УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10071
Chotchaeva Z.A., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Philosophy and Social Work, Deputy Dean for Educational Work, Faculty of psychology and Social Work, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Humanities Department, Moscow International Uuniversity; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University; Gzhel State University (Izolyator, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
IMPLEMENTATION OF MANAGERIAL IMPACTS ON STUDENTS IN HIGHER EDUCATION. The article says that a modern teacher should effectively manage the activities of students. Management of educational activity of students is a necessary form of interaction between teacher and student. Management does not interfere with the freedom of communication, does not lead to fear of mistakes, but this happens only if the teacher and the student interact as equal partners of communication. In the process of management of educational activities it is necessary to provide various types of support to students: pedagogical support; psychological support; social support; legal support; valeological support. The content of the support work is discussed in this article. The authors conclude that the modern teacher should build the process of managing the educational activities of students on the basis of humanistic attitude and the direction of pedagogical activity.
Key word: students, teacher, management impact, pedagogical support, psychological support, social support, legal support, valeological support.
З.А. Чотчаееа, канд. социол. наук, доц., зам декана по ВР факультета психологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаееск, E-mail: kcsu@mail.ru
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. кафедры гуманитарных наук АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, проф. кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская обл., пос. Электроизолятор, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье говорится о том, что современный преподаватель должен эффективно управлять деятельностью студентов. Управление учебной деятельностью студентов является необходимой формой взаимодействия преподавателя и студента. Управление не препятствует свободе общения, не приводит к боязни ошибиться, но это происходит лишь в том случае, если преподаватель и студент взаимодействуют как равноправные партнёры общения. В процессе управления учебной деятельностью необходимо оказывать студентам различные виды поддержки: педагогическую, психологическую, социальную, правовую, валеологическую. Содержание работы по оказанию поддержки рассмотрено в данной статье. Авторы делают вывод о том, что современный преподаватель должен строить процесс управления учебной деятельностью студентов на основе гуманистической позиции и направленности педагогической деятельности. Это выражается через систему планируемых психолого-педагогических воздействий преподавателей на студентов в образовательной среде вуза в целях создания лучших условий для обучения, воспитания и развития каждого студента, исключающих их неблагоприятные психологические состояния.
Ключевые слова: студенты, преподаватель, управленческие воздействия, педагогическая поддержка, психологическая поддержка, социальная поддержка, правовая поддержка, валеологическая поддержка.
В настоящий момент в условиях гуманизации высшего профессионального образования возросла роль преподавателя в организации педагогической поддержки студентов в образовательном процессе. Современный преподаватель должен эффективно управлять деятельностью студентов. Под управлением понимается «целенаправленное воздействие преподавателя на действия студентов по овладению теми или иными навыками и умениями с целью получения продукта (результата) с заданными характеристиками» [1 с. 44]. Управление учебной деятельностью студентов является необходимой формой взаимодействия преподавателя и студента. Управление не препятствует свободе общения, не приводит к боязни ошибиться, но это происходит лишь в том случае, если преподаватель и студент взаимодействуют как равноправные партнеры общения. Более того, при правильном управлении (а в него входит не только общение преподавателя и студентов, но и создание благоприятной психологической атмосферы, а также методически грамотная организация учебного материала, использование различных форм учебной деятельности студентов) студенты даже не замечают того, что их действия каким-то образом направляются в нужное русло. А это становится хорошим стимулом для повышения мотивации.
Как отмечают многие учёные [1 - 7], каждое управленческое воздействие должно содержать элементы поддержки. Поддержка - это главный принцип гуманистической культуры в профессии преподавателя. Методы поддержки, увеличивая адаптационные возможности субъектов управления, помогают восприятию их индивидуальности, усиливают когнитивные процессы, направленные на сохранение и развитие личности. Это в свою очередь стимулирует позитивное отношение окружения. Важным условием результативности методов поддержки является надежда на успех.
Под поддержкой мы понимаем знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, в форме речевого высказывания, организованных действий или реакций, касающихся той области, в которой у него в этот момент возникли затруднения. В практику управления должны быть включены разные виды поддержки (таб. 1).
Каждый вид поддержки не может проявляться сам по себе, он взаимосвязан с другими ее видами.
