Научная статья на тему 'Региональная инвестиционная политика как институт модернизации предпринимательства на юге России'

Региональная инвестиционная политика как институт модернизации предпринимательства на юге России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЮЖНОРОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ / REGIONAL INVESTMENT POLICY / SOUTHERN RUSSIAN REGIONS / REGIONAL PARTNERSHIP / INVESTMENT PRIORITIES / INVESTMENT ALTERNATIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мовчан И. В., Ищенко-падукова О. А.

В статье раскрываются особенности формирования и реализации инвестиционной политики регионов Юга России как института модернизации регионального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мовчан И. В., Ищенко-падукова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional investment policy as an institution modernization of business in Southern Russia

The article describes the features of the formation and implementation of the investment policy of the South Russian regions as an institution modernization of regional business.

Текст научной работы на тему «Региональная инвестиционная политика как институт модернизации предпринимательства на юге России»

РЕГИОШЬШ ИHБЕCTИЦИOHHAfl ПОЛИТИМ KAK ИНСТИТУТ МОДЕРНШЦИИ ПPЕДПPИHИMATЕЛbCTБA HA ЮГЕ РОССИИ1

МОВЧАН И.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: movchani@mail.ru;

ИЩЕНКО-ПАДУКОВА О.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: ishchenko-oa@mail.ru

В статье раскрываются особенности формирования и реализации инвестиционной политики регионов Юга России как института модернизации регионального предпринимательства.

Ключевые слова: региональная инвестиционная политика; южнороссийские регионы; региональное партнерство; инвестиционные приоритеты; инвестиционные альтернативы.

REGIONAL INVESTMENT POLICY AS AN INSTITUTION MODERNIZATION OF BUSINESS IN SOUTHERN RUSSIA

MOVCHAN I.V.,

PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: movchani@mail.ru;

ISHCHENKO-PADUKOVA O.A.,

PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: ishchenko-oa@mail.ru

The article describes the features of the formation and implementation of the investment policy of the South Russian regions as an institution modernization of regional business.

Keywords: regional investment policy; Southern Russian regions; regional partnership; investment priorities; investment alternatives.

JEL classification: O14, O16, O18.

Современные тенденции развития территорий Юга России требуют формирования и ускоренной реализации региональных стратегий экономического роста, где ключевым императивом выступает привлечение инвестиций и направление инвестиционных потоков в наиболее приоритетные, с точки зрения региональной конкурентоспособности, проекты. Повышение роли инвестиционной политики на уровне региона обусловлено необходимостью модернизации институтов предпринимательства как экономической основы регионального роста, поскольку «недостаточная функциональность базовых институтов предпринимательства в многоукладной региональной экономике Юга России оказывает определяющее воздействие практически на все сферы пространственного производства, что актуализирует необходимость их программной системной и ускоренной модернизации» (Мамедов О.Ю., Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В., 2013).

Системной задачей региональной политики привлечения инвестиций является идентификация конкурентных преимуществ территории и определение приоритетности направлений инвестиционных ресурсов государственных и частных инвесторов.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Южного федерального университета № 213-01-24/2013-173.

© И.В. Мовчан, О.А. Ищенко-Падукова, 2013

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

В литературе справедливо отмечается, что «региональная инвестиционная политика заключается в выборе источников инвестиций, создании необходимой нормативно-правовой базы, определении государственных органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики и привлечение инвестиций, в организации работы с инвесторами» (Угурчиев О.Б., Угурчиев Д.О., 2011).

Функционирование региональной экономики в модернизационных координатах основано на постоянном воспроизводстве инвестиционных ресурсов для инновационного роста, а инвестиционная политика во многом определяется экономическим состоянием территориального образования, в том числе величиной инвестиционных ресурсов, т. е. инвестиционным потенциалом региона, являющимся неотъемлемой частью экономического потенциала территории.

