Научная статья на тему 'Гражданское воспитание студентов-архитекторов средствами архитектурной графики'

Гражданское воспитание студентов-архитекторов средствами архитектурной графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцев И. С.

Дана характеристика гражданственности; воспитанию гражданских качеств у студентов-архитекторов будет содействовать использование в содержании и организации учебного процесса возможностей архитектурной графики; выявлен ряд педагогических условий, которые могут обеспечить гражданское воспитание студентов архитекторов в ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of civil education are given; the civil education within architecture students would be supported by the use of architectural graphics possibilities in educational process contents and organization; the list of pedagogical conditions would be defined to help provide civil education of architecture students in higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание студентов-архитекторов средствами архитектурной графики»

Наше дальнейшее исследование предполагает найти ответы на следующий вопрос «могут ли быть определенны оценочные (качественные и количественные) процедуры применительно к характеристикам («требованиям») общей культуры в процессе переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [4].

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М., 2008.

2. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2009.

3. http://educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php

4. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

5. http://www. edu. ru/abitur/act.34/index. php

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ

Мальцев И.С., аспирант Кубанский Государственный Университет г. Краснодар, Россия vanya. maltsev@gmail. com

Дана характеристика гражданственности; воспитанию гражданских качеств у студентов-архитекторов будет содействовать использование в содержании и организации учебного процесса возможностей архитектурной графики; выявлен ряд педагогических условий, которые могут обеспечить гражданское воспитание студентов архитекторов в ВУЗах.

The characteristics of civil education are given; the civil education within architecture students would be supported by the use of architectural graphics possibilities in educational process contents and organization; the list of pedagogical conditions would be defined to help provide civil education of architecture students in higher educational establishments.

20 января 2005 года на совещании работников Прокуратуры РФ Президент нашей страны В.В. Путин в своём выступлении заявил, что основной задачей развития современного общества в государстве, которое рассчитывает на достойное будущее, является формирование гражданина - человека независимого, свободомыслящего и чётко сознающего свои права и обязанности. Гражданина, у которого есть силы, возможности и стремления реализовывать все свои лучшие качества, независимо от его занятий, веры и национальности. Свобода выбора, избавление от диктатуры власти в современном демократическом обществе в то же время должны сочетаться для гражданина с уверенностью в крепости государственных институтов и гарантией его полноценного становления как личности. Очевидно, что сегодня преобразования в российской действительности закономерно выдвигают на передний план научных педагогических исследований комплексное изучение методов повышения качества образования и нововведений учебно-воспитательного процесса, содержащего систему, формирую-

щую гражданственность личности обучающегося. В данном случае речь пойдет о формирование гражданских качеств личности студента-архитектора.

Проблема воспитания нового «поколения россиян» становится актуальным, и, пожалуй, самым острым вопросом современной педагогики, социологии и философии. Трансформации привычной системы среднего и высшего образования, а также отказ от устаревшей системы ценностей и деидеологизация образования на первом этапе реформ привели к крушению целенаправленного педагогического процесса и дискриминации роли педагога. А в условиях постоянно нарастающего «хаоса» глобальных информационных технологий и довлеющего влияния средств массовой коммуникации, которые способствуют порождению новых норм общественных отношений, что, несомненно, воздействует на мировоззрение, требуется скорейшее альтернативное вмешательство педагогических методов совершенно новой модели воспитания, соответствующей современным требованиям.

Как показывают социально-педагогические исследования, к сожалению, у современной студенческой молодежи не обнаруживается главное качество истинно образованного человека-гражданина: зачастую нет даже основ подлинной духовности и чувства коллективной сопричастности, нет проявлений интереса к окружающей политической и общественной динамике в стране. Но ведь именно это должно было бы приводить к утверждению молодого человека в качестве полноправной социально-значимой личности, воспитывать патриотизм. Неуверенность молодежи в завтрашнем дне и ее отстранённость от общественной жизни, возникшие вследствие разрушения прежней отжившей формы организации государства в 90-е гг., породили у молодых людей замкнутость и личное безразличие, отсутствие активной гражданской позиции. Произошел настоящий «коллапс» в отношениях современной молодежи и государства, а также конфликт поколений. Практически самоустранившись в своё время от участия в процессе создания новых правовых и законодательных норм, не доверяющее многочисленным политиканам, «заблудившееся» в постоянно меняющихся социально-этических установках и «брошенное на произвол судьбы» в разгар политических страстей новое поколение россиян осталось один на один со своими злободневными проблемами. Возникла ситуация, в которой взаимоотношения старшего и молодого поколения переходят из доверительных в равнодушно-апатичные, а порой и откровенно враждебные и реакционные.

