Научная статья на тему 'Профилактика семейного неблагополучия как гарантия социальной стабильности общества (по результатам квалификационных работ)'

Профилактика семейного неблагополучия как гарантия социальной стабильности общества (по результатам квалификационных работ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
525
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна, Верина Марина Александровна, Незнаева Марина Михайловна

Семейное неблагополучие в современной России из частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. Это не может не отразиться на состоянии общества и его институтов: неблагополучие в масштабе семей генерирует неблагополучие в общественном масштабе. По запросу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области были подготовлены две квалификационные работы студентками (М.А. Верина, М.М. Незнаева) специальности «социальная педагогика», которые затрагивают серьезные социальные проблемы положение современной семьи. Результаты их исследований изложены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика семейного неблагополучия как гарантия социальной стабильности общества (по результатам квалификационных работ)»

дели определяет важным критерием включенность старшеклассников в осознанную управленческую деятельность. С точки зрения воспитания национального достоинства мы считаем оптимальной основой для организации системы самоуправления в клубе методику коллективной творческой деятельности [3], которая обеспечивает формирование коллектива, развитие внутригрупповой атмосферы демократических отношений, предоставляет возможность для самореализации личности в творческой, социально полезной деятельности.

Субъект-субъектный компонент. Эффективность клубной деятельности напрямую зависит также от учёта психологических потребностей старшеклассников. В контексте воспитания национального достоинства особую роль играют потребности: в самоопределении, самоуважении, самоутверждении, самосовершенствовании, участия в преобразовательной деятельности, положительного статуса в своей возрастной среде и др. Важная роль в реализации модели принадлежит руководителю клуба. От его отношения к воспитанникам, профессионализма, а также его ценностей, мировоззрения и уровня культуры зависит эффективность решения задач клуба. Не менее важными фактором реализации модели являются родители старшеклассников (поскольку являются первыми и наиболее близкими представителями национального окружения, чей образ поведения репродуцируется, в том числе и

неосознанно), а также значимые взрослые (учителя, друзья и знакомые родителей с которыми происходит личностное взаимодействие членов клуба и др.), которые оказывают важное разностороннее воспитательное влияние на старшеклассников. Результаты экспериментального исследования подтвердили эффективность модели.

Представленная модель воспитания может быть использована не только как самостоятельная, реализуемая в клубе соответствующего профиля, но и как одно из направлений клубной деятельности иного профиля. Использование клубного пространства имеющихся и создаваемых детских и молодёжных объединений позволит расширить возможности решения задачи воспитания национального достоинства школьников.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-н/Д., 1995.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие / И.А. Колесникова, Н.М. Борыт-ко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М., 2005.

3. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб, 2003.

4. Петровский А. В., Ярошевский М.Г Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998.

УДК 37.018.1

Ж.А. ЗАХАРОВА, М.А ВЕРИНА, М.М. НЕЗНАЕВА

ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ГАРАНТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ)

Семейное неблагополучие в современной России из частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. Это не может не отразиться на состоянии общества и его институтов: неблагополучие в масштабе семей генерирует неблагополучие в общественном масштабе. По запросу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области были подготовлены две квалификационные работы сту-

© Ж.А. Захарова, М.А. Верина, М.М. Незнаева, 2009

93

дентками (М.А. Верина, М.М. Незнаева) специальности «социальная педагогика», которые затрагивают серьезные социальные проблемы - положение современной семьи. Результаты их исследований изложены в данной статье.

Современная ситуация развития российского социума наряду с позитивными демократическими изменениями в обществе и государстве характеризуется обострением социальных проблем: снижением благосостояния значительной части населения, ростом безработицы, ослаблением защищенности семьи и детей со стороны государства, снижением социализирующей, воспитательной функции семьи, распространением девиаций. Наличие данных тенденций обусловливает негативную динамику роста семейного неблагополучия, и, как результат, усиление семейной депривации, приводящей и отражающейся на самочувствии всех членов семьи.

