РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА
ИЩЕНКО-ПАДУКОВА О.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: ishchenko-oa@mail.ru;
МОВЧАН И.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: movchani@mail.ru
СО
I—
о
D
Т
В статье раскрывается специфика факторного механизма реализации социально- см
экономической политики региона, исследуются актуальные проблемы инновационной ^
динамики как условия ускоренного развития российских регионов, анализируются вопросы эффективности реализации социально-экономической политики региона в условиях инновационной динамики. Особое внимание уделяется исследованию механизма регулирования ^ региональной экономики, который включает меры эффективного воздействия на региональный производственный комплекс и региональные рынки, финансирование региональной производственной и социальной инфраструктуры, а также институциональные инструменты, обеспечивающие устойчивость региональной экономики и региональный ^ рост социально-экономических параметров. о
Ключевые слова: региональная экономическая политика; факторный механизм; <j>
устойчивость территорий; инновационная динамика.
со
3
О
THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-ECONOMIC POLICY |
IN THE REGION IN TERMS OF INNOVATION DYNAMICS 8
OL
ISHCHENKO-PADUKOVA O.A., £§
PhD, Associate Professor, Southern Federal University, e-mail: ishchenko-oa@mail.ru;
MOVCHAN I.V.,
PhD, Associate Professor, Southern Federal University, e-mail: movchani@mail.ru
The article describes the specifics of the factorial mechanism for implementing socio-economic policy in the region, explores the current problems of the dynamics of innovation in the region as a condition for accelerated development of Russian re-gions. the features of the formation and implementation of the investment policy of the South Russian regions as an institution modernization of regional business. Par-ticular attention is paid to the mechanism of regulation of the regional economy, which includes measures effective impact on regional industrial complex and regional markets, financing regional industrial and social infrastructure, as well as the in-stitutional instruments to ensure the stability of the regional economy and regional growth of socio-economic parameters.
© M^eHKO-naflyKOBa O.A., MoBHaH M.B., 2014
Keywords: regional economic policy; factor mechanism; sustainability territories; innovation dynamics.
JEL classification: O10, O18.
Усиление инновационной составляющей в функционировании хозяйственного механизма в условиях постиндустриального общества выдвигает объективным и значимым императивом весь спектр мер регулирования инновационных процессов на всех уровнях социально-экономической иерархии. Системный характер этим процессам придает неизбежность и необратимость инновационного роста как закономерности динамики общественных отношений, что порождает необратимость трансформации методов и принципов регулирования и экономической политики как на макро-, так и на мезоуровнях.
В теоретическом и методологическом аспектах регион является открытой и динамичной системой, экоЕ номически ограниченной в ресурсном и технологическом аспектах, что выступает объективным фактором R регионального регулирования.
— В подобных обстоятельствах особое значение приобретают проблемы формирования регулирующего механизма
гп
региональной экономической политики, включающего целостную систему направлений, реализация которого спо-2 собна не только преодолеть диспропорциональность и фрагментарность социально-экономического развития региона, но и обеспечить стратегический рост. В современных условиях это возможно за счет включения в механизм с региональной экономической политики факторов, обеспечивающих ускоренную инновационную динамику. с Механизм реализации региональной экономической политики предопределен социально-демографиче-
ской, политической, финансово-экономической, природно-экологической, производственно-технологической подсистемами, которые функционально дополняют и совершенствуют друг друга, образуя совокупный региональный потенциал. Экономическая экспансия регионального потенциала способствует и производ-0 ственно-технологическому и социальному росту. При этом в современных условиях становится объективно -Ф значимым формирование устойчивых форм регионального регулирования, обеспечивающих рост инновационного потенциала и инновационной емкости хозяйственных субъектов региональной экономики. -ф Анализ соответствующего зарубежного опыта позволяет констатировать, что чем более инновационной
является система факторов, регулирующих региональный рост, тем выше уровень и качество социально-эко-Т номического роста в макроэкономических масштабах.
