Научная статья на тему 'Реализация технологии физической подготовки детей 7-10 лет, занимающихся спортивной борьбой в спортивно-оздоровительных группах'

Реализация технологии физической подготовки детей 7-10 лет, занимающихся спортивной борьбой в спортивно-оздоровительных группах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДЕТИ 7-10 ЛЕТ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Любимов Владимир Борисович

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало научное обоснование содержательного компонента инновационной технологии физической подготовки детей 7-10 лет, занимающихся спортивной борьбой в спортивно-оздоровительных группах, и её практическая реализация. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение полученных в ходе исследования данных, педагогическое тестирование физических качеств, педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялась апробация разработанной методики с целью оценки её эффективности у детей младшего школьного возраста, принявших участие в опытно-экспериментальной части исследования, включающую в себя упражнения и элементы спортивных и имитационных борцовский игр и математико-статистические методики обработки фактических данных, включая расчет средних величин и критерии достоверности различий, полученных в ходе опытно-экспериментальной части исследования результатов. Предложенная технология реализации программы спортивной подготовки юных борцов дает положительный эффект при её реализации, что подтверждается полученными в ходе её апробации результатами и может быть использована специалистами в области подготовки конкурентоспособного спортивного резерва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Любимов Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of physical training of 7-10-year-old children, engaged in wrestling in sports and health groups

The article presents the results of the study, the purpose of which was the scientific substantiation of the content component of the innovative technology of physical training of children aged 7-10 years old and engaged in wrestling in sports and health groups, and its practical implementation. In the course of the study the following methods were used: the theoretical analysis and generalization of the data obtained in the course of the study, pedagogical testing of physical qualities, pedagogical experiment, during which the approbation of the developed methodology was carried out in order to assess its effectiveness among children of primary school age who took part in the experimental part of the study, which includes exercises and elements of sports and simulation wrestling games and mathematical and statistical methods of processing the actual data., including the calculation of mean values and criteria of reliability of differences obtained during the experimental part of the study results. The offered technology of realization of the program of sports preparation of young wrestlers gives positive effect at its realization that is confirmed by the results received during its approbation and can be used by experts in the field of preparation of a competitive sports reserve.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии физической подготовки детей 7-10 лет, занимающихся спортивной борьбой в спортивно-оздоровительных группах»

общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.

2. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.

3. Лобанов, Ю.Я. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации девушек-курсантов в военно-учебном заведении / Ю.Я. Лобанов, К.Н. Дементьев, О.Н. Устинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 259-263.

4. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 122-126.

5. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 126-130.

6. Лобанов, Ю. Я. Методология концепции личностно-направленной физической культуры / Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 194198.

REFERENCES

1. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.

2. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological parameters of underwater swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.

3. Lobanov, Yu.Ya., Dementiev, K.N. and Ustinova, O.N. (2017), "The choice of the strategy of behavior in conflict situations during female cadet's socialization in the military education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp. 259-263.

4. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A.V. (2018), "Character of management of physical quality depending on the typological features of the constitution of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 122-126.

5. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Ustinova, O.N. (2018), "Character of management of physical quality depending on the typological features of the constitution of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 126-130.

6. Lobanov, Yu. Ya. (2018), "Methodology of concept of personal-directional physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 194-198.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.09.2018

УДК 796.82

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

Владимир Борисович Любимов, доцент, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) УралГУФК, Екатеринбург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало научное обоснование содержательного компонента инновационной технологии физической подготовки детей 7-10 лет,

занимающихся спортивной борьбой в спортивно-оздоровительных группах, и её практическая реализация. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение полученных в ходе исследования данных, педагогическое тестирование физических качеств, педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялась апробация разработанной методики с целью оценки её эффективности у детей младшего школьного возраста, принявших участие в опытно-экспериментальной части исследования, включающую в себя упражнения и элементы спортивных и имитационных борцовский игр и математико-статистические методики обработки фактических данных, включая расчет средних величин и критерии достоверности различий, полученных в ходе опытно-экспериментальной части исследования результатов. Предложенная технология реализации программы спортивной подготовки юных борцов дает положительный эффект при её реализации, что подтверждается полученными в ходе её апробации результатами и может быть использована специалистами в области подготовки конкурентоспособного спортивного резерва

Ключевые слова: спортивная борьба, физическая подготовка, физические качества, дети 710 лет, спортивно-оздоровительная группа, предварительная подготовка.

