ными коллективами для совместного творчества. Благодаря творческим клубам-студиям: театральной, во-
кальной, танцевальной, - проведение общих праздников-событий из формальной обязанности превратилось в создание общей радости.
Наличие воспитательной системы в образовательном учреждении обеспечивает ценностно - смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность, и упорядоченность. Деятельность клубов является пространством для ценностно-смыслового диалога преподавателей и студентов, в результате которого возникает общая для воспитательной системы колледжа система ценностей. Это позволяет сделать общий вывод: активное развитие системы дополнительного образования в колледже способствует сотрудничеству преподавателей и студентов, помо-
гает студентам развивать лидерские качества, работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность. Система дополнительного образования в Петровском колледже определяет развитие его воспитательной системы и задает ее базовые параметры.
Литература:
1. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. - СПб:СПбАППО, 2005. - 242 с.
2. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей: Монография. - Кострома, 2009. -424 с.
3. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков: ПОИПКРО, 1998 г. - 263 с.
СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Богданова И.Н.
Одной из задач средней и высшей профессиональной школы является стимулирование самовоспитания студентов. Этому призваны способствовать все учебные дисциплины. Значительным потенциалом обладает и дисциплина «Русский язык и культура речи», в процессе воспитывающего обучения которой через содержание учебных занятий, использование соответствующих форм и средств обучения и воспитания происходит формирование языковой культуры студентов, что особенно актуально для технических вузов.
Ключевые слова: самовоспитание, стимулирование, студент, процесс изучения курса «Русский язык и культура речи»
Inducements of self-education of the students on the basis of discipline «Russian and culture of speech. One from problems of secondary and higher professional school is inducement of self-education of the students. This is promoted with all edu-
cational disciplines. A significant potential has both discipline « Russian and culture of speech «, during which bringing up training through the contents of educational occupations, the use of the appropriate forms both training tools and education, happens formation of language culture of the students, that especially is actual for the students of technical high schools.
Keywords: self-education, inducing, student, process of study of a course «Rus-sian and culture of speech».
В современных условиях модернизации российского образования возникает настоятельная потребность в активизации гуманитарной подготовки студентов технического вуза [1,4]. Это обусловлено рядом причин: узким кругозором обучаемых, отсутствием гибкости мышления, низкой культурой речи, неумением четко, грамотно формулировать свои мысли, отсутствием потребности в самообразовании и самовоспитании [7]. Понятие профессиональной компетентности сегодня содержит не только совокупность знаний, умений, навыков, свидетельствующих о профессиональной готовности специалиста. Выпускник вуза должен обладать такими важными и необходимыми качествами, как стремление к самопознанию, самоопределению, самоорганизации и самореализации, высокой коммуникативной культурой, а также умением ориентироваться на самосовершенствование тех личных и профессиональных качеств, которые способствуют его конкурентоспособности как специалиста [4].
В новых социально-экономических условиях российского общества очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за свои результаты [6, с.197].
Проблема самовоспитания студентов является одной из ключевых в педагогике средней и высшей профес-140
сиональной школы. К сожалению, далеко не все студенты достаточно четко представляют себе процесс самовоспитания: дать адекватную самооценку, поставить перед собой конкретные цели самовоспитания. Отсюда задача педагога - создать необходимые условия для формирования здоровых потребностей в саморазвитии студента, стимулировать их.
Этому призваны способствовать все учебные дисциплины, в том числе и дисциплина «Русский язык и культура речи». В процессе воспитывающего обучения русскому языку и культуре речи через содержание учебных занятий, использование соответствующих форм и средств обучения и воспитания происходит формирование языковой культуры студентов, что особенно актуально для технических вузов.
Приступая к изучению курса «Русский язык и культура речи», студент технического вуза нацелен, прежде всего, на получение определенных знаний в области культуры речи. Вместе с тем эта дисциплина обладает огромным воспитательным потенциалом. Задача педагога - реализовать его, способствовать профессиональному и личностному становлению, самоопределению, самовоспитанию студентов, ибо «речь является своего рода визитной карточкой говорящего человека. В речи по существу сосредоточено его духовное богатство, его человеческая
суть» [2, с.5]. Поэтому «культура речи молодого человека в современных условиях - знак состоявшейся личности» [2, с.6].
Чем вызван особый интерес к дисциплине «Русский язык и культура речи»? Русский язык, будучи государственным, является органичной связкой, определяющей духовный пафос всех граждан России независимо от национальной принадлежности. Стало быть, культура русской речи необходима каждому. Федеральная целевая программа «Русский язык» (2006-2010 годы), принятая постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года, предусматривает обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка страны. Развитие речевой культуры студентов сегодня стало требованием государственной важности, так как от того, насколько выпускники вузов будут свободно пользоваться языком как средством общения, зависит степень их участия в производственной и общественной жизни страны. Поэтому изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» включено в образовательные стандарты вузов.
