Научная статья на тему 'Опыт организации медиаобразовательных занятий по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста: теория и практика'

Опыт организации медиаобразовательных занятий по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / формирование элементарных математических представлений / младший возраст / инновации в образовании. / media education / formation of elementary mathematical representations / younger age / innovations in education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. П. Ядров

Работа посвящена проблеме повышения качества формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством медиаобразования. В статье представлено теоретическое обобщение медиаобразовательных подходов применительно к совершенствованию математической подготовки детей младшего возраста. Проанализированы основные достоинства и недостатки медиаобразовательных возможностей. Выявлены пути практического применения медиаобразования при формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста. Автор делает вывод о том, что использование медиаобразования при формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста позволяет создать особую образовательную среду, отражающую современные технологические тенденции и решить многие задачи по развитию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING MEDIA EDUCATION CLASSES ON THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN YOUNG CHILDREN: THEORY AND PRACTICE

The work studies a problem of improving the quality of formation of elementary mathematical representations in young children through media education. The article presents a theoretical generalization of media-educational approaches in relation to the improvement of mathematical training of young children. The main advantages and disadvantages of media educational opportunities are analyzed. The ways of practical application of media education in the formation of elementary mathematical representations in young children are revealed. The author concludes that the use of media education in the formation of elementary mathematical representations in young children allows creating a special educational environment that reflects modern technological trends and solving many problems for the development of students.

Текст научной работы на тему «Опыт организации медиаобразовательных занятий по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста: теория и практика»

4. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 46-1: 223 - 229.

5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 48-1: 90 - 100.

6. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 51-2: 127 - 131.

7. Erina I.A., Mychko E.I., Sorokopud Yu.V., Karabulatova I.S., Streltsova M.A. Development of Communication Skills in Children with Special Needs (ADHD): Accentuation of the Schoolboy's Personality and Musical Preferences. Universal Journal of Educational Research. Vol. 7 (11): 2262 - 2269. Available at: http://www.hrpub.org/download/20191030/ UJER3-19513598.pdf

References

1. Tret'yakov P.I., Mitin S.N., Boyarinceva N.N. Metody psihoterapevticheskogo vozdejstviya v adaptivnom upravleniipedagogicheskimi sistemami. Moskva: «Akademiya», 2003.

2. Kohanovich L.I., Ryabov L.P, Ivanovskaya I.P., Kuftyrev Yu.I. Gumanitarnaya sreda vuza i gumanitarnoe obrazovanie. Sistema vospitaniya v vysshej shkole: Obzornaya informaciya. 1995; Vypusk 3.

3. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.

4. Gorbunova N.V. Proektirovanie i sozdanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 46-1: 223 - 229.

5. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Lichnost' uchitelya cherez prizmu tysyacheletij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 48-1: 90 - 100.

6. Gorbunova N.V. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii: ot nachala puti k uspehu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 51-2: 127 - 131.

7. Erina I.A., Mychko E.I., Sorokopud Yu.V., Karabulatova I.S., Streltsova M.A. Development of Communication Skills in Children with Special Needs (ADHD): Accentuation of the Schoolboy's Personality and Musical Preferences. Universal Journal of Educational Research. Vol. 7 (11): 2262 - 2269. Available at: http://www.hrpub.org/download/20191030/ UJER3-19513598.pdf

Статья поступила в редакцию 20.11.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10072

Yadrov K.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool Educaton, MSRU (Moscow, Russia), E-mail: yadrov@inbox.ru

EXPERIENCE IN ORGANIZING MEDIA EDUCATION CLASSES ON THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN YOUNG CHILDREN: THEORY AND PRACTICE. The work studies a problem of improving the quality of formation of elementary mathematical representations in young children through media education. The article presents a theoretical generalization of media-educational approaches in relation to the improvement of mathematical training of young children. The main advantages and disadvantages of media educational opportunities are analyzed. The ways of practical application of media education in the formation of elementary mathematical representations in young children are revealed. The author concludes that the use of media education in the formation of elementary mathematical representations in young children allows creating a special educational environment that reflects modern technological trends and solving many problems for the development of students.