В условиях глобального перехода к инновационной экономике происходит трансформация базовых институтов регионального предпринимательства, предполагающая повышение доли наукоемких и высокотехнологичных производств, что влечет за собой соответствующие изменения в механизме и приоритетах регионального инвестирования. Поэтому конкурентоспособная стратегия регионального роста должна быть основана на привлечении инвестиций в сферу инновационного развития. При этом эффективность региональной экономической политики предопределяется трансформацией инвестиционных решений - переходом от преимущественно промышленных инвестиций к преимущественно инновационным инвестициям.

Конкурентоспособность региона на национальном и мировом рынках обеспечивается эффективностью использования уникальных конкурентных преимуществ, поэтому программы инвестиционного развития регионов, направленные на их максимизацию, будут способствовать повышению экономического роста в макроэкономическом аспекте и усилению роли регионов на глобальных рынках.

В последние годы региональное развитие Российской Федерации характеризуется положительной динамикой инвестиций в основной капитал: в период 2007-2011 гг. их объем увеличился почти вдвое практически во всех федеральных округах Российской Федерации (рис. 1).

2500000 2000000

1

1500000 1000000 БООООО п

ЦФО СЗФО ЮФЩ СКФО ПФО УФО СФО ДФО

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал по федеральным округам Российской Федерации (млн руб.)

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб. / Росстат. М., 2012. С. 928.

Однако регионы Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) находятся на периферийных позициях среди других федеральных округов по объему привлекаемых инвестиций. Среди субъектов Федерации Юга России наиболее слабой динамикой характеризуются Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика (табл. 1).

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (млн руб.)

2007 2008 2009 2010 2011

Южный федеральный округ 496911 704 183 709382 895 572 1 026624

Республика Адыгея 10 973 13 275 15 874 14 036 16 708

Республика Калмыкия 6 151 7 950 8 106 6 970 9 269

Краснодарский край 229 714 332 532 377 013 577 781 676201

Астраханская область 49 970 68 273 61 953 59 863 68 744

Волгоградская область 64 954 88 440 75 591 78 431 100 789

Ростовская область 135150 193 713 170 845 158 490 154 914

Северо-Кавказский федеральный округ 199 888 260 241 267085 313 412 346 264

Республика Дагестан 60 713 86 938 102 189 120 653 134 927

Республика Ингушетия 7 678 3 951 6 523 7 452 4 466

Кабардино-Балкарская Республика 12 788 15 889 17 514 20 958 17 654

Карачаево-Черкесская Республика 9 082 11 001 10 145 9 140 14 001

Республика Северная Осетия - Алания 14 644 17 032 13 927 16 204 21 104

Чеченская Республика 41 318 50 380 41 508 50 369 47 448

Ставропольский край 53 665 75 051 75 279 88 635 106 664

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб. / Росстат. М., 2012. С. 928.

Кроме того, объемы поступлений иностранных инвестиций в экономику Южного и Северо-Кавказского федеральных округов являются самыми низкими среди федеральных округов Российской Федерации (рис. 2). Поэтому региональным органам власти для привлечения инвестиций необходимо сформировать оптимальную институциональную среду взаимодействия с иностранными инвесторами. А.Л. Рвачев подчеркивает, что «регионам следует выработать прозрачную и эффективную схему сотрудничества с инвесторами, которая позволит сократить количество административных барьеров, являющихся основным препятствием для иностранных инвестиций в российские регионы» (Рвачев А.Л., 2011).

Рис. 2. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации по федеральным округам (тыс. долл. США) Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб. / Росстат. М., 2012. С. 948.

Проблемой региональной экономической политики выступает преодоление фрагментарности и замкнутости инвестиционных решений, т. е. инвестиционные проекты должны формироваться в соответствии с общей стратегией регионального развития и выхода региона на глобальный рынок. Практика такова, что на Юге России инвестиционные стратегии носят именно фрагментарный характер, о чем свидетельствует тот факт, что среди южнороссийских регионов половина субъектов Федерации вообще не привлекает иностранных инвестиций, это особенно характерно для Северо-Кавказского федерального округа, где лишь республика Дагестан и Ставропольский край являются их получателями (табл. 2).