При этом поддержка предполагает использование следующих приемов:
Таблица 1
№ Виды поддержки Содержание
1. Социальная поддержка - предоставление всем равных стартовых возможностей в образовании в соответствии с их потребностями в помощи в выборе морально-эстетических ориентиров поведения и эмоционального реагирования в организации рабочего быта (рабочего места) и обеспечении необходимыми средствами обучения в определении пространства ученика в обучении в раскрытии и совершенствовании личностных качеств субъекта управления;
2. Правовая поддержка - признание прав каждого человека как равноправного участника педагогического процесса; предоставление свободы как высшей формы дисциплины и ответственности; уважение каждого с его достоинствами и недостатками; акцент на положительных особенностях каждого и позитивных сторонах педагогического общения;
3. Психологическая поддержка - обеспечение отношений в системе человек - человек; признание человека как уникальной личности; одобрение даже незначительных его успехов; преодоление личностных комплексов и трудностей в обучении и общении и их раннюю коррекцию;
4. Валеологическая поддержка - заключается в создании удобных (комфортных) условий проведения учебных занятий (соблюдение гигиенических норм, создание психологически благоприятного климата и оптимальной организации учебной деятельности) в проявлении интереса и эмпатического внимания к самочувствию и состоянию здоровья в оптимистическом настрое и стремлении к совместному достижению успеха в деятельности.
Виды поддержки студентов со стороны преподавателя в процессе управления образовательным процессом
Таблица 2
Использование различных методов в решении проблем управления преподавателем
Шаги решения проблемы педагогом-руководителем Техника их исполнения
Задание установки личности, испытывающей проблемы Все проблемы поддаются решению. Успех в их решении зависит от желания «решателя» и его активной позиции. Существует множество путей решения проблемы, но из них есть наиболее рациональные, их нужно искать. Некоторые проблемы не следует решать немедленно, т.е. как попало. Решение проблемы требует основательного обдумывания.
Активное изложение проблемы педагогом или руководителем Предложить проблему и попросить принять ее как собственную. Для постановки проблемы и выяснения субъективной точки зрения субъекта субъективные представления (гипотезы и ожидания) о причине проблемы; способы и пути ее успешного решения.
Совместный анализ проблемы педагога и личности, испытывающей проблемы Выяснение всех обстоятельств, связанных с проблемой. Определение теоретической или практической значимости поставленной проблемы. Установление взаимосвязи между имеющимся опытом и возможностью получить новые знания для решения проблемы. Поиск ресурсов для ее решения
Определение или формулировка проблемы Точное определение проблемы и представление ее в виде противоречия, которое должно включать предполагаемое решение. Формулировка противоречия - это наполовину решенная проблема
Совместный поиск альтернатив Изучение разнообразных альтернативных путей решения проблемы. Можно использовать метод «мозгового штурма», в результате которого может быть найдено лучшее решение.
Оценка альтернатив Выбор наиболее реалистических и рациональных способов решения и оценка выбора по следующим критериям: осуществимость решений; затраты на выполнение решения; уровень эмоционального удовлетворения от процесса поиска и решения проблемы; прогнозирование результата, который может быть достигнут в результате выбранного решения; возможность замены решения.
Принятие решения и его осуществление Проигрывание решения в воображении, проговаривание этапов действий, реализация действий шаг за шагом (по этапам).
Проверка результатов Оценка по выработанным критериям не только полученного результата в решении проблемы (задачи), но и процесса, т.е. самого хода принимаемого и осуществляемого решения, на основании чего можно скорректировать деятельность в реальной и будущей ситуации.
- подкрепление - между субъектами управления, проявляющими достаточную активность, устанавливаются продуктивные рабочие отношения;
- одобрение - содержит сильный элемент внушения и порождает у исполнителя надежду на получение лучшего результата;
- предоставление дополнительной информации при возникновении неуверенности, страха, мешающих осуществлению деятельности;
- присутствие преподавателя рядом, если студент не уверен в себе, помощь в совершении первого шага и др.
Использование методов поддержки в практике управления должно быть крайне тактичным и осторожным, учитывающим общечеловеческие и национальные ценности, особенности характера подопечного (табл. 2).
Существуют различные возможности изменения вредных привычек мышления и установок. Но в основе всего лежит активизация способности человека к критическому восприятию и логическому мышлению. При этом предполагается, что ему присуще здравое мышление, которое, однако, оказывается незадейство-ванным в некоторых сферах его жизни. Различные методы используются на сознательном уровне, способствуют изменению привычек мышления, в результате человек начинает более адекватно воспринимать действительность и себя в ней (табл. 2).
