Научная статья на тему 'Социально-нравственное развитие юношества в жизнедеятельности коллектива клубного типа: традиции прошлого и реалии современности'

Социально-нравственное развитие юношества в жизнедеятельности коллектива клубного типа: традиции прошлого и реалии современности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ответственность / природа ответственного отношения / социально-нравственное воспитание старших школьников. / responsibility / typology of a responsible attitude / social education of senior pupils

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трубников Александр Петрович

В статье анализируется феномен социальной ответственности личности старшего школьника, ее важнейшие характеристики и структурные компоненты. Автор рассматривает ответственное отношение как интегративное личностное качество, выступающее одной из важнейших характеристик социальной воспитанности личности. Значительное внимание автор уделяет традициям коллективного воспитания, лежащим в основе клубной деятельности и клубных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трубников Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND MORAL DEVELOPMENT OF YOUNG PEOPLE IN THE LIFE OF THE COLLECTIVE CLUB TYPE: TRADITIONS OF THE PAST AND THE REALITIES OF OUR TIME

The following article observes the phenomenon of social responsibility of senior pupils, its main characteristics and components. The author analyses «responsible attitude» as a integrative personal characteristic, which appears as one of the main features of social education of a person. Considerable attention is paid to the traditions of collective education underlying the club activities and club communities

Текст научной работы на тему «Социально-нравственное развитие юношества в жизнедеятельности коллектива клубного типа: традиции прошлого и реалии современности»

УДК 371.044.4 ББК 74.204

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОШЕСТВА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА КЛУБНОГО ТИПА: ТРАДИЦИИ ПРОШЛОГО И РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ

Трубников Александр Петрович,

кандидат педагогических наук, Председатель Курской региональной общественной молодежной организации «Монолит» (г. Курск)

Аннотация. В статье анализируется феномен социальной ответственности личности старшего школьника, ее важнейшие характеристики и структурные компоненты. Автор рассматривает ответственное отношение как интегративное личностное качество, выступающее одной из важнейших характеристик социальной воспитанности личности. Значительное внимание автор уделяет традициям коллективного воспитания, лежащим в основе клубной деятельности и клубных сообществ.

Ключевые слова: ответственность, природа ответственного отношения, социально-нравственное воспитание старших школьников.

SOCIAL AND MORAL DEVELOPMENT OF YOUNG PEOPLE IN THE LIFE OF THE COLLECTIVE CLUB TYPE: TRADITIONS OF THE PAST AND THE REALITIES OF OUR

TIME

Trubnikov A.P.

Abstract. The following article observes the phenomenon of social responsibility of senior pupils, its main characteristics and components. The author analyses «responsible attitude» as a integrative personal characteristic, which appears as one of the main features of social education of a person. Considerable attention is paid to the traditions of collective education underlying the club activities and club communities.

Key words: responsibility, typology of a responsible attitude, social education of senior pupils.

Масштабные процессы социокультурной и экономической модернизации российского общества заставляют по-новому взглянуть на проблемы нравственного развития молодежи, подготовки ее к жизни и труду, ее социализации в новых реалиях изменяющейся России. Важное место в системе факторов развития социальной активности молодежи занимают профильные молодежные клубы по интересам. Возрастающее значение общественных объединений молодежи, в том числе и подростков, старшеклассников, студентов; растущая степень их влияния на социально-нравственное развитие юношества, формирование основных со-

циальных, психологических и личностных свойств будущих граждан страны придают осуществлению социально-педагогической поддержки таких молодежных объединений, координации их деятельности, актуализации личностного и группового потенциала клубов и их членов характер насущной государственной задачи, вписываются в логику стратегической молодежной политики государства.

Клубный коллектив позволяет решать широкий спектр вопросов социализации и воспитания молодежи, развивать опыт социального взаимодействия, партнер-

ства, отстаивания своего мнения, но и уважения мнения

131

других; формирует устойчивые навыки социально одобряемого поведения и отношений, учит принимать на себя ответственность, но и быть ответственным перед своим коллективом. Коллективизм при этом не выглядит традиционным способом «стандартизации» личности, ее нивелировки, не ведет к утрате человеческой индивидуальности, наоборот, - при правильной инструментовке и грамотной позиции педагога он становится важным фактором личностного роста старшего школьника, обретения им ощущения принадлежности к социальной общности, формирует в личности чувство защищенности в коллективе, признания референтным сообществом способностей воспитанника, его заслуг перед «своим» коллективом.