- Исследование природы и специфики регионального регулирования российской экономики показало, что ю стратегические ресурсы сконцентрированы в ограниченном количестве регионов, демонстрирующих наибо-^ лее высокие темпы экономического развития, и, соответственно, более высокий уровень жизни населения. 2 При этом в регионах, имеющих низкую ресурсообеспеченность, показатели экономического и социального
развития значительно ниже. В этой связи в рамках реализации региональной экономической политики осу-4 ществляются перераспределение финансовых потоков и трансфертное регулирование в рамках единого бюд-о жетного комплекса. Снижению высокой зависимости российской макроэкономики и ее регионов от наличия природных ресурсов будет способствовать создание условий для инновационного развития в регионах, что позволит преодолеть диспропорциональность регионального социально-экономического роста.
Реализуемые в последние годы в рамках региональной экономической политики мероприятия по выравниванию территориального неравенства имеют определенный экономический эффект и оказали существенное значение для повышения социально-экономического уровня развития регионов страны. Вместе с тем, многие российские регионы остаются высокодотационными, а вопросы эффективности реализации региональной экономической политики сохраняют остроту и препятствуют достижению устойчивых темпов роста российской макроэкономики.
Механизм регулирования региональной экономики включает меры эффективного воздействия на региональный производственный комплекс и региональные рынки, финансирование региональной производственной и социальной инфраструктуры, а также институциональные инструменты, обеспечивающие устойчивость региональной экономики и региональный рост социально-экономических параметров. Кроме того, создание в регионах кластерных форм организации производства, инновационных и технологических центров, институтов трансфера технологий будет способствовать интенсификации регионального роста в экономическом и социальном аспектах Эффективность механизма регулирования региональной экономики как фактор системной динамики территориального развития определяется оптимизацией способов управления мезоэкономикой, эффективностью принятия решений, качеством социально-экономических отношений между представителями регионального предпринимательства и бизнес-сообщества, а также рациональным использованием региональных конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность региона на национальном и мировом рынках обеспечивается эффективностью использования уникальных конкурентных преимуществ, поэтому программы инвестиционного развития регио-
СГ
3
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.
185
нов, направленные на их максимизацию, будут способствовать повышению экономического роста в макроэкономическом аспекте и усилению роли регионов на глобальных рынках (Мовчан, Ищенко-Падукова, 2013).
Инновационный механизм региональной экономической политики в институциональном аспекте способствует повышению эффективности размещения производственных ресурсов и рационализации отраслевой региональной структуры и выступает условием формирования региональных конкурентных преимуществ в целях достижения роста эффективности макроэкономики. Как справедливо отмечают В.В. Вольчик, В.В. Кот, «при осуществлении долгосрочных институциональных реформ необходимо учитывать асинхронность в динамике механизмов регулирования (и технологий), с одной стороны, и институтов, с другой. Таким образом, противоречие между спонтанными эволюционными процессами и сознательным изменением институтов в ходе экономических реформ можно рассмотреть в контексте взаимодействия институтов и механизмов регулирования» (Вольчик, Кот, 2013).
К основным направлениям совершенствования инновационного механизма реализации региональной экономической политики России следует отнести меры, направленные на повышение инвестиционной емкости территорий, преодоление тенденций депрессионности, внедрение инновационных форм и методов регионального регулирования. В статье Ю.Р. Туманяна справедливо отмечается, что «разрешение национальных интересов по развитию НТП требует создания нового механизма координации деятельности всех его участни- 00 ков, как по горизонтали, так и по вертикали, посредством рыночных рычагов. Имеются в виду: налоги, цены, ¡5 кредиты, государственные заказы, переподготовка кадров, различные программы, информационно-консуль- о тационная и маркетинговая поддержка и др.» (Туманян, 2003).