Методы изменения поведения. С помощью данных методов происходит адаптивное воздействие непосредственно на поведение человека. Внешнее поведение, в свою очередь, оказывает воздействие и на эмоции, и на установки, и на когнитивные процессы.
Допустим, если деятельностные возможности человека в самых разных областях его жизни оказываются ограниченными, то он испытывает подавленность, неудовлетворенность, раздражение в отношении других людей, а самого себя считает неудачником. Если в ходе применения данного метода у человека восстанавливается уверенность в своих силах, он уже не испытывает страха перед той или иной деятельностью, то у него повышается самооценка, восстанавливается хорошее настроение, улучшается отношение к другим людям и т.п.
Методы выражения эмоций. Эмоции - чаще всего первая и самая непосредственная реакция человека при его контактах с другими людьми. Нередко формулировка любой, в том числе личной и учебной проблемы, становится понятной после того, как она «заполняется» эмоционально окрашенными
Библиографический список
состояниями. Развитию человека больше вредит скорее недостаточное, чем чрезмерное выражение эмоций. Использование данных методов нацелено на облегчение проявления эмоций, способствует обретению человеком нового эмоционального опыта и целесообразно с учетом складывающейся ситуации на основании внимательного наблюдения за субъектом управления «здесь и сейчас». Предпосылкой применения методов, способствующих выражению эмоций, является открытая позиция руководителя или учителя в отношении эмоциональных проявлений тех, с кем он находится в адаптивном взаимодействии.
Специальные методы. К этой группе методов относятся специфические психотерапевтические методы: методики психокоррекции, построенные на самокоррекции, самоанализе, самовнушении и педагогическом внушении; методы конгруэнтной коммуникации; метод социальной терапии; метод поведенческого социально-психологического тренинга и т.д.
Почти все специфические методы требуют специальных знаний и умений, овладения той или иной техникой и методикой. Мы предлагаем гуманное планируемое учебное воздействие преподавателя отнести к психолого-терапевтическим воздействиям, которые будут находиться в рамках профессиональной компетенции Данные воздействия исключают прямое влияние на психику, а предполагают использование современных психологических методов в процессе педагогического общения в рамках системы обучения, воспитания и развития, созданной самим преподавателем. Но, как показала практика, это возможно лишь в том случае, когда будущие преподаватели получают необходимую профессиональную подготовку, основанную на данных методах, а также при внесении содержания данных методов в практику профессиональной подготовки. Например, это может быть элективный курс по педагогическому мастерству, изучению инновационных технологий и методов преподавания.
Таким образом, современный преподаватель должен строить процесс управления учебной деятельностью студентов на основе гуманистической позиции и направленности педагогической деятельности. Это выражается через систему планируемых психолого-педагогических воздействий преподавателей на студентов в образовательной среде вуза в целях создания лучших условий для обучения, воспитания и развития каждого студента, исключающих их неблагоприятные психологические состояния.
1. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Методы психотерапевтического воздействия в адаптивном управлении педагогическими системами. Москва: «Академия», 2003.
2. Коханович Л.И., Рябов Л.П., Ивановская И.П., Куфтырев Ю.И. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование. Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация. 1995; Выпуск 3.
3. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 49-1: 55 - 65.
4. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 46-1: 223 - 229.
5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 48-1: 90 - 100.
6. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 51-2: 127 - 131.
7. Erina I.A., Mychko E.I., Sorokopud Yu.V., Karabulatova I.S., Streltsova M.A. Development of Communication Skills in Children with Special Needs (ADHD): Accentuation of the Schoolboy's Personality and Musical Preferences. Universal Journal of Educational Research. Vol. 7 (11): 2262 - 2269. Available at: http://www.hrpub.org/download/20191030/ UJER3-19513598.pdf
References
1. Tret'yakov P.I., Mitin S.N., Boyarinceva N.N. Metody psihoterapevticheskogo vozdejstviya v adaptivnom upravleniipedagogicheskimi sistemami. Moskva: «Akademiya», 2003.
2. Kohanovich L.I., Ryabov L.P., Ivanovskaya I.P., Kuftyrev Yu.I. Gumanitarnaya sreda vuza i gumanitarnoe obrazovanie. Sistema vospitaniya v vysshej shkole: Obzornaya informaciya. 1995; Vypusk 3.
3. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.
