УДК 343.8:351.74
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БАРАБАНОВ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры организации оперативно-розыскной деятельности;
ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЙЛИН, старший преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности;
НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ МОИСЕЕВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности
(Академия ФСИН России), е-шай: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ КООРДИНАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Реферат: в статье изложены теоретические подходы к организации взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (УИС) и органов внутренних дел, раскрыта роль субъектов управления подразделений УИС по взаимодействию с органами внутренних дел. Организация взаимодействия является условием результативности деятельности УИС. В статье определена система факторов, обусловливающих взаимодействие перечисленных субъектов. Эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел зависит от реализации функции координации их внешнего взаимодействия. Результаты исследования показывают несовершенство координационной деятельности, что приводит к значительному снижению показателей в сфере предупредительной деятельности. Содержание системы координации взаимодействия исходит из целей его организации.
Ключевые слова: координация, внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие, согласованность, уголовно-исполнительная система, органы внутренних дел, субъекты управления, оперативные подразделения.
Взаимодействие является философской категорией, означающей процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие - это вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Взаимодействие определяет существование, структурную организацию материальной системы, возможность ее объединения в более масштабную систему. Без способности к взаимодействию материя не может существовать и развиваться. С материалистических позиций принято считать, что ни одно явление не может быть познано, если рассматривать его изолированно, вне связи с окружающими явлениями и процессами. Взаимодействие предусматривает, как минимум, два субъекта, взаимно воздействующих.
Исследуя философскую сущность понятия взаимодействия, необходимо учитывать следующее: оно осуществляется в силу объективных за-
кономерностей; объектом взаимодействия являются причинные и иные связи между объектами взаимодействия; взаимодействие - это универсальная форма развития и движения материи; взаимодействие - это процесс, в котором причина и следствие могут непрерывно либо с определенной периодичностью меняться местами; взаимодействие - это сущность, определяющая существование и структурную организацию всех материальных систем и их свойства. Категория взаимодействия в философском смысле является научной абстракцией высокого порядка и служит фундаментальной основой для понимания взаимодействия в качестве праксеологической категории. Сущность последней раскрывается через понятия и термины, вырабатываемые наукой управления. Являясь философской категорией, взаимодействие рассматривается философией и как функция социального управления. При этом взаимодействие понимается как воздействие различных социальных объектов друг на друга. В науке управления взаи-
© Барабанов Н. П., Михайлин В. В., Моисеев Н. Д., 2016
модействие - это форма управления, направленность воздействия, осуществляемая для достижения конкретной цели.
Исследование проблем взаимодействия деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел, их координации предполагает рассмотрение одной из категорий в сфере правоохранительной деятельности, направленной на упорядочение, согласование действий указанных субъектов управления для достижения совместных целей. Система координации взаимодействующих субъектов предполагает комплекс непрерывных, взаимосвязанных, в последовательном порядке осуществляемых действий, направленных на решение задач в сфере правоохранительной деятельности. Согласно теории социального управления взаимодействие - совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе их профессиональной деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств. Взаимодействие осуществляется и в процессе управления. Существуют различные основания классификации видов взаимодействия. В зависимости от характера решаемых задач взаимодействие может быть плановым, ситуативным, постоянным и временным, экономическим, информационным; от положения участников в иерархии системы управления - вертикальным и горизонтальным, отраслевым и региональным, межотраслевым и межрегиональным, смешанным; от содержания - информационным (обмен информацией), консультативным (методическое), функциональным (частичное выполнение общей работы), организационным (установление регламентов, нормативов и пр.); от социально-психологического характера и нормативной урегулированности (по форме) - формальным и неформальным; от масштабности - межличностным и межсистемным. Взаимодействие может быть прямым и косвенным, необходимым и случайным, существенным и несущественным, позитивным, негативным и нейтральным. По мнению И. О. Кулиева, взаимодействие соответствует своему назначению лишь до тех пределов, за которыми утрачивается возможность контролировать деятельность объекта [4, с. 69]. В сферу управленческой, координационной деятельности правоохранительной системы в качестве объектов государственного управления вовлекаются наряду с людьми материальные объекты, их информационное обеспечение.