IMPLEMENTATION OF PHYSICAL TRAINING OF 7-10-YEAR-OLD CHILDREN, ENGAGED IN WRESTLING IN SPORTS AND HEALTH GROUPS

Vladimir Borisovich Lyubimov, the senior lecturer, Yekaterinburg institute of physical culture (branch) of Ural State University of Physical Culture, Yekaterinburg

Annotation

The article presents the results of the study, the purpose of which was the scientific substantiation of the content component of the innovative technology of physical training of children aged 7-10 years old and engaged in wrestling in sports and health groups, and its practical implementation. In the course of the study the following methods were used: the theoretical analysis and generalization of the data obtained in the course of the study, pedagogical testing of physical qualities, pedagogical experiment, during which the approbation of the developed methodology was carried out in order to assess its effectiveness among children of primary school age who took part in the experimental part of the study, which includes exercises and elements of sports and simulation wrestling games and mathematical and statistical methods of processing the actual data., including the calculation of mean values and criteria of reliability of differences obtained during the experimental part of the study results. The offered technology of realization of the program of sports preparation of young wrestlers gives positive effect at its realization that is confirmed by the results received during its approbation and can be used by experts in the field of preparation of a competitive sports reserve.

Keywords: wrestling, physical training, physical qualities, 7-10 years old, a sports group, advanced training.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Популярность спортивной борьбы, обусловленная её олимпийским статусом, стремительный рост интереса, проявляемого к ней со стороны детей младшего школьного возраста, объясняет постоянное увеличение количества занимающихся, что в свою очередь приводит к повышению уровня конкуренции борцов. Качество такой подготовки, целью которой выступает подготовка конкурентоспособного спортивного резерва, обуславливается рядом факторов, одним из которых является разработка современной технологии организации спортивной подготовки, способной максимально обеспечить раскрытие физического потенциала юных спортсменов [1-3].

Такой подход в построении спортивной подготовки борцов, характеризуется значимыми с точки зрения развития ряда физических качеств трансформациями, управление которыми позволили бы, на наш взгляд, положительно отразится на динамики приобретения юными борцами физической подготовленности.

Вышесказанное обусловлено отсутствием четко установленных возрастных границ занимающихся и научно обоснованного программно-методического сопровождения процесса спортивной подготовки.

Кроме отмеченного, осуществленный нами анализ действующих в настоящее время примерных программ, регламентирующих тренировочную деятельность в рамках спортивно-оздоровительного этапа по спортивной борьбе, продемонстрировал, что допуск к спортивным занятиям происходит без проведения предварительных испытаний зачисляемых в спортивные группы детей.

Это объясняет наличие у юных спортсменов разные уровни физической подготовленности, а этап предварительной подготовки юных борцов в программах вообще отсутствует, что следует учитывать в ходе разработки соответствующих возрастной категории занимающихся нормативно регламентирующей документации [5, с.34-39]. При этом, в процессе анализа ряда литературных источников, в которых затрагивается проблема нашего исследования, мы вскрыли факт отсутствия программы, направленной на физическое воспитание детей младше 10 лет и технологии её реализации, что определяет необходимость её разработки [6].

Выдвинутое предположение настоящего исследования подтверждается мнением, высказанным А. М. Буланцовым [2, с.39], который в ходе анализа нормативно-регламентирующих документов, пришел к выводу о необходимости пересмотра содержания этапов спортивной подготовки, обосновывая это тем, что фактически подготовку следует начинать с детьми 6-7-лет. Такой подход позволит, по мнению ученого добиться более высоких спортивных результатов благодаря использованию сенситивных периодов развития физических качеств, в частности, быстроты и координации, в онтогенезе развития ребенка указанного возраста.

В ныне используемых в тренерской практике программах, предназначенных для работы с детьми, входящими в состав спортивно-оздоровительных групп, в большинстве случаев предпочтение отдается упражнениям, носящим общеразвивающий характер, практически исключая специальные упражнения [7, 8].

Сложившиеся на сегодняшний день положение существенно осложняется ещё и тем, что тренеры, задействованы в организации учебно-тренировочных занятий с детьми младшего школьного возраста, сами приступили к тренировочному процессу в качестве занимающихся с 10 лет, что позволило им приобрести поверхностное представление об особенностях спортивной подготовки детей 7-10 лет [4, с.18-21].

Вышесказанное обусловило цель настоящего исследования, а именно научное обоснование содержательного компонента инновационной технологии физической подготовки детей 7-10 лет, занимающихся спортивной борьбой в спортивно-оздоровительных группах, и её практическая реализация.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Педагогический эксперимент осуществлялся на протяжении двух лет (2014-2016 гг.), в ходе которого была составлена общая исследовательская группа, отражающие тенденцию в рассматриваемой нами возрастной популяции детей, включающая в себя 51 ребенка в возрасте от 7 до 10 лет.

Далее, эти дети были распределены на две основных группы, по равному сочетанию их исходного уровня физической подготовленности, принявших участие в опытно-экспериментальной части настоящего исследования: первая группа - экспериментальная (ЭГ) включала 26 детей, с которой, в обязательных занятиях 3 раза в неделю по 35 минут, осуществлялась дополнительная физическая подготовка, реализуемая 2 раза в неделю, на протяжении одного года.

