Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смольникова Н.Л.

Статья посвящена изучению организационно-регулирующих функций управления органами предварительного следствия. Дано понятие функций управления, организационно-регулирующих функций управления. Автором научной статьи рассмотрены управленческие функции, содержащиеся в группе организационно-регулирующих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смольникова Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION BY THE HEADS OF PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES OF ORGANIZATIONAL AND REGULATORY MANAGEMENT FUNCTIONS

The article is devoted to the study of the organizational and regulatory functions of the management of the bodies of preliminary investigation. The concept of management functions, organizational and regulatory functions of management is given. The author of the scientific article considers the managerial functions contained in the group of organizational and regulatory functions.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 34.08

Смольникова Н.Л.

слушатель 2 факультета (подготовки руководителей (начальников)

территориальных органов МВД России) (Академия управления МВД России)

РЕАЛИЗАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена изучению организационно-регулирующих функций управления органами предварительного следствия. Дано понятие функций управления, организационно-регулирующих функций управления. Автором научной статьи рассмотрены управленческие функции, содержащиеся в группе организационно-регулирующих функций.

Ключевые слова

Аппарат управления, органы предварительного следствия, организационно-регулирующая функция,

управляющее воздействие, органы внутренних дел.

Smolnikova N.L.,

Listener of the 2nd Faculty

(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

IMPLEMENTATION BY THE HEADS OF PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES OF ORGANIZATIONAL

AND REGULATORY MANAGEMENT FUNCTIONS

Annotation

The article is devoted to the study of the organizational and regulatory functions of the management of the bodies of preliminary investigation. The concept of management functions, organizational and regulatory functions of management is given. The author of the scientific article considers the managerial functions contained in the group of organizational and regulatory functions.

Keywords

Management apparatus, preliminary investigation bodies, organizational and regulatory function,

control action, internal affairs bodies.

Под функциями управления (латГипсйо - исполнение, осуществление) принято понимать объективно необходимые и относительно самостоятельные части (подвиды) управленческой деятельности, характеризующиеся специфическими целями и задачами, содержанием и механизмом осуществления, особой формой пространственно-временного выражения.

В теории управления используются различные критерии для выделения тех или иных видов управленческих функций, поэтому в научной литературе встречается также большое разнообразие классификаций подвидов управленческой деятельности.

Кроме того, на содержание каждой функции будет влиять уровень управления, который имеет свои цели, задачи, действия и операции субъекта.

Следовательно, в рамках функционального подхода, который берет свое начало в трудах основоположников управленческой мысли, мы можем выделить две основных группы функций:

познавательно-программирующие и организационно-регулирующие, среди которых выделяют следующие функции управления: информационную, аналитическую, прогнозирование, планирование, организацию, регулирование и контроль.

Указанная логика расположения функций в классификационном ряду соответствует последовательности достижения субъектом управления своей цели, т. е. это последовательность воздействия на объект управления с целью упорядочения его деятельности.

Иными словами, выполняя свое функциональное назначение, субъект управления систематически получает информацию о состоянии социальной организации, анализирует причины и условия сложившейся ситуации, прогнозирует развитие ситуации в различных направлениях, на основе прогноза разрабатывает план дальнейших действий всего социального объекта, организует исполнение управленческого решения, регулирует его выполнение и контролирует правильность выполнения решения, при необходимости корректирует собственные действия и деятельность исполнителя, оказывает ему необходимую помощь, рассматривает отчет о выполнении управленческого решения и дает оценку действиям подчиненных.

Организационная сторона деятельности руководителей органов предварительного расследования включает в себя ту часть организации расследования, которую осуществляют эти должностные лица.

Основными элементами организационной деятельности указанных лиц являются создание определенной модели расследования, структуры расследования (целеполагание, планирование), ее совершенствование, создание условий для качественного расследования и руководство этой деятельностью. Осуществление этой деятельности формирует необходимые организационные функции руководителя органа предварительного расследования.

