УДК 343 82 A.A. AKSENOV
ББК 67.409.021
А42 REALISATION OF STAFF FUNCTION IN THE
ORGANISATION OF THE ACTIVITY OF PENAL INSTITUTIONS AND BODIES
Аннотация: в статье рассматривается вопрос реализации штабной функции в практическойдеятель-ности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, рассматриваются теоретические подходы к содержанию этой функции, а также проводится аналогия с действующимисегодня в структуреуго-ловно-исполнительнойсистемы (УИС) организационно-аналитическими подразделениями.
Ключевые слова: штабная функция, штабные подразделения, организационно-аналитические подразделения, внутреннее управление.
АРКАДИЙ
АРКАДЬЕВИЧ
АКСЕНОВ*
РЕАЛИЗАЦИЯ ШТАБНОЙ ФУНКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ
УГОЛОВНО-
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ
Annotation: The article deals with the question of realization of staff function of penal organisations and bodies in practical activities , theoretical approaches to the maintenance of this function are considered, and also the analogy with operating today in the structure of the penal system (УИС) divisions in the organizational-analytical headquaters is given.
Keywords: staff function, staff divisions, organizational-analytical divisions, internal management.
У правление такой сложной социальной организацией, как уголовно-исполнительная система, объективно предполагает необходимостьреали-зации штабной функции. Однако в силу различных причин объективного и субъективного характера она, по нашему мнению, еще не получила должного признания и развития, соответствующего современным требованиям. Об этом свидетельствуют, в частности, противоречивое отношение к штабным аппаратам, создаваемым и ликвидируемым в отдельные периоды существования УИС (ИТУ), наличие небольшого числа научных разработок по проблемам штабной функции и подразделений, ее реализующих, недостаточная разработанность принципиальных вопросов организации штабной функции в уголовно-исполнительной системе России, в частности объективности и причин возникновения, содержания и перспектив развития. Эта тенденция в своей основе сохраняется и в настоящее время. Вместе с тем необходимость и возрастающее значение штабной функции в управлении УИС проявляется все более отчетливо. На данный момент существуют все необходимые объективные условия для ее реализации в полном объеме, прежде всего создания полнокровных штабов, что является обязательным и непременным условием приведения управления УИС в соответствие с современными и перспективными потребностями.
В МВД России, в структуру которого до относительно недавнего времени входила УИС, штабная проблематика давно привлекала
* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Управление
Управление
внимание ученых и практиков, ей уделялось достаточно серьезное внимание в научных исследованиях и практической деятельности. Однако эта проблематика в основном исследовалась применительно к органам внутренних дел, специфика реализации штабной функции в УИС изучалась недостаточно. Общие положения организации штабной функции органов внутренних дел использовались и в деятельности УИС, фактически нередко игнорируя специфику штабной функции в этой сложной и своеобразной социальной организации. Общие положения, несомненно, необходимо использовать, но нельзя игнорировать специфические особенности штабной функции в УИС. Перевод УИС в структуру Минюста России должен изменить ситуацию, способствовать тщательному изучению особенностей сущности и содержания штабной функции УИС в целях ее качественного научного обеспечения и эффективной реализации на практике.
Детализируя общую причину возникновения и развития штабной функции в органах управления, в ней с известной долей условности можно выделить три объективные причины: 1) действие объективного закона общественного разделения труда в управлении, содержащее в себе: а) деление управленческой деятельности на отдельные виды; б) установление связи между ними. Действие этого закона следует считать главной причиной, определяющей внутреннее развитие социальных систем и появление в них органов общего управления; 2) увеличение объема информации и потребности в ее переработке для принятия управленческих решений; 3) необходимость постоянного совершенствования форм, способов, методов, сил и средств осуществления управления, что связано с развитием объектов управления.
