152 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗБИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Б УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ИЩЕНКО-ПАДУКОВА О.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
МОВЧАН И.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Т -
m
70
70 >
m
O
N В статье рассматриваются тенденции инновационного роста и инновационной эко-
M номической политики в условиях формирования высокопроизводительной экономики. Осо-
C бое внимание сосредоточено на императивах и факторах инновационного развития на-
S циональной российской экономической системы.
> Ключевые слова: национальная инновационная система; инновационная политика;
инновационная инициатива; инновационная производительность; глобальная конкуренция.
INNOVATIVE TRENDS OF NATIONAL ECONOMY IN THE GLOBAL COMPETITION
N ISHCHENKO-PADUKOVA O.A.,
2 PhD, Associate Professor,
Southern Federal University,
N e-mail: [email protected];
N
MOVCHAN I.V.,
a PhD, Associate Professor,
T Southern Federal University,
n e-mail: [email protected]
The article describes the trends of innovative growth and innovation policy in the emerging high-performance economy. Particular attention is focused on the imperatives and factors innovative development of Russian national economic sys-tem.
Keywords: national innovation system; innovation policy; innovation initiative; innovation capacity; global competition.
JEL classification: F01, O31, O32.
Экономическое взаимодействие национальной инновационной системы с инновационными системами других стран усиливает глобальный инновационный потенциал мировой экономики. Однако более глубокий анализ показывает, что подобное взаимодействие носит неравномерный характер. Учет отраслевых, региональных и предпринимательских особенностей разных стран в инновационной сфере демонстрирует разный
© Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В., 2014
уровень их инновационной активности в различных областях экономической деятельности. Это обусловливает специфический национальный характер инновационной конкурентоспособности в глобальном мире.
В этой связи высокопроизводительной эффективной национальной инновационной системой следует считать такую систему, в которой обеспечиваются не только высокие темпы интенсивного экономического роста, но и рост социальных стандартов уровня жизни населения.
В ряде стран конкурентными преимуществами инновационного роста обладают крупные предприятия и организации добывающей промышленности, в других странах - основные секторы инновационного роста: сельское хозяйство, медицинские, образовательные, финансовые услуги. Вместе с тем, многие страны до сих пор не смогли воспользоваться возможностями инновационного роста.
Два фактора являются основополагающими для успешного вхождения страны в систему глобальной инновационной конкурентоспособности: рост внутреннего инновационного потенциала страны и конъюнктура глобальных инновационных рынков. При этом успешность инновационной стратегии в большей степени зависит от инноваций, поскольку инновации имеют определяющее значение на рынках с высокой добавленной стоимостью товаров и услуг, а также тесно связаны с возможностями бизнес-использования научных, инженерных достижений и научно-исследовательского сотрудничества в сферах экономики. ^
Многие компании, позиционирующиеся на мировых рынках как инновационные лидеры, реагируют на этот вызов, осуществляя производство товаров с высокой добавленной стоимостью, однако многие малые и о средние инновационно активные предприятия испытывают определенные сложности, связанные с выходом на международные цепочки поставок. Это отражает низкий уровень инновационной экспортной деятельно- см сти малых и средних бизнес-структур по сравнению с крупными предприятиями. Как справедливо отмечает ^ Ю.Р. Туманян, «важнейшей частью внешнеэкономической деятельности выступает торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. Однако данная деятельность носит отно- о сительно ограниченный характер, поскольку государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности» (Туманян, 2013). ^
Кроме того, инвестиции в инновации составляют незначительную долю от общего объема инвестиций, что препятствует возможности малого и среднего бизнеса генерировать инновации. В крупных же компаниях ^г значительная доля от общего объема инвестиций направляется на достижение инновационного развития, что дает возможность сотрудничества с глобальным научно-исследовательским сектором и создания новых инновационных продуктов. Необходимо учитывать, что крупные компании обычно демонстрируют более высо- -<> кий уровень инноваций, чем предприятия малого и среднего бизнеса в большинстве отраслей национальной экономики. з
Поскольку крупные национальные компании занимают значительную долю в стоимостном выражении У экспорта инновационной продукции, а также имеют высокий уровень инвестиций в инновации, они выступа- 0 ют «локомотивами инновационного роста» национальной экономики. В публикации И.В. Фроловой разрабо- ^ тана методика построения рейтинга инвестиционного потенциала региона с использованием количественной о
■ п
информации, позволяющая определить инвестиционный статус территории в сфере инновационного развития (Фролова, 2009).