В стратегическом аспекте для усиления эффективности инновационного механизма реализации региональ- см ной экономической политики необходимы оптимизация взаимосвязи центральных и региональных органов ^ власти, укрепление межрегиональных и международных связей, содействие регионам во внешнеэкономической деятельности, а также создание условий для повышения инновационной активности регионального бизнеса. Как подчеркивается в публикации Т.В. Кашниковой, «исследование экономики региона как сложной многоуровне- о вой системы требует выявления факторов, влияющих на ее развитие. Особое внимание в условиях глобальной нестабильности уделяется выявлению инновационных факторов, их изучению и использованию при формирова- ^ нии региональной промышленной политики. Стабилизация российской экономики во многом будет зависеть от того, насколько регионы будут поддерживать и стимулировать инновационную активность» (Кашникова, 2012). ^г
В механизме реализации региональной экономической политики особым фактором выступает инвестиционный потенциал, количественные и качественные характеристики которого отражают упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, и способствует созданию качественно новых основных производ- -<> ственных фондов как перспективных инновационно-технологических систем. Поэтому практическая реализация предложенного И.В. Фроловой методологического подхода к формированию интегрального показателя ^ инвестиционного потенциала региона на основе векторов агрегирования оценок при его формировании: по У составляющим потенциала и по целям накопления и использования инвестиционного потенциала (Фролова, 0 2009), будет способствовать оптимизации экономической политики регионального роста. ^
Особой проблемой реализации инновационного механизма региональной экономической политики является фор- о
■ 11
мирование стратегии регионального роста, а также эффективности комплексного территориального развития. Поэтому меры, предусматриваемые стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы в региональном аспекте, ^ должны соответствовать задачам стратегического планирования развития отраслей экономики и социальной сферы. ш
В условиях постиндустриальной стадии развития общественных отношений степень эффективности региональной экономической политики определяется уровнем инновационного развития регионов как приоритета инновационной динамики во всех отраслях и сферах регионального хозяйства. Как справедливо отмечает М.Г. Васькина, «за последние годы Россия прошла через все фазы экономического цикла, пройдя через период экономической стабильности, мировой финансовый кризис 2008-2009 г. и выйдя на путь восстановления. Несмотря на регулярные прогнозы наступления нового кризиса, политическая ситуация в стране дает все основания полагать, что страна в ближайшее время будет находиться в состоянии макроэкономической нестабильности. Однако волна кризиса, захлестнувшая страну в 2008-2009 гг., оставила в наследство значительно ослабленную экономику и сотни предприятий понесших колоссальный ущерб» (Васькина, 2013).
В этих обстоятельствах на передний план научной мысли и теоретических изысканий выступают исследования, связанные с формированием и реализацией системной инновационной динамики отечественной региональной экономики и ориентацией на ресурсы стратегического экономического роста. Подобный подход радикально трансформирует традиционно устоявшиеся экономические отношения во всех отраслях и сферах региональной экономики, выдвигая в качестве приоритета новые экономические отношения, формирующиеся на основе производства и внедрения новых высокотехнологичных способов и методов производства. Данные проблемы актуализируются глобальным и безвозвратным переходом к постиндустриальному обществу, где регионы позиционируются именно в соответствии с уровнем инновационного их развития.
Специфическими элементами инновационной динамики российских регионов являются ее неравномерный характер, недостаточность финансирования со стороны государства и бизнеса инновационных инициатив, сложный институциональный механизм коммерциализации и внедрения инноваций. Такое положение дел требует определенных направлений региональной политики для достижения целей инновационного роста: разработки особых механизмов реализации эффективных форм регионального регулирования инновационной активности, развития инновационной инфраструктуры в регионах, создания инструментов для масштабного вовлечения в инновационную деятельность организаций регионального малого и среднего бизнеса, а также инвестиций из всех источников, включая иностранные.
