106 с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / под общей ред. Л.И. Скворцова. - 24е изд., испр. - М.: ООО Издательство «Оникс»; ООО Издательство «Мир и Образование», 2005. -1200 с.
9. Победоносцев К.П. Учение и учитель: Педагогические заметки. - М., 1901-1905. - 115 с.
10. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. - СПб., 1883.
11. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь
современного русского языка. - ООО «Буколика», РОО «РООССА», 2008. - 1243 с.
12. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии: Письмо третье. Берн // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М., 1974. - Т.
2. - С. 129-151.
13. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1999. - С. 459.
14. Шестун Е.В. Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. - 2006. - N° 4. - С. 53-61.
УДК 371.4
Г.В. БОТВИНКИН
ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ КЛУБА
В статье определяется сущность понятия «национальное достоинство», раскрыты особенности воспитательного пространства клубного объединения старшеклассников как наиболее эффективной среды формирования этого качества, описана модель воспитания национального достоинства в условиях клубной деятельности, обозначены условия её успешной реализации.
Ключевые слова: воспитание национального достоинства школьников, клуб старшеклассников, модель воспитания, педагогическое проектирование.
Становление глобального сообщества является актуальным процессом развития человечества. В этих условиях в российском обществе происходит постепенное принятие западного антропологического стандарта, что приводит к нивелированию ценностей отечественной культуры и их замене на западные. Следствием критического дисбаланса ценностей может стать утрата российским сообществом качества нации.
Влияние отечественных ценностей особенно значимо в возрасте юности, для которого характерно становление мировоззрения личности. В этот период необходима целенаправленная работа по воспитанию национального достоинства человека. Вместе с тем, в педагогике отсутствует четкое определение этого качества личности; проблема его формирования недостаточно разработана в теории и методике воспитания. Исследова-
ния осуществлялись либо на философско-педагогическом, концептуальном уровне (В.С. Безрукова, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, В.А. Мосолов, В.Н. Скворцов), либо в рамках образовательного процесса, за счет введения дополнительных дисциплин в региональный и школьный компоненты стандарта, внесения соответствующих акцентов при преподавании базовых дисциплин (Е.В. Николайкова, В.И. Порошин и др.). Вместе с тем, образовательный процесс наряду с преимуществами (всеохватность учебным процессом, классными часами и др.) имеет и слабые стороны. Так, обязательность изучения национальных ценностей может восприниматься учащимися как навязывание, поэтому воспитание национального достоинства требует более тонкого педагогического инструментария, основанного на свободе осознанного выбора.
© ГВ. Ботвинкин, 2009
89
На основе философско-культурологического анализа было выявлено, что понятие «нация» включает в себя три необходимых компонента: этнический, культурный и государственный. Их попарная интеграция образует смысловую сущность понятий, формирующих образы: «гражданин», «соотечественник-патриот», «представитель этноса» (русский, белорус, татарин и т.п.), из которых складывается образ россиянина. Осознание человеком себя как представителя определенной нации происходит в процессе самоидентификации со сложившемся в его сознании обобщенным, типологизированным образом представителей этой группы. Условием эффективной самоидентификации является осмысление личностью положительных характеристик этого образа.
Семантический синтез понятий «нация» и «достоинство личности» с учетом сущности процесса идентификации позволяет определить понятие «национальное достоинство человека» как интегральное качество личности, представляющее собой единство осознанной национальной идентичности (как представителя своего этноса, соотечественника и гражданина) и чувства собственной ценности для общества.
