с ограниченными физическими возможностями и т.п.);
- досуг молодежи (с созданием архитектурного проекта-идеи досугового центра);
- расширение улиц и дорог, создание дополнительных современных автостоянок (желательно подземных), корректное исправление градостроительных ошибок с учетом нарастающей автомобилизации (с предложениями по изменению градостроительной ситуации своего города).
Общечеловеческие и молодежные:
- «Дети ВОВ»;
- экологические;
- коррупция и бюрократизм;
- фашизация и экстремистские настроения молодежи;
- рост преступности и социальное насилие;
- алкоголизация страны (алкоголизация молодежи) и, как следствие, деградация и вымирание населения.
Анализ всех этих направлений показывает, что в ходе изучения дисциплины «Реализация нацио-
нальных проектов РФ» был продемонстрирован достаточно высокий уровень социальной активности студентов-архитекторов.
Библиографический список
1. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии / под общ. ред.
А.А. Деркача. - М., 1998.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. НайнишЛ.А., ФетисовА.Н., КожеуровА.А. Педагогические условия подготовки конкурентоспособного специалиста в рамках ассоциации «Университетский учебный комплекс»: Монография. - Пенза, 2008.
4. Седова Н.Н. Мораль и социальная активность (опыт социологического исследования) // Социол. исслед. - 2004. - N° 8.
5. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Сибирский учитель. -2007. - Вып. № 6 (54).
УДК 37.013(075)
Трубников Александр Петрович
Курский государственный университет сеМг-топо1^@таИ ги
КЛУБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
Автор анализирует социально-психологические и педагогические основы организации деятельности клубного коллектива, обеспечения его социализирующего влияния на подростков и старшеклассников. В поле зрения автора оказываются механизмы и факторы сплочения клубного коллектива, мотивации включения старших школьников в социально-значимую деятельность, формирования в них социальной ответственности.
Ключевые слова: клуб, клубная деятельность, клубный коллектив, сплоченность, организованность, социальная ответственность личности старшего школьника.
Возрастающее значение общественных объединений молодежи, в том числе и подростков, старшеклассников, студентов; растущая степень их влияния на социально-нравственное развитие юношества, формирование основных социальных, психологических и личностных свойств будущих граждан страны, придают осуществлению социально-педагогической поддержки таких молодежных объединений, координации их деятельности, актуализации личностного и группового потенциала клубов и их членов характер насущной государственной задачи, вписываются в логику стратегической молодежной политики государства. Клубный коллек-
тив позволяет решать широкий спектр вопросов социализации и воспитания молодежи, развивать опыт социального взаимодействия, партнерства, отстаивания своего мнения, но и уважения мнения других; формирует устойчивые навыки социально одобряемого поведения и отношений, учит принимать на себя ответственность, но и быть ответственным перед своим коллективом. Коллективизм при этом не выглядит традиционным способом «стандартизации» личности, ее нивелировки, не ведет к утрате человеческой индивидуальности, - наоборот, - при правильной инструментовке и грамотной позиции педагога он становится важным фактором личностного
роста старшего школьника, обретения им ощущения принадлежности к социальной общности, формирует в личности чувство защищенности в коллективе, признания референтным сообществом способностей воспитанника, его заслуг перед «своим» коллективом.
В современном обществе, среди множества молодежных течений и группировок, в многообразии юношеских субкультур и способов самовыражения система клубов занимает особое место: подросток, стремясь доказать свою «взрослость», делая свой социальный выбор, становится членом какого-либо сообщества, чувствует свою причастность к нему и это становится основанием для выработки общих целей, включенности в совместную деятельность, строительства разнообразных отношений. Иными словами, стихийно происходит процесс рождения социальной общности, в основе которой лежат общие интересы, общие цели и ценности, общие переживания, совместная деятельность и ее продукт - отношения. Тем самым все традиционные признаки коллектива вполне выразительно обнаруживаются в таких сообществах, приобретая со временем черты устойчивости, сплоченности, организованности.