Вторая группа - контрольная (КГ) включала в себя детей в количестве 25 человек. В отличие от ЭГ, дети, входящие в состав КГ посещали лишь обязательные, проводимые согласно общепринятой методике занятий для детей 3 раза в неделю по 35 минут

В дальнейшем была проведена сравнительная оценка, в частности, показателей, характеризующих уровень развития физических качеств. С целью информативной и

корректной оценки развития физических качеств детей 7-10 лет мы использовали стандартные тесты, которые рекомендуются для детей исследуемой возрастной категории [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Важной задачей спортивной подготовки юных спортсменов выступает необходимость обеспечения всесторонней физической подготовки участников учебно-тренировочного процесса и овладение техники исполнения широкого спектра физических упражнений. Степень эффективности разрешения озвученной задачи в большей степени обусловлена оптимальностью отбора и высокой степенью соответствия выбранных средств и методов тренировочного процесса, целесообразностью соотношения объемов общей и специальной физической подготовки, в ходе реализации которой учитываются особенности вида спорта [7-9].

Исследуемый в представленной работе этап, названный нами предварительной подготовкой и реализуемый в спортивно-оздоровительной группе с детьми в возрасте 7-10 лет, не имеет периодизации. В этой связи, на наш взгляд, следует придерживаться модульного построения программы занятий, рассчитанной на годичный цикл спортивной подготовки юных борцов. Предложение основано на особенностях временного аспекта тренировочных модулей, каждый из которых соответствует школьным четвертям учебного года и задачам входящих в него блоков.

Принципиальное отличие нашей технологии от существующих программ состоит

из:

- использование принципа адекватности возрастным особенностям применяемых в процессе занятий тренировочных нагрузок в соответствии с возрастными особенностями занимающихся;

- введение незначительного объема оптимальных для детей, рассматриваемого возраста средств СФП;

- активное включение сюжетно-ролевых и развивающих подвижных игр.

В качестве основного содержания предложенной нами программы спортивной подготовки выступают занятия комплексного характера, ориентированные на всестороннюю физическую подготовку. Благодаря предложенной технологии возможно существенно расширить двигательные возможности юных борцов. Основными условиями достижения высокой эффективности педагогических воздействий, является применение дифференцированного подхода, с учетом ряда принципов, среди них: 1) системность; 2) модульность; 3) вариативность; 4) доступность; 5) систематичность; 6) наглядность; 7) рефлексия.

Структура годичного цикла спортивной подготовки юных борцов включает четыре основных модуля. Первый модуль - ОФП занимающихся. Во втором модуле, кроме ОФП, порядка 80% времени отводится на ознакомление детей с основами техники борьбы, третий модуль включает деятельность, направленную на дальнейшее совершенствование ОФП. И последний, четвертый модуль предусматривает сдачу контрольных нормативов, а учебно-тренировочные занятия имеют ориентированные на повышение уровня ОФП у занимающихся (60% учебного времени) с включением (до 40%) общей и специальной технической подготовки.

В таблице 1 отображена сравнительная динамика основных рассматриваемых показателей (.№1 - бег 30 м; №2 - бег 1000 м; №3 - челночный бег 3*10 м; №4 - прыжок в длину с места; №5 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа; №6 - наклон вперед из положения сидя), характеризующих уровень физической подготовленности детей 7-10 лет, входящих в состав ЭГ в начале и в конце реализованного нами в течение учебного года педагогического эксперимента.

Таблица 1 - Динамика основных показателей физической подготовленности детей 7-10 лет

Показатель ЭГ/КГ

Начало педагогического эксперимента Конец педагогического эксперимента t p

№1 7,02±0,75/7,12±0,62 5,67±0,16/7,07±0,11 2,287/1,003 р <0,062/р <0,004

№2. 382,4±9,1/381,7±8,5 332,5±12,3/376,5±11,7 1,110/0,013 р <0,310/р <0,002

№3 11,56±1,84/10,44±1,86 9,46± 1,41/9,56± 1,53 1,184/1,034 р <0,281/р <0,002

№4 129,4±10,5/130,2±11,1 168,2±12,4/137,2±10,2 1,856/1,553 р <0,113/р <0,002

№5 8,41±2,13/8,88±2,15 19,40±4,60/9,35±3,55 2,054/1,033 р <0,086/р <0,002

№6 4,52±1,27/4,63±1,22 7,93±2,46/5,41±2,08 1,025/0,063 р <0,345/р <0,002

В ходе анализа показателей физической подготовленности детей ЭГ и КГ, нами были отмечены достоверные изменения (р <0,05) практически по всем тестам. Однако, предложенная нами технология организации занятий в спортивно-оздоровительной группе с детьми ЭГ, продемонстрировала свою большую эффективность, что явно отразилось на показателях физической и функциональной подготовленности юных борцов. Так, в ЭГ были отмечены достоверные приросты результатов (р <0,05): 1) в челночном беге -8,7 с; 2) в беге на 1000 м - 320 с; 3) в прыжке в длину с места - 158,9 см; 4) сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 17 раз.

