среды как таковой к природной среде России, также и относительно культурной и социальной сред существования старшеклассников.
На третьем этапе (третий тематический блок) сущность понятия «национальное» раскрывается в аспекте государственности и специфики гражданского существования старшеклассников, таким образом, тематика национального в сознании старшеклассников обретает целостность. Личная значимость этого приобретения обеспечивается, с одной стороны, логикой раскрытия содержания клубной деятельности, при которой тематика национального исходит из тематики личного, развивается на её основе, является продолжением развития личностно значимых для старшеклассников тем, с другой стороны, самостоятельностью её достижения.
Реализацию содержательного компонента обеспечивает совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на становление у воспитуемых интегрального качества личности - национального достоинства.
Процессуально-коммуникативный компонент модели включает в себя способы воспитательного взаимодействия, отношения субъектов воспитательного взаимодействия; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на формирование нравственных ценностей.
Клубная форма организации воспитательного пространства предполагает вариативность содержания клубной деятельности, её зависимость от актуальных обстоятельств, специфических проявлений активности субъектов деятельности, их инициатив и т. п., поэтому содержательный компонент воспитательной системы включает в себя как вариативный, так и инвариантный блоки. Инвариантный блок предполагает проведение клубных дел, инициируемых (особенно на начальных стадиях становления коллектива клуба) педагогом-организатором, вариативный -остальными субъектами взаимодействия.
Вариативный блок имеет не бесконечное количество степеней свободы, а ограничивается профилем клуба, его возможностями, соответствием тематике, выработанным кодексом клуба, социальной средой и т. д., иными словами множеством факторов, воздействие которых может быть оценено и продуктивно включено в контекст клубной работы лишь в конкретных условиях его существования. При этом с целью реализации задач личностно ориентированного воспитания приоритеты выбора мотивации деятельности смещаются в область внутренних стимулов воспитанника (его интересов, потребностей, желаний, стремлений и пр.).
Клубное пространство создаёт возможности для использования широкого спектра педагогических технологий. Важное значение имеет диалогизация воспитательного процесса. Технологии диалогового взаимодействия (эвристическая и сократическая беседа, дискуссия, дискурсия) способствуют более глубокому осмыслению, творческому применению имеющихся знаний и жизненного опыта старшеклассников, развитию у них самостоятельности мышления, формированию ценностного отношения к предмету обсуждения. Они позволяют также реализовать идею «диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). При развитии диалогического мышления сверхзадачей педагога-руководителя клуба является перевод внешнего диалога во внутренний (на внутриличностный уровень воспитанника). Этому активно способствуют творческая самостоятельная работа старшеклассников, приёмы саморефлексии и коллективного анализа, используемые как самостоятельные приёмы, так и элементы других технологий. Наряду с перечисленными для решения воспитательных задач используются интерактивные технологии на основе применения
компьютерной техники, а также работа в малых группах, создающих условия для смещения вектора развития в плоскость потенциала личности каждого воспитанника.
Достижение задачи развития самостоятельного креативного мышления невозможно без применения технологий продуктивного типа: игры, развития критического мышления, технологии мастерских, проектной технологии. Особую роль играют технологии организации коллективной творческой деятельности. Представленный перечень не ограничивает педагогов в использовании других технологий с учётом их эффективности и педагогической целесообразности.
Как основание классификации форм воспитательного взаимодействия Б. В. Куприянов [6] использует процедуры (способы) передвижения участников и выделяет три их типа: «статичные» -представление, «статично-динамичные» - созидание-гуляние, «динамико-статичные» - путешествие. В контексте нашего планирования деятельности по воспитанию национального достоинства личности это основание для классификации форм указывает на множество форм выражения активности участников воспитательного взаимодействия, которые необходимы для достижения целей воспитания. Таким образом, в качестве форм деятельности по воспитанию национального достоинства мы считаем корректным указать на следующие:
1. В типе «представление»: представления-демонстрации
(спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа-представление, торжественное собрание); представления-ритуалы (линейка, конкурсы ритуального содержания (строя и песни и т. п.)); представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).