Key words: media education, formation of elementary mathematical representations, younger age, innovations in education.

К.П. Ядров, канд. пед. наук, доц., ГОУ ВО МО МГОУ, г. Москва, E-mail: yadrov@inbox.ru

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Работа посвящена проблеме повышения качества формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством медиаобразования. В статье представлено теоретическое обобщение медиаобразовательных подходов применительно к совершенствованию математической подготовки детей младшего возраста. Проанализированы основные достоинства и недостатки медиаобразовательных возможностей. Выявлены пути практического применения медиаобразования при формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста. Автор делает вывод о том, что использование медиаобразования при формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста позволяет создать особую образовательную среду, отражающую современные технологические тенденции и решить многие задачи по развитию учащихся.

Ключевые слова: медиаобразование, формирование элементарных математических представлений, младший возраст, инновации в образовании.

Медиаобразование как специфическое направление обучения зародилось в 60-х годах прошлого века. Педагоги ведущих стран мира рассматривали медиаобразование как гибкую адаптацию школьников в условиях медиакультуры, обучение языку средств массовой информации, навыков чтения и анализа меди-атекстов. С 90-х годов двадцатого века медиаобразование как содержательная часть обучения стала непременной частью учебного планирования в учебных заведениях США и Канады. В Великобритании медиаобразование преподается в рамках проведения занятий по родному языку[1 - 9].

На конференциях ЮНЕСКО в Грюнвальде (1982), Тулузе (1990), Париже (1997), Вене (1999), Севилье (2002) в советующих рекомендациях и резолюциях отмечается важность и необходимость медиаобразования [8], [9].

«Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [3, с. 11].

Существуют различные сущностные подходы к классификации направлений медиаобразования (табл. 1).

Медиаобразование позволяет использовать современный феномен стирания границ между национальностями, государствами, этносами в прикладной части современной педагогике. «Смещение и сближение современных культур Запада и Востока, Севера и Юга, Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Сближение и взаимообоснование этих спектров в сознании и мышлении каждого современного человека. На грани такого сближения сама идея культуры (как

Таблица 1

Подходы к классификации направлений медиаобразования

№ Подходы

1. Медиаобразование специалистов, собирающихся работать в прессе, на радио, в кино, на телевидении.

2. Непрерывное медиаобразование в течение всей жизни.

3. Дистанционное образование с помощью средств интернета, телевидения, прессы, радио.

4. Медиаобразование в досуговых центрах, а также организациях, занимающихся дополнительным образованием.

5. Медиаобразование как элемент общего образования школьников, студентов, обучающихся в школах, колледжах, вузах, преподавателей на курсах переподготовки.

6. Медиаобразование бакалавров и магистров, обучающихся на педагогических программах подготовки.

грани культур) приобретает решающее экзистенциальное значение в нашем повседневном сознании и бытии» [2, с. 263]. Вследствие вышесказанного современный ребенок «существует, сознает и мыслит в промежутке многих культур» [2, с. 373].

Влиятельная организация ЮНЕСКО, созданная, в том числе, и для «диалога культур» в своих документах, говорит, что «масс-медиа играют важную роль в образовании молодежи в духе мира, справедливости, свободы, взаимоуважения и взаимопонимания с целью поддержки прав человека, равенства этих прав для всех людей и наций, экономического и социального прогресса» [8, с. 177]. В деле реализации целей поддержки медиаобразования в мире ЮНЕСКО играет огромную роль (табл. 2).

Таблица 2

Роль ЮНЕСКО в поддержке медиаобразования в мире [9]

№ Направления деятельности ЮНЕСКО

1. Распространение самых перспективных систем и методик обучения медиаобразованию развитых стран.

2. Проектирование механизмов эффективной оценки медиаобразовательных акций.

3. Проведение исследований в сфере медиаобразования.

4. Обучение медиаграмотности учителей, инструкторов, студентов, других заинтересованных лиц.

5. Легализация медиаобразования в странах, разработкой учебных планов.