Из множества мнений о содержании штабной функции можно выделить пять подходов: 1) она отождествляется с функциями руководителя; 2) в ее содержание включаются все или многие обеспечивающие функции управления; 3) она сводится к оказанию руководителюлишь технической помощи при подготовке и реализации управленческого решения; 4) она ограничивается разработкой стратегии системы управления, поиском путей совершенствования системы и процесса управления; 5) в нее наряду с разработкой стратегии системы и путей ее совершенствования включаются некоторые функции оперативного управления.
Для управленческой деятельности в органах внутренних дел наиболее приемлемым,
хотя и с определенными оговорками, был признан пятый подход к определению содержания штабной функции. Этот подход в целом приемлем и для формирования содержания штабной функции в управленческой деятельности УИС, ее структурных подразделений. Он фактически был реализован в Положении о штабе ГУИН МВД РФ. В дальнейшем в связи с переходом УИС в Минюст России содержание штабной функции было пересмотрено. Точнее, содержание штабной функции в связи с ее объективным характером всегда в принципе остается постоянным. Были пересмотрены функции штаба, которые распределились между различными структурными подразделениями аппарата ФСИН России.
Характеризуя сущность штабной функции в УИС, прежде всего следует признать ее функцией внутреннего управления. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение наиболее эффективного функционирования отраслевых (основных) служб и всей системы в целом, деятельность которой направлена вовне данной системы управления и заключается в непосредственном воздействии на те или иные объекты окружающей среды.
Этот вывод поможет избежать нередко допускаемой ошибки, состоящей в том, что к штабным функциям относят и такие, содержание которых состоит в оказании управляющих воздействий на объекты, находящиеся вне системы управления. Если, например, функцией штаба наряду с другими станет непосредственное выполнение оперативно-служебных мероприятий, то штаб потеряет свое значение как аппарат, выполняющий самостоятельную важную функцию. Он не сможет осуществлять контроль за всеми линейными службами системы, объективно оценивать состояние дел и результаты работы, так как будет делить ответственность за них с соответствующей линейной службой на паритетных началах. Вместе с тем штаб не будет иметь необходимого времени для выработки и реализации стратегии данной системы управления, анализа информации, подготовки важнейших управленческих решений и т. д.
Штаб находится непосредственно при руководителе системы управления и помогает ему, но выполняет не все, а лишь определенные функции руководителя. Штабные функции не тождественны функциям руководителя так как последние гораздо шире. Руководитель передает штабу часть своих функций, выделяя их в самостоятельные и осуществляя их организа-
ционно-структурное обеспечение. Штаб несет ответственность только перед руководителем, который отвечает за деятельность системы в целом и всех ее отдельных звеньев, в том числе подчиненных штабов.
Разнообразие штабных функций обусловило различие организационных структур штабов разных управленческих уровней, что представляется вполне оправданным, хотя такой подход к решению проблемы определения структуры штабов различных уровней не является единственно возможным. Например, штабы могут иметь одинаковые функции и структуру, а различие их будет заключаться лишь в объеме деятельности.
В составе штаба для обеспечения реализации отдельных функций по основным направлениям их деятельности создаются структурные подразделения (отделы, отделения или группы). Важное значение имеет внутриорганизационная деятельность штаба, которая направлена на со-
здание необходимых условий для выполнения его сотрудниками служебных задач по осуществлению управления в обычных условиях и при чрезвычайных ситуациях. Внутриорганизацион-ная деятельность включает в себя распределение и закрепление в должностных инструкциях обязанностей, прав и ответственности сотрудников, порядок осуществления и взаимодействия внутри штаба, обеспечение материально-техническими средствами и т. д.
Рассмотренные виды штабов необходимо отличать от различного рода оперативных штабов, создаваемых для решения конкретных текущих задач, например для борьбы с наводнениями, подготовки и проведения досрочных выборов Президента РФ в подразделениях УИС, организации взаимодействия УИС с субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом, и координации антитеррористичес-кой деятельности.
Управление