Под семейным неблагополучием мы понимаем, комплексную характеристику, отражающую низкий семейный статус в разных сферах жизнедеятельности, разбалансирование системы ценностей, нарушение взаимоотношений и деформацию семейных функций и ролей.

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, результат комплекса причин различного характера, связанных с нарушением выполнения семьей воспитательной функции, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

Ф.Г. Углов, В.М. Целуйко, Т.И. Шульга и другие выявили причины, вызывающие семейное неблагополучие, которые условно можно объединить в следующие группы:

1) макросоциальные - кризисные явления в социально-экономической сфере, которое влияют на семью в целом и на снижение ее воспитательного потенциала.

2) микросоциальные - причины психологопедагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитаем детей в семье (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка).

3) биологические - это причины, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм, физические и психически больные родители, дурная наследственность и т.д.) [4; 5].

Факторы, оказывающие дестабилизирующее

влияние на современную семью это: миграция населения и урбанизация; материальная нестабильность семьи; химическая зависимость одного или обоих супругов (алкогольная, наркотическая и т.д.); нравственно-психологическая неподготовленность вступающих в брак и недостаточная обоснованность этого решения, а также социальная незрелость; малая ответственность за семью и детей; дисгармония детско-родительских и супружеских отношений и т.д. [2; 5].

В практике редко наблюдаются только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они связаны и выступают в комплексе, поэтому их называют мультисложны-ми или мультипроблемными семьями.

Сегодня семья находится в такой ситуации, где требуется государственная социальная поддержка, которая должна исходить из всех сторон - правовой, общественной, социальной, остро стоит вопрос о профилактике семейного неблагополучия

Под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактическая деятельность осуществляется на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости.

Анализ опыта организации профилактических мер по предупреждению семейного неблагополучия в России показал, что в различных регионах нашей страны, благодаря принятым мерам, произошли положительные изменения практически в каждой отрасли социальной сферы: увеличилось количество социальных учреждений, направленных на социальное обслуживание семьи и детей, реализацию их прав на защиту и помощь со стороны государства, разработаны и реализуются различные превентивные програм-

мы.

Костромская область тоже не оставила без внимания эту проблему. Она активно участвует в разработке и реализации ряда проектов, направленных на сокращение числа семей, находящихся в социально-опасном положении.

Основной целью системы профилактики семейного неблагополучия в Костромской области являются: создание социально-экономических и правовых условий по обеспечению нормального жизнеобеспечения семей и детей, предупреждение возникновения негативных тенденций в обществе, влекущих развитие такого неблагополучия: информационно-просветительские услуги; консультативная помощь; социальная помощь; педагогическая и психологическая поддержка; пропаганда здорового образа жизни и другие. Благодаря принятым мерам сохраняется устойчивая тенденция уменьшения количества семей, находящихся в социально опасном положении. Если в 2008 году насчитывалось по данным Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области 2495 детей из неблагополучных семей, то это на 10 % меньше, чем в 2007 году. Кроме того, в области отмечается положительная динамика роста численности приемных родителей (в 2008 году их количество в сравнении с 2007 годом увеличилось на 22,4 %).

Профилактические действия в отношении такой семьи включены в качестве ведущего компонента в региональную семейную политику.

Приоритетными в государственной семейной политике являются интересы ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается.

Политика в отношении семьи является самостоятельным направлением социальной политики, которое интегрирует социальные, экономические, демографические и иные цели общества в интересах семьи. При этом политика как направление деятельности государства: осуществляется на основе правового регулирования отношений семьи и государства; нацелена на семью как единую группу (общность) и целостный объект государственной деятельности; защищает специфические институциональные интересы семьи; не ограничивается социальной защитой семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах; обеспечивает координацию усилий социальных институтов в интересах семьи; осуществ-

ляется на межведомственной основе и опирается на систему федеральных и региональных органов власти, координирующих ее разработку и реализацию.