Однако низкая инновационная производительность предприятий малого и среднего бизнеса свидетель- ш ствует о потенциальной неэффективности всей национальной инновационной системы или демонстрирует слабые стратегические намерения вхождения страны в глобальный инновационный мир, закрепляя за ней стратегию «догоняющего роста».
В целом для формирования национальной стратегии инновационного роста необходимо улучшение бизнес культуры и управленческого потенциала на всех уровнях предпринимательского сектора (включая малый и средний бизнес), которые будут способствовать эффективности инновационных решений для обеспечения глобальных цепочек поставок инновационной продукции. Другая проблема связана с оптимизацией международного сотрудничества и формированием продуктивных связей, которые позволят занять конкурентное положение в глобальном инновационном пространстве.
Поэтому эффективность функционирования высокопроизводительной инновационной системы должна обеспечиваться непрерывностью инновационно-финансовых инвестиционных потоков и обмена инновационными ресурсами, идеями и продуктами, как на национальном, так и на региональном уровне. Ранее мы отмечали, что «системной задачей региональной политики привлечения инвестиций является идентификация конкурентных преимуществ территории и определение приоритетности направлений инвестиционных ресурсов государственных и частных инвесторов» (Мовчан, Ищенко-Падукова, 2013).
Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что инновационная активность и инновационный потенциал национальной экономики удваивает вероятность роста производительности труда в тех отраслях
производства, где осуществляется инновационное развитие. По сравнению с национальными экономиками, которые не уделяют внимание развитию инноваций, инновационно развитые страны демонстрируют более высокие темпы экономического роста в долгосрочном тренде.
Особенно это касается тех национальных экономик, в которых осуществляется взаимосвязь науки, образования и бизнес-сообщества в целях создания и внедрения инноваций как приоритета экономического развития. Специальные исследования показали, что совместные инновации бизнес-структур с научно-исследовательскими организациями усиливают вероятность роста инновационной производительности бизнеса.
При этом совместные инновации являются не только инструментом для роста производительности труда, но и создают возможности инновационной новизны в глобальном аспекте. Совместные инновации в значительной степени обеспечивают производство абсолютно нового продукта, продвижение которого на глобальном инновационном рынке обеспечивает рост конкурентоспособности национальной экономики в мировом масштабе.
Рост национального инновационного потенциала обеспечивается: т • ростом числа инновационно-активных организаций;
R • усилением связей инновационно-активных организаций с научно-исследовательскими и образова-
>
тельными структурами;
О • преобладанием в структуре инновационно-активных организаций предприятий малого и среднего
2 бизнеса;
М • повышением доли инновационных инвестиций (особенно в секторах малого и среднего бизнеса);
с • усилением международного и трансграничного сотрудничества в инновационной сфере.
Национальное инновационное развитие формирует новые экономические условия для роста уровня и качества жизни, поскольку обеспечивает рост занятости и реальных доходов населения, снижение безработицы 7 и инфляции, повышение уровня образования и стандартов социальной защиты.
Вместе с тем, в странах чрезмерной зависимости экономики от ресурсов на основе отраслевого экспорта,
0 устойчивость национального экономического развития значительно ниже, чем в странах, создающих условия 7 для ускоренного инновационного роста. Отсутствие промышленного и рыночного разнообразия также повышает риск для долгосрочного роста и производительности национальной экономики.
7 Рост производительности и конкурентоспособности национальной экономики в значительной степени
опирается на инновации, которые требуют эффективного управления физическими, капитальными и нема° териальными активами. Рыночная диверсификация инновационного роста формирует устойчивость нацио-
1 нальной экономической системы к глобальным потрясениям, создавая новые инновационные рынки внутри страны и осуществляя международный обмен инновациями.
2 Устойчивое национальное инновационное развитие требует обеспечения долгосрочных инвестиций и 2 институциональных рамочных условий деятельности инновационных организаций, поскольку, как справедливо отмечает В.В. Вольчик, «чем разнообразнее институты в хозяйственном порядке, тем легче происходит
а адаптация к различным шокам, таким как экономические кризисы» (Вольчик, 2013).
