Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИГД УРО РАН В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИГД УРО РАН В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / YOUTH POLICY / DEVELOPMENT STRATEGY / YOUNG SCIENTISTS / QUALIFICATION / MATERIAL LEVEL / SCIENTIFIC AND ORGANIZATIONAL ACTIVITY / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глебов Андрей Валерьевич

На уровне государства реализация молодежной политики должна обеспечить устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации. Молодежная политика Института горного дела УрО РАН направлена на обеспечение конкурентоспособности путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала коллектива, обеспечивающего разработку фундаментальных и технологических основ развития горнодобывающего комплекса и инновационных процессов горнорудного освоения и глубокой переработки поликомпонентного минерального сырья для расширения и импортозамещения ресурсной базы черной и цветной металлургии. Конкурентоспособность Института на мировом уровне достигается доведением публикационной активности научных сотрудников до уровня требований, предъявляемых к институтам 1-ой категории; повышением квалификации научного коллектива и увеличением количества докторов наук; омоложением кадрового состава научных работников, имеющих степени кандидатов и докторов наук; обновлением и развитием материально-технической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF MINING OF THE URAL BRANCH OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES IN THE FIEALD OF YOUTH POLICY

At the state level, the implementation of youth policy should ensure a steady increase of the number of young people motivated for positive actions, sharing universal and national spiritual values, having good physical health, engaged in physical culture and sports, which do not have bad habits and work at their personal and professional development, love their Fatherland and are ready to protect its interests, and make efforts for the dynamic development of a strong and independent Russian Federation. Youth policy of the Institute of Mining, UB of RAS, is aimed at ensuring competitiveness by establishing an efficient system of the forming and the best use of the intellectual potential of the team, ensuring the development of fundamental and technological foundations for the development of the mining complex and innovative processes of mining development and deep processing of multicomponent mineral raw materials for expansion and import substitution of the resource base of ferrous and nonferrous metallurgy. The competitiveness of the Institute at the world level is achieved by: bringing the publication activity of researchers to the level of requirements for institutes of the 1st category; improving the skills of the research team and increasing the number of doctors of science; rejuvenation of the staff of researchers with degrees of candidates and doctors of science; updating and developing the material and technical base.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИГД УРО РАН В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 001.32:658

Глебов Андрей Валерьевич

кандидат технических наук,

заместитель директора по научным вопросам,

Институт горного дела УрО РАН,

620075, Екатеринбург,

ул. Мамина-Сибиряка, 58

e-mail: glebov@,igduran.ru

DOI: 10.25635/2313-1586.2021.01.007

Glebov Andrey V.

Candidate of Technical Sciences, Deputy Director on Scientific Problems, Institute of Mining, Ural Branch of RAS, 620075 Ekaterinburg, 58 Mamina-Sibiryaka Str. e-mail: glebov@igduran.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИГД УРО РАН В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

IMPLEMENTATION OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF MINING OF THE URAL BRANCH OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES IN THE FIEALD OF YOUTH POLICY

Аннотация:

На уровне государства реализация молодежной политики должна обеспечить устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации. Молодежная политика Института горного дела УрО РАН направлена на обеспечение конкурентоспособности путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала коллектива, обеспечивающего разработку фундаментальных и технологических основ развития горнодобывающего комплекса и инновационных процессов горнорудного освоения и глубокой переработки поликомпонентного минерального сырья для расширения и импорто-замещения ресурсной базы черной и цветной металлургии.

Конкурентоспособность Института на мировом уровне достигается доведением публикационной активности научных сотрудников до уровня требований, предъявляемых к институтам 1-ой категории; повышением квалификации научного коллектива и увеличением количества докторов наук; омоложением кадрового состава научных работников, имеющих степени кандидатов и докторов наук; обновлением и развитием материально-технической базы.

Ключевые слова: молодежная политика, стратегия развития, молодые ученые, квалификация, материальный уровень, научно-организационная деятельность, социальная защищенность.

Abstract:

At the state level, the implementation of youth policy should ensure a steady increase of the number of young people motivated for positive actions, sharing universal and national spiritual values, having good physical health, engaged in physical culture and sports, which do not have bad habits and work at their personal and professional development, love their Fatherland and are ready to protect its interests, and make efforts for the dynamic development of a strong and independent Russian Federation.