Как известно из исторического опыта, студенчество является наиболее прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества, авангардом прогрессивных реформ. Но сегодня создалось условие, при котором гражданская пассивность именно студенческой молодежи, может повлечь за собой потерю целого поколения полноценных граждан. Уже сейчас это проявляется в правовом нигилизме, политической и моральной дезориентации современной молодёжи.

Без сомнения, в условиях вуза каждому гражданину должна быть предоставлена возможность интеллектуального, профессионального, творческого, культурного и нравственного роста, т.к. именно здесь будущие специалисты проходят важнейший этап социализации, получают главные уроки гражданственности, принимают или отвергают общественные ценности, определяя при этом свои личные духовные и политические взгляды.

Мы считаем, что подлинный гражданин - это не только законопослушный член общества, но и самостоятельная творческая личность, которая осознает свою значимость в обществе. Поэтому в современных условиях высшего образования мы ставим следующие задачи, которые помогут в воспитании гражданских качеств, а именно: воспитание правовой культуры студента, знающего свои гражданские права, умеющего 34

их отстаивать; формирование самой мотивации к изучению прав и обязанностей человека перед обществом и государством; осознание личной роли каждого в обществе. То есть создание полноправного и творчески-активного гражданина страны, обладающего личной гражданской позицией.

В свою очередь, гражданственность мы определяем как совокупность социально-психологических, морально-этических качеств личности, способной определять правовые, социальные, нравственные требования общества посредством интеллектуального и волевого видов деятельности. Формирование гражданственности в личности студента, с точки зрения педагогики, понимается как комплексный педагогический процесс организации учебной деятельности, ориентированный на исследование поставленной задачи с исторической, политической, экономической, экологической, психологической и философской точек зрения. К этому надо добавить необходимость более эффективного усвоения этических, нравственных норм, воспитание патриотических и гражданственных установок, что в целом ведёт к сохранению и приумножению культурно-исторических и социальных ценностей страны и укреплению государственности.

На наш взгляд, воспитанию гражданских качеств студентов-архитекторов будет содействовать использование в содержании и организации учебного процесса возможностей архитектурной графики, т.к. архитектура и графика могут явиться одними из дополнительных средств становления человека как гражданина своей страны - при правильной педагогической подаче соответствующего учебного материала.

Разносторонний анализ педагогического опыта показывает, что особую роль в формировании гражданских и нравственно-этических качеств личности студентов-архитекторов играют такие компоненты как:

- активное участие учащегося в исследовательской деятельности;

- стремление человека выйти из личностного безразличия: безразличия по отношению к себе и к окружающим в макро- и микромире конкретного социума, в условиях социально-экономической нестабильности в обществе;

- реализация личных возможностей в различных видах позитивной деятельности;

- проявление эстетических норм в процессе архитектурной или художественной деятельности;

- стремление систематизировать и актуализировать определенную задачу в архитектурной или художественной деятельности;

- личная заинтересованность в сохранении экологии и приумножении ценностей культуры и искусства.

Современное общество испытывает глубокий кризис духовных ценностей, но, с помощью архитектуры, как и других видов искусства, общество может преодолеть глобальные экологические, экономические, политические проблемы - не только следуя известной формуле, о том, что «красота спасёт мир»: демонстрируя эстетические идеалы, но и пропагандируя повсеместно понятия и законы общечеловеческой и этики. Поэтому главной задачей в подготовке будущих специалистов-архитекторов является формирование такого комплекса условий, которые обеспечат развитие и углубление интеллектуальных, эстетических, творческих, духовных и правовых (гражданских) способностей молодого архитектора, и которые подготовят его к будущей активной жизни в современном мире. Общий учебный план специальности «архитектура» должен быть направлен на становление у будущего специалиста способности концентрировать свои возможности и умения, объединять в архитектурных формах решения социальных, этических, художественных, экологических и прочих проблем. Неудивительно поэтому, что мировое научное, культурное сообщество и международный союз

архитекторов (МСА), обращают такое пристальное внимание на архитектурное образование, считая его социально значимым явлением. Это связано с тем, что своей изобразительной деятельностью, отношением к предметно-пространственной среде и вкусом, архитектор способен воздействовать на окружающих людей, воспитывая в них понимание «эстетичного» и «совершенного». Архитектор созидает и, одновременно, обучает окружающих эстетике и красоте, а красота - это ощущение гармонии окружающего мира и в тоже время «гармония мира в себе».