В современном обществе, среди множества молодежных течений и группировок, в многообразии юношеских субкультур и способов самовыражения система клубов занимает особое место: подросток, стремясь доказать свою «взрослость», делая свой социальный выбор, становится членом какого-либо сообщества, чувствует свою причастность к нему и это становится основанием для выработки общих целей, включенности в совместную деятельность, строительства разнообразных отношений. Иными словами, стихийно происходит процесс рождения социальной общности, в основе которой лежат общие интересы, общие цели и ценности, общие переживания, совместная деятельность и ее продукт - отношения. Тем самым все традиционные признаки коллектива вполне выразительно обнаруживаются в таких сообществах, приобретая со временем черты устойчивости, сплоченности, организованности.

Если обозначить социально-психологические признаки клуба как специфической формы молодежного сообщества, то в первую очередь следует отметить характерную для состава клуба социальную однородность его членов. Можно считать, что клуб - это, прежде всего, форма социальной и профессиональной кооперации, это своеобразная статусная, референтная группа. Предпосылкой объединения является типичность социальных статусов, социальных ролей определенной группы молодых людей, что находит оформление в соответствующем стиле, форме и образе совместной клубной жизни, мотивации поведения и отношений отдельных членов клуба, поиске и определении эталонов социально-нравственного и профессионального развития, понимании членами клубного сообщества важнейших, экзистенциальных основ повседневного человеческого бытия. Старший школьник идентифицирует себя с определенной и субъективно значимой для него социальной группой, накладывая тем самым на себя определенные ограничения, но принимая при этом и определенные обязанности. Так возникает основа для формирования «отношений ответственной зависимости и взаимной ответственности» (А.С. Макаренко).

Важной отличительной чертой клуба является преобладание «горизонтальных» связей внутри сообщества и отсутствие жесткой иерархической структуры «лидерство -подчинение». Отсюда следует такая особенность клубного коллектива, как низкая выраженность инструментальной направленности и доминирование межличностных, экспрессивных отношений. Следовательно, мотивы вступления в клуб

связаны не столько с получением каких-либо благ, сколько продиктованы дефицитом познания и самовыражения. Для клубной общности характерно осознанное самоопределение членов клуба, их отождествление с ценностями, целями, задачами клуба. Это предполагает определенное единство ценностных ориентаций членов и наличие идеологии, которая фиксирует и оформляет эти ценности. При этом для сформировавшейся клубной общности характерна социально-психологическая оппозиционность, то есть разделение социума на «мы - клуб» и «они» - все остальные. Члены клуба всегда воспринимают себя как лучших, отличных от других, противопоставляют себя всем, кто не является «их» по духу.

Не менее важным признаком клуба можно считать наличие внутренних норм, регулирующих отношения внутри сообщества. Такие нормы во многом являются продуктом жизнедеятельности самого клубного коллектива, они возникают как следствие неких «синергетических» процессов, порождаемых внутренней фильтрацией рамок и границ социально одобряемого поведения, принятых сообществом традиций и правил строительства отношений в общности. При этом авторство в продуцировании этих норм, их селекции и воспроизводстве принадлежит самим членам клубного коллектива, его организационному ядру. Мудрость позиции педагога - руководителя клуба состоит в том, чтобы помочь воспитанникам в осуществлении такой селекции нравственных норм, в отборе тех рамок и границ, которые помогут выстроить поле нормативного поведения, обозначат границы пространства клубного бытия воспитанника. Следует отметить то обстоятельство, что такие нормы регламентируют социальное поведение воспитанника вне зависимости от места его нахождения: клубный коллектив как бы постоянно держит в поле зрения своего члена, «контролируя» его «внеклубное» поведение, его поступки, задавая внутренние регулятивы его деятельности и отношений. Подросток или старшеклассник, дорожа принадлежностью к референтной для него группе, ориентируется на сложившееся в ней общественное мнение, отражающее наиболее устойчивые и признаваемые большинством нравственные нормы, которые, словно «нравственный императив», как «нравственный закон во мне» детерминируют все социальные проявления личности. Понятно, что обретение коллективом клуба такой степени развития общественного мнения сопряжено с мощным процессом коллективообра-зования, когда коллектив проходит в своем развитии все стадии общности: от «песчаной россыпи» и «мягкой глины» -до «алого паруса» и «горящего факела» (А.Н. Лутошкин). Движение коллектива клуба, его развитие предстает как процесс его сплочения, организованности, обретения ценнос-тно-ориентационного единства, как процесс интеграции разрозненных и разобщенных воспитанников в целостную, консолидированную общность. Без этих важных характеристик коллектива достичь ценного социально-педагогического эффекта - постоянной саморегуляции воспитанниками своего поведения за пределами клуба - невозможно. Это вовсе не означает, что внедрение нравственных норм должно стать для педагога некой самоцелью, - отнюдь, - коллектив должен «дорасти», достичь в своем развитии такого уровня, когда все его члены дорожат своей принадлежнос-