2. Тип «созидание-гуляние»: развлечение-демонстрация
(ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа); совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки); развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
3. В типе форм «путешествия»: путешествие-демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие); путешествие-развлечение (поход, прогулка); путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).
Кроме этого, считаем необходимым обозначить характер взаимоотношений на личностном уровне в его развитии в процессе реализации воспитательной программы. А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский [8] выделяют три основных слоя отношений. Первый слой - поверхностный - образует отношения на основе избирательного характера на почве взаимной симпатии, тяготения друг к другу, общих интересов и неформального общения. В контексте реализации модели мы считаем важным, чтобы на первом её этапе складывались дружеские отношения, позитивный эмоционально-
психологический климат. Второй слой - межличностные отношения, опосредованные содержанием, целями и общими ценностями совместной деятельности. В воспитательной системе клуба на этом этапе должны быть выработаны чувства общности, идентичности с участниками клубного объединения, что даёт субъектам взаимодействия чувство защищенности, уверенности, психологического комфорта. Третий слой - центрально-смысловой, складывается из совокупности отношений каждого члена сообщества к самой деятельности в её содержании и форме. На этом уровне отношений у членов клубного объединения формируется отношение к профильной деятельности клуба как имеющей общенациональное и общечеловеческое значение в её локальном масштабе, осознание важности нравственной формы её осуществления.
Диагностико-результативный компонент воспитания национального достоинства старшеклассников включает в себя методы изучения воспитанности национального достоинства личности, критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности. Для обеспечения эффективности воспитательной системы необходима разработка методов диагностики формирования этого качества личности. В предложенной нами модели этими методами являются: метод включенного наблюдения, направленный на выявление особенностей становления национального достоинства; метод опроса (анкетирование), направленный на выявление особенностей мировоззрения старшеклассников, в частности по вопросам отношения к национальным ценностям, жизненных приоритетов, степени информированности в вопросах национального значения; метод тестирования, ориентированный на выявление направленности личности, её независимости, адекватности самооценки, содержания идентичности; метод естественного эксперимента, заключающийся в создании ситуаций выбора и направленный на особенности проявлений отношения старшеклассников к сфере «национального» в реальных условиях, а также индивидуальных качеств личности, которые необходимо учитывать в воспитательной практике.
С целью получения достоверной информации нами разработаны критерии и показатели уровней воспитанности национального достоинства старшеклассников, что позволяет учитывать особенности становления этого качества личности и своевременно корректировать воспитательную деятельность. Учитывая, что эффективность воспитательного взаимодействия напрямую зависит от активности воспитанника, проявляющейся в когнитивной, эмоциональночувственной и поведенческо-деятельностной сферах формирования ценностных отношений, нами разработаны критерии и показатели воспитанности для каждой из этих сфер, введена шкала, в соответствии с которой воспитанность национального достоинства
может быть ранжирована по четырём уровням - нулевому, низкому, среднему и высокому.
В когнитивной сфере формирования ценностных отношений критериями являются системность знаний, эрудиция в тематике профиля клуба, степень аргументации своей позиции. Показатели соответствующие следующим уровням:
• ну левому «уровню общих оценочных суждений» -односторонние положительные или отрицательные позиции по отношению к чему-либо, отсутствие собственного мнения по вопросам, касающимся этноса, культуры, государства;
• низкому «уровню общих представлений о феноменах «национального» - отрывочные, бессистемные или односторонние знания с примерами-штампами, стереотипами, мнение, копирующее мнение социального окружения, в котором чётко прослеживается влияние СМИ на оценку события, мнение без собственной аргументации, привлечение чужих аргументов;
• среднему «уровню понимания феноменов национального» -относительно системные знания, частично самостоятельные суждения;
• высокому «уровню высказывания аргументированных суждений» - отстаивание своей позиции по вопросу, способность к самостоятельным, аргументированным суждениям на основе системных знаний.
