Модернизация институтов региональной экономической политики
Юга России в условиях глобализации
1 2 Ищенко-Падукова О.А. , Мовчан И.В.
1Ищенко-Падукова Оксана Александровна /Ishchenko-Padukova Oksana Aleksandrovna - кандидат экономических наук,
доцент, кафедра политической экономии и экономической политики; 2Мовчан Ирина Викторовна /Movchan Irina Viktorovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра политической
экономии и экономической политики Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы экономической политики регионов Юга России, возможности модернизации ее институтов в условиях глобализации.
Abstract: the article discusses the current problems of economic policy regions of the South of Russia, the possibility of modernizing its institutions in the context of globalization.
Ключевые слова: региональная экономическая политика, институты модернизации, экономика Юга России.
Keywords: regional economic policy, the institutions of modernization, the economy of the South of Russia.
Эффективность региональной экономической политики в условиях глобализации обусловлена определением целей стратегического развития территорий, их вовлечением в процессы глобальной интеграции и закреплением соответствующих институтов, способствующих реализации регионального потенциала экономического роста. Поэтому разработка системного подхода к формированию региональной экономической политики выступает фактором институциональной модернизации регионального развития.
В теоретическом аспекте региональная экономическая политика может интерпретироваться как предметная область экономической науки, принципами формирования которой являются системность, гибкость и транспарентность. Поскольку экономическое положение региона обусловлено тремя группами факторов: факторами внутрирегионального характера (отраслевая производственная структура региона, предпринимательский и инновационный потенциал территории, деловая среда региона), факторами макроэкономического характера (фискальные, монетарные, политические), факторами глобального характера (международная интеграция), поэтому в системе региональной экономической политики актуализируются два направления.
1.Внутрирегиональное регулирование, эффективность которого прямо зависит от действий региональных органов власти.
2.Разработка механизма адаптации к изменяющейся внешней среде (обусловленной макроэкономическими и глобальными факторами), поскольку эти факторы региональными органами власти регулироваться не могут.
Поэтому в прикладном аспекте региональная экономическая политика представляет собой систему мероприятий соответствующих органов власти, проводимых с целью придания определенной направленности внутрирегиональным экономическим процессам, а также адаптации региона к внешним условиям макроэкономической и глобальной среды.
Внутренняя экономическая политика региона определяется как система отношений, формирующихся между территориальными хозяйствующими субъектами по поводу отраслевой, производственной и секторальной структуры региона, а также условий и институтов экономической деятельности и ее регулирования.
Однако в современных условиях открытой экономики развитие регионов в значительной степени определяется влиянием тенденций глобализации, к которым следует отнести:
- отраслевую трансформацию производства;
- рост торговли услугами и сокращение «неторгуемых» видов услуг;
-повышение значимости технологических и наукоемких сегментов регионального производственного комплекса;
- снижение трудоемкости производства;
- формирование отраслевых региональных кластеров;
-организационные сдвиги в бизнес-стратегиях (активизация франчайзинговых и аутсорсинговых практик).
Таким образом, при формировании региональной экономической политики в условиях глобализации необходимо учитывать объективные тенденции глобализации (таблица 1).
Таблица 1
Глобализационные тенденции регионального развития
Тенденция Характеристика
Отраслевая трансформация рост объемов внутриотраслевой, межотраслевой, межрегиональной и международной торговли; увеличение доли торговли услугами, снижение «неторгуемых» услуг
Организационная международный аутсорсинг; международный франчайзинг
трансформация
Пространственная трансформация усиление вертикальной специализации; рост объемов экспорта
Управленческая трансформация усиление роли региональной экономической политики как «проводника» глобализации
Модернизация институтов региональной экономической политики в условиях усиления глобальной интеграции предполагает разработку такого механизма регулирования, при котором приоритетными направлениями должны стать: региональное содействие формированию бизнес-инкубаторов, реализация программ передачи технологий и деловой практики, содействие коммерциализации технологий для малого и среднего бизнеса, создание технологических зон с высоким качеством инфраструктуры и льготного налого -обложения, определение системы грантов и целевых инвестиций.
Объективным императивом глобализации выступает повышение степени мобильности капитала, что предопределяет расширение финансовых и налоговых стимулов в системе региональной экономической политики для привлечения отечественных и зарубежных фирм в региональные отрасли производства.
Усиление влияния глобализационных процессов на региональное развитие также актуализирует проблемы, связанные с формированием региональных кластеров в целях усиления межрегиональных и международных связей, что предопределяет приоритеты модернизации институтов региональной экономической политики.
Увеличение степени интеграции регионов в мировую экономику в условиях глобализации способствует усилению межрегиональных связей в области производства и обмена, поэтому меры региональной экономической политики должны обеспечивать, во-первых, создание условий для размещения на территории региона иностранных производственных комплексов, и, во-вторых, привлечение в регион иностранных инвестиций.
