Научная статья на тему 'Реализация штабной функции в организации деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы'

Реализация штабной функции в организации деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТАБНАЯ ФУНКЦИЯ / ШТАБНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / STAFF FUNCTION / STAFF DIVISIONS / ORGANIZATIONAL-ANALYTICAL DIVISIONS / INTERNAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Аркадий Аркадьевич

в статье рассматривается вопрос реализации штабной функции в практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, рассматриваются теоретические подходы к содержанию этой функции, а также проводится аналогия с действующими сегодня в структуре уголовно-исполнительной системы (УИС) организационно-аналитическими подразделениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенов Аркадий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISATIONOF STAFF FUNCTION IN THE ORGANISATIONOF THE ACTIVITY OF PENAL INSTITUTIONS ANDBODIES

The article deals with the question of realization of staff function of penal organisations and bodies in practical activities, theoretical approaches to the maintenance of this function are considered, and also the analogy with operating today in the structure of the penal system (УИС) divisions in the organizational-analytical headquaters is given.

Текст научной работы на тему «Реализация штабной функции в организации деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»

УДК 343 82 A.A. AKSENOV

ББК 67.409.021

А42 REALISATION OF STAFF FUNCTION IN THE

ORGANISATION OF THE ACTIVITY OF PENAL INSTITUTIONS AND BODIES

Аннотация: в статье рассматривается вопрос реализации штабной функции в практическойдеятель-ности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, рассматриваются теоретические подходы к содержанию этой функции, а также проводится аналогия с действующимисегодня в структуреуго-ловно-исполнительнойсистемы (УИС) организационно-аналитическими подразделениями.

Ключевые слова: штабная функция, штабные подразделения, организационно-аналитические подразделения, внутреннее управление.

АРКАДИЙ

АРКАДЬЕВИЧ

АКСЕНОВ*

РЕАЛИЗАЦИЯ ШТАБНОЙ ФУНКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ

УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

Annotation: The article deals with the question of realization of staff function of penal organisations and bodies in practical activities , theoretical approaches to the maintenance of this function are considered, and also the analogy with operating today in the structure of the penal system (УИС) divisions in the organizational-analytical headquaters is given.

Keywords: staff function, staff divisions, organizational-analytical divisions, internal management.

У правление такой сложной социальной организацией, как уголовно-исполнительная система, объективно предполагает необходимостьреали-зации штабной функции. Однако в силу различных причин объективного и субъективного характера она, по нашему мнению, еще не получила должного признания и развития, соответствующего современным требованиям. Об этом свидетельствуют, в частности, противоречивое отношение к штабным аппаратам, создаваемым и ликвидируемым в отдельные периоды существования УИС (ИТУ), наличие небольшого числа научных разработок по проблемам штабной функции и подразделений, ее реализующих, недостаточная разработанность принципиальных вопросов организации штабной функции в уголовно-исполнительной системе России, в частности объективности и причин возникновения, содержания и перспектив развития. Эта тенденция в своей основе сохраняется и в настоящее время. Вместе с тем необходимость и возрастающее значение штабной функции в управлении УИС проявляется все более отчетливо. На данный момент существуют все необходимые объективные условия для ее реализации в полном объеме, прежде всего создания полнокровных штабов, что является обязательным и непременным условием приведения управления УИС в соответствие с современными и перспективными потребностями.

В МВД России, в структуру которого до относительно недавнего времени входила УИС, штабная проблематика давно привлекала

* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России).

E-mail: [email protected].

Управление

Управление

внимание ученых и практиков, ей уделялось достаточно серьезное внимание в научных исследованиях и практической деятельности. Однако эта проблематика в основном исследовалась применительно к органам внутренних дел, специфика реализации штабной функции в УИС изучалась недостаточно. Общие положения организации штабной функции органов внутренних дел использовались и в деятельности УИС, фактически нередко игнорируя специфику штабной функции в этой сложной и своеобразной социальной организации. Общие положения, несомненно, необходимо использовать, но нельзя игнорировать специфические особенности штабной функции в УИС. Перевод УИС в структуру Минюста России должен изменить ситуацию, способствовать тщательному изучению особенностей сущности и содержания штабной функции УИС в целях ее качественного научного обеспечения и эффективной реализации на практике.