Анализ практики преподавания позволяет утверждать, что совместная целенаправленная, регулярная работа преподавателя и студента над собой, своей личностью позволяет добиться высоких результатов при следующих условиях:
- если она основана на единстве педагогической диагностики самовоспитания и самопознания студентов;
- если она пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу;
- если сформирована образова-
тельная среда, способствующая овладению студентами знаний, навыков и умений;
- если она на основе применения разнообразных стимулов способствует осознанию студентами самовоспитания как условия и средства личного и общественного благополучия, их включенности в социальные отношения и профессиональную деятельность.
Стимулированию самовоспитания студентов на занятиях «Русский язык и культура речи» способствует, прежде всего, диагностика этого процесса, которая возможна с помощью различных, доступных методов. Одним из них является сочинение-рассуждение, которое позволяет создать реальную картину самовоспитания студентов, выявить недостатки и положительные качества обучаемых, мотивы и средства самовоспитания. В качестве тем могут быть предложены такие, как: «Что я понимаю под самовоспитанием?», «Самовоспитание: актуальность проблемы в наши дни», «Какой я человек? Взгляд со стороны», «Занимаюсь ли я самовоспитанием?» и др. В структуре сочинения должны быть ключевые вопросы, позволяющие студентам дать объективную оценку себе:
- Что я понимаю под самовоспитанием?
- Мои положительные и отрицательные качества. Каковы их истоки, происхождение?
- Что я делаю для формирования или развития своих положительных качеств? Удается ли это мне? Если нет, то почему?
- Исправляю ли я свои недостатки, каким образом, насколько успешно? Если нет, то почему?
- Что помогает или мешает мне в работе над собой?
- Каких успехов в самовоспитании я достиг, чего мне предстоит достичь?
Нами проведено исследование с использованием творческой работы -сочинения на тему «Занимаюсь ли я самовоспитанием?» Обследовано 365 студентов дневного и заочного отделений (153 девушки, 212 юношей) различных специальностей Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КГТУ им. А.Н.Туполева. Анализ полученных работ показал, что большая часть студентов (78,3%) осознают необходимость работы над совершенствованием своей личности, занимаются самоанализом.
Более 85% студентов связывают свое представление о самовоспитании с формированием и развитием у себя положительных качеств; 15% - определяют самовоспитание как самоизме-нение в отрицательном направлении, адаптацию к сложившимся обстоятельствам, либо отрицают (не осознают) роль самообразования, затрудняются дать определенный ответ.
Анализируя свои положительные и отрицательные качества, студенты в своих работах проявили высокую самокритичность: выявляли в большей степени недостатки, размышляя об их природе, происхождении: «Среди своих недостатков отмечу лень, это мой самый страшный враг» (28%), «Хотела бы уничтожить такой недостаток в себе, как отсутствие пунктуальности, организованности, что проявляется в неумении спланировать свой день» (51%), «Своим недостатком считаю нерешительность, излишнюю скромность» (14%). Более половины опро-
шенных среди недостатков отмечают лень, неорганизованность (отсутствие навыков организации труда), нерешительность, обидчивость, зависть, вспыльчивость и др. качества.
Среди достоинств более всего выделяют общительность, доброжелательность, вежливость, внимательность к людям, справедливость, целеустремленность. «Мне кажется, что я неплохой человек - умею дружить, стараюсь с уважением относиться к окружающим, ценю в людях честность» (46%), «Друзья говорят, что со мной интересно общаться, из чего я делаю вывод, что мои положительные качества - общительность, опти-мизм»(34%). Большая часть студентов в своих сочинениях при самоанализе руководствуются самооценкой и оценкой окружающих. Определяя истоки недостатков и достоинств, студенты отмечают, прежде всего, воспитание в семье (51%), влияние окружающей среды (27%), недостаток знаний (16%).
Направленности на формирование положительных качеств студентов способствует их ориентация на ближайшее окружение («Стараюсь прислушиваться к мнению старших», «Прислушиваюсь к советам родных, старших, друзей»). В борьбе с недостатками авторы работ отмечали такие способы, как строгий самоконтроль (41%), сравнение (сопоставление) себя с идеалом (17%), самоубеждение или самовнушение (25%), самоорганизацию (10%). В числе препятствий в самовоспитании названы лень, неполнота знаний о средствах и методах самовоздействия.
При характеристике мотивов самовоспитания студенты называли желание самореализоваться (32%), быть современным образованным челове-
ком, интересным для окружающих (28%); желание быть не хуже других (15%); желание обратить на себя внимание представителей противоположного пола, то есть более всего -личные побуждения (18%, из них: 11% -дев.,7% -юн.)