6. Разработка учебных пособий и учебников, научных статей для родителей и преподавателей, адаптированных регионально.

7. Сотрудничество учебных заведений, благотворительных фондов с различными медиаагентствами, относящихся к обучению и воспитанию.

8. Создание и поддержка Интернет-сайтов для практикующих преподавателей.

9. Проведение национальных, местных и региональных форумов, посвященных медиаобразованию.

10. Разработка и создание серии образовательных фильмов и фестивалей.

11. Управление и консолидация профессиональных ассоциаций медиаобра-зовательного характера.

12. Контроль над работой медиаагентств с целью обеспечения доступа молодежи к медиаинформации.

Такие исследователи, как Ю.М. Лотман, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др. в своих работах выявляют связь между установкой на восприятие и процессом восприятия. «Отправляясь в кино, - писал Ю.М. Лотман, - вы уже имеете в своем сознании определенное ожидание, которое складывается из внешнего вида афиши, названия студии, фамилии режиссера и ведущих артистов, определения жанра, оценочных свидетельств ваших знакомых, уже посмотревших фильм и т.д. (...) вы определяете контуры своего ожидания, которое имеет определенную структуру, основанную на вашем предшествующем художественном опыте...» [5, с. 171 - 172].

Как показали исследования [5 и др.], установки можно разделить на следующие классы (табл. 3):

Таблица 3

Виды установок

№ Виды установок

1. Элементарно фиксированные, основу которых составляют простые жизненные потребности и ситуации.

2. Коммуникативные, основой которых является потребность в общении.

3. Базовые социальные, основу которых составляет направленность интересов личности.

4. Высшие, основа - система ценностных ориентаций личности.

В процессе исследования особенности восприятия необходимо учитывать типы установок на восприятие при разработке методик обучения, основанных на медиаобразовательном подходе. Соглашаясь с А.В. Федоровым, мы приняли следующие показатели развития аудитории детей младшего возраста относительно медиакультуры (табл. 4).

Методика проведения медиаобразовательных занятий по ФЭМП. Методической основой ФЭМП у детей младшего возраста в контексте медиаобразования, на наш взгляд, может стать примерная модель медиаобразования, разработанная А.В. Федоровым [3, с. 143]. Она ориентирована не толькона общедидактические принципы обучения, такие как научность, доступность, систематичность, связь теории с практикой, наглядность, переход от обуче ниск самообразованию, связи с жизнью, положительный эмоциональный фон, проч-

Таблица 4

Показатели развития аудитории детей младшего возраста относительно медиакультуры

№ Показатели развития

1. Сенсорный - систематическое общение с медиа, умение выбирать любимые жанры, темы и пр.

2. Мотивационный - разносторонние мотивы контакта с медиа: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические, терапевтические и др.

3. Оценочный уровень художественного восприятия, близкий к «комплексной идентификации», способность к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, понимание и оценка авторской концепции в контексте структуры произведения. Критерии анализа: анализ медиатекста, оценка социальной значимости медиатекста (например, его актуальности), умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды медиакультуры, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.п.).

4. Креативный - ярко выраженный уровень творческого начала в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанный с медиа.

ность результатов, учет индивидуальных особенностей и пр., но и добавлены специфические принципы, основанные на глубоком понимании особенностей медиаобразования: соблюдение единства эмоционального и интеллектуального в развитии личности, творческих способностей, индивидуального мышления; в методике проведения занятий и др. [3, с. 144].

Принципы и методы медиаобразования можно применять при формировании элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе решения задач. Например, в системе Л.В. Занкова начальные математические отношения представлены в виде определённых жизненных ситуаций, поэтому для их решения необходимо обстоятельно проанализировать и осмыслить обстоятельства, предложенные в задаче [1, с. 61]. Считается целесообразным вводить такие задачи не ранее второй четверти 1 класса. В системе Л.В. Занкова специальными заданиями, связанными с предстоящим решением задач, являются следующие классы заданий:

1. Задания на сравнения геометрических фигур.

2. На выбор сходных геометрических фигур.

3. На выделение фигур из сложного чертежа.