Таблица 2

Иностранные инвестиции в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (тыс. долл. США)

Юг России Инвестиции, всего в том числе

прямые портфельные прочие

Южный федеральный округ 3 609 286 532 658 7 431 3 069 197

Республика Адыгея 110 783 50 674 - 60 109

Республика Калмыкия - - - -

Кpаснодаpский ^ай 767 508 254 553 6 350 506 605

Астраханская область 11 567 3 386 1 8 180

Волгогpадская область 423 698 54 910 0,0 368 788

Ростовская область 2295730 169135 1 080 2 125 515

Северо-Кавказский федеральный округ 647 751 164 416 161 777 321558

Республика Дагестан 93 919 93 919 - -

Республика Ингушетия - - - -

Кабаpдино-Балкаpская Республика - - - -

Каpачаево-Чеpкесская Республика - - - -

Республика Северная Осетия-Алания - - - -

Чеченская Республика - - - -

Ставpопольский ^ай 553 832 70 497 161 777 321 558

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб. / Росстат. М., 2012. С. 948.

Такое положение дел обусловлено не только рядом объективных причин (геополитическое положение регионов, монопрофильная специфика отраслевой структуры производства большинства регионов Юга России и др.), но и слабой развитостью институтов регионального регулирования инвестиционного климата. В этих условиях создание эффективного механизма привлечения инвестиций в регионы Юга России выступает одним из направлений институциональной модернизации предпринимательства.

Региональная инвестиционная политика как институт модернизации предпринимательской сферы должна формироваться с учетом трех основных условий.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

1. Наличие транспарентной системы регионального партнерства, в которой субъекты регионального предпринимательства и регионального управления взаимодействуют в процессе формирования и реализации инвестиционных стратегий. Экономически эффективное инвестиционное развитие предполагает государственно-частное партнерство в реализации определенных проектов. При этом масштабные государственные инвестиции должны создавать предпосылки для привлечения частных инвестиций в долгосрочной перспективе. Институциональные границы регионального партнерства призваны обеспечить достижение критической массы конкурентных преимуществ региона и направлений инвестирования в наиболее перспективные проекты. При этом в рамках региональной экономической политики должна обеспечиваться эффективность решений в отношении выбора инвестиционных альтернатив.

2. Наличие стратегической программы регионального роста, которая представляет собой «дорожную карту» территориального развития в долгосрочной перспективе. Усиление значимости инновационной составляющей регионального предпринимательства объективно предполагает включение в «дорожную карту» инвестиционного развития проектов, направленных на повышение инновационной емкости региона, создание условий для формирования наукоемких кластеров и высокотехнологичных производств. В стратегической программе регионального роста должны найти отражение как государственные инвестиции (предназначенные для реализации крупномасштабных инфраструктурных и общественных проектов), так и частные инвестиции региональных предпринимателей, в долгосрочном периоде превышающие краткосрочные предпринимательские и инвестиционные риски.

3. Обоснованность программы инвестиционных приоритетов с учетом конкурентных преимуществ региона. Можно выделить 5 основных инвестиционных приоритетов для осуществления институциональной модернизации предпринимательства регионов Юга России:

• инвестиции в предпринимательские и инновационно-технологические сети (кластеры);

• инвестиции в инфраструктуру;

• инвестиции в гражданское сотрудничество;

• инвестиции в человеческий капитал (в регионах, обладающих высоким научно-образовательным потен-

циалом);

• инвестиции в брендинг территорий (особенно в регионах, обладающих высокими конкурентными преимуществами в туристско-рекреационной сфере).

Для обеспечения хозяйственного роста в условиях модернизационного развития использование конкурентных преимуществ региона для определения инвестиционных приоритетов может, наряду с насыщением потребительского рынка и обеспечением притока денежных средств в регион, выступать в роли катализатора развития экономики региона в целом и, в конечном счете, способствовать улучшению жизни населения. При этом наличие ресурсного потенциала является базовым элементом для развития инвестиционного комплекса, который окажет положительное воздействие на развитие экономики региона.

