Научная статья на тему 'Самостоятельная работа по развитию культуры речи как средство самовоспитания студентов'

Самостоятельная работа по развитию культуры речи как средство самовоспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1254
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (СРС) / КУЛЬТУРА РЕЧИ / САМОВОСПИТАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / STUDENT'S SELF WORK / STUDENT / CULTURE OF SPEAKING / SELF UPBRINGING / STIMULATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов П. Н., Богданова И. Н.

В новых социально-экономических условиях российского общества возрастает роль и значение самовоспитания в подготовке специалиста, обладающего в числе прочих и такими достоинствами, как владение языком и культурой речи. Особо это важно для студентов технических вузов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n a new social-economic conditions of Russian society increases the role and the meaning of self upbringing in the training of specialist, who also has an ability of language speaking and culture speaking. Especially it is important for students of Technical Higher Establishment

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа по развитию культуры речи как средство самовоспитания студентов»

УДК 371

П. Н. Осипов, И. Н. Богданова САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: студент, самостоятельная работа студента (СРС), культура речи, самовоспитание,

стимулирование.

В новых социально-экономических условиях российского общества возрастает роль и значение самовоспитания в подготовке специалиста, обладающего в числе прочих и такими достоинствами, как владение языком и культурой речи. Особо это важно для студентов технических вузов.

Keywords: student, student’s self work, culture of speaking, self upbringing, stimulating.

In a new social-economic conditions of Russian society increases the role and the meaning of self upbringing in the training of specialist, who also has an ability of language speaking and culture speaking. Especially it is important for students of Technical Higher Establishment.

В современных условиях модернизации российского образования возникает настоятельная потребность в активизации гуманитарной подготовки студентов технического вуза. Это обусловлено рядом причин: узким кругозором обучающихся, отсутствием гибкости мышления, низкой культурой речи, неумением четко, грамотно формулировать свои мысли, отсутствием потребности в самообразовании и самовоспитании. Поэтому сегодня так важно выдвижение на первый план задачи побуждения студентов к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за его результаты [6].

Проблема самовоспитания студентов - одна из ключевых в педагогике высшей школы. К сожалению, многие студенты недостаточно представляют себе процесс самовоспитания: они не могут адекватно оценить себя, поставить перед собой конкретные цели самовоспитания. Отсюда задача преподавателей - создать необходимые условия для формирования здоровых потребностей в саморазвитии студента, стимулировать их работу над собой. Этому призваны способствовать все учебные дисциплины и имеющиеся в распоряжении каждого преподавателя средства, одним из которых, безусловно, является самостоятельная работа студентов (СРС). В настоящее время в связи с переходом на двухступенчатую подготовку специалистов (бакалавр, магистр) в рамках Болонского процесса особенно важно четко и последовательно спланировать организацию, проведение и контроль самостоятельной работы студентов как компонента учебно-воспитательного процесса.

Как вид учебной деятельности СРС фиксируется в целом ряде нормативно-правовых документов европейского и российского уровней. Так, в общеевропейском проекте TUNING (настройке образовательных структур в Европейском пространстве высшего образования) в группе системных компетенций выделена «способность работать самостоятельно» [1]. В Стратегии модернизации содержания общего образования подчеркивается, что в структуре ключевых компетентностей должна быть представлена и «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации...» [7]; в Концепции

модернизации российского образования также говорится необходимость формирования «опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [4].

Актуальность самостоятельной работы как вида учебной деятельности, как «высшей формы учебной деятельности студента» (И. А. Зимняя), подчеркивается многими учеными (И.А. Зимняя, В.П.Беспалько, А.А. Вербицкий и др.). При этом обращается внимание на то, что самостоятельная работа «может рассматриваться и как средство обучения, и как цель привития этих навыков для последующей профессиональной деятельности специалиста,

который должен уметь самостоятельно определять научно-производственные проблемы, намечать ход и находить средства и способы их решения» [3]; «является основой образовательного процесса» (А.А. Вербицкий), в котором «обеспечиваются условия

порождения самостоятельной мысли и интеллектуальной инициативы студента, самостоятельной познавательной активности, которая должна иметь место в любых организационных формах обучения (на лекции, на семинаре, коллективной совместно-разделенной работе типа деловой игры и т.п.)» [2].