Youth policy of the Institute of Mining, UB of RAS, is aimed at ensuring competitiveness by establishing an efficient system of the forming and the best use of the intellectual potential of the team, ensuring the development of fundamental and technological foundations for the development of the mining complex and innovative processes of mining development and deep processing of multicomponent mineral raw materials for expansion and import substitution of the resource base of ferrous and nonferrous metallurgy.

The competitiveness of the Institute at the world level is achieved by: bringing the publication activity of researchers to the level of requirements for institutes of the 1st category; improving the skills of the research team and increasing the number of doctors of science; rejuvenation of the staff of researchers with degrees of candidates and doctors of science; updating and developing the material and technical base.

Key words: youth policy, development strategy, young scientists, qualification, material level, scientific and organizational activity, social security.

Введение

Главным результатом реализации молодежной политики, утвержденной Правительством РФ в 2006 г., было улучшение положения молодежи в обществе к 2016 г. и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны [1].

На государственном уровне были установлены следующие ожидаемые результаты улучшения положения молодежи: повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального); сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума; сокращение уровня безработицы в молодежной среде; снижение уровня правонарушений среди молодежи; повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи; повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества; увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.

Результаты реализации принципов молодежной политики в ИГД УрО РАН с 2006 по 2016 г. были изложены ранее [2, 3]. К тому времени были достигнуты значительные результаты в области кадровой политики: повышение числа молодых исследователей; увеличение среднего размера оплаты труда; повышение деловой, творческой и спортивной активности молодежи; повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни Института; увеличение числа молодых людей, обеспеченных жильем.

С помощью анализа деятельности в области кадровой и молодежной политики, совместных обсуждений с молодыми учеными был выявлен ряд проблем, требующих решения в ближайшей перспективе:

1. Текучесть кадров среди молодых исследователей.

2. Непривлекательность рабочих мест и недостаточная загруженность части молодых ученых.

3. Недостаточное моральное и материальное стимулирование защиты кандидатских и докторских диссертаций.

4. Недостаточное финансирование публикационной активности и выездов на конференции.

5. Недостаточное количество молодых квалифицированных кадров.

6. Обеспечение заработка молодых исследователей в объеме не менее 30 - 35 тыс. руб.

В ноябре 2014 г. Правительство РФ утвердило основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [4], стратегическим приоритетом которой стало создание условий для формирования: гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям личности.

Реализация новой государственной молодежной политики должна была обеспечить устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации.

Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.

3 сентября 2018 г. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «НАУКА» [5], предусматривающий выход Российской науки на 5-е место среди ведущих мировых экономик мира к 2024 г. Данный национальный проект преследует следующие цели, которые являются внешними вызовами для коллектива Института:

- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

- обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;

- опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников финансирования по сравнению с ростом ВВП страны.

23 декабря 2020 г. Государственной думой был принят новый Федеральный закон от № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», который окончательно закрепил единый понятийный аппарат, используемый в сфере молодежной политики, в том числе понятия «молодежь (молодые граждане)», «молодая семья», «молодежные общественные объединения» с определением единых возрастных критериев - 35 лет. Так, используемые в нашей - научной - сфере понятия теперь изложены следующим образом:

1) молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации;

2) молодая семья - лица в возрасте до 35 лет включительно, состоящие в браке, заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе воспитывающие ребенка (детей);

3) молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией;

4) инфраструктура молодежной политики - система государственных, муниципальных организаций, иных юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей и общественных объединений, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений;

5) самореализация молодежи - применение молодыми гражданами Российской Федерации имеющихся у них способностей и приобретенных ими знаний, умений, навыков, компетенций и опыта в целях удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитии.

Основными направлениями реализации молодежной политики, в соответствии с новым законом, являются [6]:

1) воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;

2) обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений;

3) поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей;

4) поддержка инициатив молодежи;

5) содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;

6) организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;

7) предоставление социальных услуг молодежи;

8) содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;

9) поддержка молодых семей;

10) содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи;

11) организация подготовки специалистов по работе с молодежью;

12) выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;

13) развитие института наставничества;

14) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;

15) поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;

16) поддержка деятельности молодежных общественных объединений;

17) содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;

18) содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики;

19) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи;

20) поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи;

21) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики.