Детализируя общую причину возникновения и развития штабной функции в органах управления, в ней с известной долей условности можно выделить три объективные причины: 1) действие объективного закона общественного разделения труда в управлении, содержащее в себе: а) деление управленческой деятельности на отдельные виды; б) установление связи между ними. Действие этого закона следует считать главной причиной, определяющей внутреннее развитие социальных систем и появление в них органов общего управления; 2) увеличение объема информации и потребности в ее переработке для принятия управленческих решений; 3) необходимость постоянного совершенствования форм, способов, методов, сил и средств осуществления управления, что связано с развитием объектов управления.

Из множества мнений о содержании штабной функции можно выделить пять подходов: 1) она отождествляется с функциями руководителя; 2) в ее содержание включаются все или многие обеспечивающие функции управления; 3) она сводится к оказанию руководителюлишь технической помощи при подготовке и реализации управленческого решения; 4) она ограничивается разработкой стратегии системы управления, поиском путей совершенствования системы и процесса управления; 5) в нее наряду с разработкой стратегии системы и путей ее совершенствования включаются некоторые функции оперативного управления.

Для управленческой деятельности в органах внутренних дел наиболее приемлемым,

хотя и с определенными оговорками, был признан пятый подход к определению содержания штабной функции. Этот подход в целом приемлем и для формирования содержания штабной функции в управленческой деятельности УИС, ее структурных подразделений. Он фактически был реализован в Положении о штабе ГУИН МВД РФ. В дальнейшем в связи с переходом УИС в Минюст России содержание штабной функции было пересмотрено. Точнее, содержание штабной функции в связи с ее объективным характером всегда в принципе остается постоянным. Были пересмотрены функции штаба, которые распределились между различными структурными подразделениями аппарата ФСИН России.

Характеризуя сущность штабной функции в УИС, прежде всего следует признать ее функцией внутреннего управления. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение наиболее эффективного функционирования отраслевых (основных) служб и всей системы в целом, деятельность которой направлена вовне данной системы управления и заключается в непосредственном воздействии на те или иные объекты окружающей среды.

Этот вывод поможет избежать нередко допускаемой ошибки, состоящей в том, что к штабным функциям относят и такие, содержание которых состоит в оказании управляющих воздействий на объекты, находящиеся вне системы управления. Если, например, функцией штаба наряду с другими станет непосредственное выполнение оперативно-служебных мероприятий, то штаб потеряет свое значение как аппарат, выполняющий самостоятельную важную функцию. Он не сможет осуществлять контроль за всеми линейными службами системы, объективно оценивать состояние дел и результаты работы, так как будет делить ответственность за них с соответствующей линейной службой на паритетных началах. Вместе с тем штаб не будет иметь необходимого времени для выработки и реализации стратегии данной системы управления, анализа информации, подготовки важнейших управленческих решений и т. д.

Штаб находится непосредственно при руководителе системы управления и помогает ему, но выполняет не все, а лишь определенные функции руководителя. Штабные функции не тождественны функциям руководителя так как последние гораздо шире. Руководитель передает штабу часть своих функций, выделяя их в самостоятельные и осуществляя их организа-

ционно-структурное обеспечение. Штаб несет ответственность только перед руководителем, который отвечает за деятельность системы в целом и всех ее отдельных звеньев, в том числе подчиненных штабов.

Разнообразие штабных функций обусловило различие организационных структур штабов разных управленческих уровней, что представляется вполне оправданным, хотя такой подход к решению проблемы определения структуры штабов различных уровней не является единственно возможным. Например, штабы могут иметь одинаковые функции и структуру, а различие их будет заключаться лишь в объеме деятельности.

В составе штаба для обеспечения реализации отдельных функций по основным направлениям их деятельности создаются структурные подразделения (отделы, отделения или группы). Важное значение имеет внутриорганизационная деятельность штаба, которая направлена на со-

здание необходимых условий для выполнения его сотрудниками служебных задач по осуществлению управления в обычных условиях и при чрезвычайных ситуациях. Внутриорганизацион-ная деятельность включает в себя распределение и закрепление в должностных инструкциях обязанностей, прав и ответственности сотрудников, порядок осуществления и взаимодействия внутри штаба, обеспечение материально-техническими средствами и т. д.

Рассмотренные виды штабов необходимо отличать от различного рода оперативных штабов, создаваемых для решения конкретных текущих задач, например для борьбы с наводнениями, подготовки и проведения досрочных выборов Президента РФ в подразделениях УИС, организации взаимодействия УИС с субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом, и координации антитеррористичес-кой деятельности.

Управление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.