В эмоционально-чувственной сфере критериями являются чувства и эмоции старшеклассников, проявляемые по отношению к феноменам национального. Показатели соответствующие следующим уровням:
• нулевому «уровню индифферентного отношения к тематике национального» - равнодушие, отсутствие заинтересованности в событиях национального значения;
•низкому «уровню наличия эмоций, связанных с тематикой национального» - стихийное переживание (синдром толпы), отсутствие чувства огорчения, интереса к подробностям событий национального значения;
• среднему «уровню чувств» - осознанные чувства (может ответить, почему он горд или огорчён тем или иным событием);
• высокому «уровню устойчивого интереса ко всему связанному с национальными интересами» - устойчивое чувство гордости; сопричастности к событиям, касающимся национальных интересов; стремление поделиться чувством, «эмоциональное горение».
В поведенческо-деятельностной сфере критериями являются наличие опыта социально полезной деятельности, проявления старшеклассников в ней. Показатели соответствующие следующим уровням:
• н улевому «уровню отсутствия опыта социально полезной деятельности» - по возможности избегание участия в социально полезной деятельности, отсутствие опыта участия в ней;
• низкому «уровню неосознанной исполнительности» - участие в деятельности по велению руководителя, наличие опыта исполнительской деятельности;
• среднему «уровню осознанной исполнительности» - участие в деятельности по личному желанию, наличие опыта активного участия в социально полезной деятельности;
• высокому «уровню инициативы и творчества» - проявление инициативы и творчества, побуждение к деятельности, наличие опыта организационной деятельности.
Рефлексивно-управленческий компонент модели включает в себя критерии и показатели эффективности управления клубной системой воспитания национального достоинства старшеклассников на основе рефлексивного управления.
Важным критерием является включенность старшеклассников в осознанную управленческую деятельность. Основываясь на исследованиях В. В. Николиной, мы рассматриваем повышение эффективности рефлексивно-управленческой деятельности как процесс воспитания рефлексивности старшеклассников в профильной клубной деятельности и в управлении ею. «В рефлексивном управлении обязательными считаются понимание учащимися цели деятельности и значимости её для себя (для чего, во имя чего я это делаю?); знание способов действия выполненного задания, рефлексивная остановка (так ли я это делаю?); самооценка (правильно ли я сделал? Сумел ли я себя выразить?)» [3: 183]. В контексте рассматриваемой нами воспитательной системы на реализацию этих задач (в том числе) направленно содержание программы клубной деятельности, а также создание системы самоуправления в клубе. Таким образом, содержание рефлексивного управления включает в себя целенаправленную ориентацию на самоанализ субъектов взаимодействия в контексте осмысливаемых этических положений, рефлексию над собственными суждениями и проявлениями активности - поступками, помощь в самоопределении.
С точки зрения воспитания национального достоинства мы считаем оптимальной основой для организации системы самоуправления в клубе коммунарскую методику, разработанную И. П. Ивановым [4]. Логика этой методики предполагает деятельность по формированию коллектива, развитию внутригрупповой атмосферы демократических отношений, предоставлению возможности для самореализации
личности каждого члена взаимодействия на основе творческой, социально полезной деятельности.
Для успешной реализации нашей модели важными являются следующие положения:
• становлению коллектива предшествует чётко
сформулированные критерии членства в группе (этические ориентиры, к которым воспитанники должны прийти), в контексте работы клуба - это образ человека, обладающего национальным достоинством;
• предпочтительно внешняя направленность деятельности группы, что является принципиальным в системе воспитания национального достоинства старшеклассников;
• равноправие отношений внутри группы вне зависимости от возраста, социального положения и т. п., что является важным, поскольку ориентирует на поиск и утверждение более высоких личностных качеств человека - достоинство человека в его универсальном (общечеловеческом) и национальном смысловом содержании;
• обязательность участия каждого члена объединения в организаторской деятельности и смена/чередование значимых должностных ролей внутри коллектива, что также важно, поскольку позволяет субъектам взаимодействия приобрести опыт ответственности в разнообразной значимой деятельности;
• д емократичное принятие решений, что позволяет приобрести опыт соотнесения личных интересов и интересов окружающих, с точки зрения общей целесообразности, способствует ориентации на достижение результата, значимого для сообщества в целом.