К основным видам самостоятельной работы студентов относятся курсовая работа, проектирование, дипломная работа. Кроме того, выделяют ещё более 20 её видов: участие в работе проблемных групп, спецсеминаров и тренингов; работа по специальности; участие в олимпиадах и конкурсах; сочинение, эссе; публикация тезисов, статьи; тестирование; участие в исследовании и обработка данных; коллоквиум; контрольная работа; реферат; анализ монографий; лабораторная работа; ассистирование преподавателю; изготовление дидактического материала; тематическое сообщение; анализ журнальных статей; конспектирование (работа с первоисточниками); анализ конкретной и проблемной ситуации; участие в конференции; участие в семинарских и практических занятиях; рецензия на выступление; самостоятельная работа на лекции [5, с.13-14].

Важность и необходимость оценки самостоятельной учебной деятельности студентов в том, что она мотивирует как учебную, так и общественную активность студентов. В контексте нашего исследования самостоятельная работа рассматривается как средство самовоспитания студентов, их личностного и профессионального становления.

Анализ ГОС ВПО второго поколения также свидетельствует, что в разделе «Требования к уровню подготовки выпускника по специальности...» выделяется значимость «владения методикой самостоятельной обработки информации и использованием ее в решении профессиональных задач» [7]. Поэтому в учебном плане по каждой дисциплине указано количество часов, выделяемых на самостоятельную работу, её виды. Например, учебный план по дисциплине «Русский язык и культура речи» предусматривает, что из 85 часов общей трудоемкости 51 час отводится на самостоятельную работу студентов.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» обладает значительным потенциалом для формирования личностных качеств студентов, их духовности и творческого саморазвития. В процессе воспитывающего обучения русскому языку и культуре речи через содержание учебных занятий, использование соответствующих форм и средств обучения и воспитания происходит формирование языковой культуры студентов, что особенно актуально для технических вузов.

Наш особый интерес к дисциплине «Русский язык и культура речи» вызван тем, что русский язык, будучи государственным, является органичной связкой, определяющей духовный пафос всех граждан России независимо от национальной принадлежности. Стало быть, культура русской речи необходима каждому. Федеральная целевая программа «Русский язык» (2006-2010 годы), принятая постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года, предусматривает обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка страны. Развитие речевой культуры студентов сегодня стало требованием государственной важности, так как от того, насколько выпускники вузов будут свободно пользоваться языком как средством общения, зависит степень их участия в производственной и общественной жизни страны. Поэтому изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» включено в образовательные стандарты вузов.

Приступая к изучению курса «Русский язык и культура речи» студент технического вуза нацелен, прежде всего, на получение определенных знаний в области культуры речи. Вместе с тем эта дисциплина обладает огромным воспитательным потенциалом. Задача педагога - реализовать его, способствовать профессиональному и личностному становлению, самоопределению, самовоспитанию студентов.

Основу воспитанности личности составляют нравственные качества, определяющие нравственный облик человека. Дисциплина «Русский язык и культура речи» позволяет развивать культуру поведения студентов, этические нормы общения, владеть эмоциями. Художественные тексты, рабочие материалы, используемые на практических и лекционных занятиях, воспитывают чувство толерантности, гуманность и уважение к людям, развивают эстетические чувства.

С учётом результатов анализа отношения студентов к самовоспитанию были определены педагогические средства стимулирования их работы над собой, а также стиль взаимоотношений с ними, основанный на признании студента равноправным участником учебно-воспитательного процесса. В частности, расширена тематика рефератов, публичных выступлений за счет включения новых тем: «Роль самовоспитания в развитии личности», «Самовоспитание - сознательная, планомерная работа над собой», «Развитие

профессионального самосознания - необходимое условие самовоспитания», «Методика

самовоспитания (по опыту выдающихся личностей)». Это позволило вооружить студентов теоретическими основами самовоспитания, помогло им усвоить различные психологопедагогические категории.

Одна из главных задач любого вузовского преподавателя - разжечь любознательность студента, стремление к постоянному расширению своих знаний и интеллектуальных умений. Её реализации способствует применение активных методов организации учения: составление плана подготовки публичного выступления, схемы рецензии устного выступления, схемы рецензии текста учебного пособия, книги или статьи. С первых занятий студенты работают над личным словарем обогащения языка, что дает возможность не только активно пополнить словарный запас, но и анализировать собственные успехи и возможность сравнить с успехами сверстников. Расширению словарного запаса и языкового базиса студентов в психологопедагогических проблемах и ведения с ними диалога способствует введение в их лексикон (через словарь «Пополнения личного словарного запаса») таких терминов, как: потребность, самовоспитание, самопознание, самооценка, профессионально-нравственное

самовоспитание, самосознание.