Специфика содержания семейной политики заключается, прежде всего, в том, что это оно должно учитывать интересы и проблемы семьи как единой социальной общности. Поэтому мы выделяем две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе своей жизнедеятельности. Первая группа - это общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем людям независимо от их принадлежности к семье. Вторая группа проблем носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи. Собственно совокупность этих проблем и составляет предмет семейной политики.

В экономической сфере - реализация институциональных интересов семьи в экономических программах; развитие отрасли семейной экономики и производства; меры государственной помощи социально уязвимым семьям; поощрение благотворительности в интересах семьи.

В сфере занятости - социальная поддержка работников с учетом их семейного положения; развитие совместных форм трудовой деятельности членов семей.

В сфере здравоохранения - активизация роли семьи в охране своего здоровья; реализация принципов партнерских отношений семьи и медицинских учреждений; внедрение «семейного принципа» в медицинском обслуживании; создание института семейных врачей, разработку целевых программ планирования семьи.

В сфере образования - обеспечение условий для домашнего воспитания детей, подготовки их к семейной жизни; определение стратегии взаимодействия семьи, школы и государства.

Анализ литературы и нормативно-правовых актов, свидетельствует, что стратегической целью семейной политики является обеспечение благоприятных условий: для наилучшего выполнения семьей своих функций и всестороннего развития семьи в целом и ее членов; для совмещения обязанностей в области трудовой деятельности и в семье с личными жизненными интересами самого человека; для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Исследуя тему семейной политики в Костромской области, ее особенности и перспективы, мы

пришли к следующим выводам: семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

К принципам социально-педагогического проектирования региональной семейной политики относятся: принцип системности, принцип оптимальности, принцип технологичности, принцип обратной связи, принцип перспективности, принцип развития ценностных ориентаций, принцип достаточности ресурсов, принцип оперативности и истинности информации, принцип решаемости проблем, принцип целенаправленности, принцип научности, принцип научности, принцип доступности, принцип реализуемости, принцип гибкости [1; 3].

Оценка эффективности реализации основных идей региональной семейной политики в отношении семьи, позволил нам сделать следующие выводы: на территории Костромской области проживает более 80 национальностей, значительную часть составляют русские - 96,3%. Численность населения - 692,3 тысячи человек (2009 год). Из них городского - 468,48 тысячи человек, сельского- 223,61 тысячи человек. Плотность населения - 11,5 человек на км. кв. (2009 год), удельный вес городского населения: 67,7 % (2005 год). Трудоспособное население составляет около 59,2 %, моложе трудоспособного - 17,7 %, старше трудоспособного - 23,1%. Средний возраст населения - 37,8 года.

На основе анализа статистических данных по г. Кострома и Костромской области, можно сделать вывод о том, что сложившаяся модель нук-леарной семьи индустриального типа развивается в нашем регионе в жестких социально-экономических условиях, что не способствует эффективному исполнению ее основных функций и, прежде всего, репродуктивной. Низкий уровень материального обеспечения семейной политики и отсутствие органов специализированного управления ею также не способствует преодолению кризиса семьи как социального института.

Данные нашего исследования свидетельствуют, что общее удовлетворение от семейной жизни ощущают 67,8% опрошенных. В то же время почти пятая часть интервьюеров (19,7%) не удов-

летворены отношениями, складывающимися в семье. 12 5% затруднились с ответом на этот вопрос.

При оценке семейного благополучия респонденты еще более пессимистичны: 50,2% из них считают, что доход их семьи ниже среднего, 37,3%

- средний уровень доходов, и только 15,2% оценили доход семьи как высокий, 42,4% семей считают свои жилищные условия плохими, 35,5% -средними, 22,1 - хорошими.

Оценивая условия жизни, респонденты нашего исследования наибольшее удовлетворение ощущают от взаимоотношений в семье (38,7%), обеспечения одеждой (45,3%), продуктами питания (38,6%). Неудовлетворительно опрошенные оценили жизнь в целом (41,8%), досуг (32,1%), собственную работу (43,2%) и состояние здоровья (35,8%).

