НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
УДК 378.1:376.7
СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)
М. Л. ДАВЫДОВА, Н. Ю. ФИЛИМОНОВА Статья представлена доктором юридических наук, профессором Ростовщиковым И. В.
В статье рассматривается многообразие существующих форм самостоятельной работы, выясняется оптимальное соотношение этих форм в зависимости от уровня подготовленности иностранной студенческой аудитории, а также средства повышения эффективности самостоятельной работы на разных этапах обучения иностранных студентов в российских вузах.
Получение высшего образования в российских вузах предполагает изучение иностранными студентами большого количества теоретических дисциплин, усвоение и освоение которых возможно лишь при детальной организации самостоятельной работы студентов (СРС). Ее эффективность зависит в первую очередь от уровня подготовленности студентов, их желания и способности к самостоятельной работе. С сожалением нужно отметить, что большинство иностранных студентов, приехавших на учебу в Россию, не умеют самостоятельно приобретать знания и не имеют необходимых навыков самостоятельной работы.
В рамках педагогической системы довузовского этапа обучение иностранных учащихся должно не столько представлять собой процесс передачи разного рода информации от преподавателя к ученику, сколько создавать условия, в которых человек может научиться самостоятельно добывать знания, от этого зависит успешность дальнейшего обучения в вузе.
Вообще важно отметить, что готовность к обучению в вузе зависит от разных факторов. В числе таких факторов следует назвать различные национальные системы образования, а также национально-этнические особенности иностранных учащихся [1]. Так, например, студентов из Вьетнама отличает высокая самостоятельность и на всех предметах довузовского этапа обучения они демонстрируют прекрасные способности к самообразованию, тогда как у арабских и латиноамериканских студентов зачастую отсутствуют навыки самостоятельной работы, поэтому с первых занятий их необходимо научить учиться. Преподавателям следует знать, что если в условиях довузовского этапа вьетнамцы учатся в интернациональных группах, в которых учащиеся из других стран требуют к себе дополнительного внимания, необходимо увеличивать объём самостоятельной работы для вьетнамских студентов. В свою очередь, работающий в африканских группах должен учитывать, что африканские студенты, обладая высокой работоспособностью и трудолюбием не имеют навыков самоорганизации, поэтому задача преподавателя - направить свои действия на привитие этих навыков [2].
Наблюдение за иностранными студентами на разных этапах обучения позволяет разделить их по наличию навыков самостоятельной работы на три разные группы: с недостаточно сформированными навыками, со среднесформированными навыками и с хорошо сформированными навыками самостоятельной работы. Использование различных форм СРС, по нашим наблюдениям, может привести к переходу студентов из одной группы в другую.
Распределение иностранных студентов по группам с разными уровнями навыков
самостоятельной работы
Г руппы Довузовский этап 3-й - 4-й курсы
с недостаточно сформированными навыками СРС 65% 45%
со среднесформированными навыками СРС 30% 35%
с хорошо сформированными навыками СРС 5% 20%
Вполне естественно, что результаты могут быть (и будут) иными в зависимости от множества факторов, анализ которых останется за рамками данных записок. Но достаточно важным представляется вывод о том, что на всем протяжении многоуровневого обучения иностранных студентов в российских вузах необходимо планомерно учить их учиться, руководить их самостоятельной работой.
На более поздних этапах обучения иностранных студентов, начиная со 2-3 курсов, к ним, как и к российским студентам, могут быть применены вполне доступные способы повышения эффективности СРС и, следовательно, повышения качества обучения. Среди них выделим следующие:
- подробная разработка форм СРС;
- наличие эффективных форм контроля;
- обеспечение взаимосвязи СРС и аудиторных занятий.
Заметим, что начало этой работы приходится на самый первый год обучения иностранца в России, на период довузовской подготовки. Так, согласно проекту новых «Требований к минимальному уровню образованности выпускников программы предвузовской подготовки иностранных студентов» [3, с. 16], при 54 академических часах максимальной недельной нагрузки освоения программы рекомендуемая недельная трудоёмкость не должна превышать 32 академических часа. Таким образом, 22 академических часа - это внеаудиторная самостоятельная учебная работа студента. И чрезвычайно важно, чтобы эта работа была плодотворной.