4. Задания на составление разносоставленных фигур.

5. Преобразование фигур в соответствии с условием из задания.

6. На составление нескольких рассказов к одному рисунку.

7. На составление нескольких рассказов к двум рисункам.

На наш взгляд, методы и модели медиаобразования наиболее полно могут найти свое применение в заданиях на составление рассказов по предлагаемым учителем видеоматериалам.

Примеры таких заданий:

Составьте математический рассказ про героев, изображенных на рисунке (рис. 1).

Можно провестианалсз медиатекста,пседстаисенногодетямввидемате-матической сказки [2].

Таком афизод, использование медиаобразования в процессе обучения школами ко вмосдмккго ватраоваповвозаст: 1Квааюоито ребвсзав а кв ив ноо поссавмтелонуюдмктельаосоодои^сзеслубкксао усооониявмзастемв! маоо-масичвскихпонбтса; 2) воздассособоюобоевовательнню сседу.атражающмю современные технологические тенденции; 3) сформировать коммуникативную кодпетднцию р еасяка;е)зовыси ть каввство уовоен ия аетемотичаоких знанмТ; 5) обеспечить преемственность между дошкольным и школьным звеном обучения; бОрасссть творчдвкийпотинниам еедааого, мотндируяогс мaсодеcтднтдльсрю разработку учебного материала.

Библиографический список

1. Зайцева С.А. Методика обучения математике в начальной школе. Москва, 2008. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. Смоленск, 2009.

2. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.

3. Ядров К.П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008; № 2: 159 - 164.

4. Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике. Труды по знаковым системам: Ученые записки Тартусского ун-та. 1964; № 160: 171 - 172.

5. Ядров К.П. Понятие инновационной образовательной среды. Инновационная активность педагога: проблемы и перспективы исследования: сборник научных трудов. Москва, 2016: 106 - 115.

6. Ядрова А.А., Ядров К.П. Психолого-педагогическая коррекция страхов у старших дошкольников средствами арт-терапии. Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие: сборник материалов I Международной междисциплинарной научной конференции. Под общей редакцией О.Н. Усановой. 2019: 179 - 182.

7. Declaration of Fundamental Principles Concerning the Contribution of the Mass Media to Strengthening Peace and International Understanding, to the Promotion of Human Rights and to ountering Racialism, Apartheid and Incitement to War. In: Gerbner, G., Mowlana, H. and and Nordenstreng, K. The global Media Debate: Its Rise, Fall, and Renewal. Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation, 1993: 190.

8. The Seville Recommendation. In: Youth Media Education. Paris, 2002.

References

1. Zajceva S.A. Metodika obucheniya matematike v nachal'noj shkole. Moskva, 2008. Istomina N.B. Metodika obucheniya matematike v nachal'noj shkole: Razvivayuschee obuchenie. Smolensk, 2009.

2. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie i mediagramotnost'. Taganrog: Izd-vo Kuchma, 2004.

3. Yadrov K.P. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v obuchenii matematike studentov psihologicheskih special'nostej. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2008; № 2: 159 - 164.

4. Lotman Yu.M. Lekcii po strukturnoj po'etike. Trudy po znakovym sistemam: Uchenye zapiski Tartusskogo un-ta. 1964; № 160: 171 - 172.

5. Yadrov K.P. Ponyatie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy. Innovacionnaya aktivnost' pedagoga: problemy i perspektivy issledovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2016: 106 - 115.

6. Yadrova A.A., Yadrov K.P. Psihologo-pedagogicheskaya korrekciya strahov u starshih doshkol'nikov sredstvami art-terapii. Innovacionnyemetodyprofilaktikiikorrekciinarushenij razvitiya u detej i podrostkov: mezhprofessional'noe vzaimodejstvie: sbornik materialov I Mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii. Pod obschej redakciej O.N. Usanovoj. 2019: 179 - 182.

7. Declaration of Fundamental Principles Concerning the Contribution of the Mass Media to Strengthening Peace and International Understanding, to the Promotion of Human Rights and to ountering Racialism, Apartheid and Incitement to War. In: Gerbner, G., Mowlana, H. and and Nordenstreng, K. The global Media Debate: Its Rise, Fall, and Renewal. Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation, 1993: 190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. The Seville Recommendation. In: Youth Media Education. Paris, 2002.