При выполнении творческой самостоятельной работы в качестве тем сочинений-рассуждений студентам предлагаются темы морально-этического плана: «Какого человека можно назвать красивым?», «Что такое счастье?», «Правила работы над собой - нужны ли они человеку?», «Нужны ли сегодня девичья гордость и мужское достоинство?». Проблемная формулировка тем позволяет раскрыть сущность таких нравственных категорий как патриотизм, гуманизм, общественная активность ответственность, совесть, честь и др. В процессе создания и обсуждения работ происходит внутренняя переработка нравственных понятий, активная работа самосознания. Самые удачные сочинения публикуются в студенческой газете «От винта», что дает возможность расширить аудиторию, продолжить дискуссию и вовлечь в процесс самовоспитания большее количество как студентов, так и преподавателей, сотрудников института.

Стимулированию самовоспитания студентов способствует рациональная организация их самостоятельной работы, в основе которой соблюдение принципа посильности, учет индивидуальных особенностей, ориентация студентов на систематические занятия, связанные с развитием познавательной активности в условиях межпредметного взаимодействия, продвижение студентов в осознании необходимости развития самоконтроля и самокоррекции, увеличение доли самостоятельных работ творческого характера. Это придаёт процессу подготовки специалиста осознанность и целенаправленность.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» 12 часов отводится на самостоятельную работу по написанию реферата, который является важнейшим средством самостоятельного глубокого изучения дисциплины, повышения теоретического и методического уровня профессиональных знаний студента. Темы рефератов: «Языковой портрет личности (на примере телеведущих, политических деятелей, известных ученых и др.)

», «СМИ и культура речи», «Как стать гением переговоров?», «Психологические аспекты речи», «Технический стиль в русском языке», «Молодежная лексика», «Нравственные аспекты речи» и др. Работа над ними - самостоятельный научно-исследовательский поиск студента, направленный на раскрытие сути исследуемой им проблемы. Чаще всего изложение материала носит проблемный характер, что позволяет исследователю показать различные точки зрения, а также выразить собственные взгляды на проблему. Защита рефератов проходит на практических занятиях в виде выступлений студентов с последующим анализом их выступлений оппонентами-сверстниками. Критериями оценки рефератов являются соответствие теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, оформление реферата и его презентация. В ходе работы над рефератом и анализа выступления у студентов вырабатываются навыки научного мышления, развиваются волевые качества, а также умение быть объективным, доброжелательным и справедливым.

Одной из обязательных работ в рамках СРС является ведение словаря «Пополнение личного словарного запаса». В течение семестра студенты выполняют данный вид работы, выписывая из различных источников на карточки слова, значения которых им не известны, либо малоизвестны: альтруизм, толерантность, эмпатия, инвариантность, плашка, метчик, валоризация, идиосинкразия и др. Этот кропотливый вид самостоятельной работы требует ежедневных упражнений по запоминанию слов, поиску их значения в толковых словарях.

Как правило, за период изучения дисциплины словарный запас каждого студента пополняется 25-70 новыми словами. Чаще всего, это лексика иноязычного происхождения (апломб, бестселлер, реноме), научные (плеоназм, эллипсис, социогенез), экономические (дебитор, сальдо, издержки), политические (геноцид, диссидент, импичмент), технические (протяжка, фреза, диджитайзер) термины. В ходе работы студенты не только обогащают личный словарный запас, но и приобретают навыки работы со словарями и справочниками, учатся систематизировать материал (в алфавитном порядке, тематически), эстетически его оформлять (в виде словарей, разноцветных карточек). На данную работу преподавателем отводится 6 часов.

Не менее интересной является творческая самостоятельная работа студентов по подготовке к публицистическому сообщению (на это отводится 8 часов). Тематика может быть следующей: «Планировать жизнь или пустить все на самотек?», «Роль высшего

образования сегодня», «Беспризорные животные: что с ними делать?», «Гражданский брак: за и против», «Что самое главное при выборе профессии?», «Жизнь в малом городе: за и против» и др.

В процессе подготовки студенты самостоятельно выбирают тему выступления, руководствуясь её актуальностью, знанием материала, интересом к проблеме. Формулируя цель выступления, стремясь ответить на вопрос: «Что я должен донести до слушателей?», студент определяет свои взгляды на проблему, свою нравственную позицию. На этапе изучения и подбора материала он формирует такие качества личности, как терпение, трудолюбие (волевые качества), умение аргументировать, анализировать, обобщать, отстаивать свои взгляды и убеждения. И, наконец, само выступление перед публикой (своими сокурсниками) требует концентрации и проявления всех лучших качеств студента: умение ясно, четко излагать свои мысли, доброжелательно и объективно относиться к выступлению своего товарища, быть толерантным, уметь сдерживать эмоции.