Опрос показал, что наиболее острыми социальными проблемами семей Костромской области продолжают оставаться вопросы экономического характера. Людей волнует нехватка денег, качество жилья, проблемы с транспортом и теплом. В то же время необходимо выделить общую тенденцию, характерную для общественного мнения в Российской федерации. Граждан беспокоят состояние их здоровья и здоровья ближайших родственников.

Для выяснения отношения населения г. Костромы к проводимой федеральными и местными органами власти социальной политике респондентам был задан следующий блок вопросов. В первую очередь им был задан вопрос о том, удовлетворяет ли их социальная политика в целом. На этот вопрос ответы распределились следующим образом: более половины респондентов ответили отрицательно (54,7%), 20,4% ответили положительно и 14,9% - затруднились ответить.

Можно констатировать, что в общественном мнении сложилось отрицательно отношение к существующей модели семейной политики.

Оценка эффективности семейной политики в регионе производится по интегрированным показателям в виде 6-ти балльной шкалы, исходящей из приоритета экономических и социальных показателей социальной деятельности (направленность семейной политики, количество денежных средств, выделяемое на данное направление, уровень благосостояния семей и их способность к самостоятельной экономической деятельности).

Для Костромской области оценка эффектив-

ности семейной политики составляет 5 баллов по приведенной шкале, что определяется следующими обстоятельствами, выявленными в ходе нашего исследования:

- недостаточным федеральным финансированием программ семейной политики;

- неразработанностью региональной концепции семейной политики;

- отсутствием специализированных областных и городских комитетов по делам семьи;

- отсутствием продуманной системы мониторинга;

- мозаичностью действий в помощь семье.

Подводя итоги нашего эмпирического исследования, следует отметить, что в общественном мнении костромичей сложилось отрицательное отношение к реализующейся в регионе модели семейной политики, что коррелирует и с нашими собственными выводами (предпоследнее место по разработанной нами шкале оценки эффективности семейной политики в регионе).

В перспективе для эффективной реализации семейной политики в Костромском регионе, успешной профилактике семейного неблагополучия необходимо менять общественное мнение горожан, расширять их информированность по рассматриваемым проблемам, демонстрировать заинтересованное отношение органов власти к проблемам семьи, изменить акцент в пропаганде семейных и внесемейных социальных ценностей в пользу первых из них.

Необходимо также внедрять такие законодательные и нормативно-правовые акты как: «Концепция региональной семейной политики», «Семейный кодекс» (с включением в него разделов, касающихся социальных отношений и социальных институтов), делать доступным «Перио-

дический доклад о положении семей в костромском регионе», «План действий в интересах семьи в Костромской области»; стимулировать работу территориальных общественных самоуправлений, реализующих инициативы в сфере поддержки жизнедеятельности семьи; организацию и проведение массовых акций, привлекающих внимание к проблемам семей, а также обеспечить контроль за соблюдением требований семейной политики.

По нашему мнению, необходимо открыть в Костроме ряд центров и служб, занимающихся проблемами семей, таких как: Центр ранней профилактики семейного неблагополучия, Служба социально-педагогического мониторинга в области жизнедеятельности семьи и семейной политики, Центр просвещения семей в области их прав и обязанностей; Центр социальной, экономической и психологической поддержки несовершеннолетних родителей; Служба повышения педагогической грамотности родителей.

Библиографический список

1. Дармодехин С.В. О новой сущности и механизмах реализации государственной семейной политики в Российской Федерации // Семья в России. - 2008 - № 2 - С. 3-12.

2. Ильдарханова Ф.А. Региональная модель взаимодействия субъектов семейного строительства // Семья в России. - 2006. - .№1. - С. 5-21.

3. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - 2-е изд. - М., 2007. - 216 с.

4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. -М., 2004.

5. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.