Проведенная диагностика самовоспитания студентов позволяет сделать вывод о том, что большая часть опрошенных студентов имеет адекватную самооценку, признают необходимость самовоспитания для достижения жизненных целей, но в то же время у них недостаточно развиты такие качества, как толерантность, независимость, умение творчески мыслить, принимать серьезные решения.
К сожалению, у многих студентов (73%) в силу недостаточного уровня развития самосознания имеет место несформированность регуляторных механизмов поведения, и потому они остаются объектами воспитания и внешних воздействий, не спешащими стать субъектами собственной жизни, что значительно затрудняет процесс их личностного и профессионального самоопределения.
Отвечая на вопрос о том, чего им предстоит достичь в самовоспитании, многие студенты (62%) определяли новые задачи для себя в области самовоспитания, планировали работу над собой. Однако часть опрошенных (31%) плохо представляет себе процесс самосовершенствования, не владеет опытом работы над собой. Вероятно, это связано либо с низкой самооценкой («Не вижу особого смысла в целенаправленном самовоспитании, все уже определено при рождении») (17%), либо с повышенной («Я себе нравлюсь таким, какой я есть») (14%), что одинаково плохо.
Одной из важнейших предпосылок для успешного решения проблемы самовоспитания является анализ трудностей, испытываемых ими в работе над собой. В числе наиболее типичных, зависящих от самих студентов: языковой барьер (испытывают выпускники национальных сельских школ), заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков культуры общения, а также социально-психологические барьеры: неблагоприятный климат в группе и в учебном заведении в целом, равнодушие к успехам студентов со стороны педагогов и родителей, отсутствие помощи в самовоспитании, отсутствие примеров, образцов для подражания.
С учётом результатов анализа отношения студентов к самовоспитанию были определены педагогические методы и средства стимулирования их работы над собой, а также стиль взаимоотношений с ними, основанный на признании студента равноправным участником учебно-воспитательного процесса.
Для разработки содержания образования на занятиях по русскому языку и культуре речи за основу было принято личностно ориентированное образование гуманистического типа. В самом общем плане этот тип образования может быть обозначен как обеспечивающий развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов. Иными словами, это такое образование, которое обращено к человеку и наполнено человеческим смыслом.
В своей практической деятельности по стимулированию самовоспитания студентов мы ориентировались
на модель личности выпускника вуза, основными компонентами которой являются направленность, воспитанность, образованность, социализи-рованность, культура, развитость психических процессов и свойств личности [3,5].
Направленность (потребности, ценностные ориентации, убеждения) -ядро личности. В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» важно развивать творческие способности личности с активной созидательной позицией, осознающей, что все в жизни зависит от самого человека. Уже на вводных лекциях студентам дается установка на позитивное, духовное развитие личности: вводятся элементы беседы-рассуждения на тему «Для чего нужна гуманитарная подготовка будущему инженеру», «Язык - душа народа». Всё это активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет им дать свой ответ на вопрос, а использование гипотез позволяет определить свою версию ответа на поставленный преподавателем вопрос. В процессе беседы затрагиваются и развиваются патриотические чувства студентов, побуждающие к самовоспитанию.
Подобная направленность занятий позволяет формировать и развивать и такой компонент личности, как образованность, предусматривающий наличие интеллектуальных и художественных умений и навыков, культуры умственного труда. На занятиях по русскому языку и культуре речи студенты не только закрепляют знания в области русского языка и культуры речи, осваивают структурно-языковые, коммуникативно-прагматические и этико-речевые нормы, но и развивают умение самостоятель-
но добывать информацию (доклады, рефераты), пользуясь справочниками, энциклопедиями, словарями.
Одна из главных задач педагога -привить студентам любознательность, стремление к постоянному расширению своих знаний и интеллектуальных умений. В ходе работы применяются активные методы организации учения: составление плана подготовки публичного выступления, схемы рецензии устного выступления, схемы рецензии текста учебного пособия, книги или статьи. С первых занятий студенты работают над личным словарем обогащения языка, что дает возможность не только активно пополнить словарный запас, но и анализировать собственные успехи и возможность сравнить с успехами сверстников. Для того, чтобы иметь возможность расширить лексику студентов, вводятся такие термины, как самопознание, самооценка, самовоспитание, личностно ориентированное образование.
Основу воспитанности личности составляют нравственные качества, определяющие духовный облик человека. Дисциплина «Русский язык и культура речи» позволяет развивать культуру поведения студентов, этические нормы общения, владеть эмоциями. Художественные тексты, рабочие материалы, используемые на практических и лекционных занятиях, воспитывают толерантность, гуманность и уважение к людям, развивают эстетические чувства.