Если обозначить социально-психологические признаки клуба как специфической формы молодежного сообщества, то в первую очередь следует отметить характерную для состава клуба социальную однородность его членов. Клуб - это, прежде всего, форма социальной и профессиональной кооперации, это своеобразная статусная, референтная группа. Предпосылкой объединения является типичность социальных статусов, социальных ролей определенной группы молодых людей, что находит оформление в соответствующем стиле, форме и образе совместной клубной жизни, мотивации поведения и отношений отдельных членов клуба, поиске и определении эталонов социально-нравственного и профессионального развития, понимании членами клубного сообщества важнейших, экзистенциальных основ повседневного человеческого бытия. Старший школьник идентифицирует себя с определенной и субъективно значимой для него социальной группой, накладывая тем самым на себя определенные ограничения, но принимая при этом и определенные обязанности. Так возникает основа для формирования «отношений ответственной зависимости и взаимной ответственности» (А.С. Макаренко).
Реализация возможностей клубного коллектива в истории отечественной педагогики всегда привлекала внимание исследователей и педаго-гов-практиков. Пристальное внимание к клубным формам социального воспитания в начале XX века обращал С.Т. Шацкий. Не в меньшей степени клубными формами социального воспитания интересовались и педагоги второй половины XX - начала XXI века, среди которых - Б.З. Вульфов, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, В.А. Караковс-кий, Е.Б. Евладова, М.М. Плоткин, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник, В.П. Ижицкий, М.Б. Коваль,
A.А. Остапец-Свешников, Н.А. Соколова, А.В. Золотарева, А.И. Щетинская, В.А. Березина, Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, А.Т. Куракин,
B.В. Полукаров, А.М. Сидоркин, Т.В. Цырлина и др. Общей теоретической посылкой во многих подходах к пониманию социализирующих, воспитательных возможностей клуба является положение о приоритете социального контекста в психическом развитии личности ребенка, согласно которому, как считает А.Г. Асмолов, реформы педагогических методов и технологий вряд ли приведут к успеху, если не реформирована организация жизни ребенка. Ведущей стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред с высокими социальными характеристиками.
Именно такой подход реализован в Курском областном молодежном центре «Монолит». Главным средством воздействия являются условия совместной жизнедеятельности, которые обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализируют ее лучшие стороны, дают простор для позитивного самоутверждения подростка. Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные переживания успехов и неудач в ОМЦ «Монолит» создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание.
Каковы же методики построения развивающей среды клубных коллективов? Что может предложить практике социального воспитания опыт курского «Монолита»? Каковы основные результаты его деятельности?
Базовыми теоретическими основаниями методик явились принципы формирования лично-
сти и коллектива посредством организации совместной деятельности, сформулированные Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым, А.Н. Лутош-киным и их последователями. Многолетняя практика психологической помощи молодежи привела организаторов «Монолита» к необходимости создания комплекса психолого-педагогических приемов эффективного и крупномасштабного воздействия на личность (технологии) с целью ее социализации и реабилитации, повышения социально-адаптивных возможностей. Данная технология должна быть универсальной с точки зрения ее воспроизводства в новых социальных условиях (прежде всего в различных учебно-воспитательных организациях).
Такими методиками в опыте социально-педагогической работы с клубными коллективами стали методики создания ситуации успеха (методика направлена на формирование позитивной социальной мотивации, «социального оптимизма» личности); методика регуляции эмоционального настроя (ориентирована на оптимизацию коллективного эмоционального настроя, является одним из фундаментов эффективных психологических изменений личности); методика развития способности личности к социальной интеграции (ориентирована на развитие индивидуальности в сочетании с усвоением социально-типичного, интеграцию личности в коллектив, групповое единство, обеспечение групповых интеракций); методика формирования способности к гибкой групповой идентификации личности (ориентирована на обеспечение статуса личности и группы, межгрупповое сотрудничество, социальную и персональную идентификацию, интеграцию личности в коллектив, устранение дискриминации, достижение паритета межгруппового различения); методика формирования мотивации достижения успеха (ориентирована на развитие мотивов достижения успеха, обеспечение удовлетворенности клубной жизнедеятельностью, развитие самостоятельности подростков и всего коллектива, формирование позитивного эмоционального настроя членов клуба); методика моделирования совместной деятельности (направлена на актуализацию групповых и межгрупповых механизмов самоопределения личности и всего сообщества); методика актуализации надежности группы (связана с диагностикой основных характеристик группы в нормальном режиме работы); методика формирования межгруппового сотрудничества и др.