Взаимодействие - связь других явлений, взаимная поддержка [6, с. 17]. В литературе встречаются разные подходы к определению сущности взаимодействия. Взаимодействие можно рассматривать как необходимое условие, как средство решения
задач, поставленных перед системой, наконец, как деловое сотрудничество. Однако все эти и другие аналогичные определения акцентируют внимание лишь на отдельных сторонах сущности взаимодействия, подчеркивают нюансы, но не раскрывают ее в целом. Взаимодействие объективно заложено в любой социальной системе и проявляется как своего рода закономерность, познать ее и использовать в интересах системы для успешного достижения стоящих перед ней целей можно лишь на основе комплексного подхода.
Изучение литературных источников показывает, что часть признаков взаимодействия, характеризующих сущность, понятие взаимодействия, признаются обязательными всеми авторами, а в отношении ряда признаков единство мнений отсутствует. Рассмотрим наиболее важные из них.
Н. В. Караханов определяет взаимодействие как «внутреннее, присущее любой целостной системе состояние, отражающее взаимосвязь, взаимообусловленность ее элементов, проявляющееся в динамике, то есть в деятельности системы» [2, с. 7]. Взаимодействие можно считать видом взаимной связи объектов, при котором один из субъектов воздействует на другой либо, наоборот, воздерживается от проведения активных действий для получения определенного результата. Взаимодействие без координации деятельности взаимодействующих субъектов невозможно. По нашему мнению, обязательность взаимодействия и его координации обусловлена общностью объекта их воздействия, единством задач, стоящих перед УИС и органами внутренних дел и объективной необходимостью и практической потребностью согласованной системы действий. Объективный характер взаимодействия определяется наличием неограниченного количества сложных социальных систем и существованием внутри их функциональных структурных связей и решаемых задач. При этом важнейшим условием установления реального, а не фиктивного взаимодействия выступает наличие обоюдного интереса каждого из субъектов взаимодействия.
Роль субъектов управления по координации деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в сфере их взаимодействия с органами внутренних дел обусловлена следующими факторами. Полифункциональная организация деятельности УИС и органов внутренних дел требует взаимодействия указанных субъектов в сфере противодействия преступности. Одним из элементов взаимодействия является наиболее целесообразное использование сил, средств и методов для достижения цели по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Необходимо отметить, что взаимодействие не может быть
стихийным. Оно должно быть организовано на правовой и функциональной основе. Правовые основы взаимодействия должны закреплять его направления, формы и субъектов, систему совместных, согласованных действий. Взаимодействие оперативных подразделений УИС и органов внутренних дел предполагает реализацию следующих направлений деятельности: оперативно-розыскное; уголовно-процессуальное; уголовно-исполнительное; административно-правовое; управленческое.
Необходимость координации деятельности оперативных подразделений по их взаимодействию с органами внутренних дел вызвана комплексным подходом к разрешению проблем, связанных с предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, обеспечением собственной безопасности, безопасности граждан, а также лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах; существованием криминогенной и криминальной напряженности на территориях, обслуживаемых органами внутренних дел, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы; объективной необходимостью в обеспечении защищенности исправительных учреждений и следственных изоляторов от воздействия криминальной среды извне. Результаты нашего исследования и практической деятельности показали, что осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, и лица в следственных изоляторах стремятся установить связи с криминалитетом, находящимся вне мест лишения свободы. Это обусловлено желанием криминальных «авторитетов», «воров в законе», отбывающих наказание, поддерживать «воровские» традиции, противодействовать сотрудникам исправительных учреждений и следственных изоляторов, приобретать наркотические средства, деньги, спиртные напитки.
В реальной действительности оперативные подразделения УИС и органов внутренних дел испытывают достаточно существенную потребность друг в друге и часто действуют сообща, в одном направлении, однако в современных условиях их действия не всегда оказывают взаимное воздействие и в ряде случаев лишь дополняют друг друга. В результате координационной деятельности субъектов управления УИС и органов внутренних дел оперативными подразделениями этих ведомств во взаимодействии раскрываются преступления различных видов.
