Научная статья на тему 'Тенденции инновационного развития национальной экономики в условиях глобальной конкуренции'

Тенденции инновационного развития национальной экономики в условиях глобальной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1142
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНИЦИАТИВА / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION POLICY / INNOVATION INITIATIVE / INNOVATION CAPACITY / GLOBAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищенко-падукова О. А., Мовчан И. В.

В статье рассматриваются тенденции инновационного роста и инновационной экономической политики в условиях формирования высокопроизводительной экономики. Особое внимание сосредоточено на императивах и факторах инновационного развития национальной российской экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ищенко-падукова О. А., Мовчан И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative trends of national economy in the global competition

The article describes the trends of innovative growth and innovation policy in the emerging high-performance economy. Particular attention is focused on the imperatives and factors innovative development of Russian national economic system.

Текст научной работы на тему «Тенденции инновационного развития национальной экономики в условиях глобальной конкуренции»

152 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗБИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Б УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ИЩЕНКО-ПАДУКОВА О.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];

МОВЧАН И.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

Т -

m

70

70 >

m

O

N В статье рассматриваются тенденции инновационного роста и инновационной эко-

M номической политики в условиях формирования высокопроизводительной экономики. Осо-

C бое внимание сосредоточено на императивах и факторах инновационного развития на-

S циональной российской экономической системы.

> Ключевые слова: национальная инновационная система; инновационная политика;

инновационная инициатива; инновационная производительность; глобальная конкуренция.

INNOVATIVE TRENDS OF NATIONAL ECONOMY IN THE GLOBAL COMPETITION

N ISHCHENKO-PADUKOVA O.A.,

2 PhD, Associate Professor,

Southern Federal University,

N e-mail: [email protected];

N

MOVCHAN I.V.,

a PhD, Associate Professor,

T Southern Federal University,

n e-mail: [email protected]

The article describes the trends of innovative growth and innovation policy in the emerging high-performance economy. Particular attention is focused on the imperatives and factors innovative development of Russian national economic sys-tem.

Keywords: national innovation system; innovation policy; innovation initiative; innovation capacity; global competition.

JEL classification: F01, O31, O32.

Экономическое взаимодействие национальной инновационной системы с инновационными системами других стран усиливает глобальный инновационный потенциал мировой экономики. Однако более глубокий анализ показывает, что подобное взаимодействие носит неравномерный характер. Учет отраслевых, региональных и предпринимательских особенностей разных стран в инновационной сфере демонстрирует разный

© Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В., 2014

уровень их инновационной активности в различных областях экономической деятельности. Это обусловливает специфический национальный характер инновационной конкурентоспособности в глобальном мире.

В этой связи высокопроизводительной эффективной национальной инновационной системой следует считать такую систему, в которой обеспечиваются не только высокие темпы интенсивного экономического роста, но и рост социальных стандартов уровня жизни населения.

В ряде стран конкурентными преимуществами инновационного роста обладают крупные предприятия и организации добывающей промышленности, в других странах - основные секторы инновационного роста: сельское хозяйство, медицинские, образовательные, финансовые услуги. Вместе с тем, многие страны до сих пор не смогли воспользоваться возможностями инновационного роста.

Два фактора являются основополагающими для успешного вхождения страны в систему глобальной инновационной конкурентоспособности: рост внутреннего инновационного потенциала страны и конъюнктура глобальных инновационных рынков. При этом успешность инновационной стратегии в большей степени зависит от инноваций, поскольку инновации имеют определяющее значение на рынках с высокой добавленной стоимостью товаров и услуг, а также тесно связаны с возможностями бизнес-использования научных, инженерных достижений и научно-исследовательского сотрудничества в сферах экономики. ^

Многие компании, позиционирующиеся на мировых рынках как инновационные лидеры, реагируют на этот вызов, осуществляя производство товаров с высокой добавленной стоимостью, однако многие малые и о средние инновационно активные предприятия испытывают определенные сложности, связанные с выходом на международные цепочки поставок. Это отражает низкий уровень инновационной экспортной деятельно- см сти малых и средних бизнес-структур по сравнению с крупными предприятиями. Как справедливо отмечает ^ Ю.Р. Туманян, «важнейшей частью внешнеэкономической деятельности выступает торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. Однако данная деятельность носит отно- о сительно ограниченный характер, поскольку государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности» (Туманян, 2013). ^