Промышленная специализация и концентрация регионов в пространственно-территориальной структуре, а также предпринимательский, инновационный и управленческий потенциал территории в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечивают конкурентоспособность региональной продукции на национальном и глобальном рынках, что требует от региональной политики формирования и реализации таких стратегий, которые позволят максимально использовать преимущества глобализации для регионального бизнеса.
Необходимость структурной и институциональной модернизации регионов Юга России обусловлена тем, что производственная, отраслевая и институциональная дифференциация российских регионов демонстрирует опережающее развитие центральных округов и периферийный статус регионов Юга России [2, 24].
В глобализационном аспекте регионы Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) занимают периферийное место в системе внешней торговли (рис.1), значительно уступая аналогичным показателям других федеральных округов.
250000
200000
150000
100000
50000
199703
67740
49000 56013
69846
53705
17159
8628 937
1421
12967
31274 25688
6865
8129
10487 ■
ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
экспорт I импорт
0
Рис. 1 .Показатели внешней торговли федеральных округов РФ со странами дальнего зарубежья в 2012 году (млн. долл. США)
*РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. Раздел: Внешнеэкономическая деятельность. 2013. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.984.
В региональном разрезе ситуация еще более сложная. Среди субъектов Южного федерального округа во внешней торговле, с преобладанием экспорта участвуют Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, в Северо-Кавказском федеральном округе практически все субъекты выступают преимущественно импортерами продукции (таблица 2).
Таблица 2
Показатели внешней торговли субъектов Юга России в 2012 году
Со странами дальнего зарубежья Со странами СНГ
экспорт импорт экспорт импорт
Южный федеральный округ 17159 8628 3507 3213
Республика Адыгея 3,8 53,5 5,7 3,2
Республика Калмыкия 0,0 28,6 0,7 34,7
Краснодарский край 8741 4356 1069 585
Астраханская область 485 372 137 44,0
Волгоградская область 3205 864 1301 543
Ростовская область 4724 2953 993 2004
Северо-Кавказский 937 1421 356 596
федеральный округ
Республика Дагестан 36,6 311 39,0 263
Республика Ингушетия 0,4 18,9 - 1,8
Кабардино-Балкарская Республика 16,7 127 12,6 9,2
Карачаево-Черкесская Республика 8,9 382 41,4 20,3
Республика Северная Осетия -Алания 36,1 45,4 18,4 19,8
Чеченская Республика - 3,5 0,1 3,3
Ставропольский край 839 532 245 279
*Регионы России. Социально-экономические показатели. Раздел: Внешнеэкономическая деятельность. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.984.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о низкой степени готовности регионов Юга России к интеграции в мировое глобальное экономическое пространство и требует соответствующих мер региональной экономической политики.
Преодоление экономических и административных барьеров в условиях глобальной экономики предопределено объективно, что способствует деконцентрации экономической деятельности в регионе, а, следовательно, обладает высоким потенциалом для снижения регионального неравенства. Изменение статуса регионов в глобальной экономике требует институциональной модернизации механизма формирования и реализации региональной экономической политики. Если ранее основной целью региональной политики выступало поддержание жизнеобеспечения региона (во многих субъектах - за счет системы межбюджетных трансфертов), то в настоящее время для регионального роста необходима принципиально иная модель региональной экономической политики.
Однако большинство регионов сталкиваются с объективными проблемами адаптации к новым глобальным условиям хозяйствования. В этих условиях стратегическая цель региональной экономической политики связана с реализацией таких направлений, которые способствовали бы привлечению прямых инвестиций из всех источников финансирования, включая иностранные, обеспечивали бы региональный экономический рост, усиливали бы кластерную составляющую регионального производства.
В последние годы региональное развитие Российской Федерации характеризуется положительной динамикой инвестиций в основной капитал. Как видно из данных таблицы 3, в период 2007-2012 гг. их объем увеличился почти вдвое по России в целом и практически по всем федеральным округам.
Таблица 3
Динамика инвестиций в основной капитал по федеральным округам РФ (млн. руб.)
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Российская Федерация 6716222 8781616 7976013 9152096 11035652 12568835
Центральный федеральный округ 1779599 2278329 1928138 2099824 2458312 2689587
Северо-Западный федеральный округ 832478 1040669 933693 1134405 1329968 1449190
Южный федеральный округ 496911 704183 709382 907962 1079284 1232201
Северо-Кавказский федеральный округ 199888 260241 267085 313412 347504 397180
Приволжский федеральный округ 1148397 1485341 1279154 1437472 1702521 1980652
Уральский федеральный округ 1113151 1482552 1337857 1490849 1838272 1994686
Сибирский федеральный округ 708951 945556 834593 980472 1219287 1416604
Дальневосточный федеральный 436849 584745 686111 787699 1060505 940142
округ
*РегионыРоссии. Социально-экономические показатели.
Раздел: Инвестиции. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.928.
При этом основная доля инвестиций в основной капитал формируется за счет собственных средств и средств федерального бюджета (рис. 2).
Однако необходимо отметить то, что регионы Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) находятся на периферийных позициях среди других федеральных округов по объему привлекаемых инвестиций.