Результатом инновационной динамики российских регионов должно стать формирование адекватных институциональных структур, способствующих созданию эффективного механизма инновационной деятельности в целях достижения высоких темпов регионального экономического роста. Как справедливо подчеркивает О.Ю. Мамедов, «ускоренное инновационное преобразование современной экономики обнаруживает возрастающее значение знаний как решающего фактора инновационно-технологического роста» (Мамедов, 2012).
Поэтому в рамках реализации региональной экономической политики необходимо создать особую систему механизмов регулирования, инструментов и инфраструктуры для обеспечения поддержки инновационной т деятельности в регионах.
70 -о
то В институциональном аспекте инновационная динамика регионального роста заключается в положитель-
> „
т ном тренде показателей развития инновационной активности, включая равноправное участие инновацион-О но-активных предприятий в функционировании институтов региональной инновационно-рыночной инфра-2 структуры, а также рост инновационной емкости отраслей и сфер региональной экономики. М В системе приоритетов стратегического развития российских регионов особое внимание должно уделять-
с ся возможностям ускоренного перехода от сырьевой модели к модели высокопроизводительной инновационной экономики. Кроме того, в рамках современной инновационной политики России актуальность приобретают аспекты, связанные с формированием региональных инновационных кластеров, определяющих стратеги-7 ческие приоритеты инновационного роста и инновационной динамики.
о ЛИТЕРАТУРА
Васькина М.Г. (2013). Модернизация мотивационных механизмов в условиях макроэкономической нестабильности // TERRA ECONOMICUS, т. 11, № 4.2, с. 33-36.
Вольчик В.В., Кот В.В. (2013). Институциональные изменения в периферийных регионах: роль граждан-т ских институтов // TERRA ECONOMICUS, т. 11,№4,с.15.
М Кашникова Т.В. (2012). Инновационный потенциал региона и стратегия его развития (на примере Ростов-
1 ской области) //Journal ofeconomic regulation (Вопросы регулирования экономики), т. 3, № 2, с. 61.
Мамедов О.Ю. (2012). Что обнаружил научный анализ «экономики знания»? // Journal of economic z regulation (Вопросы регулирования экономики), т. 3, № 2, с. 97-105.
Z Мовчан И.В., Ищенко-Падукова О.А. (2013). Региональная инвестиционная политика как институт модер-
низации предпринимательства на Юге России // TERRA ECONOMICUS, т. 11, № 4.3, с. 176. Q Туманян Ю.Р. (2003). Экономические основы НТП в аспекте теории интересов // Известия высших учеб-
Ь ных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: общественные науки, № 12, с. 58.
3 Фролова И.В. (2009). Инвестиционный потенциал региона: разработка системы оценок // Региональная
экономика: теория и практика, № 16, с. 26-33.
REFERENCES
Frolova I.V. (2009). Investment potential of the region: the development of the assessment system. Regional economy: theory and practice, no. 16, pp. 26-33. (In Russian.)
Kashnikova T.W. (2012). The innovative potential and development strategy of the region (on the example of Rostov region). Journal of economic regulation, vol. 3, no. 2, p. 61. (In Russian.)
Mamedov O.Y. (2012). What is revealed by the scientific analysis of the «economics of knowledge»? Journal of economic regulation, vol. 3, no. 2, pp. 97-105. (In Russian.)
Movchan I.V., Ishchenko-Padukova O.A. (2013). Regional investment policy as an institution modernization of business in Southern Russia. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 4.3, p. 176. (In Russian.)
Tumanyan Y.R. (2003). Economic bases of STP in the aspect of the theory of interest. Proceedings of the higher educational institutions. North Caucasus region. Series: Social Sciences, no. 12, p. 58. (In Russian.)
VaskinaM.G. (2013). Modernization of motivational mechanisms in the conditions of macroeconomic instability. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 4.2, pp. 33-36. (In Russian.)
Volchik V.V., Kot V.V. (2013). Institutional changes in the peripheral regions: the role of civil institutions. TERRA ECONOMICUS, vol. 11. no. 4, p. 15. (In Russian.)