Далее в статье рассмотрены подход, некоторые результаты и стратегия реализации мероприятий молодежной политики в ИГД УрО РАН.

Исследование

Учитывая результаты деятельности в области молодежной политики и новых вызовов, обозначенных национальным проектом «Наука», Ученым советом Института утверждена Стратегия развития ИГД УрО РАН до 2024 г. и на перспективу до 2030 г.

Целью стратегического развития Института является обеспечение конкурентоспособности путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала коллектива, что направленно на разработку фундаментальных и технологических основ развития горнодобывающего комплекса и инновационных процессов горнорудного освоения и глубокой переработки поликомпонентного минерального сырья для расширения и импортозамещения ресурсной базы черной и цветной металлургии.

Для обеспечения конкурентоспособности Института на мировом уровне до 2024 г. необходимо:

1. Доведение публикационной активности научных сотрудников до уровня требований, предъявляемых к институтам 1 -ой категории.

2. Увеличение количества докторов наук.

3. Омоложение кадрового состава научных работников, имеющих степени кандидатов и докторов наук.

4. Обновление и развитие материально-технической базы.

В соответствии со Стратегией развития в Институте разработана новая молодежная политика до 2030 г., в которой приоритетами являются создание возможностей для выявления талантливой молодежи и построение успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций. Рассмотрим основные ее моменты.

Сохранение положительной тенденции омоложения научных кадров

Для выполнения данной задачи необходимо вновь преодолеть снижение доли молодых ученых, которая из-за текучести кадров составила 38 % к концу 2018 г. (рис. 1). В 2019 г. доля молодых ученых увеличилась до 43 %, что было обеспечено за счет создания новой лаборатории геоинформационных и цифровых технологий в недропользовании из 10 штатных единиц, 7 из которых заняли молодые ученые.

ооооооооооооооооооооооооо

Гч|ГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГ^ГЧГ^Гч|ГЧГЧГЧГЧГЧГЧГч|ГЧГч|ГЧГЧГЧГч|

Рис. 1. Динамика изменения численности молодых ученых

В 2020 г. доля молодых ученых в возрасте до 39 лет (включительно) составила 42,4 % по сравнению с прогнозируемым значением 45 %.

Выполненных мер недостаточно для увеличения численности молодых ученых и обеспечения роста к 2024 г. их численности до 50,1 %. Одним из негативных факторов является естественное старение.

Важно сохранить сложившееся к настоящему моменту кадровое соотношение в среде научных сотрудников, являющееся наиболее объективным и рациональным (рис. 2): старшее поколение (старше 60 лет) - мудрые, опытные сотрудники, в основном доктора наук, составляют фундаментальную основу коллектива (руководители научных направлений, школ, научные консультанты и руководители соискателей и аспирантов); сотрудники среднего возраста (40 - 59 лет) - опытные, определившиеся с жизненным и научным направлениями, являются производственным костяком (генераторы идей, руководители и ответственные исполнители тем фундаментальных и прикладных исследований, заведующие лабораториями, организаторы творческих коллективов); молодые ученые (до 39 лет) - в общей массе находящиеся в стадии самоопределения и подготовки кандидатских диссертаций представляют собой высокомобильный кадровый корпус (кадровый резерв, исполнители инструментальных, промышленных, опытных, полевых и камеральных работ).

100% 90% 21 — 19 — 19 — 17 — 18 — 17 — 17 — 17 — 18 — 14 -

80% 7П%

10 12 11 12 13 14 16 18 14 17 старше 70

60% 50% 40% 14 14 14 16 12 9 8 10 12 9 8 \ ■ 60-69

16 й 6 7 8 8 15 ■ 50-59

6 8 6 7 9 11 14 13 14 ■ 40-49

7 9 14

чгж ■ 35-39 цо 34 лет

20% 10% 31 36 38 — 39 — 39 — 36 37 32 — 26 28

0% I 1 1 1

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 ГоАЬ| Рис. 2. Возрастная структура штата научных сотрудников

Статистика и анализ результативности предпринимаемых на протяжении многих лет действий по увеличению доли молодых ученых показывает высокую эффективность этих действий, но недостаточность. Уже три года подряд, несмотря на предпринимаемые меры, доля молодых сотрудников не увеличивается, но и не снижается. Большое влияние здесь имеет фактор нахождения именно в научной сфере, что, помимо государственных мер, само по себе увеличивает продолжительность жизни ученых в виду постоянной активности мозговой деятельности и культуры жизни. В научных организациях нет ограничений по возрасту при трудоустройстве и выполнении трудовых функций. Поэтому значительное влияние имеет фактор естественного старения и увеличения средней продолжительности жизни. Привлечение молодых ученых снижает средний возраст, но незначительно.