Кроме того, инвестиции в инновации составляют незначительную долю от общего объема инвестиций, что препятствует возможности малого и среднего бизнеса генерировать инновации. В крупных же компаниях ^г значительная доля от общего объема инвестиций направляется на достижение инновационного развития, что дает возможность сотрудничества с глобальным научно-исследовательским сектором и создания новых инновационных продуктов. Необходимо учитывать, что крупные компании обычно демонстрируют более высо- -<> кий уровень инноваций, чем предприятия малого и среднего бизнеса в большинстве отраслей национальной экономики. з

Поскольку крупные национальные компании занимают значительную долю в стоимостном выражении У экспорта инновационной продукции, а также имеют высокий уровень инвестиций в инновации, они выступа- 0 ют «локомотивами инновационного роста» национальной экономики. В публикации И.В. Фроловой разрабо- ^ тана методика построения рейтинга инвестиционного потенциала региона с использованием количественной о

■ п

информации, позволяющая определить инвестиционный статус территории в сфере инновационного развития (Фролова, 2009).

Однако низкая инновационная производительность предприятий малого и среднего бизнеса свидетель- ш ствует о потенциальной неэффективности всей национальной инновационной системы или демонстрирует слабые стратегические намерения вхождения страны в глобальный инновационный мир, закрепляя за ней стратегию «догоняющего роста».

В целом для формирования национальной стратегии инновационного роста необходимо улучшение бизнес культуры и управленческого потенциала на всех уровнях предпринимательского сектора (включая малый и средний бизнес), которые будут способствовать эффективности инновационных решений для обеспечения глобальных цепочек поставок инновационной продукции. Другая проблема связана с оптимизацией международного сотрудничества и формированием продуктивных связей, которые позволят занять конкурентное положение в глобальном инновационном пространстве.

Поэтому эффективность функционирования высокопроизводительной инновационной системы должна обеспечиваться непрерывностью инновационно-финансовых инвестиционных потоков и обмена инновационными ресурсами, идеями и продуктами, как на национальном, так и на региональном уровне. Ранее мы отмечали, что «системной задачей региональной политики привлечения инвестиций является идентификация конкурентных преимуществ территории и определение приоритетности направлений инвестиционных ресурсов государственных и частных инвесторов» (Мовчан, Ищенко-Падукова, 2013).

Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что инновационная активность и инновационный потенциал национальной экономики удваивает вероятность роста производительности труда в тех отраслях

производства, где осуществляется инновационное развитие. По сравнению с национальными экономиками, которые не уделяют внимание развитию инноваций, инновационно развитые страны демонстрируют более высокие темпы экономического роста в долгосрочном тренде.

Особенно это касается тех национальных экономик, в которых осуществляется взаимосвязь науки, образования и бизнес-сообщества в целях создания и внедрения инноваций как приоритета экономического развития. Специальные исследования показали, что совместные инновации бизнес-структур с научно-исследовательскими организациями усиливают вероятность роста инновационной производительности бизнеса.

При этом совместные инновации являются не только инструментом для роста производительности труда, но и создают возможности инновационной новизны в глобальном аспекте. Совместные инновации в значительной степени обеспечивают производство абсолютно нового продукта, продвижение которого на глобальном инновационном рынке обеспечивает рост конкурентоспособности национальной экономики в мировом масштабе.

Рост национального инновационного потенциала обеспечивается: т • ростом числа инновационно-активных организаций;

R • усилением связей инновационно-активных организаций с научно-исследовательскими и образова-

>

тельными структурами;

О • преобладанием в структуре инновационно-активных организаций предприятий малого и среднего

2 бизнеса;

М • повышением доли инновационных инвестиций (особенно в секторах малого и среднего бизнеса);

с • усилением международного и трансграничного сотрудничества в инновационной сфере.

Национальное инновационное развитие формирует новые экономические условия для роста уровня и качества жизни, поскольку обеспечивает рост занятости и реальных доходов населения, снижение безработицы 7 и инфляции, повышение уровня образования и стандартов социальной защиты.

Вместе с тем, в странах чрезмерной зависимости экономики от ресурсов на основе отраслевого экспорта,

0 устойчивость национального экономического развития значительно ниже, чем в странах, создающих условия 7 для ускоренного инновационного роста. Отсутствие промышленного и рыночного разнообразия также повышает риск для долгосрочного роста и производительности национальной экономики.