Для того, чтобы студенты осознали себя как личность, на занятиях по русскому языку и культуре речи создаются ситуации, которые заставляют их проявить свои нравственные качества: критичность, принципиальность,
требовательность, товарищескую взаимопомощь (анализ творческих работ, взаимопроверки текстов с аннотацией, творческие командные работы). На практических занятиях используются активные методы обучения, стимулирующие развитие нравственного самосознания личности и потребность в профессионально-нравственном самовоспитании, например, деловая игра «Политбой», занятие-дискуссия, тренинг «Диалог» при изучении темы «Основы полемического мастерства», командное выполнение творческих заданий.
На занятиях проводится анализ производственной ситуации: при изучении темы «Деловое общение» -прием на работу и увольнение, объявление выговора и поощрение. Экстремальные условия способствуют не только проявлению нравственных качеств личности для окружающих, но и самораскрытию своих собственных возможностей, умению хорошо ориентироваться в сложных ситуациях.
Особое место в развитии личности имеет волевой компонент, от которого зависит продуктивность всей деятельности человека и его развитие. Задачи, поставленные преподавателем перед студентами в ходе выполнения заданий, развивают терпение, выдержку, умение доводить начатое до конца.
Кроме того, в процессе изучения дисциплины, при выполнении творческих креативных заданий (придумывание студентами неизвестных невербальных средств общения, творческая работа «Если бы...») формируется эмоциональная развитость личности, умение сомневаться, удивляться, нестандартно мыслить. Можно привести много примеров, свидетельству-
ющих об эффективности занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи», стимулирующих самовоспитание студентов. Вот типичное мнение студентов:
«Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» помогло мне в том, что я стал более уверенным в общении не только со сверстниками, но и с людьми старшего поколения. Это была моя самая большая проблема. На занятиях мы изучали и проигрывали приемы эффективного общения, постепенно я избавился от страха, возникающего у меня в процессе беседы. Я научился более внимательно слушать собеседника, находить доводы и аргументы, убеждающие других в моей точке зрения. Мои друзья отмечают положительные изменения во мне, говорят, что я стал более терпимым».
Образованность, воспитанность, культура, уровень развития психических процессов, определяющих индивидуальность личности - основа подготовки выпускника вуза к самостоятельной жизни, к выполнению основных социальных функций (готовность к труду, продолжению образования, к активной социальной деятельности, самостоятельной семейной жизни). Такова идеальная модель выпускника, на которую ориентируются и студенты, призванные заниматься самовоспитанием, и профессорско-преподавательский состав, призванный заниматься воспитанием будущих специалистов.
Сегодня одна из главных задач вуза - развить у студентов потребность в самовоспитании, превратить его в субъект образовательного процесса, жизнетворчества. Иначе он вряд ли станет конкурентоспособной личностью.
Литература:
1. Мухаметзянова Г.В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы /Г.В. Мухаметзянова. -Казань: ИССО РАО, 1996. - 328 с.
2. Волович Л.А. Культура речи и ее прогностический смысл / Л.А.Волович // Габдулхаков В.Ф. [и др.] Педагогическая риторика: Учебное пособие для студентов. -Казань: Изд-во «Дом печати», 2002. -С.5-6.
3. Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста / А.А.Кирсанов. - Казань: Изд-во КГТУ, 2000. - 228 с.
4. Осипов П.Н. Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе / П.Н.Осипов. - Казань: РИЦ «Школа», 1997. -224 с.
5. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся / П.Н.Осипов. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.
6. Осипов П.Н. Самовоспитание как
средство формирования конкурентоспособной личности /П.Н.Осипов // Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы Международной научно-практической конференции (10.04.2008). -
Казань: КГАСУ, 2008. - С.197-200.
7. Осипов П.Н. Знания или диплом / П.Н.Осипов // Формирование интеллектуального потенциала в системе общего и профессионального образования: Первые махмутовские чтения. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - С.110-115.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА
Яруллина Г.А.
Актуализация нравственного компонента в процессе воспитания подростков в учебных учреждениях различного уровня образования - как общего среднего, высшего профессионального - обусловлена процессами все усложняющейся социальной структуры современного общества, снижением общего культурного уровня подрастающего поколения, гуманизацией образования, вхождением России в Болонский процесс, что неизбежно влечет за собой пересмотр учебных планов и программ обучения в школах, ссузах, вузах. Поликультурность пространства предполагает сосуществание нескольких социально значимых культур, необходимость формирования толерантности. Эта задача может быть эффективно решена в условиях реализации культурологического подхода к воспитанию подростков. «.Культурологический подход» - это методологическая основа образования, ориентированного на человека; это - образование в контексте культуры. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность учащегося. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения влияют на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций.
Ключевые слова: догмат, учение, критерий, ценность, взаимосвязь между культурой и образованием.