Выбор форм СРС должен зависеть от их целей, к примеру:
- закрепление материала, изученного на лекции;
- изучение дополнительного материала по пройденным темам;
- самостоятельное изучение отдельных тем;
- приобретение навыков работы с научной литературой;
- анализ полученной информации;
- выработка умения формировать и формулировать собственное мнение;
- развитие способности применять полученные знания для решения практических вопросов и так далее.
Рассмотрим способы повышения эффективности различных форм СРС на примере преподавания юридических дисциплин.
1. Изучение научной литературы. Данная форма работы наиболее часто выполняется студентами и может преследовать цель как самостоятельного ознакомления с определенной темой, так и углубленного изучения тем, рассмотренных на лекции. Эффективность этой работы непосредственно связана с возможностью контроля за ее выполнением. Прежде всего такой контроль должен осуществляться в ходе опроса на семинарском занятии, поэтому темы, которые не освещаются в лекциях, желательно разбирать на семинарах.
Если же какая-либо тема не рассматривается ни на лекции, ни на семинаре, достаточно велика вероятность того, что соответствующий материал вообще не будет усвоен студентами. В этом случае помимо опроса должны использоваться иные средства контроля за изучением студентами научной литературы. Таковым выступает, в частности, конспектирование. На более
поздних этапах конспектирование по своей значимости может быть рассмотрено не только как средство контроля, но и как отдельная форма СРС.
2. Конспектирование не просто заставляет студента знакомиться с научными работами, но требует развития способности выделять главное из прочитанного материала, четко формулировать основную идею, кратко излагать соответствующие научные положения. При этом важно соблюдать определенные требования.
Во-первых, необходим тщательный отбор материала, предлагаемого для
конспектирования. Критериями такого отбора, по нашему мнению, являются:
а) ценность соответствующей информации с точки зрения изучаемой темы;
б) авторитетность источника;
в) доступность конспектируемого материала.
Во-вторых, несмотря на то, что начальные навыки конспектирования иностранные студенты получают еще на довузовском этапе обучения, на первом курсе они, как правило, недостаточно владеют этими навыками, поэтому преподаватель должен подробно объяснить, в чем состоит смысл данной работы, каким образом нужно ее выполнять, как должен выглядеть конспект и как следует использовать его в процессе изучения соответствующей дисциплины. Для этой же цели необходимо проверять не только факт выполнения задания студентами, но и качество, правильность его выполнения. Кроме того, научные работы, предлагавшиеся для конспектирования, должны обязательно обсуждаться на семинарском занятии.
3. В качестве средства, стимулирующего стремление студента знакомиться с научной литературой, может использоваться составление каталога журнальных статей. При этом студенту предлагается составить и соответствующим образом оформить (например, в виде карточек, содержащих все необходимые библиографические данные) каталог научных статей по одному из следующих принципов:
а) статьи, относящиеся к определенной теме;
б) статьи, относящиеся в целом к изучаемой дисциплине, публиковавшиеся в течение нескольких лет в определенном журнале;
в) статьи, по проблемам данной дисциплины, появляющиеся в научных журналах в течение текущего года.
Следует признать, что далеко не все иностранные студенты в состоянии без помощи преподавателя справиться с составлением каталога журнальных статей. Но при всей сложности данного вида работы она чрезвычайно важна, ибо в ходе выполнения этих заданий студентами приобретаются навыки работы с научной литературой и знания по библиографии.
4. Реферат. Эффективность этой формы СРС может колебаться от очень высокой до полной бесполезности в зависимости от качества ее организации.
Прежде всего, подготовка реферата имеет смысл, если достаточно четко сформулирована его тема, то есть, если перед студентом стоит конкретный вопрос, ответ на который он должен найти.
Во-вторых, нужен перечень литературы, содержащей необходимую научную информацию.
Третьим условием эффективности реферирования как формы СРС является обсуждение реферата на семинаре. С одной стороны, это позволяет убедиться в самостоятельности выполнения студентом этой работы, выяснить, насколько он владеет информацией, ориентируется в тексте реферата. С другой стороны, содержание реферата в ходе обсуждения становится известным всей студенческой аудитории, дополняя знания, полученные на лекциях и семинарах. При этом уместно проводить обсуждение сразу нескольких рефератов, посвященных близким темам или разным аспектам одной темы. В таком случае обсуждение будет более содержательным и интересным.