132

тью к нему, когда оценочное мнение коллектива значимо для каждого школьника, когда оно предопределяет все социальные проявления подростков и старшеклассников.

Предрасположенность к клубным формам поведения возникает в критические периоды жизни, например, у подростков - в период кризиса переходного возраста, у молодежи - на этапе острого желания реализовать свои творческие притязания. В связи с этим можно утверждать, что природа клубной общности - компенсаторная. Человек не просто идет в клуб - он временно «уходит» из общества, от напряженных иерархических отношений, от семьи, от проблем и т.д. Клубная среда способна в этом плане выступать вполне комфортной формой «социально-психологического оазиса» (A.C. Чернышев), минимизирующей негативные влияния внешней среды, обеспечивающей личности эмоциональное благополучие в сочетании с защищенностью, пространством для творческой и общественно значимой самореализации.

Реализация возможностей клубного коллектива в истории отечественной педагогики всегда привлекала внимание исследователей и педагогов-практиков. Пристальное внимание к клубным формам социального воспитания в начале XX века обращал C.T. Шацкий. Не в меньшей степени клубными формами социального воспитания интересовались и педагоги второй половины XX - начала XXI века, среди которых - Б.З. Вульфов, Л.И. Новикова, A.B. Мудрик, B.A. Караковский, Е.Б. Евладова, М.М. Плоткин, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник, В.П. Ижицкий, М.Б. Коваль, A.A. Ос-тапец-Свешников, H.A. Соколова, A.B. Золотарева, A.H Щетинская, B.A. Березина, Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, A.T. Куракин, В.В. Полукаров, AM. Сидоркин, Т.В. Цырлина и др. Общей теоретической посылкой во многих подходах к пониманию социализирующих, воспитательных возможностей клуба является положение о приоритете социального контекста в психическом развитии личности ребенка, согласно которому, как считает A.r. Aсмолов, Д.И. Фельдштейн, В.И. Панов, Н.П. Фетискин и др., реформы педагогических методов и технологий вряд ли приведут к успеху, если не реформирована организация жизни ребенка. Ведущей стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред с высокими социальными характеристиками.

Успешность влияния клубной деятельности и клубного коллектива обусловлена тем, что способы реализации потенциала клуба зиждутся не на основе прямого воздействия педагогов на личность воспитанника, а на основе создания специально структурированной социальной среды, условий совместной деятельности, стимулирующих внутригрупповые и межгрупповые механизмы социализации личности. Здесь вполне уместно вспомнить положения о системной детерминации психических явлений, сформулированные Б.Ф. Ломовым. Многоплановость, многоуровневость, многомерность личности, находящейся в постоянном развитии и включающей в себя явления разных порядков, требуют построения системы психологических воздействий и выбора интегральной личностной характеристики в качестве предмета социализации или реабилитации. Наиболее адекватно цело-