Статья поступила в редакцию 19.11.19

УДК 378.14 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10073

Potiayev P.Yu., adjunct, Federal State military educational institution of higher education "Military University' (Moscow, Russia), E-mail: potiay@mail.ru

TEACHING MILITARY PERSONNEL OF ARCTIC ARMORED INFANTRY UNITS TO TAKE READY POSITIONS FOR FIRE WHILE SKIING IN THE ARCTIC CONDITIONS. The article covers the necessity of teaching military personnel of armored infantry units methods of taking effective ready positions for fire when skiing in the Arctic conditions. The main aim of the article is to describe rules and procedures used when training military servicemen in the Arctic to ski at the discipline PE and to take correct positions for small arms and grenade fire in the frames of the discipline "Construction and combat use of weapons". The article also considers issues of firing positions for Kalashnikov skiing fire and PK machine gun prone fire. The author concludes that skiing and fire-fighting at the same time require increased training, and this is due to the need for its use by personnel involved in tactical (combat) operations in the Arctic territory. It should be taken into account that such training differs from tactical actions and shooting on foot in normal terrain.

Key words: Arctic, ready position for fire, firing positions, skiing, firing.

П.Ю. Потяев, адъюнкт, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военный

университет», г. Москва E-mail: potiay@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (АРКТИЧЕСКИХ) ПРИЕМАМ ИЗГОТОВКИ К СТРЕЛЬБЕ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖАХ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

В статье раскрывается необходимость применения обучения военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических) приемам изготовки к стрельбе при передвижении на лыжах в условиях Арктики. Основная цель статьи состоит в том, чтобы дать описание порядка действий в ходе обучения военнослужащих арктических подразделений во время проведения комплексного занятия в системе боевой подготовки передвижению на лыжах по дисциплине «Физическая подготовка» и правильной изготовке для стрельбы со стрелкового оружия и гранатомёта по дисциплине «Устройство вооружения и его боевое применение». Рассмотрены вопросы изготовки для стрельбы на ходу на лыжах из автомата Калашникова, лежа с ПКМ (ПКП).

Ключевые слова: Арктика, изготовка к стрельбе, положения для стрельбы, передвижение на лыжах, ведение огня.

В условиях активно развивающегося мирового интереса к арктическим территориям, перед Вооруженными Силами Российской Федерации остро стоит вопрос защиты интересов и ее северных территорий. В возможной конкурентной борьбе за ресурсы не исключено решение возникающих проблем с применением военной силы. Россия, на долю которой приходится почти треть Арктической зоны, осознаёт особую ответственность за эту территорию [1]. Необходимость подготовки высококвалифицированных военных кадров, способных выполнять задачи в условиях Крайнего Севера, очевидна [2].

Во время выполнения боевых задач в условиях Арктики, военнослужащим необходимо быть готовыми к применению стрелкового оружия, передвигаясь на лыжах. Результат выполнения боевой задачи по уничтожению врага из стрелкового оружия будет напрямую зависеть от скорости и правильности принятия изготовки для стрельбы.

Цель статьи: разработать инструкцию приемов изготовки к стрельбе при передвижении на лыжах в условиях Арктики.

Погодные условия Арктики предъявляют специальные требования к выполнению перемещения личного состава к месту выполнения боевых задач. От умелого преодоления естественных препятствий и действий при выполнении лыжных и комбинированных (в пешем порядке, на снегоступах, на специальной технике, в том числе и с прицепами) передвижений зависит выполнение боевых задач военнослужащими мотострелковых подразделений (арктических) [3]. В ходе боевых действий личному составу подразделений, действующему на лыжах, приходится вести огонь и метать гранаты на различной местности, из разных положений, с использованием всевозможных укрытий, с места и в движении [4].

Стрельба из стрелкового оружия и гранатометов может вестись военнослужащим, который передвигается на лыжах в составе группы, подразделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.