Проблемная формулировка тем позволяет студентам изучить компетентные мнения по рассматриваемому вопросу, приобрести знания по существу проблемы, а также выработать собственную точку зрения. Публичные выступления проходят на практических занятиях по теме «Ораторское искусство», где каждый выступающий представляет не только доклад, но и отвечает на вопросы однокурсников. Последние в свою очередь дают оценку выступлению, предлагают рекомендации, например, изучить и использовать в своем выступлении «местный» материал; исключить из своей речи слова-паразиты («как бы», «значит», «так»);

использовать приемы активизации внимания аудитории (вопросы к аудитории, повышение тембра голоса, логические паузы и др.). Такой вид работы готовит студентов к защитам курсовых, а затем и дипломных проектов. Большая часть студентов, часто выступая перед аудиторией сверстников, избавляется от «ораторской лихорадки», а также от фобии-боязни языка, выработанной в течение 11 лет учебы в школе. Вовлечение студентов в оценивание своей работы - мощный стимул их продвижения как в области освоения дисциплины, так и на пути к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Существенной частью в овладении учебным материалом является работа над терминами и понятиями, она помогает развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с книгой. Расшифровка незнакомых или необходимых терминов и понятий начинается уже в процессе работы над литературой, при подготовке к лекционным и практическим занятиям. Например, на практическом занятии «Коммуникативные качества речи» используются термины «коммуникативное намерение (коммуникативная интенция)», «диалектизмы», «жаргонизмы», «арготическая лексика» и др. При подготовке к занятию студентам предлагается раскрыть содержание соответствующих терминов, понятий, определений, внести их в личные словари. К лекционным занятиям по теме «Речевое взаимодействие» студенты готовят расшифровку таких понятий как речевая ситуация, речевая коммуникация, вербальное взаимодействие, невербальное взаимодействие, тезис, аргумент, демонстрация. Освоение научной терминологии обогащает словарный запас студентов, развивает память, воспитывает их волевые качества. Каждое лекционное и практическое занятие сопровождается подобными заданиями. Этот вид самостоятельной работы рассчитан на 6 часов. К концу изучения курса студентам предлагается составить кроссворд, используя известные им лингвистические термины и понятия. Эта увлекательная работа позволяет студентам закрепить полученные знания, проявить смекалку, творческие способности.

Одним из популярных заданий для студентов является выполнение творческой работы - создание собственного сочинения на тему «Время года через призму чувств», либо статьи для газеты «От винта» при изучении темы «Богатство, многообразие и выразительность языка». Такая форма работы помогает студентам раскрыть свой внутренний мир, передать чувства, поделиться наблюдениями. Кроме того, каждый обучающийся пробует свои силы в создании своего собственного произведения, порой поэтического, в проявлении своей оригинальной авторской мысли. При коллективном обсуждении текстов студенты анализируют выразительные средства языка, обращают внимание на авторские находки и речевые недочеты, стилистические ошибки, предлагают откорректированные варианты. Мнение товарищей, часто положительная оценка носят воспитательный характер, вселяют в студентов уверенность в своих силах, повышают самооценку. Особой ценностью подобных занятий является коллективное творчество, позитивный настрой, вдохновение и желание вновь пробовать свои силы, создать нечто лучшее.

При организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» мы руководствуемся необходимостью наличия у преподавателя оценочной карты, в которой учитываются все занятия, перечень видов самостоятельной работы студентов на семестр, выполненные студентами виды самостоятельной работы по пятибалльной шкале. Предусматривается и наличие индивидуальной карты видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, которые студент должен выполнить в течение семестра [8, с.22].

Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа студентов позволяет не только получить, закрепить знания, но и стимулирует самовоспитание, саморазвитие студентов, раскрывает их творческий, интеллектуальный потенциал.

Литература

1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) /Под ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 200б. - 211 с.

2. Вербицкий, А.А. Самостоятельная работа при подготовке бакалавра. От парадигмы обучения к парадигме образования /А.А. Вербицкий //Самостоятельная работа студентов: Материалы научнопрактической конференции. - М., 1993.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - 45б с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002. - 24 с.

5. Лобанов, А.П. Управляемая самостоятельная работа в контексте инновационных технологий / А.П.Лобанов, Н.В. Дроздова. - Минск, РИВШ, 2005. - 107 с.

6. Осипов, П.Н. Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе /П.Н.Осипов. -Казань: РИЦ «Школа»,1997. - 224 с.

7. Стратегия модернизации содержания общего образования. - М., 2001.

8. Татур, Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе / Ю.Г. Татур. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 97 с.

© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, posipov@rambler.ru; И. Н. Богданова - асп. этой же кафедры, zfkstu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.