На основании представленных в работе показателей, выявленных в результате реализации опытно-экспериментальной части настоящего исследования, можно сделать вывод, что, предложенная технология реализации программы организации тренировочных занятий в спортивно-оздоровительной группе с детьми 7-10 лет, позволяет максимально проявить индивидуальный потенциал каждого занимающегося, и повысить уровень физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян, А.О. О распределении тренировочных средств на начальном и тренировочном этапах спортивной подготовки в спортивных единоборствах / А.О. Акопян // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 6. - С. 32-34.

2. Буланцов, А.М. К вопросу о минимальном возрасте детей для набора в секции самбо и дзюдо / А.М. Буланцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). -С. 39-44.

3. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 294 с.

4. Воробьев, В.А. Основные научно-методические направления модернизации программ многолетней подготовки юных борцов / В.А. Воробьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 18-21.

5. Крючков, А.С. Содержание технологии физического воспитания мальчиков 7-9 лет разных соматотипов на предварительном этапе занятий дзюдо / А.С. Крючков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 34-39.

6. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы спортивной подготовки / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

7. Панков, В.А. К вопросу организации тренировочного процесса на этапах начальной подготовки в спортивной борьбе / В.А. Панков // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 36-39.

8. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта : учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры / В.П. Филин. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 129 с.

REFERENCES

1. Akopyan, A.O. (2012), "On the distribution of training facilities at the initial and training stages of sports training in combat sports", Bulletin of sports science, No. 6, pp. 32-34.

2. Bulanov, A.M. (2013), "The question of the minimum age of children for recruitment into the section Sambo and judo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 39-44.

3. Volkov L. V. (2002), Theory and methods of children's and youth sports, Olympic literature, Kiev.

4. Vorobyov, V.A. (2009), "The Main scientific and methodical directions of modernization of programs of long-term training of young wrestlers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.

56, No. 10, pp. 18-21.

5. Kryuchkov, A.S. (2009), "The Content of technology of physical education of boys of 7-9 years of different somatotypes at the preliminary stage of judo", Physical education: education, training, No. 3, pp. 34-39.

6. Matveev, L.P. (1999), Fundamentals of the General theory of sport and the system of sports training, Olympic literature, Kiev.

7. Pankov, V.A. (2008), "To the question of the organization of the training process at the stages of the initial training in wrestling", Bulletin of sports science, No. 4, pp. 36-39.

8. Filin, V. P. (1987), Theory and methods of youth sports: textbook for institutes and technical schools of physical culture, Physical Education and sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

УДК 316.422

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Ольга Михайловна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Сергеевна

Матвеева, кандидат педагогических наук, преподаватель, Любовь Александровна Матвеева, старший лаборант, Кубанский государственный университет физической

культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический

университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка нового метода диагностики межпредметных связей. Известно, что межпредметные связи - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями; именно межпредметные связи обеспечивают целостность (а не эклектичность) системы обучения. В условиях неуклонно повышающихся требований к системе образования значимость межпредметных связей, как принципиально важного фактора эффективности образовательного процесса, будет неуклонно возрастать. Современными специалистами разработана классификация межпредметных связей, выделены и обоснованы их функции (это - важнейшая составляющая универсальной модели межпредметных связей). Авторами представлена инновационная методика диагностики межпредметных связей, основанная на применении современных математических методов (в том числе статистического метола каменистой осыпи), выделены и охарактеризованы их уровни. Также авторами обосновано, что анализ межпредметных связей - основа для диагностики ряда параметров образовательной среды.

Ключевые слова: межпредметная связь, метод, диагностика, уровень.

MODERN ASSESSMENT METHODS FOR INTER-SUBJECT COMMUNICATIONS

Olga Mikhailovna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inga Ser-geevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Lyubov Alexandrovna Matveeva, the senior laboratory worker, Kuban State Technological University, Krasnodar; Dmitry Alexandrovich Romanov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The aim of the study is to develop the new method for diagnosis of inter-subject communications. It is known that interdisciplinary communication is the mutual coherence of the curricula, due to the system of sciences and the didactic objectives; it is interdisciplinary communication to ensure the integrity (and not eclectic) system of education. In the context of steadily increasing requirements to the education system, the importance of inter-subject relations, as fundamentally important factor of the efficiency of the educational process, will steadily increase. Modern specialists have developed the classification of intersubject relations, identified and justified their functions (this is the most important component of the universal model of inter-subject relations). The authors present the innovative method for the diagnostics of inter-subject

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.