Основная проблема, с которой сталкиваются регионы Юга России, это определение приоритетов инвестирования по указанным выше пяти приоритетным направлениям стратегического развития наиболее оптимальным образом. При этом оптимальность региональной инвестиционной стратегии предполагает поиск наилучшего способа использования конкурентных преимуществ территории с наименьшим инвестиционным риском. Достижение эффективности инвестиционных альтернатив представляет собой процесс принятия обоснованных инвестиционных решений, имеющих большую потенциальную экономическую отдачу против возможных предпринимательских, инвестиционных или инфраструктурных рисков.

Кроме того, выбор инвестиционного решения в стратегическом аспекте должен обеспечивать наибольшую степень доходности от вложений, вызывая дополнительные институциональные стимулы для инвестиций из других источников, включая иностранные.

В аспекте цикличности регионального экономического роста необходимо также учитывать три критические фазы инвестиционного процесса (фаза повышенного риска инвестиций, фаза стабилизации инвестиционных вложений, фаза инвестиционной отдачи).

На фазе первоначального финансирования обнаруживается высокая степень инвестиционных рисков, поскольку факторы неопределенности снижают дисконтированный эффект долгосрочной экономической отдачи от инвестиций. Кроме того на первой фазе инвестиционной стратегии при принятии инвестиционного решения значимым фактором выступают текущие возможности и позиции конкурентоспособности региона, которые впоследствии могут расшириться за счет первоначальных финансово-инвестиционных потоков или, напротив, снизиться по причине неэкономических или инфраструктурных рисков.

На второй фазе риски инвестиционных вложений снижаются за счет формирования регионального инвестиционного портфеля, основанного на сочетании высокорисковых инвестиций фазы первоначального финансирования с инвестиционными проектами с более высокими потенциальными доходами. Эта фаза является наиболее оптимальной для формирования региональных кластеров и развития инноваций, поскольку, с одной стороны, адаптирована общая региональная стратегия инвестиционного развития, а, с другой, созданы предпосылки для дальнейшего финансирования приоритетных направлений инвестиций.

Переход к третьей фазе инвестиционного процесса обусловлен мониторингом и оценкой текущего инвестиционного потенциала и диверсификацией инвестиционного портфеля в соответствии с целями и перспективами территориального развития. В результате учета специфики «критических фаз» инвестиционного процесса и обеспечивается позитивное изменение инвестиционного ландшафта региона.

Реализация такого подхода образует фундаментальную предпосылку регионального роста южнороссийских субъектов РФ, ввиду того, что системное решение усиливает экономический эффект в формировании необходимых условий инвестиционного развития территорий. В прикладном аспекте эффективности модернизации институтов предпринимательства будут способствовать те меры и направления региональной инвестиционной политики, которые позволят усилить конкурентоспособные позиции экономического роста южнороссийских регионов в процессах глобальной интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

Мамедов О.Ю., Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В. (2013). Институты предпринимательства: специфика и инструменты модернизации в регионах Юга России // Вопросы регулирования экономики. № 4.

Рвачев А.Л. (2011). Государственное регулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику российских регионов // Вопросы экономики и права. № 5. С. 104-107.

Регионы России. (2012). Социально-экономические показатели: Стат.сб. / Росстат. М. С. 928, 948.

Угурчиев О.Б., Угурчиев Д.О. (2011). Методические аспекты региональной инвестиционной политики // Экономические науки. № 12(85). С. 241-246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

Mamedov O.J., Ishchenko-Padukova O.A., Movchan I.V. (2013). Enterprise Institute: specificity and tools modernization in South Russia. Journal of economic regulation. № 4. (In Russian.)

RvachevA.L. (2011). State regulation of foreign direct investment in the economy of the Russian regions. Problems of Economics and Law, no. 5, pp. 104-107. (In Russian.)

Regions of Russia. (2012). Socio-economic indicators: Stat.sb. Rosstat. M., pp. 928, 948. (In Russian.)

Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.A. (2011). Methodological aspects of regional investment policy. Economic Sciences, no. 12(85), pp. 241-246. (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.