Организация взаимодействия является условием результативности деятельности оперативных подразделений УИС. Взаимодействие оперативных подразделений исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС с органами внутренних дел и другими субъектами правоохранительной системы представляет собой комплекс опе-
ративно-служебных связей, осуществляемых в целях достижения эффективных результатов деятельности, обеспечения полной реализации их профессиональных возможностей. Функциональный механизм взаимодействия закрепляется в приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, регламентирующих соответствующие направления профессиональной деятельности. Взаимодействие есть комплексность функциональной системы. Это означает, что наряду с функциями, реализуемыми оперативными подразделениями самостоятельно, предусматриваются и функции, осуществляемые во взаимодействии с другими субъектами. Необходимо отметить, что отсутствие у одной из сторон взаимодействия интереса по поводу предмета совместной деятельности, а также наличие других интересов и задач делает сотрудничество значительно менее эффективным либо полностью исключает его реальную возможность. Именно на данном этапе проводимой в стране административной реформы эта проблема является одним из самых главных элементов, в значительной мере снижающим эффективность работы не только служб и подразделений УИС и органов внутренних дел, но и всей системы правоохранительных органов Российской Федерации.
Взаимодействие применительно к деятельности УИС и органов внутренних дел говорит о ряде признаков, свойственных управленческой деятельности, а именно: наличие субъекта, объекта и предмета совместной деятельности; совместные цели и задачи; информационное обеспечение, анализ и выводы; принятие конкретных управленческих решений; оценка совместной работы. Организация взаимодействия и его осуществление всегда занимали важное место в управленческой деятельности УИС и органов внутренних дел. Взаимодействие принято делить на внутрисистемное и внеш-несистемное. Внешнесистемное взаимодействие предполагает сотрудничество с государственными органами власти и управления, правоохранительными органами, не входящими в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы исполнения наказаний (прокуратурой, таможенными органами, судами всех уровней, органами юстиции, региональными органами управления, средствами массовой информации, общественными объединениями, религиозными организациями, частными детективными и охранными предприятиями, коллективами и отдельными гражданами и т. д.). Понятие внешне-системного взаимодействия в принципе состоит из элементов понятия внутрисистемного взаимодействия. Однако есть и различия. Они прежде всего касаются субъектов взаимодействия. Если при внутрисистемном взаимодействии субъектами яв-
ляются руководители служб, подразделений уголовно-исполнительной системы или органов внутренних дел, а также руководители служб, подразделений, организаций, учреждений, выше- или нижестоящих, УИС или органов внутренних дел, то есть различных уровней управления, то при внешнем взаимодействии это руководители УИС или органов внутренних дел как главные субъекты внешнего взаимодействия.
Эффективность деятельности УИС и органов внутренних дел в значительной мере обусловливается реализацией функции координации их внешнего взаимодействия. Органы внутренних дел осуществляют взаимодействие с государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и группами, так как это является одной из обязанностей правоохранительной системы. Взаимодействие оперативных подразделений УИС с правоохранительными органами в борьбе с преступностью направлено на решение следующих задач: поднятие взаимодействия с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами на новый качественный уровень на основе использования внутренних резервов, исключения узковедомственного подхода, совершенствования форм и методов работы, внедрения отечественного и зарубежного опыта; повышение эффективности оперативно-розыскных мероприятий путем обмена информацией с органами внутренних дел по предотвращению преступлений террористической направленности, незаконного оборота наркотиков, раскрытию преступлений прошлых лет, предупреждению замышляя-емых преступлений и обеспечению явки с повинной; всемерное развитие постоянных контактов уголовно-исполнительных инспекций с горрайор-ганами внутренних дел, прежде всего со службой участковых уполномоченных полиции; обеспечение необходимой степени готовности личного состава к взаимодействию с органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств; обеспечение должного совершенствования нормативно-правового сопровождения взаимодействия.