Какие же результаты дает применение подобных методик? Есть ли различия в подростках и старшеклассниках, прошедших через «Монолит», и в «обычных» воспитанниках общеобразовательных школ? Да, такие различия есть, и они существенны. Приведем лишь некоторые из полученных нами эмпирических результатов. Заметно отличается структура ценностных ориентаций подростков и старшеклассников из «Монолита» и обычных школ - здесь явно просматривается крен в пользу воспитанников клуба. Впечатляют отличия в интересах школьников - диапазон общекультурных интересов, духовного кругозора членов клуба несоизмеримо шире, глубже, устойчивее... Не случайно постоянными гостями «Монолита» оказываются известные композиторы, музыканты, певцы, художники, писатели, поты, барды, зодчие, общественные деятели, политики, ученые - общение с ними значительно расширяет понимание воспитанниками реалий жизни, обогащает духовно, заставляет обратиться к своему собственному Я, выстраивать программу самовоспитания, саморазвития. Очень заметны различия в мотивах включения в деятельность - у монолитовских детей в них гораздо больше альтруизма, ориентаций на милосердие, добротворчество, подлинное товарищество, взаимопомощь и взаимовыручку. Но самые значительные отличия обнаруживаются в жизненных девизах. Мы воспользовались методикой И.Е. Булатникова [2; 3; 4; 5; 6] и проанализировали жизненные девизы членов клуба и обычных школьников. Наши результаты полностью подтверждают выводы И.Е. Булатникова о нарастании в жизненных девизах современного юношества социального эгоизма, аномии, обособления, отторжения межпоколенческих связей. В течение 20052011 гг. мы проводили анализ жизненных девизов старшеклассников, выражающих социальную позицию, жизненное кредо молодежи: «Куй, пока горячо!», «После меня - хоть потоп.», «Веселись - живем один раз!», «Не имей сто друзей, а имей сто рублей», «У кого деньги - у того и сила!», «Живи для себя!», «Кто не работает - тот ест!», «Работой сыт не будешь», «Не в деньгах счастье, а в их количестве», «Работа дураков любит», «Красиво жить не запретишь», «Своя рубашка ближе к телу», «Скупость - не глупость», «Кто смел - тот и съел», «Ни на кого не надейся!», «Никому не верь!», «Все люди - звери!», «Живем один раз!», «Никогда ни о чем не жа-
лей!», «Жизнь коротка - надо успеть получить от жизни все!», «Все средства хороши», «Моя хата с краю.», «Прежде всего - ты, а потом уже -все остальные», «Живи одним днем», «Мне хорошо - и это главное!», «Надо жить легко и беззаботно!», «Не парься!», «Наслаждайся, пока молод!». И.Е. Булатников справедливо отмечает, что «общий вектор эволюции морального сознания юношества очевиден - в нем явно просматривается акцент на собственном Я, нарастание индивидуализма, доминирование индивидуального над социальным, ощутимая утрата внешних, регламентирующих рамок общественно одобряемого поведения, растущая власть денег, грубой физической силы, стремление к обособлению от внешней среды, ориентация на «красивую жизнь» без выраженного стремления достичь такую «красоту» собственным трудом, установка на социальный эгоизм, индивидуализм, отчуждение, обособленное существование молодых людей в социальном пространстве, легковесное, беззаботное отношение к жизни» [3].
Разумеется, И.Е. Булатников прав, говоря
о том, что в процессе социального воспитания молодежи сегодня необходимо как можно чаще обращаться к экзистенциальным основам человеческого бытия, к выявлению вечного и временного, национального и общечеловеческого в общественной морали, (шире - в человеческой культуре!), к анализу нравственных констант, определяющих человеческое в человеке. Тогда моральное сознание (как одна из форм общественного сознания) не останется для входящего в самостоятельную взрослую (нравственную!) жизнь человека чем-то непознанным, неосвоенным, некоей «terra incognita», не переведенным во внутреннее достояние личности, не интернализован-ным ею, а станет прочным внутренним регулятором поведения и отношений юноши, основой мотивации его поступков, фундаментом реализации его стремлений и жизненных целей, выбора средств их достижения, оценки окружающих людей и себя самого, интерпретации социальных процессов и явлений [3].