Процесс осмысления старшеклассниками индивидуальной (в т.ч. национальной) специфики, становления осознанной национальной идентичности, освоения системы национальных ценностей, приобретения навыков взаимодействия в системе наиболее эффективно проходит в воспитательном пространстве, обеспечивающем условия свободного личностно значимого взаимодействия и самореализации в значимом окружении. Анализируя воспитательные возможности школы, системы дополнительного образования и системы детских общественных объединений, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой реализации указанных особенностей пространства может быть юношеское общественное объединение клубного типа. Вместе с тем, недостаточно исследованы возможности его использования для решения этих задач.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта были выявлены возможности клуба как особого для решения воспитательных задач и естественно привлекательного для старшеклассников пространства:
- свободного общения, взаимопонимания, неформального характера взаимоотношений, взаимодействия (в т.ч. педагогического);
- свободы мысли, одухотворенного поиска ответов на интересующие вопросы, обретения единомышленников,
- с особыми высокими нормами этики отношений, что оказывает положительное влияние на становление межличностных (в т.ч. межнациональных) отношений с социальным окружением, осмысливаемым как национальное;
- для осмысления своих индивидуальных и национальных особенностей;
- как условий для самораскрытия, позитивной самооценки личности и, как следствие, осознания собственной ценности - достоинства личности и ценности для национального окружения;
- приобретения опыта согласования целей, свободы выбора деятельности, поступков и ответственности, а, следовательно, опыта активного национального существования, реализации гражданских прав личности, одобренного окружающими.
Решение задачи воспитания национального достоинства старшеклассников в условиях клуба потребовало построения модели.
Моделирование воспитания национального достоинства как системного процесса предусматривает, прежде всего, описание его основных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного, аналитико-результативно-го. Однако нельзя не учитывать при этом особенностей взаимодействующих субъектов, характер возникающих межличностных отношений, условия протекания воспитательного процесса, в т.ч. и внеклубную социальную среду. Поэтому модель воспитания национального достоинства старшеклассников в условиях клуба должна содержать следующие компоненты: концептуальноцелевой, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный, субъект-субъектный, рефлексивно-управленческий, а также отражать особенности клубной среды и взаимодействие системы с внешней социокультурной средой.
Концептуальной идеей системы является воспитание на создаваемом совместно с воспитанниками образе россиянина - человека, обладающего национальным достоинством, определяющего свои жизненные приоритеты (позитивная самореализация) в контексте национального благополучия и своего гражданского долга, осознающего себя представителем нации и готового к межкультурному диалогу. Создание такого идеа-
ла осуществляется через раскрытие образов гражданина, соотечественника-патриота, представителя этноса.
• Образ представителя этноса формируется в процессе осмысления особенностей собственного менталитета и менталитета народа, проявляющегося в культуре, образе жизни, традиции отношений добрососедства с другими народами.
• Образ гражданина создается через осмысление собственного существования в гражданском обществе (через раскрытие смысла гражданского общества), сущности гражданской позиции россиянина (через осознание особенностей России как государства), характера активности в рамках национального государства (защита его интересов, соблюдение обязанностей и использование своих прав, уважительное и требовательное отношение к другим гражданам и пр.).
• Образ соотечественника определяется на основе осмысления воспитанниками качеств личности соотечественников разных эпох (от Древней Руси до наших дней), их отношением к Отечеству, родной земле, пониманием общности исторической судьбы.
Этот трехэлементный образ россиянина дополняется, углубляется и интегрируется формированием образа хозяина - наследника материальных и духовных богатств России, её истории и пониманием сопричастности к современности и будущему России в глобальном сообществе.
Формирование такого идеала россиянина составляет сверхцель, поэтому этот образ не является постоянным непосредственным предметом обсуждения, а уточняется постепенно через осмысление актуальных для старшеклассников тем. Становление национального достоинства рассматривается нами как поэтапный процесс, начинающийся с погружения в клубную среду. Это этап осмысления старшеклассниками своих особенностей и их ценности в значимом окружении в процессе клубной деятельности, что развивает стремление к познанию окружающего мира и себя в нем, а также чувство собственного достоинства как значимое качество личности. Происходит принятие этических норм общения и взаимодействия в клубе, совместное определение перспектив деятельности. На этапе «Освоение клубной среды» осуществляется совместное осмысление вопросов национальной тематики, сопровождаемое резонансом чувств, обогащается опыт активной социально-полезной деятельнос-
ти членов клуба. На этапе «Расширение пространства клубного взаимодействия» создаются условия активной самореализации старшеклассников в проявлении гражданско-патриотической позиции во внутренней и внешней клубной деятельности в значимом национальном окружении. Осмысление своих особенностей, обусловленных принадлежностью к национальной общности (россиянин), как позитивных качеств обеспечивает становление национальной идентичности. Переживание и осмысление ценности своих особенностей (в том числе национальных) в значимом (национальном) окружении способствует формированию национального достоинства. Следовательно, воспитание в системе клуба имеет целью создание условий для становления осмысленной, отрефлексированной, устойчивой позиции субъекта, при которой качества, характеризующие старшеклассника как гражданина, сооте-чественника-патриота, представителя этноса, осознаются им как позитивные, личностно значимые и тем самым становятся ядром национального достоинства.