Потребность в согласованности усилий структурных подразделений УИС и органов внутренних дел определяется еще и тем, что каждое структурное подразделение действует в интересах целостной системы для решения общей задачи. В то же время их деятельность обладает относительной самостоятельностью, характерными свойствами, отличающимися как от свойств целого, так и от свойств, присущих другим его составным частям, поскольку каждое из них выполняет поставленные задачи специфическими средствами и методами. Часто реализация собственной задачи одной из
служб выступает в качестве необходимого условия деятельности другой службы, вплоть до того момента, когда будет решена задача, стоящая перед системой в целом. Зависимость решения проблем, стоящих перед одним субъектом, от деятельности другого является объективным условием возникновения определенной структуры связей между ними, что можно считать одним из условий установления системы координации взаимодействия. Плотность связей, диапазон контактов между ними определяются прежде всего характером выполняемых ими функций и взаимной обусловленностью целей деятельности. Связи между структурными подразделениями могут быть непосредственными и опосредованными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными, гармоничными и противоречивыми. Однако это не означает, что, выполняя свои задачи, подразделения различных ведомств обязательно должны привлекать силы и средства других служб. Речь идет об организации взаимодействия в тех случаях, когда в целях своевременного и эффективного решения задач, стоящих перед конкретным субъектом, становится объективно необходимым использование сил, средств и методов деятельности других структурных подразделений.
Как форма регулирования и направленного воздействия координация взаимодействия по своему содержанию - сложная полифункциональная деятельность. Ее можно классифицировать по целому ряду как независимых, так и коррелирующих оснований. Признаками координации взаимодействия являются: многосубъектность, то есть наличие, как минимум, двух участников взаимодействия; согласованность субъектов взаимодействия по целям; кооперация, деловое сотрудничество, взаимопомощь субъектов взаимодействия в интересах решения их общих задач; согласованность взаимодействия по месту и времени; обоснованность взаимодействия в законах и подзаконных актах; независимость субъектов взаимодействия друг от друга в субординационном отношении. На практике в одних случаях встречаются такие виды целенаправленной взаимосвязанной деятельности, при которых обозначаются только общие задачи и пути их решения, а место и время соответствующих действий определяются взаимодействующими сторонами, в других - согласуются место или время выполнения общих задач, а пути и способы их решения избираются конкретными подразделениями самостоятельно.
Согласованность деятельности по месту и времени в качестве обязательного признака взаимодействия элементов системы используется в военной науке. Оттуда этот признак и перешел в некоторые определения взаимодействия уже примени-
тельно к правоохранительной системе. Д. Н. Без-рядин, В. Н. Грибов, Н. В. Караханов рассматривают проблемы взаимодействия служб и подразделений в решении оперативно-служебных задач близкими к позиции военных и под взаимодействием понимают согласованную по цели, месту и времени совместную деятельность органов, подразделений и учреждений внутренних дел и внутренних войск. По их мнению, организация взаимодействия представляет собой целенаправленную деятельность начальников, командиров и органов управления по согласованию действий и применению подчиненных им сил и средств в целях выполнения поставленной задачи [1, с. 4].
В научных источниках по управлению под взаимодействием понимается согласованная по целям, месту и времени совместная деятельность субъектов, направленная на достижение определенных целей. Взаимодействие может быть представлено как основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства. Взаимодействие в социальных системах непосредственно является функцией управления, связью между взаимодействующими субъектами и методом сотрудничества, заключающегося в согласованной по целям, месту и времени совместной деятельности участников взаимодействия при выполнении ими общих задач. Эти сведения имеют право на существование. Однако не со всем можно согласиться. При выполнении общих задач в повседневной практике часто встречаются ситуации, когда взаимодействующие субъекты должны решать задачи, различные не только по содержанию, но и по направлениям деятельности. Это часто встречается при внешнем взаимодействии между УИС и органами внутренних дел и иными государственными и правоохранительными органами.
Уголовно-исполнительная система и органы внутренних дел представляют собой множество структурных подразделений, выполняющих широкий спектр достаточно автономных оперативно-служебных задач. Вместе с тем все элементы указанных субъектов призваны обеспечить достижение единой цели, заключающейся в обеспечении безопасности, охране правопорядка, защите от преступных посягательств, прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Взаимодействие с позиции науки управления можно представить как целенаправленную, совместную, согласованную деятельность двух или более субъектов, осуществляемую в пределах их компетенции с использованием сил, средств, форм и методов, различных по содержанию и направлениям деятельности.