Архитектура - это многогранный и универсальный язык. «Многогранность» этого языка заключается во взаимосвязи архитектуры с последними достижениями науки и искусства. «Универсальность» архитектурного языка заключается в особенности визуального восприятии человека, которое не эволюционирует и определяется едиными физическими законами и на основе «знаковых» систем общения. Архитектурный язык передает эмоции и чувства через метафору средствами пластики и монументальности.

Графика - искусство изобразительное, чаще всего ее называют искусством пространственным (как архитектура или скульптура), т.к. с помощью графики создается иллюзия реального объекта в пространстве, она передает трехмерность пространства в объемных формах. Также как в архитектуре, в графике очень часто используется символика. Символ - уникальное и интереснейшее явление в графике, один из видов изображений, воздействующее на психику человека и его внутреннее восприятие. «Знак - это некое чувственно-воспринимаемое материальное образование, способное вызывать идеальную информацию и отчуждать её за его пределы; в социально-культурной среде в общественном сознании исторически складываются единые устойчивые нормы и знаково-смысловые представления, обеспечивающие коммуникативное общение и трансляцию культуры в будущее» [1.С.100].

Изучение архитектуры и графики - искусств, неотделимых от повседневной жизни человека, задающих эмоциональное настроение людей, способно затронуть переживания студентов, обогатить их внутренний мир, стимулировать их на созидание и поиск вечного эстетического идеала. Важной особенностью архитектуры и графики мы считаем их способность «транслировать» знания об эпохах и людях, передавать их удивительный и неповторимый образ жизни, скрепляя связи поколений и целых цивилизаций.

Архитектурная графика способна воздействовать на гражданское сознание студентов-архитекторов различными способами: многовековыми традициями изображения архитектурных сооружений, памятников истории и культуры, эстетикой изобразительного искусства, сочетанием форм и гармонией расположения в пространстве сооружений, их планировки; посредством отображения в эскизах региональных и этнических особенностей российского общества.

В течение 3-х летнего периода преподавания архитектурного проектирования на 1-м и 2-м курсах кафедры Архитектуры Кубанского Государственного университета, нами была проведена работа по созданию новаторских методик для учебной программы студентов-архитекторов. Основное внимание в этой программе уделялось совершенствованию графической культуры студентов, посредством изучения зарисовок, рисунков архитекторов и графиков различных эпох и народностей, развитию и совершенствованию индивидуальных творческих способностей студентов и использование этих способностей в архитектурном проектировании, начиная от общей архитектурной концепции, и - до архитектурных чертежей. Мы старались рассматривать индивидуальные особенности каждого студента, его творческую направленность, характер его научных исследований. Для этого мы проводили интерактивные встречи, беседы, лекции, конкурсы и т.д. В зависимости от достижений каждого студента в упражнениях, 36

мы старались направить его на углубленное изучение определенной проблемы или задачи, внедряя в эту задачу элементы социологии, педагогики и истории, тем самым направляя и развивая не только архитектурное видение студента, но и его социально-культурное мировоззрение. Это помогло нам повлиять на личную самооценку студента, повысить его заинтересованность в изучении общественных проблем, а также мы заметили, что такие студенты меньше задумывались о баллах: процесс и результат исследования для них становился важнее оценки. Было собранно большое количество данных, результатов, которые обеспечили возможность для создания учебной программы для 1 -го курса и вместе с этим, мы столкнулись с целым рядом вопросов, в том числе касающиеся гражданского воспитания будущих архитекторов. Например, как сделать так, чтобы огонёк альтруистической заинтересованности в разрешении вопросов социальной и гражданской направленности у студентов начальных курсов не погас на последующих, «взрослых» - рационально-мотивированных курсах? Какие воспитательные элементы и условия должны быть включены в образовательную программу, чтобы в процессе архитектурного проектирования студенты интересовались (по собственному желанию) вопросами социального значения и активно включались в общественную жизнь города, страны?