7 Рост производительности и конкурентоспособности национальной экономики в значительной степени

опирается на инновации, которые требуют эффективного управления физическими, капитальными и нема° териальными активами. Рыночная диверсификация инновационного роста формирует устойчивость нацио-

1 нальной экономической системы к глобальным потрясениям, создавая новые инновационные рынки внутри страны и осуществляя международный обмен инновациями.

2 Устойчивое национальное инновационное развитие требует обеспечения долгосрочных инвестиций и 2 институциональных рамочных условий деятельности инновационных организаций, поскольку, как справедливо отмечает В.В. Вольчик, «чем разнообразнее институты в хозяйственном порядке, тем легче происходит

а адаптация к различным шокам, таким как экономические кризисы» (Вольчик, 2013).

о Глобальные сравнения инновационного развития национальных экономик показывают, что нацио-

нальная инновационная система может быть столь же эффективной, как и другие высокопроизводительные

2

инновационные системы, если институциональные условия для инновационного предпринимательства соответствуют мировым инновационным стандартам, а занятые в инновационных секторах экономики имеют высокую профессиональную квалификацию.

Международное научное сотрудничество в области инновационного развития также способствует росту национальных систем производства, науки и образования, повышая их инновационную конкурентоспособность.

Международное инновационное сотрудничество через систему высшего профессионального образования вносит значительный вклад в национальную экономику. Повышение доли иностранных студентов, оптимизация систем студенческого обмена не только обеспечивает значительный экспортный доход, но и формирует платформу для построения взаимоотношений людей, социально-культурного обмена и укрепления деловых связей с другими странами.

Торговые и культурные отношения, которые вытекают из таких обязательств, важны для создания новых возможностей для инновационного бизнеса, а также для того, чтобы создать благоприятные условия для повышения мобильности студентов, для реализации взаимовыгодных возможностей для обмена новыми знаниями и идеями с помощью научного и научно-исследовательского межстранового сотрудничества.

Однако в настоящее время большинство стран мира по-прежнему зависит от инновационно развитых держав - США, стран Европы, Японии - в качестве источников идей, инвестиций, инноваций и технологий.

В этих условиях высокопроизводительная национальная инновационная система должна быть в состоянии сотрудничества с мировыми лидерами, чтобы охватить новые возможности на мировых рынках.

Международный рынок образования становится все более сложной структурой, требующей формирования новых инновационных инструментов его развития в условиях сильной конкуренции со стороны других стран, позиционирующихся на мировой образовательной арене в качестве лидеров в сфере образования.

Инновационное развитие критических отраслей с низкой долей производительности предполагает усиление инновационного сотрудничества с компаниями-лидерами, формирование эффективных моделей бизнес-культуры и навыков управления инновационным бизнесом. Кроме того, инновационные подходы в сфере менеджмента, маркетинга и инновационной стратегии представляются наиболее существенным императивом инновационного позиционирования в условиях глобальной конкурентоспособности.

Одной из основных возможностей быстрого инновационного развития выступает разработка инновационных экологических товаров и услуг, расширяющих экспортные перспективы для инновационных предприятий национального бизнеса.

Инновационные экологические товары способны удовлетворить быстро растущий спрос на инновационные решения экологических проблем. ^

Для того, чтобы в полной мере реализовать возможности инновационного роста экологически устойчивой экономики, необходимо оптимизировать инструменты экологической эффективности национального хозяйства. о

Это потребует структурной модернизации промышленного производства в направлении сокращения его негативного воздействия на окружающую среду. В этих условиях институционализация сферы эко-инноваций см является необходимым и важным аспектом национального развития. Доля эко-инноваций в национальной ^ экономике должна увеличиваться на стратегической основе.

Национальная экономика эко-инновационного типа должна идентифицироваться как стратегический 1 эко-новатор, имеющий приоритетом высокие инвестиционные и эксплуатационные критерии, демонстрирую- о щие признаки высокопроизводительного бизнеса.

При этом продуктивность государственных инвестиций в технологии защиты окружающей среды должна ^ соответствовать высоким международным стандартам экологической безопасности, а также создавать предпосылки технологического преимущества в экологических инновационных технологиях. Однако не только ^г государственные инвестиции в инновации будут способствовать экологическому росту: требуются также инвестиции со стороны бизнес-сообщества.