Исходя из исследований, мы вполне обоснованно считаем рассматриваемое внутриведомственное взаимодействие как основанное на принципе сотрудничества не подчиненных друг другу субъектов, при котором они действуют согласованно. Как отмечает А. Ю. Чайка, эти субъекты сочетают применяемые ими силы, средства и способы в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности виновных, розыска лиц, причастных к совершению криминальных деяний, и возмещению ущерба, причиненного преступлением [7, с. 182]. В практической деятельности любое взаимодействие, о чем упоминалось выше, может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно. Причем эти способы, по мнению отдельных авторов, в равной мере необходимы. Участники взаимодействия осуществляют совместные мероприятия, характеризующиеся единством места и времени, например, проведение специальной операции по розыску лиц, совершивших особо тяжкие преступления и бежавших из мест заключения. Они решают общую задачу самостоятельно, не связаны единством места и времени, например, при планировании мероприятий на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств. Единство места и времени не охватывает всех случаев взаимодействия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, органов внутренних дел и частей (подразделений) внутренних войск, в силу чего не является всеобщим, а значит, и обязательным. Взаимодействие становится возможным при восприятии многофункциональных систем и подсистем в единстве и взаимосвязи образующих эти системы элементов. Это дало толчок к широкому употреблению терминов «взаимодействие», «организация взаимодействия», «сотрудничество», «координация» и «согласование». Е. А. Пе-реверзев трактует термин «взаимодействие» как деятельное проявление (в соответствии с нормами действующего законодательства) субъектов (участников) взаимодействия - системного образования, согласованное по цели, основанное на кооперации, деловом сотрудничестве и взаимопомощи в решении их общих задач [6, с. 184].
Как показывает изучение практики деятельности УИС и органов внутренних дел, запланированные мероприятия должны осуществляться качественно и ритмично в любых условиях оперативной обстановки. Качественность исполнения имеет двуединую направленность: а) применительно к данному конкретному мероприятию (правильный учет сил и средств, тщательный инструктаж исполнителей, наилучший выбор способов и форм взаимодействия, обеспечение его непрерывности и т. д.; б) достижение высоких показателей (конечные результаты) в процессе решения общих задач. Такие показатели
характеризуют состояние проблем, с одной стороны, общественного порядка и преступности, с другой -внутриорганизационного характера.
Общецелевые задачи координации взаимодействия оперативных подразделений УИС и органов внутренних дел предполагают: единство стратегических направлений совместной деятельности оперативных подразделений; комплексную реализацию своих профессиональных возможностей; тактическое единство действий сил и средств; скрытое наращивание достаточных людских, оперативно-технических и иных ресурсов в должном месте и в необходимое время; целенаправленное использование ресурсных возможностей; правовое обеспечение выполняемых задач в сфере координации взаимодействия. Необходимо различать координацию взаимодействия как направленную на согласованную совместную деятельность или как совокупность проведения мероприятий по обеспечению взаимодействия или координацию реализации функций взаимодействующими субъектами. Можно также проводить различие между взаимодействием как согласованной совместной деятельностью, организацией этого взаимодействия субъектом, наделенным распорядительными полномочиями по отношению к взаимодействующим сторонам, и координацией как программированием будущей деятельности субъектов взаимодействия и субъектов его организации. Такая координация подразумевает издание нормативных актов, регламентирующих совместную деятельность сотрудников конкретных служб и подразделений, направление на места рекомендаций и указаний по проведению совместных мероприятий, разработанных на основе анализа сложившейся оперативной обстановки.
Субъекты координации деятельности оперативных подразделений должны иметь в виду, что существуют ситуации, когда при наличии единой цели речь идет о внезапном согласовании совместной деятельности по месту и времени. Вот почему наряду с организацией непосредственной совместной деятельности оперативных подразделений по решению конкретной задачи следует выделять вид взаимодействия, который предполагает привлечение к будущей деятельности других субъектов. Решая собственные задачи, каждое подразделение должно быть постоянно сориентировано и на интересы других служб. Именно это и достигается координацией. При координации, например, деятельности по розыску преступников, совершивших особо тяжкие преступления, руководитель оперативного штаба постоянно осуществляет действия, направленные на упорядочение групп боевого порядка, на достижение согласованности, слаженности и синхронности их совместной деятельности.