Как же на этом фоне выглядят жизненные девизы тех, кто прошел через клубный коллектив, кто прошел через систему социально-нравственного воспитания в «Монолите»? Необходимость преодоления негативных тенденций в развитии нравственной культуры молодежи требует активизации потенциала первичного коллектива,
включения подростков и юношей в энергичную социально-значимую деятельность. Но для этого нужен грамотный старт, импульс. В этом плане в опыте «Монолита» оказались продуктивны диспуты, к которым часто прибегали в работе со старшеклассниками Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин. Стремясь изменить социальную и профессиональную позицию воспитанников, их отношение к реалиям социальной действительности, педагоги-инструкторы «Монолита» обратились к диспутам: «Можно ли, живя в обществе, быть свободным от общества?», «Я для коллектива или коллектив для меня?», «Что такое Я и что такое Мы?», «Организация удесятеряет силы?», «Считаете ли вы себя гражданами Родины?», «Долг, Честь и Совесть - связаны ли между собой?», «Что важнее - дружба или правда?», «Человек горд своим трудом?», «Что такое принципиальность?», «Интересы личные и интересы дела: что общего?», «Ответственный человек: какой он?», «Актуально ли сегодня толстовское «непротивление злу силою»?», «В чем истинные ценности православия?», «Честь и честность - синонимы?», «Гордым легче в жизни?», «Целеустремленность и жизненный успех». Главным итогом дискуссий стало столкновение двух принципиальных позиций - «коллективистской» и «индивидуалистической» - сторонников общественного и индивидуального бытия. Диспуты заметно изменили жизненные девизы членов клуба (2011 г.), - отличие от девизов обычных школьников оказалось разительным: «Кто, если не я?», «Спешите творить добро», «Для Родины и для друзей - ни сил, ни жизни не жалей», «Если будет Россия, - значит, буду и я», «Вместе мы - сила», «Один в поле - не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет уз святее товарищества», «Мы ответственны за тех, кого приручили», «Дал слово - сдержи!», «Береги честь смолоду!», «Живи так, чтобы не стыдно было смотреть в глаза людям» и др. В жизненных девизах оказалось ощутимо больше социально ответственных позиций, отражающих установки подростков и юношей на социальную пользу, товарищество, долг, честь, достоинство, взаимопомощь, высокую социальную ответственность.
Апробированный многолетней педагогической практикой опыт социального воспитания подростков и юношества через клубную деятельность убеждает в том, что психологически комфортная, личностно и социально значимая дея-
тельность, возможность реализовать себя и найти единомышленников делают клуб и клубный коллектив незаменимым и продуктивным средством социализации молодежи, приобщения ее к высоким достижениям культуры, обеспечения условий обретения индивидуальности, социального и профессионального самоопределения в жизни.
Библиографический список
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
2. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педа-гогический поиск. - 2009. - № 2 (9).
3. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. - 2011. -№ 3 (19). - С. 48-65.
4. Булатников И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Пси-
холого-педагогический поиск. - 2010. - № 4 (16).
5. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психоло-го-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17).
6. Булатников И.Е. Социально-психологические основы развития ответственного отношения будущего специалиста транспорта к профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 2.
7. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: УРАО, 1999.
8. Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993.
9. ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1979.
10. Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. Психология и педагогика работы комсорга. - М., 1979.
11. Репринцев А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-пе-дагогический поиск. - 2009. - № 3 (11).
12. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.
УДК 376.64
Макеева Ирина Александровна
Вологодский государственный педагогический университет
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ
В настоящее время активизируется образовательная составляющая в деятельности музеев в работе с различными категориями детей и подростков. В статье характеризуются образовательные аспекты музейной деятельности, рассматриваются основные этапы культурно-образовательной деятельности музеев, ее содержание и формы.
Ключевые слова: музей, музейная деятельность, культурно-образовательная деятельность музея.
Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, соци-. ально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры
и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования.
Характеризуя основные этапы периодизации культурно-образовательной деятельности отечественных музеев, можно выделить ряд моделей музея, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея [3; 5; 6].
Первая модель (вт. пол. XVIII в.) - образовательная, связана с появлением первых музеев учебных заведений («Музеум» Горного инсти-