стность личности описывается понятием «социальное самочувствие личности». В нем отражаются два основных пласта отношений: отношение к образу «Я» и отношение к социальному окружению. Главным социально-психологическим механизмом является восстановление (формирование) благоприятного социального самочувствия личности, т.е. положительного Я-образа и личностной позиции социального оптимизма и созидания. Оптимизация отношений личности с социумом (как исторически начальной ступени ее социализации) есть главное условие формирования положительного отношения к себе. Социально-психологическим механизмом оптимизации взаимодействия личности и общества выступает осознание личностью характера и динамики этого взаимодействия через призму собственного статуса в первичном коллективе, статуса первичного коллектива (группы членства) в основном коллективе и статуса основного коллектива в обществе в целом. Для успешной социализации необходимо обеспечить личностную удовлетворенность статусно-позиционной структурой. Социально-психологическая социализация и реабилитация воспитанников клубных коллективов основывается на структурировании социальной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности, главными субъектами которой являются сами члены клубного коллектива и сам первичный коллектив, то есть создается особый микросоциум, отличающийся по ряду существенных показателей от обычной среды - своего рода «социальный оазис».

Такими показателями являются: высокий уровень общественного признания социальной общности в регионе; содержательная совместная деятельность, ориентированная на высокие социальные ценности; значительная автономия личности, первичных коллективов и стимулирование их инициативы (субъектности); взаимозависимый характер совместной деятельности, осуществляемой в едином физическом и психологическом пространстве; стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия; паритетность взаимоотношений педагога и детского коллектива. Значительный контраст, существующий между клубным коллективом и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Не случайно многие коллективы клубного типа неизбежно начинают интересоваться школьными успехами своих товарищей, ставят членство в коллективе в зависимость от таких успехов.

Именно такой подход реализован в Курском областном молодежном центре «Монолит». Главным средством воздействия являются вышеуказанные условия совместной жизнедеятельности, которые обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализируют ее лучшие стороны, дают простор для позитивного самоутверждения личности. Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные переживания успехов и неудач в ОМЦ «Монолит» создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание. Паритетное направление психологического воздействия заключается в формировании в

133

каждой группе свойств как субъекта деятельности, так и субъекта общения. Это придает конструктивный характер гуманистическим новообразованиям личности.

Каковы же методики построения развивающей среды клубных коллективов? Что может предложить практике социального воспитания опыт курского «Монолита»? Каковы основные результаты его деятельности?

Базовыми теоретическими основаниями методик явились принципы формирования личности и коллектива посредством организации совместной деятельности, сформулированные Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным и их последователями. Многолетняя практика психологической помощи молодежи привела организаторов «Монолита» к необходимости создания комплекса психолого-педагогических приемов эффективного и крупномасштабного воздействия на личность (технологии) с целью ее социализации и реабилитации, повышения социально-адаптивных возможностей. Данная технология должна быть универсальной с точки зрения ее воспроизводства в новых социальных условиях (прежде всего в различных учебно-воспитательных организациях).

Такими методиками в опыте социально-педагогической работы с клубными коллективами стали методики создания ситуации успеха (методика направлена на формирование позитивной социальной мотивации, «социального оптимизма» личности); методика регуляции эмоционального настроя (ориентирована на оптимизацию коллективного эмоционального настроя, является одним из фундаментов эффективных психологических изменений личности); методика развития способности личности к социальной интеграции (ориентирована на развитие индивидуальности в сочетании с усвоением социально-типичного, интеграцию личности в коллектив, групповое единство, обеспечение групповых интеракций); методика формирования способности к гибкой групповой идентификации личности (ориентирована на обеспечение статуса личности и группы, межгрупповое сотрудничество, социальную и персональную идентификацию, интеграцию личности в коллектив, устранение дискриминации, достижение паритета межгруппового различения); методика формирования мотивации достижения успеха (ориентирована на развитие мотивов достижения успеха, обеспечение удовлетворенности клубной жизнедеятельностью, развитие самостоятельности подростков и всего коллектива, формирование позитивного эмоционального настроя членов клуба); методика моделирования совместной деятельности (направлена на актуализацию групповых и межгрупповых механизмов самоопределения личности и всего сообщества); методика актуализации надежности группы (связана с диагностикой основных характеристик группы в нормальном режиме работы); методика формирования межгруппового сотрудничества и др.