В связи с этим риск недостижения целевого показателя по увеличению доли молодых ученых до 50,1 % остается очень высоким на следующие три года. Необходима комплексная проработка данного вопроса и нахождение компромиссных решений между возрастными группами научных работников.

Повышение профессионального уровня (квалификации) молодежи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение квалификации молодых ученых обеспечивается в Институте за счет участия в проведении научных исследований в рамках выполнения отдельных разделов тем Государственного задания, целевых и конкурсных проектов, хозяйственных договоров, участия в экспериментах и полевых исследованиях, в подготовке материалов к предстоящим конкурсам РФФИ, РНФ, Минобрнауки РФ, ФЦП и т.д.

С целью повышения квалификации в Институте создан научно-образовательный центр (НОЦ), в котором осуществляется научно-методологическое обучение молодых ученых. В рамках НОЦ молодые ученые получают знания и компетенции в области подготовки диссертационной работы, ее основных атрибутов, перспектив развития соответствующего направления исследований, обучаются основам формулирования заявок на гранты и проекты.

Аспирантура была и остается инструментом повышения квалификации и подготовки кадров для научных подразделений Института. В аспирантуре осуществляется подготовка научно-педагогического работника, имеющего соответствующие компетенции по конкретному научному направлению, а также по подготовке и защите диссертационной работы. Во время обучения молодой ученый получает навыки выполнения научно-исследовательской работы, организации конференций и участия в них, выполнения работ на предприятиях реального сектора экономики в составе творческих кол-

лективов. Дополнительно проводятся обучение на профессиональных курсах, аттестация в области промышленной безопасности и так далее. С целью приобретения навыков представления результатов исследований введена система отчетности аспирантов и соискателей, которая проводится 2 раза в год в виде стендовых докладов. С 2006 г. ежегодно проводится Всероссийская молодежная конференция и школа молодого ученого по проблемам недропользования, сборник трудов которой в настоящее время является основой сетевого периодического издания Института «Проблемы недропользования».

Министерством образования и науки РФ выделяется 3 - 4 бюджетных места в год, что недостаточно для омоложения коллектива, поэтому на очное обучение в аспирантуру поступает в среднем 3 человека в год (рис. 3), за исключением 2014 г., когда Институту не были выделены контрольные цифры приема (бюджетные места).

Следующим шагом в повышении профессионального уровня молодого ученого является подготовка и защита диссертационной работы. Риск того, что сотрудники не пишут и не защищают диссертационные работы, приводит к очень негативным последствиям - ликвидации Диссертационного совета и переводу в третью референтную группу.

Рис. 3. Динамика приема и выпуска аспирантов

Для минимизации последствий директор проводит личные беседы, устанавливаются жесткие сроки подготовки диссертационных работ для целого ряда кандидатов наук. Но перевод сотрудников на дистанционную работу и ограничения по проведению заседаний Секций Ученого совета, семинаров лабораторий, Диссертационного совета привели к существенному отставанию от графика. Динамика кадрового состава приведена на рис. 4.

Рис. 4. Динамика кадрового состава научных работников

Стратегия развития Института предусматривает ряд мер по стимулированию научных сотрудников к защите диссертаций:

- моральное и материальное поощрение за успешное выполнение плана подготовки диссертации, разъяснение молодым ученым существующей системы стимулирования с четким указанием санкций за невыполнение плана по подготовке диссертации;

- стимулирующие поездки по результатам публикационной активности на крупные международные симпозиумы;

- развитие интереса к научным исследованиям на основе изучения особенностей конкретных НИР и перспектив их развития.

Реализация перечисленных мер в ближайшие годы будет осуществляться через обучение в аспирантуре, направленное, в первую очередь, на воспитание научного работника-исследователя, итогом обучения которого должна стать диссертационная работа.