Важным условием реализации модели является профессионализм педагога, его отношение к детям, а также его мировоззрение и уровень культуры, позволяющие реализовать задачи воспитания национального достоинства.
Эффективность клубной деятельности напрямую зависит также от учёта психологических потребностей группы воспитанников. В контексте воспитания национального достоинства, с нашей точки зрения, особую роль играют:
• потребность в самоопределении, удовлетворение которой в системе воспитания национального достоинства рассматривается в виде конкретизации старшеклассниками своей идентичности, в том числе и национальной, утверждении в морально-этической позиции, уточнении системы личных приоритетов в контексте национальной специфики социального существования (ответственности за судьбу страны, национальной культуры и т. п.);
• потребность положительного статуса в своей возрастной среде, удовлетворение которой мыслится как утверждение личного положительного статуса в среде соотечественников, представителей национальной культуры;
• п отребность участия в преобразовательной деятельности, удовлетворение которой предполагается во включении старшеклассников в разностороннюю социально полезную деятельность, на основе позитивных результатов которой возрастает статус как в референтной возрастной среде, так и в среде естественного социального (национального) окружения, а также осознаётся собственная ценность для референтной группы и социума, т. е. личное достоинство;
• потребность быть лучшим, удовлетворение которой в разнообразной клубной деятельности задаёт перспективу личностного роста и по итогам клубной программы переходит в потребность быть лучшим в национальном существовании (гражданином, патриотом и т. д.).
Не менее важный фактор реализации воспитательной системы -роль родителей старшеклассников в становлении национального достоинства собственных детей, поскольку являются для них первыми и наиболее близкими представителями национального окружения, чей образ поведения репродуцируется (в том числе и неосознанно). Их воспитательный потенциал может быть реализован в клубе непосредственно (в совместной с детьми клубной деятельности) и опосредованно (во взаимодействии родителей со своими детьми вне клуба). Это позволяет обеспечить единство воспитательной системы клуба с воспитательной системой семьи, что положительно влияет на эффективность обеих систем.
Значимые взрослые (учителя-предметники, друзья и знакомые родителей, с которыми происходит личностное взаимодействие членов клуба и др.) оказывают важное воспитательное влияние на старшеклассников, в связи с чем их воспитательный потенциал также должен учитываться и включаться в воспитательную систему клуба. Взаимодействие с ними педагога-организатора предполагает активное сотрудничество в содержательной, проектировочной, организационной и других сферах клубной жизни на основе позитивных отношений, что приводит к разностороннему взаимному стимулированию личностного роста и их самих, и старшеклассников.
Представленная модель воспитания может быть использована не только как самостоятельная, реализуемая в клубе соответствующего профиля, но и как одно из направлений клубной деятельности итого профиля. Мы считаем, что содержание вышеописанных компонентов
модели может быть в полной мере реализовано в широком круге клубных объединений разного профиля. Использование клубного пространства имеющихся и создаваемых детских и молодёжных объединений позволит расширить возможности решения задач воспитания национального достоинства школьников.
Список литературы
1. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях): науч.-метод. разработка. - Ростов-н/Д: РГПУ, 1995. - 32с.
2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. / науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181с. !8ВЫ 5-88234-4816.
3. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения. - М.: Высш. шк., 2004. - 157 с.
4. Иванов И. П. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб.: Аверс; Инновационное психолого-педагогическое объединение, 2003. - 504 с.
5. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.
6. Куприянов Б. В. Формы воспитательной работы с детским объединением: учеб.-метод. пособие. - 3-е изд., перераб. и испр. - Кострома: КГУ, 2000. - 37 с.
7. Новикова Л. И., Кулешова И. В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М., 1996.
8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии учащихся. - М.: Инфра-М, 1998. - 528 с.
9. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. - М.: Изд-во МГУ. -1981. 184с.
10. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб.: Питер, 2005. -336 с.