Заметим, что уже на довузовском этапе иностранные студенты, готовясь к защите курсовых работ по теме «Наука», получают первый опыт самостоятельной творческой работы и публичных выступлений. Разумеется, и подобрать материал по теме, связанной с их будущей
специальностью, и составить план, и написать первую самостоятельную работу на русском языке студенты могут лишь под руководством преподавателя. С его помощью они приобретают начальные навыки работы с литературой по избранной теме и представление о некоторых приемах подготовки публичной речи [4].
5. Составление словаря терминов предполагает, что студент выписывает в алфавитном или тематическом порядке определения тех или иных правовых понятий. Можно использовать два варианта подобной работы.
Первый - составление словаря из основных понятий и категорий, изучаемых на лекционных и семинарских занятиях. Такая работа позволяет студенту систематизировать полученные знания, закрепить наиболее важные, ключевые моменты.
Второй вариант - составление словаря из сложных, незнакомых студентам терминов, определения которых необходимо найти в специальной литературе. Целью подобного задания является расширение словарного запаса, обогащение научно-категориального аппарата, кругозора.
6. Составление схем и таблиц. Следующие задания направлены не столько на получение информации, сколько на самостоятельный анализ изученных явлений. Такая работа позволяет наилучшим образом систематизировать, «разложить по полочкам» полученные знания.
К примеру, очень эффективной является подготовка схемы базы знаний по каждой теме. Студент схематически фиксирует ход ответа на каждый вопрос темы, выделяет логические связи между понятиями, схематически обозначает последовательность освещения различных аспектов темы. Данная форма работы помогает не только запоминать материал, но и обнаруживать логику, последовательность в его изложении. Использование составленных в течение семестра схем по каждой теме значительно облегчает студенту подготовку к зачету. В наибольшей степени задания на выполнение схемы уместны при изучении вопросов, связанных с классификацией различных явлений, изучением их структуры, строения и т.п.
Другой чрезвычайно полезной формой СРС является составление таблиц. При этом студентам предлагается оформить в виде таблицы сравнительный анализ определенных правовых явлений или категорий. Сравнение проводится по заранее заданным преподавателем параметрам. В качестве варианта такой работы уместно предложить студентам провести контент-анализ, то есть измерить интенсивность проявления определенных качеств во всей совокупности исследуемых явлений [5, с. 417].
На семинарском занятии полученные данные можно обобщить, попробовать выявить какие-то тенденции, обсудить возможные выводы.
Следует признать, что подобная форма СРС доступна лишь наиболее способным иностранным студентам, которые в дальнейшем планируют учиться в аспирантуре. Но при всей её сложности отказываться от подобной работы не следует, так как она не только позволяет формировать начальные навыки научно-исследовательской деятельности, но и пробуждает интерес к ней, ощущение «причастности к науке».
7. Анализ учебной литературы предполагает не только получение информации, но и сопоставление данных, полученных из разных источников. К примеру, полезно такое задание, как сравнение определений одного и того же понятия, изложенных в разных учебниках. В результате студенты:
а) учатся выявлять те признаки понятия, которые являются общепризнанными в научной литературе;
б) получают представление о плюрализме как важнейшем принципе науки;
в) ставятся перед необходимостью формировать и обосновывать собственное мнение, выбирать наиболее аргументированную научную позицию.
Еще один вариант задания для СРС: выявить достоинства и недостатки тех или иных правовых явлений. Их признаки подробно изложены в литературе, и большинство иностранных
студентов ограничится тем, что просто перепишет эти признаки. Между тем, важно сделать самостоятельный вывод о том, свидетельствуют ли они о слабых или сильных сторонах данного явления.
8. Следующая группа заданий для СРС направлена на закрепление усвоения материала и развитие способности применять полученные знания.
Прежде всего сюда относится поиск примеров тех или иных явлений, который наиболее уместен при изучении абстрактных теоретических понятий и категорий.
Здесь же можно перечислить решение задач. Студенту предлагается описание проблемной жизненной ситуации, разрешение которой необходимо найти в действующем законодательстве. Такая форма СРС более характерна для отраслевых юридических дисциплин, но применяется и в историко-теоретическом блоке.
Последнюю группу составляют творческие задания, выполнение которых требует не только наличия знаний, но и определенного воображения, особого авторского подхода. К самостоятельной работе такого рода иностранные студенты способны подойти лишь на старших курсах обучения в российских вузах.