Специальными мероприятиями, которые проводятся совместными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в экстремальных условиях, являются следующие: режимно-заградительные, оперативно-поисковые, деблокирование объекта или отдельной местности, эвакуация населения, ведение переговоров с преступниками, документирование противоправных действий, усиление охраны и обороны особо важных объектов, усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности, обезвреживание взрывных устройств (веществ, боеприпасов), боевые (силовые) действия, разоружение незаконных вооруженных формирований, разъединение противоборствующих сторон, участвующих в межнациональных конфликтах, сопровождение пострадавших, конвоирование задержанных преступников, организация локализации и тушения пожаров, организация и проведение аварийно-спасательных работ, контроль за соблюдением режима радиационной и химической защиты. Эффективность всей работы по осуществлению специальных мероприятий находится в прямой зависимости от взаимодействия органов исполнительной власти и их координации. В координационной деятельности оперативных подразделений УИС и органов внутренних дел она может быть направлена на непосредственно осуществляемую совместную деятельность, которая предусматривает единство целей, согласованность действий во времени и в пространстве, а также на заранее запрограммированную деятельность конкретных субъектов, обязанных в соответствии с существующими нормативными предписаниями осуществлять те или иные действия, которые в совокупности своей будут способствовать решению комплексной задачи.
Координация взаимодействия оперативных подразделений УИС и органов внутренних дел, должна предусматривать: совместное осуществление оперативно-розыскной деятельности в процессе содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы; контроль за исполнением уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (условное осуждение, исправительные и обязательные работы). Координация взаимодействия также необходима в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств различных видов: групповые неповиновения, массовые беспорядки, вооруженные нападения на объекты, охраняемые подразделениями органов внутренних дел и УИС, побеги из учреждений, осуществляющих изоляцию от общества, совершение террористических актов и диверсий, стихийные бедствия. По мнению
М. П. Киреева, взаимодействие есть вид связи, объективно необходимой в управлении разноведомственными силами и средствами [3]. Значение взаимодействия возрастает, когда орган управления операцией выполняет стоящие перед ним задачи, реализуя цели предупреждения и пресечения преступлений различного характера. Именно в процессе управления всеми формированиями УИС и органов внутренних дел происходят многие виды взаимодействия, требующие координации действия различных субъектов.
Координация взаимодействия должна иметь общие основы и принципы функционирования. Элементами системы взаимодействия являются: структура (объект, субъект, кадры, средства взаимодействия); механизм (принципы, цели, методы, технологии взаимодействия) и процесс взаимодействия. Содержание системы взаимодействия обусловливают поставленные перед ней цели, которые в конечном счете и предопределяют сущность взаимодействия. Осуществление целей взаимодействия основывается на положениях, которые формулируются в принципах взаимодействия. От целевых установок определяется предмет взаимодействия и выстраивается функциональная структура взаимодействия. Говоря о механизме координации взаимодействия, необходимо определить цели, принципы, предмет, сведения о субъектах взаимодействия. Если структура затрагивает все функциональные начала системы взаимодействия, то механизм координации взаимодействия определяет оптимальность этой деятельности. Субъекты координации взаимодействия реализуют свою компетенцию различными методами, средствами, формами для достижения целей взаимодействия по разрешению проблем в правоохранительной сфере.
При оценке эффективности деятельности УИС и органов внутренних дел по противодействию преступности необходимо исходить из требований принципа организационного обеспечения функции координации взаимодействия оперативных подразделений УИС и органов внутренних дел. Если возложенные на систему функции не обеспечены материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами, ожидать от деятельности УИС и органов внутренних дел реальной отдачи в выполнении ими задач было бы безосновательно. Средства и способы реализации задачи по минимизации преступности должны строго соответствовать принципу законности. В случае игнорирования этих требований УИС и органы внутренних дел могут встретиться со значительными трудностями.
Координация взаимодействия должна строиться на общих принципах: соблюдение баланса между различными формами взаимодействия сил и средств обеспечения безопасности и правопорядка; социально-правовые и организационно-правовые принципы; принципы, свойственные деятельности всех правоохранительных органов по обеспечению безопасности и правопорядка (законность, демократизм, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства); единство взаимосвязи и сбалансированности всех видов безопасности, изменения их приоритетности в зависимости от ситуации. Это может относиться к координации деятельности оперативных и иных структурных подразделений в процессе розыска и задержания преступников, совершивших побег из исправительного учреждения, следственного изолятора, освобождения заложников, массовых беспорядков.
Список литературы
1. Безрядин Д. Н., Грибов В. Н., Караханов Н. В. Организация взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в решении оперативно-служебных задач : аналит. обзор. М., 1997. 31 с.