Построение модели, разработка и реализация на ее основе программы воспитания национального достоинства старшеклассников предусматривают использование наряду с общими принципами воспитания особенных, характерных для данной системы. К ним относятся принципы персонализации содержания воспитания (ориентация на действительные проблемы жизни и актуальное состояние воспитанников) [2], аксеологи-ческой эвристики (организация процесса воспитания как самостоятельного открытия и осмысления воспитанниками ценностей), ?воспитыва-ющей среды, диалогизации воспитательного процесса, креативности и сопричастности (постановка воспитанников в позицию созидательной самореализации), вариативности.
Отбор содержания воспитания должен проводиться: 1) с учетом смыслового наполнения образов «гражданин», «патриот-соотечественник», «представитель этноса», составляющих образ россиянина и создающих основу осознанной идентификации, 2) ценностей, составляющих национальное достояние: отечественная история (в том числе, жизнь и деятельность известных соотечественников), наука, культура, родная природа, материальные богатства страны и люди как достояние нации. Содержательный компонент модели состоит из четырёх крупных блоков, ко-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2009
91
торые определяют основные направления работы: «Я в огромном мире», «Я - представитель этноса», «Я - соотечественник-патриот», «Я -гражданин». Наличие этих тематических блоков в содержании клубной деятельности создаёт условия для осмысления феноменов собственного существования в своем внутреннем мире, мире природы, мире культуры, мире своего национального окружения, таким образом, тематически осуществляется движение от общего (общечеловеческого) к частному (национальному). Этот процесс предполагает следующую логику реализации содержания.
В начале рассматриваются наиболее общие феномены существования человека, что обеспечивает интерес старшеклассников, поскольку касается осмысления вопросов и их личного существования. Затем получает своё содержательное раскрытие специфика существования человека в мире природы и мире культуры в масштабах планеты, в целом, и России в частности (второй и третий тематические блоки). Здесь происходит переход от осмысления общечеловеческих феноменов существования к локальным (от природной среды как таковой к природной среде России, родного края; аналогично относительно культурной и социальной сред жизнедеятельности старшеклассников). Далее (четвёртый тематический блок) сущность понятия «национальное» раскрывается в аспекте государственности и специфики гражданского существования старшеклассников. Таким образом, тематика национального в сознании старшеклассников обретает целостность. На наш взгляд, важно развитие тематики национального из тематики личного, что обеспечивает личную значимость национального компонента мировоззрения.
Процессуально-коммуникативный компонент модели составляют:
- способы организации воспитательного взаимодействия: диалоговые технологии, технологии игры и развития критического мышления, технология мастерских, проектная технология, технология коллективной творческой деятельности, приёмы саморефлексии и др.);
- различные формы деятельности: тематические беседы и дискуссии, сообщения (обмен подготовленной по теме информацией и ее обсуждение), встречи с интересными и компетентными собеседниками, огоньки (тематические, личностного роста и развития коллектива, анали-
за дел), игры, коллективные творческие дела различной направленности, походы, экскурсии краеведческо-экологической направленности, трудовые операции по благоустройству окружающей среды, социальные проекты (по инициативе и при организации членами клуба) и др.
- отношения субъектов воспитательного взаимодействия в их развитии [4];
- внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на формирование нравственных ценностей.