Инвестиции в основной капитал по
источникам финансирования ЮФО (%)
■ собственные средства
■ кредиты банков
■ федеральны й бюджет
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования СКФО (%) ■ собственные
средства
10,7 26,3 ■ кредиты банков
35,3 5,8 ■ федеральный бюджет ■ бюджеты субъектов РФ
Рис. 2. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Южном и СевероКавказском федеральным округам в 2012 году (%)
*РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. Раздел: Инвестиции. Стат.сб./Росстат. -М. 2013. С.938.
Среди субъектов Федерации Юга России самой слабой динамикой характеризуются Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика (таблица 4).
Таблица 4
Динамика инвестиций в основной капитал по субъектам Федерации Юга России (млн. руб.)
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Южный 496911 704183 709382 907962 1079284 1232201
федеральный округ
Республика Адыгея 10973 13275 15874 14036 18703 14666
Республика Калмыкия 6151 7950 8106 6970 9779 13821
Краснодарский край 229714 332532 377013 589623 711720 797753
Астраханская область 49970 68273 61953 59863 69024 81632
Волгоградская область 64954 88440 75591 78431 104080 126120
Ростовская область 135150 193713 170845 159038 165978 198208
Северо-Кавказский 199888 260241 267085 313412 347504 397180
федеральный округ
Республика Дагестан 60713 86938 102189 120653 137114 152404
Республика 7678 3951 6523 7452 6100 10498
Ингушетия
Кабардино -Балкарская 12788 15889 17514 20958 20855 25572
Республика
Карачаево-Черкесская 9082 11001 10145 9140 13610 17952
Республика
Республика Северная Осетия - Алания 14644 17032 13927 16204 19927 21825
Чеченская Республика 41318 50380 41508 50369 51632 53506
Ставропольский край 53665 75051 75279 88635 98265 115423
*РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. Раздел: Инвестиции. Стат.сб./Росстат. -М. 2013. С.928.
Кроме того, объемы поступлений иностранных инвестиций в экономику Южного и Северо-Кавказского федеральных округов являются самыми низкими среди федеральных округов Российской Федерации (рис.
3).
100000000 91913059 80000000 60000000 40000000 20000000 0
17959660
I Иностранные инвестиции
15871998
3866770
493207
6931263
13582578
63 3951760 —i— —i— —i— —i
ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
Рис. 3 Иностранные инвестиции по федеральным округам РФ в 2012 году (тыс. долл. США)
*РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. Раздел: Инвестиции. Стат.сб./Росстат. - М. 2013. С.948. Такое положение дел обусловлено не только рядом объективных причин (геополитическим положением регионов, монопрофильной спецификой отраслевой структуры производства большинства регионов Юга России и др.), но и слабой развитостью институтов региональной инвестиционной политики. В настоящее время, по справедливому мнению Т.В. Кашниковой, «трудно надеяться на многочисленность и мощность зарубежных инвесторов. Они, однако, могут рискнуть вложить средства в «территориальные точки роста», где имеются инновационно-технологические возможности. Опыт реализации этих возможностей показывает, что в одних случаях осуществляется стратегия преследования, т. е. освоение конкурентоспособной продукции и укрепление своих позиций на соответствующих рынках за счет имеющихся ресурсов, в том числе инновационного и интеллектуального потенциала региона. Может быть осуществлена и стратегия передовых рубежей, когда ориентируется на использование достижений научно-технического прогресса (НТП) для создания новых продуктов и технологий, формирования спроса, новых рынков [1,58].
В этих условиях создание эффективного механизма привлечения инвестиций в регионы Юга России выступает одним из направлений институциональной модернизации региональной экономической политики.
В прикладном аспекте эффективность модернизации институтов региональной экономической политики выступает ключевым элементом в обеспечении экономического роста и включении регионов Юга России в процессы глобальной интеграции.
Поскольку региональная экономическая политика детерминирована внутренними и внешними социально-экономическими и политическими факторами, важнейшей задачей модернизации ее институтов выступает создание механизмов адаптации региональной производственной системы к вызовам глобальной интеграции.
Поэтому реализация региональной экономической политики должна быть направлена на повышение темпов и обеспечение устойчивости регионального экономического роста, что в современных условиях требует:
- создания высокопроизводительных рабочих мест;
- роста объема инвестиций в реальный и высокотехнологичный секторы экономики;
- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей;
- увеличение производительности труда.
Достижению этих целей будет способствовать институциональная модернизация региональной экономической политики на Юге России, направленная на формирование инновационных институтов территориального развития.
Литература
1. Кашникова Т.В. Концепции стабилизации экономического роста: сравнительный анализ // Экономический механизм устойчивого развития экономики России в условиях нестабильной внешней среды. Коллективная монография. Ростов-на-Дону. Издательство: Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие - XXI век». 2013. С.57-58.
2. Мамедов О.Ю., Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В. Экономическая специфика периферийных регионов Юга России // Jornal of economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). Том 4. №4. 2013. С. 23 -33.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб./Росстат. М., 2013.