Кроме изложенных выше, к мероприятиям по повышению квалификации молодых научных работников относятся:

- осуществление преподавательской деятельности, заключающееся в прохождении научно-педагогической практики во время обучения в аспирантуре, чтение лекций по своему научному направлению, руководство практикой и дипломными проектами;

- подготовка докладов, презентаций и очное участие во Всероссийских и международных научных и научно-практических семинарах, конференциях, симпозиумах;

- выезды на горнодобывающие предприятия в составе творческих коллективов для участия в технических совещаниях и выполнения полевых, экспериментальных и опытных работ;

- повышение квалификации на курсах дополнительного профессионального образования, аттестация в области промышленной безопасности;

- обеспечение перспективы карьерного роста путем создания кадрового резерва, замещение и совместная работа с более опытными сотрудниками.

Повышение материального уровня жизни и социального статуса молодых ученых

Повышение материального уровня жизни молодых ученых и специалистов во многом зависит от внешних социально-экономических факторов, таких как недофинансирование со стороны государства (в лице Минобрнауки России), снижение престижа профессии научного работника, затянувшаяся модернизация РАН путем существенного сокращения научных учреждений и количества исследователей, низкая инновационная активность промышленных предприятий, то есть слабая востребованность научных разработок производством.

Обеспечение привлекательного уровня заработной платы научных сотрудников — самая главная составляющая материального уровня жизни.

Несмотря на некоторые подъемы и падения (в годы экономических кризисов), в целом объем бюджета Института имеет тенденцию роста (рис. 5), соответственно, растет и средняя заработная плата научных работников (рис. 6), в том числе молодых ученых, превышая при этом средний уровень заработной платы научных работников академического сектора науки, установленный программой развития [2]. Одним из главных источников дохода молодых ученых является участие в выполнении прикладных исследований в рамках хозяйственных договоров для предприятий реального сектора экономики Свердловской области, России и Казахстана.

Стратегия формирования кадрового резерва предусматривает формирование молодого специалиста, обладающего компетенциями организатора и руководителя, способного сформировать исследовательскую группу и выполнить поставленные перед

ней задачи. Поэтому многие молодые ученые назначаются ответственными исполнителями по темам НИР или их разделам.

Рис. 5. Динамика поступления средств из разных источников дохода

¿ 90000

^ 80000 го

га 70000

к 60000 га

| 50000

g. 40000 го

m 30000

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019

-Средняя по институту -Средняя по научным работникам

Рис. 6. Динамика уровня средней заработной платы работников Института

Стратегия повышения материального уровня молодых ученых предусматривает стимулирование высокого качества выполнения индивидуального плана научного работника. Для обеспечения роста заработной платы молодых ученых системой оплаты труда предусмотрены повышающие коэффициенты для ежемесячных стимулирующих рейтинговых надбавок. Например, молодым исследователям, не являющимся аспирантами, в течение пяти лет рейтинговая выплата увеличивается в 2 раза, обучающимся в аспирантуре не менее 4 месяцев - в 3 раза, а в год после защиты диссертации сотрудникам в возрасте до 40 лет - в 2 раза, в последующие два года - в 1,5 раза.

В последние годы введена надбавка за публикацию статей в высокорейтинговых журналах, что также ведет к росту оплаты труда работников и создает условия для развития творческого потенциала и их квалификационного роста.

Решение социальных проблем молодых ученых

Одной из главных социальных проблем является обеспеченность жильем. Администрация Института прикладывает все усилия для обеспечения молодых ученых служебным жильем, как комнатами в общежитиях административно-хозяйственного управления УрО РАН, так и квартирами для перспективных сотрудников, но дефицит жилья был, есть и будет, поэтому основной задачей является повышение материального уровня, предоставляющего возможность участия в различных жилищных программах и проектах. Важным положительным моментом явилось продление действия Федеральной программы «Жилище» на 2016 - 2020 годы [5]. К концу 2020 г. Институт оказал содействие в обеспечении служебным жильем 22-м сотрудникам Института, а 4 молодых ученых получили сертификаты, обеспеченные государственными субсидиями в рамках программы «Жилище» (рис. 7).