о Глобальные сравнения инновационного развития национальных экономик показывают, что нацио-
нальная инновационная система может быть столь же эффективной, как и другие высокопроизводительные
2
инновационные системы, если институциональные условия для инновационного предпринимательства соответствуют мировым инновационным стандартам, а занятые в инновационных секторах экономики имеют высокую профессиональную квалификацию.
Международное научное сотрудничество в области инновационного развития также способствует росту национальных систем производства, науки и образования, повышая их инновационную конкурентоспособность.
Международное инновационное сотрудничество через систему высшего профессионального образования вносит значительный вклад в национальную экономику. Повышение доли иностранных студентов, оптимизация систем студенческого обмена не только обеспечивает значительный экспортный доход, но и формирует платформу для построения взаимоотношений людей, социально-культурного обмена и укрепления деловых связей с другими странами.
Торговые и культурные отношения, которые вытекают из таких обязательств, важны для создания новых возможностей для инновационного бизнеса, а также для того, чтобы создать благоприятные условия для повышения мобильности студентов, для реализации взаимовыгодных возможностей для обмена новыми знаниями и идеями с помощью научного и научно-исследовательского межстранового сотрудничества.
Однако в настоящее время большинство стран мира по-прежнему зависит от инновационно развитых держав - США, стран Европы, Японии - в качестве источников идей, инвестиций, инноваций и технологий.
В этих условиях высокопроизводительная национальная инновационная система должна быть в состоянии сотрудничества с мировыми лидерами, чтобы охватить новые возможности на мировых рынках.
Международный рынок образования становится все более сложной структурой, требующей формирования новых инновационных инструментов его развития в условиях сильной конкуренции со стороны других стран, позиционирующихся на мировой образовательной арене в качестве лидеров в сфере образования.
Инновационное развитие критических отраслей с низкой долей производительности предполагает усиление инновационного сотрудничества с компаниями-лидерами, формирование эффективных моделей бизнес-культуры и навыков управления инновационным бизнесом. Кроме того, инновационные подходы в сфере менеджмента, маркетинга и инновационной стратегии представляются наиболее существенным императивом инновационного позиционирования в условиях глобальной конкурентоспособности.
Одной из основных возможностей быстрого инновационного развития выступает разработка инновационных экологических товаров и услуг, расширяющих экспортные перспективы для инновационных предприятий национального бизнеса.
Инновационные экологические товары способны удовлетворить быстро растущий спрос на инновационные решения экологических проблем. ^
Для того, чтобы в полной мере реализовать возможности инновационного роста экологически устойчивой экономики, необходимо оптимизировать инструменты экологической эффективности национального хозяйства. о
Это потребует структурной модернизации промышленного производства в направлении сокращения его негативного воздействия на окружающую среду. В этих условиях институционализация сферы эко-инноваций см является необходимым и важным аспектом национального развития. Доля эко-инноваций в национальной ^ экономике должна увеличиваться на стратегической основе.
Национальная экономика эко-инновационного типа должна идентифицироваться как стратегический 1 эко-новатор, имеющий приоритетом высокие инвестиционные и эксплуатационные критерии, демонстрирую- о щие признаки высокопроизводительного бизнеса.
При этом продуктивность государственных инвестиций в технологии защиты окружающей среды должна ^ соответствовать высоким международным стандартам экологической безопасности, а также создавать предпосылки технологического преимущества в экологических инновационных технологиях. Однако не только ^г государственные инвестиции в инновации будут способствовать экологическому росту: требуются также инвестиции со стороны бизнес-сообщества.