2. Караханов Н. В., Петров С. В. Организация комплексного использования сил и средств РОВД в организации общественного порядка и борьба с преступностью : лекция. М., 1985. 26 с.
3. Киреев М. П. Взаимодействие при управлении силами и средствами ОВД в кризисных ситуациях // Взаимодействие: правовые, социальные, организационные и тактические аспекты : сб. науч. ст. М., 2005. С. 3-12.
4. Кулиев И. О. Проблемы взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации в условиях межнациональных конфликтов : монография. Баку, 1996. 112 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 17-е изд. М., 1988. 750 с.
6. Переверзев Е. А. Правовые и организационные основы взаимодействия ОВД и местного самоуправления : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 184 с.
7. Чайка А. Ю. Организация взаимодействия органов предварительного следствия и дознания по расследованию и раскрытию преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 182 с.
NIKOLAJ PETROVICH BARABANOV,
dsc in law, professor, honored scientist of the higher school
of the Russian Federation, professor of the department of investigation and search operations;
VALERY VLADIMIROVICHMIKHAILIN, senior lecturer of the department of investigation
and search operations; NIKOLAY DMITRIEVICH MOISEEV,
phd in law,
associate professor of the department of investigation
and search operations (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF COORDINATION BETWEEN OPERATIONAL UNITS OF THE PENAL SYSTEM AND THE ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS
Abstract: in article theoretical approaches to the organization of the interaction of the penal system operational divisions and law-enforcement bodies are stated. The role of subjects of management of divisions of the penal system on interaction with law-enforcement bodies is opened. The organization of the interaction is a condition of productivity of the penal system activity. In article the system of the factors causing interaction of the listed subjects is defined. Efficiency of activity of the penal system and law-enforcement bodies depends on realization of function of coordination of their external interaction. The results of the research show the imperfection of problems of activity coordination that leads to a considerable decrease in indicators in the sphere of precautionary activity. The maintenance of coordination of interaction system proceeds from the purposes of its organization.
Key words: coordination, internal interaction, external interaction, coherence, penal system, law-enforcement bodies, subjects of management, operational divisions.
References
1. Bezrjadin D. N., Gribov V. N., Karahanov N. V. Organizacija vzaimodeistvija sluzhb i podrazdeleniy or-ganov vnutrennich del v reshenii operativno-sluzhebnih zadach [The organization of interaction of services and departments of internal affairs bodies in addressing operational tasks]. Moscow, 1997. 31 p.
2. Karahanov N. V., Petrov S.V. Organizacija kompleksnogo vzaimodeystvija sil i sredstv ROVD v organi-zacii obshestvennogo porjadka i borbi s prestupnost'ju [Organization of complex use of forces and means of the police Department in the organization of public order and combating crime]. Moscow, 1985. 26 p.
3. Kireev M. P. Vzaimodeystvie pri upravlenii silami i sredstvami OVD v krisisnih situacijah informacii [Interaction in the control of forces and means ATS in crisis situations]. Moscow, 2005, pp. 3-12.
4. Kuliev I. O. Problemi vzaimodeystvija pravoohranitelnih organov so sredstvami massovoy informacii [Problems of interaction of law enforcement bodies with mass media in the conditions of interethnic conflicts]. Baku, 1996. 112 p.
5. Ozhegov S. I. Slovar russkogo jazika [Dictionary of the Russian language]. 17th edition. Moscow, 1988. 750 p.
6. Pereverzev E. A. Pravovie i organizacionnie osnovi zaimodeystvija OVD i mestnogo samoupravlenija. Dis. kand. jurid. nauk [Legal and organizational bases of interaction between the police Department and local government. Cand legal sci. diss.]. Moscow, 2001. 184 p.
7. Chaika A. Yu. Organizacija vzaimodeystvija organov predvaritelnogo sledstvija i doznanija po rassledo-vaniju i raskritiju prestupleniy. Dis. kand. jurid. nauk [The organization of interaction of bodies of preliminary investigation and inquiry investigation and disclosure of crimes. Cand legal sci. diss.]. Moscow, 2002. 182 p.
© Barabanov N. P., Mihajlin V. V., Moiseev N. D., 2016