По мере формирования общей концепции программы нами было выявлен ряд необходимых условий, которые могут обеспечить гражданское воспитание студентов-архитекторов:

1. Необходимо внедрение новых концепций в учебные программы, использующие новые методики преподавания архитектурного проектирования и обеспечивающие повышение гражданской и правовой грамотности студентов-архитекторов. Содержанием таких программ будет использование практикумов, интерактивных встреч и дискуссий, развивающих творческие и вербальные способности студентов: в процессе участия в обсуждении различных проблем общественной, политической, культурной жизни. Это поможет студентам повысить личный опыт по защите своих и коллективных прав и свобод.

2. В процессе архитектурного проектирования необходимо создавать условия, при которых студенты являются полноправными участниками творческого учебного процесса, в котором ценится открытость, свобода мнений, личный выбор, справедливость и честность. Именно на принципах независимости суждений строится открытый диалог педагога и студента. Свобода мысли студента потенцирует потребность в исследовании и стремление к новым открытиям - ради совершенствования внутренних потребностей личности, а не ради личной выгоды. Стремление к «новому»- главная особенность каждой творческой личности, особенно архитектора. Умение находить и развивать новые концепции на основе простых вещей - необходимая черта творческой деятельности, раскрывающая эстетический вкус и творческое видение.

3. Гражданское воспитание студентов-архитекторов предполагает изучение проблем современного социума страны и мира, на примерах реальных фактов; формирование личного мнения и убеждений, не зависящих от убеждений педагога.

4. Адекватная и качественная система оценок должна не только стимулировать учебную и познавательную деятельность студентов, но и способствовать формированию гражданской ответственности, готовить их к встрече с современными реалиями общества. Необходим качественный и адекватный выбор критериев оценок. Ведь оценка носит не просто формальный характер, она должна воспитывать студента, пробуждать его заинтересованность и оптимизм в процессе обучения. Система оценивания результатов должна быть открыта для студентов, критерии должны быть известными и более справедливыми, особенно при рассмотрении индивидуальных способностей.

Оценка должна стимулировать исследовательскую, творческую и общественную деятельность студента, а не подавлять ее.

5. Архитектурная деятельность не предполагает заранее известный результат. Это связано с тем, что в процессе создания эскизов архитектурная форма постоянно дополняется новыми элементами и качествами, которые заранее предугадать невозможно, особенно в процессе архитектурного проектирования у студентов младших курсов. Поэтому важно подчеркнуть влияние педагога в таком творческом процессе, педагог может сформировать творческую среду, в которой студенты должны почувствовать уверенность и свободу абстрактной мысли.

Для студента-архитектора графика является неотъемлемым средством анализа и наглядным способом воплощения мысли. Гражданско-правовое воспитание студентов-архитекторов будет более действенным, если в комплексе архитектурного образования в программе курсов обществознания; истории, философии, истории и теории архитектуры будут содержаться основы гражданского и правового воспитания. А на занятиях по графике в процесс обучения архитекторов будут включены интерактивные встречи с известными графиками, иллюстраторами, фотографами, архитекторами, актерами, юристами, сотрудниками служб по защите гражданских прав. Гражданско-правового воспитание должно базироваться не только на изучении собственно права и освоении норм гражданского общества, но и познании экологии, основ социально-психологических знаний, приобщению к культурному и историческому наследию России и мировой цивилизации.

Именно такой подход представляется наиболее перспективным в гражданском воспитании студентов, т.к. он позволяет качественно модернизировать российское архитектурное образование, повысить его актуальность среди молодежи, сделать гражданское и правовое воспитание нового поколения важнейшим критерием в подготовке будущих специалистов-архитекторов.

Литература

1. Мелодинский, Д.Л. - Архитектурная пропедевтика. М. 2000.

КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

Гребенщикова В.Л.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования Воронежский институт высоких технологий г. Воронеж, Россия

В работе обсуждаются вопросы, связанные с эффективностью коммуникации в управлении.

In the paper the questions, connected with the efficiency of communication in management are considered.

Анализ источников, посвященных рассмотрению коммуникационных потребностей организации, показывает, что они зависят от следующих факторов [1]:

-характеристик внешней среды организации (насколько она динамична, какова ее сложность);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.