Какие же результаты дает применение подобных методик? Есть ли различия в подростках и старшеклассниках, прошедших через «Монолит» и в «обычных» воспитанниках общеобразовательных школ? Да, такие различия есть, и они существенны. Приведем лишь некоторые из полученных нами эмпирических результатов. Заметно отличается

структура ценностных ориентаций подростков и старшеклассников из «Монолита» и обычных школ - здесь явно просматривается крен в пользу воспитанников клуба. Впечатляют отличия в интересах школьников - диапазон общекультурных интересов, духовного кругозора членов клуба несоизмеримо шире, глубже, устойчивее... Не случайно постоянными гостями «Монолита» оказываются известные композиторы, музыканты, певцы, художники, писатели, поэты, барды, зодчие, общественные деятели, политики, ученые - общение с ними значительно расширяет понимание воспитанниками реалий жизни, обогащает духовно, заставляет обратиться к своему собственному «Я», выстраивать программу самовоспитания, саморазвития. Очень заметны различия в мотивах включения в деятельность - у монолитовских детей в них гораздо больше альтруизма, ори-ентаций на милосердие, добротворчество, подлинное товарищество, взаимопомощь и взаимовыручку. Но самые значительные отличия обнаруживаются в жизненных девизах. Мы воспользовались методикой И.Е. Булатникова [3, 4, 5, 6, 7, 8] и проанализировали жизненные девизы членов клуба и обычных школьников. Наши результаты полностью подтверждают выводы И.Е. Булатникова о нарастании в жизненных девизах современного юношества, фиксируют нарастание социального эгоизма, аномии, обособления, отторжения межпоколенческих связей. В течение 2005 -2012 гг. мы проводили анализ жизненных девизов старшеклассников, выражающих социальную позицию, жизненное кредо молодежи: «Куй, пока горячо!», «После меня - хоть потоп...», «Веселись - живем один раз!», «Не имей сто друзей, а имей сто рублей», «У кого деньги - у того и сила!», «Живи для себя!», «Кто не работает - тот ест!», «Работой сыт не будешь», «Не в деньгах счастье, а в их количестве», «Работа дураков любит», «Красиво жить не запретишь», «Своя рубашка ближе к телу», «Скупость - не глупость», «Кто смел - тот и съел», «Ни на кого не надейся!», «Никому не верь!», «Все люди - звери!», «Живем один раз!», «Никогда ни о чем не жалей!», «Жизнь коротка - надо успеть получить от жизни все!», «Все средства хороши», «Моя хата с краю.», «Прежде всего - ты, а потом уже - все остальные», «Живи одним днем», «Мне хорошо - и это главное!», «Надо жить легко и беззаботно!», «Не парься!», «Наслаждайся, пока молод!»... И.Е. Булатников справедливо отмечает, что «общий вектор эволюции морального сознания юношества очевиден - в нем явно просматривается акцент на собственном «Я», нарастание индивидуализма, доминирование индивидуального над социальным, ощутимая утрата внешних, регламентирующих рамок общественно одобряемого поведения, растущая власть денег, грубой физической силы, стремление к обособлению от внешней среды, ориентация на «красивую жизнь» без выраженного стремления достичь такую «красоту» собственным трудом, установка на социальный эгоизм, индивидуализм, отчуждение, обособленное существование молодых людей в социальном пространстве, легковесное, беззаботное отношение к жизни» [4].

Разумеется, И.Е. Булатников прав, говоря о том, что в процессе социального воспитания молодежи сегодня необходимо как можно чаще обращаться к экзистенциальным основам человеческого бытия, к выявлению вечного и вре-

134

менного, национального и общечеловеческого в общественной морали, (шире - в человеческой культуре!), к анализу нравственных констант, определяющих человеческое в человеке. Тогда моральное сознание (как одна из форм быггия общественного сознания) не останется для входящего в самостоятельную взрослую (нравственную!) жизнь человека чем-то непознанным, неосвоенным, некоей «terra incognita», не переведенным во внутреннее достояние личности, не интернализованным ею, а станет прочным внутренним регулятором поведения и отношений юноши, основой мотивации его поступков, фундаментом реализации его стремлений и жизненных целей, выбора средств их достижения, оценки окружающих людей и себя самого, интерпретации социальных процессов и явлений [4].