Рис. 7. Количество сотрудников, обеспеченных служебным жильем и получивших субсидии на приобретение жилья из государственного бюджета

Однако есть и вопросы при решении жилищных проблем: так, Жилищный кодекс РФ [7] предусматривает в качестве основания предоставления специализированных жилых помещений (статья 99, п.2), но возможно отсутствие такового в соответствующем населенном пункте. То есть молодой ученый, живущий с родителями в населенном пункте по месту работы (имеющий долевую собственность) и нуждающийся в улучшении жилищных условий (по причине создания семьи, рождения детей, например), не может получить отдельную комнату в общежитии.

С точки зрения производственного и социального статуса ведется планомерная работа по повышению ответственности и вовлеченности молодых ученых в научно-организационную деятельность и в общественную жизнь коллектива (табл.).

С 2012 г. в научных подразделениях введена должность ученого секретаря лаборатории, являющаяся неотъемлемой частью кадрового резерва. Молодые сотрудники участвуют в подготовке перспективных, годовых, текущих планов научных исследований и разработок лаборатории, предложений по формированию программы развития лаборатории, планов проведения семинаров лаборатории и контролируют их выполнение. Они организуют подготовку отчетных материалов по различным направлениям; подготовку информации для размещения на сайте Института, в рекламных буклетах и каталогах разработок; семинаров лаборатории.

Таблица

Научно-организационная (административная) деятельность молодых ученых

№ ФИО молодого ученого Должность, общественная нагрузка Год назначения, избрания Возраст на момент назначения, избрания, лет

1. Антонинова Наталья Юрьевна Заведующая лабораторией 2011 по н.в. 32

2. Глебов Андрей Валерьевич Председатель Совета молодых ученых 2003 - 2006 29

Председатель Профкома 2004 - 2006 30

Ученый секретарь 2005 - 2006 31

Заместитель директора по научным вопросам 2006 по н.в. 32

3. Гле бов Игорь Андреевич Председатель Совета молодых ученых 2019 по н.в. 26

4. Журавлев Артем Геннадьевич Председатель Совета молодых ученых 2006 - 2016 24

Заведующий лабораторией 2015 по н.в. 33

5. Князев Денис Юрьевич Председатель Совета молодых ученых 2016 27

6. Криницын Роман Владимирович Председатель профсоюзного комитета 2006 по н.в. 27

7. Мельник Виталий Вячеславович Заведующий лабораторией 2013 по н.в. 39

8. Озорнин Иван Леонидович Заведующий лабораторией 2015 по н.в. 38

9. Панжин Андрей Алексеевич Ученый секретарь 2006 по н.в. 34

10. Усанов Сергей Валерьевич Заведующий лабораторией 2013 по н.в. 37

Совет молодых ученых организует конкурс молодых ученых, ежегодные стендовые доклады аспирантов и соискателей, Всероссийскую молодежную конференцию по проблемам недропользования и издание сборника материалов конференции, спортивный клуб, различные турниры и др.

Молодые ученые и специалисты работают в Профкоме Института, где на общественных началах они поддерживают связь с ветеранами Института, организуют для них праздники и подарки, поздравления и т.д.

Развитие инфраструктуры

С целью повышения интереса к научной деятельности и повышения качества и достоверности результатов фундаментальных и прикладных исследований молодежная политика Института предусматривает обновление и расширение парка современного научного оборудования для проведения опытных и экспериментальных работ.

Кроме этого, ведется работа по обеспечению рабочих мест молодых ученых современными программными продуктами.

Заключение

Ожидаемые результаты реализации молодежной политики:

- концентрация материальных ресурсов и кадрового потенциала на приоритетных направлениях исследований, достижение по ним результатов мирового уровня, создание инновационного задела для развития критических технологий Российской Федерации;

- расширение возможностей для решения актуальных задач науки, экономики, промышленности и выполнения крупных проектов межрегионального и мирового уровня, развитие кооперации и координации при проведении междисциплинарных исследований;

- выход на уровень институтов 1 -ой категории по публикационной активности;

- повышение квалификационного уровня и обновление научных кадров, доведение численности молодых исследователей до 50 % от общей численности научных работников;

- объединение кадрового потенциала научных подразделений и подготовка высококвалифицированных научных кадров, способных решать актуальные комплексные, междисциплинарные фундаментальные и прикладные задачи на высоком уровне;

- создание развитой системы инструментов финансирования научных подразделений;

- поддержание заработной платы научных работников на уровне 200 % средней заработной платы в Свердловской области.