В рамках реализуемой национальной инновационной политики, основанной на принципах эффективных -<> инновационных инициатив, необходимо согласование региональных инновационных стратегий по всей территории Российской Федерации. В предыдущих публикациях мы отмечали, что «стимулирование предпринимательской активности как основы устойчивого развития региональной экономики должно учитывать такие факторы, как предпринимательский потенциал региона, развитость инфраструктуры поддержки предприни- 0 мательства, общее состояние экономической системы» (Мовчан, Ищенко-Падукова, 2013). ^
Включение российской макроэкономики в мировую инновационную систему объективно предполагает о
ш
выдвижение в качестве основных следующих императивов:
создание территориальных советов по инновациям, организационная задача функционирования ко- ^
си
торых заключается в построении системы региональных инновационных инициатив; ш
разработка программных документов, декларирующих рост эффективности инновационных инициатив за счет обеспечения согласованности и доступности инновационного развития. Инновационная политика должна соответствовать следующим критериям:
определение необходимости и достаточности государственного вмешательства в сферы инновационной деятельности;
обеспечение согласованности программ инновационного развития на территориальном, отраслевом и посферном уровнях;
возможность координации и взаимодополняемости региональных программ инновационного развития, обеспечение их максимальной целесообразности, эффективности, результативности, интеграции и оценки;
обеспечение стратегического выравнивания отдельных инновационных программ в рамках единого механизма реализации инновационной политики;
соответствие инновационных инициатив структуре индивидуальных и общественных потребностей.
Преимущества такого организационно-управленческого подхода к анализу проблем формирования и реализации инновационной политики в макроэкономическом масштабе заключается, по нашему мнению, в следующем.
О
1. Реализация региональных инновационных инициатив обеспечивает развитие и поддерживает высокую эффективность национальной инновационной системы.
2. Инновационные инициативы отражают трансформацию потребностей и реагируют на выявление приоритетов со стороны спроса.
3. Основанием для вмешательства государства в целях поддержки определенных инновационных инициатив является четкое определение потоков финансирования инновационного производства на основе рациональности использования инвестиционных вложений и рационализации инновационных бизнес-инициатив.
4. Наличие критериев оценки инновационных и финансовых рисков и их оптимизация за счет измерения ключевых показателей эффективности ожидаемого результата.
5. Разработка инновационной инициативы должна включать механизм соответствия с итоговыми пользователями потребительского сегмента, а также прикладные процессы, связанные с определением рынков сбыта инновационной продукции.
ЛИТЕРАТУРА
—i
R Вольчик В.В. (2013). Таинственный пазл теории институциональных изменений // Научные труды
> ДонНТУ. Серия: экономическая. 2013, № 1(43). с. 5-11.
с Мовчан И.В., Ищенко-Падукова О.А. (2013). Региональная инвестиционная политика как институт модер-
О низации предпринимательства на Юге России // TERRAECONOMICUS, т. 11, № 4.3, с. 175-179.
0 Мовчан И.В., Ищенко-Падукова О.А. (2013). Институты предпринимательства: специфика и инструменты
1 модернизации в регионах Юга России // TERRA ECONOMICUS, т. 11, № 3.2, с. 95-100.
U Туманян Ю.Р. (2013). Маркетинговая программа проникновения предприятия на внешний рынок: методы
и формы // TERRA ECONOMICUS, т. 11, № 4.2, с. 45-49.
Фролова И.В. (2009). Теоретические основы и практические приемы рейтинговой оценки инвестиционного потенциала регионов Южного федерального округа // Финансы и кредит, 2009, № 24, с. 38-50.
со
0
1 REFERENCES
Froloval.V. (2009). Theoreticalbasics andpracticaltechniques ofinvestmentpotentialrating ofthe regions of ^ the Southern Federal District. Finance and credit, no. 24, p. 38-50. (In Russian.)
Movchan I.V., Ishchenko-Padukova O.A. (2013). Regional investment policy as an institution modernization of ^ business in Southern Russia. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 4.3, p. 175-179. (In Russian.)
2 Movchan I.V., Ishchenko-Padukova O.A. (2013). The institutions of entrepreneurship: peculiarities and mod-¡2 ernization tools in the South Russian regions. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 3-2, p. 95-100. (In Russian.)
Tumanyan Yu.R. (2013). Methods and forms of penetration marketing program on a foreign market. TERRA 2 ECONOMICUS, vol. 11, no. 4.2,p. 45-49. (In Russian.)
NJ Volchik V.V. (2013). Mysterious puzzle of the institutional change theory. Proceedings ofDonetskNational
Technical University. Series: Economic, no. 1(43), p. 5-11. (In Russian.)
a 2