Как же на этом фоне выглядят жизненные девизы тех, кто прошел через клубный коллектив, кто прошел через систему социально-нравственного воспитания в «Монолите»? Необходимость преодоления негативных тенденций в развитии нравственной культуры молодежи требует активизации потенциала первичного коллектива, включения подростков и юношей в энергичную социально значимую деятельность. Но для этого нужен грамотный старт, импульс. В этом плане в опыте «Монолита» оказались продуктивны диспуты, к которым часто прибегали в работе со старшеклассниками Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин. Стремясь изменить социальную и профессиональную позицию воспитанников, их отношение к реалиям социальной действительности, педагоги-инструкторы «Монолита» обратились к диспутам: «Можно ли, живя в обществе, быть свободным от общества?», «Я для коллектива или коллектив для меня?», «Что такое Я и что такое Мы?», «Организация удесятеряет силы?», «Считаете ли вы себя гражданами Родины?», «Долг, Честь и Совесть - связаны ли между собой?», «Что важнее - дружба или правда?», «Человек горд своим трудом?», «Что такое принципиальность?», «Интересы личные и интересы дела: что общего?», «Ответственный человек: какой он?», «Актуально ли сегодня толстовское «непротивление злу силою»?», «В чем истинные ценности православия?», «Честь и честность - синонимы?», «Гордым легче в жизни?», «Целеустремленность и жизненный успех». Главным итогом дискуссий стало столкновение двух принципиальных позиций - «коллективистской» и «индивидуалистической» - сторонников общественного и индивидуального бытия. Диспуты заметно изменили жизненные девизы членов клуба (2012 г.), - отличие от девизов обычных школьников оказалось разительным: «Кто, если не я?», «Спешите творить добро», «Для Родины и для друзей - ни сил, ни жизни не жалей», «Если будет Россия, - значит, буду и я», «Вместе мы - сила», «Один в поле - не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет уз святее товарищества», «Мы ответственны за тех, кого приручили», «Дал слово - сдержи!», «Береги честь смолоду!», «Живи так, чтобы не стыдно было смотреть в глаза людям» и др. В жизненных девизах оказалось ощутимо больше социально ответственных позиций, отражающих установки подростков и юношей на социальную пользу, товарищество, долг, честь, достоинство, взаимопомощь, высокую социальную ответственность.

Апробированный многолетней педагогической практикой опыт социального воспитания подростков и юноше-

ства через клубную деятельность убеждает в том, что психологически комфортная, личностно и социально значимая деятельность, возможность реализовать себя и найти единомышленников делают клуб и клубный коллектив незаменимым и продуктивным средством социализации молодежи, приобщения ее к высоким достижениям культуры, обеспечения условий обретения индивидуальности, социального и профессионального самоопределения в жизни.

Литература:

1. Анастази, А. Психологическое тестирование: В 2 тт. - М., 1982.

2. Бодалев, А.А. Личность и общение. - М., 1983.

3. Булатников И.Е. Воспитание ответственности: проблемы и опыт нравственного развития будущих специалистов железнодорожного транспорта. Монография. - Курск: Изд-во «Мечта», 2011. - 272 с.

4. Булатников, И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. - № 3 (19). - С. 43-57.

5. Булатников, И.Е. Проблемы формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Психолого-педагогический поиск. Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2010. - № 4 (16). - С. 148 - 157;

6. Булатников, И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. -№ 1 (17). - С. 79 - 90;

7. Булатников, И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 4 (16).

8. Булатников, И.Е. Социально-психологические основы развития ответственного отношения будущего специалиста транспорта к профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 2.

9. Вульфов, Б.З., Иванов, В.Д. Основы педагогики. - М.: УРАО, 1999.

10. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 тт. - М., 1983.

11. Выготский, Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993.

12. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. - М, 1974.

13. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.

14. Кон, И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. - М., 1977.

15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

16. Лотман, Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Тезисы докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1970.

17. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1979.

18. Лутошкин, А.Н., Уманский, Л.И. Психология и педагогика работы комсорга. - М., 1979.

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.