Диагностико-результативный компонент воспитания национального достоинства старшеклассников включает в себя методы изучения сформированности национального достоинства личности, критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности. В разработанной нами модели для диагностики сформированости национального достоинства старшеклассников используются методы: включенного наблюдения, опроса (анкетирование), тестирования, воспитывающих ситуаций. На основе положения о том, что эффективность воспитания зависит от степени активности воспитанника, проявляющейся в когнитивной, эмоционально-чувственной и по-веденческо-деятельностной сферах формирования ценностных отношений, нами разработаны критерии и показатели воспитанности для каждой из этих сфер, введена шкала, в соответствии с которой сформированность национального достоинства может быть ранжирована по четырём уровням - нулевой, низкий, средний и высокий. Так для высокого уровня развития исследуемого качества личности характерны:
- в когнитивном аспекте формирования ценностных отношений - высказывания самостоятельных, аргументированных суждений, отстаивание своей позиции, взглядов на основе знаний о своем этносе, этнической и национальной культуре, национальном государстве;
- в эмоционально-ценностном аспекте -устойчивое чувство гордости, чувство сопричастности к событиям национального масштаба, оптимистичный взгляд на будущее Отечества;
- в поведенческо-деятельностном аспекте -проявление социально направленной инициативы и творчества, стремление самого и побуждение других к позитивной социально-ориентированной деятельности, наличие опыта организаторской деятельности.
Рефлексивно-управленческий компонент мо-
Профилактика семейного неблагополучия как гарантия социальной стабильности общества
дели определяет важным критерием включенность старшеклассников в осознанную управленческую деятельность. С точки зрения воспитания национального достоинства мы считаем оптимальной основой для организации системы самоуправления в клубе методику коллективной творческой деятельности [3], которая обеспечивает формирование коллектива, развитие внутригрупповой атмосферы демократических отношений, предоставляет возможность для самореализации личности в творческой, социально полезной деятельности.
Субъект-субъектный компонент. Эффективность клубной деятельности напрямую зависит также от учёта психологических потребностей старшеклассников. В контексте воспитания национального достоинства особую роль играют потребности: в самоопределении, самоуважении, самоутверждении, самосовершенствовании, участия в преобразовательной деятельности, положительного статуса в своей возрастной среде и др. Важная роль в реализации модели принадлежит руководителю клуба. От его отношения к воспитанникам, профессионализма, а также его ценностей, мировоззрения и уровня культуры зависит эффективность решения задач клуба. Не менее важными фактором реализации модели являются родители старшеклассников (поскольку являются первыми и наиболее близкими представителями национального окружения, чей образ поведения репродуцируется, в том числе и
неосознанно), а также значимые взрослые (учителя, друзья и знакомые родителей с которыми происходит личностное взаимодействие членов клуба и др.), которые оказывают важное разностороннее воспитательное влияние на старшеклассников. Результаты экспериментального исследования подтвердили эффективность модели.
Представленная модель воспитания может быть использована не только как самостоятельная, реализуемая в клубе соответствующего профиля, но и как одно из направлений клубной деятельности иного профиля. Использование клубного пространства имеющихся и создаваемых детских и молодёжных объединений позволит расширить возможности решения задачи воспитания национального достоинства школьников.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-н/Д., 1995.
2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие / И.А. Колесникова, Н.М. Борыт-ко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М., 2005.
3. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб, 2003.
4. Петровский А. В., Ярошевский М.Г Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998.
УДК 37.018.1 Ж.А. ЗАХАРОВА, М.А ВЕРИНА, М.М. НЕЗНАЕВА ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ГАРАНТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ)
Семейное неблагополучие в современной России из частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. Это не может не отразиться на состоянии общества и его институтов: неблагополучие в масштабе семей генерирует неблагополучие в общественном масштабе. По запросу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области были подготовлены две квалификационные работы сту-
© Ж.А. Захарова, М.А. Верина, М.М. Незнаева, 2009
93