В рамках реализуемой национальной инновационной политики, основанной на принципах эффективных -<> инновационных инициатив, необходимо согласование региональных инновационных стратегий по всей территории Российской Федерации. В предыдущих публикациях мы отмечали, что «стимулирование предпринимательской активности как основы устойчивого развития региональной экономики должно учитывать такие факторы, как предпринимательский потенциал региона, развитость инфраструктуры поддержки предприни- 0 мательства, общее состояние экономической системы» (Мовчан, Ищенко-Падукова, 2013). ^

Включение российской макроэкономики в мировую инновационную систему объективно предполагает о

ш

выдвижение в качестве основных следующих императивов:

создание территориальных советов по инновациям, организационная задача функционирования ко- ^

си

торых заключается в построении системы региональных инновационных инициатив; ш

разработка программных документов, декларирующих рост эффективности инновационных инициатив за счет обеспечения согласованности и доступности инновационного развития. Инновационная политика должна соответствовать следующим критериям:

определение необходимости и достаточности государственного вмешательства в сферы инновационной деятельности;

обеспечение согласованности программ инновационного развития на территориальном, отраслевом и посферном уровнях;

возможность координации и взаимодополняемости региональных программ инновационного развития, обеспечение их максимальной целесообразности, эффективности, результативности, интеграции и оценки;

обеспечение стратегического выравнивания отдельных инновационных программ в рамках единого механизма реализации инновационной политики;

соответствие инновационных инициатив структуре индивидуальных и общественных потребностей.

Преимущества такого организационно-управленческого подхода к анализу проблем формирования и реализации инновационной политики в макроэкономическом масштабе заключается, по нашему мнению, в следующем.

О

1. Реализация региональных инновационных инициатив обеспечивает развитие и поддерживает высокую эффективность национальной инновационной системы.

2. Инновационные инициативы отражают трансформацию потребностей и реагируют на выявление приоритетов со стороны спроса.

3. Основанием для вмешательства государства в целях поддержки определенных инновационных инициатив является четкое определение потоков финансирования инновационного производства на основе рациональности использования инвестиционных вложений и рационализации инновационных бизнес-инициатив.

4. Наличие критериев оценки инновационных и финансовых рисков и их оптимизация за счет измерения ключевых показателей эффективности ожидаемого результата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Разработка инновационной инициативы должна включать механизм соответствия с итоговыми пользователями потребительского сегмента, а также прикладные процессы, связанные с определением рынков сбыта инновационной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

—i

R Вольчик В.В. (2013). Таинственный пазл теории институциональных изменений // Научные труды

> ДонНТУ. Серия: экономическая. 2013, № 1(43). с. 5-11.

с Мовчан И.В., Ищенко-Падукова О.А. (2013). Региональная инвестиционная политика как институт модер-

О низации предпринимательства на Юге России // TERRAECONOMICUS, т. 11, № 4.3, с. 175-179.

0 Мовчан И.В., Ищенко-Падукова О.А. (2013). Институты предпринимательства: специфика и инструменты

1 модернизации в регионах Юга России // TERRA ECONOMICUS, т. 11, № 3.2, с. 95-100.

U Туманян Ю.Р. (2013). Маркетинговая программа проникновения предприятия на внешний рынок: методы

и формы // TERRA ECONOMICUS, т. 11, № 4.2, с. 45-49.

Фролова И.В. (2009). Теоретические основы и практические приемы рейтинговой оценки инвестиционного потенциала регионов Южного федерального округа // Финансы и кредит, 2009, № 24, с. 38-50.

со

0

1 REFERENCES

Froloval.V. (2009). Theoreticalbasics andpracticaltechniques ofinvestmentpotentialrating ofthe regions of ^ the Southern Federal District. Finance and credit, no. 24, p. 38-50. (In Russian.)

Movchan I.V., Ishchenko-Padukova O.A. (2013). Regional investment policy as an institution modernization of ^ business in Southern Russia. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 4.3, p. 175-179. (In Russian.)

2 Movchan I.V., Ishchenko-Padukova O.A. (2013). The institutions of entrepreneurship: peculiarities and mod-¡2 ernization tools in the South Russian regions. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 3-2, p. 95-100. (In Russian.)

Tumanyan Yu.R. (2013). Methods and forms of penetration marketing program on a foreign market. TERRA 2 ECONOMICUS, vol. 11, no. 4.2,p. 45-49. (In Russian.)

NJ Volchik V.V. (2013). Mysterious puzzle of the institutional change theory. Proceedings ofDonetskNational

Technical University. Series: Economic, no. 1(43), p. 5-11. (In Russian.)

a 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.