4. Gorbunova N.V. Proektirovanie i sozdanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 46-1: 223 - 229.
5. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Lichnost' uchitelya cherez prizmu tysyacheletij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 48-1: 90 - 100.
6. Gorbunova N.V. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii: ot nachala puti k uspehu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 51-2: 127 - 131.
7. Erina I.A., Mychko E.I., Sorokopud Yu.V., Karabulatova I.S., Streltsova M.A. Development of Communication Skills in Children with Special Needs (ADHD): Accentuation of the Schoolboy's Personality and Musical Preferences. Universal Journal of Educational Research. Vol. 7 (11): 2262 - 2269. Available at: http://www.hrpub.org/download/20191030/ UJER3-19513598.pdf
Статья поступила в редакцию 20.11.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10072
Yadrov K.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool Educaton, MSRU (Moscow, Russia), E-mail: yadrov@inbox.ru
EXPERIENCE IN ORGANIZING MEDIA EDUCATION CLASSES ON THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN YOUNG CHILDREN: THEORY AND PRACTICE. The work studies a problem of improving the quality of formation of elementary mathematical representations in young children through media education. The article presents a theoretical generalization of media-educational approaches in relation to the improvement of mathematical training of young children. The main advantages and disadvantages of media educational opportunities are analyzed. The ways of practical application of media education in the formation of elementary mathematical representations in young children are revealed. The author concludes that the use of media education in the formation of elementary mathematical representations in young children allows creating a special educational environment that reflects modern technological trends and solving many problems for the development of students.
Key words: media education, formation of elementary mathematical representations, younger age, innovations in education.
К.П. Ядров, канд. пед. наук, доц., ГОУ ВО МО МГОУ, г. Москва, E-mail: yadrov@inbox.ru
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Работа посвящена проблеме повышения качества формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством медиаобразования. В статье представлено теоретическое обобщение медиаобразовательных подходов применительно к совершенствованию математической подготовки детей младшего возраста. Проанализированы основные достоинства и недостатки медиаобразовательных возможностей. Выявлены пути практического применения медиаобразования при формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста. Автор делает вывод о том, что использование медиаобразования при формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста позволяет создать особую образовательную среду отражающую современные технологические тенденции и решить многие задачи по развитию учащихся.
Ключевые слова: медиаобразование, формирование элементарных математических представлений, младший возраст, инновации в образовании.
Медиаобразование как специфическое направление обучения зародилось в 60-х годах прошлого века. Педагоги ведущих стран мира рассматривали ме-диаобразование как гибкую адаптацию школьников в условиях медиакультуры, обучение языку средств массовой информации, навыков чтения и анализа меди-атекстов. С 90-х годов двадцатого века медиаобразование как содержательная часть обучения стала непременной частью учебного планирования в учебных заведениях США и Канады. В Великобритании медиаобразование преподается в рамках проведения занятий по родному языку[1 - 9].
На конференциях ЮНЕСКО в Грюнвальде (1982), Тулузе (1990), Париже (1997), Вене (1999), Севилье (2002) в советующих рекомендациях и резолюциях отмечается важность и необходимость медиаобразования [8], [9].
«Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [3, с. 11].
Существуют различные сущностные подходы к классификации направлений медиаобразования (табл. 1).
Медиаобразование позволяет использовать современный феномен стирания границ между национальностями, государствами, этносами в прикладной части современной педагогике. «Смещение и сближение современных культур Запада и Востока, Севера и Юга, Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Сближение и взаимообоснование этих спектров в сознании и мышлении каждого современного человека. На грани такого сближения сама идея культуры (как
Таблица 1
Подходы к классификации направлений медиаобразования
№ Подходы
1. Медиаобразование специалистов, собирающихся работать в прессе, на радио, в кино, на телевидении.
2. Непрерывное медиаобразование в течение всей жизни.
3. Дистанционное образование с помощью средств интернета, телевидения, прессы, радио.
4. Медиаобразование в досуговых центрах, а также организациях, занимающихся дополнительным образованием.
5. Медиаобразование как элемент общего образования школьников, студентов, обучающихся в школах, колледжах, вузах, преподавателей на курсах переподготовки.
6. Медиаобразование бакалавров и магистров, обучающихся на педагогических программах подготовки.
грани культур) приобретает решающее экзистенциальное значение в нашем повседневном сознании и бытии» [2, с. 263]. Вследствие вышесказанного современный ребенок «существует, сознает и мыслит в промежутке многих культур» [2, с. 373].