9. Сочинение. Эта форма СРС, во-первых, является совершенно нетипичной для юридического образования в целом, а во-вторых, не совсем соответствует своему названию (тому смыслу, который в него вкладывают, например, филологи). Однако данная форма работы была опробована одним из авторов в процессе преподавания такой дисциплины, как теория государства и права, студентам первого курса юридического факультета и представляется нам достаточно интересной. Поясним причины использования слова «сочинение»:
- данный термин ориентирует не на поиск информации в научной литературе, а на высказывание и аргументацию собственного мнения;
- требует творческого авторского подхода к выполнению работы;
- термин «сочинение» будит еще очень свежие воспоминания первокурсников о школе и заставляет подходить к выполнению задания со всей ответственностью.
Следует отметить, что иностранные студенты, в большинстве своем привыкшие к традиционной в национальных системах образования письменной системе опроса, готовы выполнить такого рода работу, но недостаточное знание русского языка ставит перед ними вполне понятные ограничения.
Использование данной формы СРС актуально в двух случаях: 1) когда у студентов нет необходимых знаний по обсуждаемым вопросам; 2) когда изучаемые проблемы известны и понятны людям, не имеющим специальных знаний. В этом случае сочинение предполагает сопоставление полученных научных знаний о том или ином явлении с обыденными представлениями о нем. В отличие от рефератов, темы сочинения следует формулировать достаточно широко («Бюрократия», «Проблемы построения правового государства», «Правовой нигилизм», «Правовое воспитание личности» и так далее), чтобы не ограничивать возможности творческого подхода к выполнению задания.
10. Среди заданий, выполнение которых требует творческого подхода, можно выделить и другие:
- пояснить смысл высказывания известного философа или ученого;
- составить кроссворд из терминов, относящихся к изучаемой теме;
- составить задачу по изучаемой теме и т.п.
Многообразие существующих форм СРС, а также необходимость повышения их эффективности ставит перед преподавателем задачу выбора оптимального соотношения этих форм [6]. Помимо общей рекомендации о необходимости разнообразия форм СРС, следует подчеркнуть, что их выбор, а также степень сложности в каждом конкретном случае должны быть связаны с общим уровнем подготовленности студенческой аудитории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсеньев Д. Г., Зинковский А. В., Иванова М. А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. С. 45-60.
2. Филимонова Н. Ю., Щукина Н. В. Особенности работы по привитию иностранным учащимся довузовского этапа навыков самостоятельной работы // Материалы Международной научно-практической конференции. Т. 13. Днепропетровск, 2006. С. 29-31.
3. Требования к минимальному уровню образованности выпускников программы предвузовской подготовки иностранных студентов (проект); Под ред. О. В. Дороховой, А. И. Сурыгина. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.
4. Филимонова Н. Ю., Горьковская В. Д. Обучение студентов-иностранцев элементам ораторского искусства (начальный этап) // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как иностранного. -Ростов-на-Дону, 2002. С. 189-191.
5. Сырых В. М. Логические основания общей теории права. В 2 т. Т. 1. М., 2000.
6. Давыдова М. Л., Шанин А. А. Самостоятельная работа студентов: формы и методы контроля, средства повышения эффективности // Известия Волгоградского государственного технического университета: Межвузовский сборник научных статей, № 4 (13). ВолгГТУ, 2005. С. 10-12.
MEANS TO INCREASE EFFECTIVENESS OF FOREIGN STUDENTS’ INDEPENDENT STUDY
AT VARIOUS STAGES OF TEACHING (BY THE EXAMPLE OF TEACHING LAW)
Davydova M. L., Filimonova N.JU.
The article deals with variety of present forms of independent study. The authors ascertain optimal proportion of those forms depending on the level of preparedness which foreign students’ audience has, as well as the means to increase effectiveness of independent study at various stages of teaching foreign students in Russian institutes of higher education.
Сведения об авторах
Давыдова Марина Леонидовна, окончила ВГУ (1998), кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры теории государств и права ВГУ, автор более 50 научных работ, область научных интересов - теория государства и права, юридическая техника, педагогика высшей школы.
Филимонова Наталия Юрьевна, окончила ВГПИ (1971), кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка ВГТУ, автор более 100 научных работ, область научных интересов - обучение иностранных студентов, педагогика высшей школы.