Эффект в решении поставленных задач может быть достигнут и превышен, если молодежный коллектив Института будет проявлять инициативу, активность и самостоятельность в решении возникающих проблем.

Молодым ученым Института при поддержке старших коллег предстоит не только сохранить, но и увеличить научный потенциал в сложных современных условиях.

Список литературы

1. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. URL: https://edu.tatar.ru/ upload/images/files/Стратегия. (дата обращения 10.11.2020)

2. Программа модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки. Одобрена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 11 октября 2005 г. № 4/04). URL: http://www.polit.ru/dossie/2006/01/24/program.html. (дата обращения 11.11.2020)

3. Глебов А.В., 2009. Вопросы кадровой молодежной политики в Институте горного дела УРО РАН. Проблемы недропользования: материалы III Всероссийской молодежной научно-практической конференции, 10 -13 февр. 2009. г. Екатеринбург: УрО РАН, C. 9 - 12.

4. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р. URL: ceFXleNUqOU.pdf (government.ru). (дата обращения 15.11.2020).

5. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (ред. Постановлений Правительства РФ от 25.08.2015 N 889, от 25.05.2016 N 464, от 26.05.2016 N 466). URL: ФЦП: Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 -2020 годы (economy.gov.ru). (дата обращения 29.11.2020).

6. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации". URL: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ

"О молодежной политике в Российской Федерации" - Российская газета (rg.ru). (дата обращения 21.01.2021).

7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.10.2020). URL: "Жилищный кодекс Российской Федерации" (ЖК РФ) от 29.12.2004 № 188-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru). (дата обращения 14.12.2020).

References

1. Strategiia gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v RF do 2016 goda . Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 18 dekabrya 2006 g. № 1760-r [Strategy of the state youth policy in the Russian Federation until 2016. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006 No. 1760-r]. URL: https://edu.tatar.ru/ upload/images/files/Strategiya. (data obrashcheniya 10.11.2020)

2. Programma modernizatsii funktsii, struktury i mekhanizmov finansirovaniya akad-emicheskogo sektora nauki [Modernization program of functions, structure and mechanisms of financing of the academic sector of science]. Odobrena Mezhvedomstvennoi komissiei po nauchno-innovatsionnoi politike (protokol ot 11 oktyabrya 2005 g. № 4/04). URL: http://www.polit.ru/dossie/2006/01/24/program.html. (data obrashcheniya 11.11.2020)

3. Glebov A.V., 2009. Voprosy kadrovoi molodezhnoi politiki v Institute gornogo dela URO RAN [Issues of personnel youth policy at the Institute of Mining of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Problemy nedropol'zovaniya: materialy III Vserossiiskoi molodezhnoi nauchno-praktiches-koi konferentsii, 10 -13 fevr. 2009. g. Ekaterinburg: UrO RAN, C. 9 - 12.

4. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 noyabrya 2014 goda N 2403-r. URL: ceFXleNUqOU.pdf (government.ru). (data obrashcheniya 15.11.2020).

5. Federal'naya tselevayaprogramma "Zhilishche" na 2015 - 2020 gody [Federal target program "Housing" for 2015-2020]. Utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. N 1050 (red. Postanovlenii Pravitel'stva RF ot 25.08.2015 N 889, ot 25.05.2016 N 464, ot 26.05.2016 N 466). URL: FTsP: Federal'naya tselevaya programma "Zhilishche" na 2015 - 2020 gody (economy.gov.ru). (data obrashcheniya 29.11.2020).

6. Federal'nyi zakon ot 30 dekabrya 2020 g. N 489-FZ "O molodezhnoi politike v Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law No. 489-FZ of December 30, 2020 "On Youth Policy in the Russian Federation"]. URL: Federal'nyi zakon ot 30 dekabrya 2020 g. N 489-FZ "O molodezhnoi politike v Rossiiskoi Federatsii" - Rossiiskaya gazeta (rg.ru). (data obrashcheniya 21.01.2021).

7. Zhilishchnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2004 N 188-FZ (red. ot 27.10.2020) [Housing Code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 188-FZ (as amended on 27.10.2020)]. URL: "Zhilishchnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii" (ZhK RF) ot 29.12.2004 № 188-FZ (poslednyaya redaktsiya) / Konsul'tantPlyus (consultant.ru). (data obrashcheniya 14.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.