Следует отметить, что организационные функции указанных субъектов управления в основе своей определяются процессуальными нормами, а организационно-регулирующие - ведомственными нормативными актами.

Организационно-регулирующие функции представляют собой совокупность реализуемых субъектом управления функций, в ходе которых он оказывает непосредственное воздействие на сознание и волю объектов управления, добиваясь соответствия их поведения модели, изложенной в управленческом решении.

Группа организационно-регулирующих функций представлена относительно самостоятельными взаимосвязанными функциями управленческой деятельности: организация, коррекция (корреляция), контроль, учет, содействие (помощь) и оценка деятельности объектов управления.

Представленный перечень этих функций является условным, поскольку может не содержать отдельных управленческих функций, входящих в группу организационно-регулирующих функций.

Рассмотрим отдельно каждую функцию управления, входящую в группу организационно-регулирующих функций.

Организационная функция руководителя органа предварительного расследования выражается, прежде всего, в контроле за созданием структуры каждого расследуемого уголовного дела подчиненным следователем (дознавателем).

Создание структуры расследования, построение его мыслительной модели - важнейшая обязанность лица, осуществляющего уголовное преследование.

Приступая к расследованию, следователь (дознаватель) должен установить и конкретизировать обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, избрать средства сбора доказательств, определить круг следственных, процессуальных и иных действий и их сочетаний, которые необходимо провести для установления этих обстоятельств.

Со своей стороны руководитель органа предварительного расследования должен проверить законность и обоснованность созданной структуры расследования (план расследования, выбор

направления расследования, объем доказывания и т.д.).

Организация является одной из центральных функций в этой группе, поскольку именно в ходе ее реализации определяется функционально-организационная структура подразделения, его численность, осуществляется подбор, расстановка и обучение кадров, обеспечение необходимым для реализации управленческого решения, непосредственным установлением связей между исполнителями в ходе их практической деятельности. Содержание организационной деятельности во многом зависит от поставленной конкретной цели. Например, улучшение существующей или создание новой системы. При этом следует учитывать уровень принятия управленческих решений и способ их реализации.

Здесь можно выделить федеральный, региональный и районный уровни. Например, в органах предварительного расследования на региональном и районном уровнях наиболее распространенным является создание новой системы или совершенствование существующей в виде:

1) специализации отдельных сотрудников (линейная специализация);

2) создания временных или постоянных организационных образований: состоящих исключительно из следователей (дознавателей) для расследования уголовного дела в случае его сложности или большого объема (ст.163 УПК РФ) в виде следственных групп: в составе сотрудников одного ведомства; сотрудников различных ведомств (бригад); в составе следователей и сотрудников иных подразделений ОМВД в виде специализированных следственно-оперативных групп (далее - ССОГ) для расследования отдельных уголовных дел (временных ССОГ) или расследования уголовных дел определенной категории (постоянно-действующие ССОГ);

3) образования в структуре ОПС (от отделения и выше) самостоятельных подразделений (групп, отделений, отделов), специализирующихся на расследовании отдельных видов (категорий) преступлений.

При этом организационная деятельность органов предварительного следствия характеризуется не только созданием или совершенствованием структуры.

В повседневной деятельности руководители территориальных органов МВД России районного уровня и входящих в их состав органов предварительного следствия и дознания выполняют функцию организации реализации следующих управленческих решений:

1) которые приняты вышестоящими субъектами управления;

2) которые приняты ими самими инициативно или по указанию вышеуказанного руководства.

В зависимости от варианта определяется специфика содержания функции организации, так как основная задача, стоящая перед руководителем при исполнении решения, состоит в том, чтобы на практике осуществить предусмотренные в решении усилия подчиненных. Именно при такой форме реализации функции организации навыки и умения организаторской деятельности руководителя проявляются в непосредственном объединении усилий подчиненных работников в коллективную работу, посредством которой решается общая для них задача.

Таким образом, управленческую функцию можно определить как вид управленческой деятельности, содержанием которой являются сознательные, целенаправленные действия субъектов управления: по упорядочению состояния определенных социальных образований; определять, закреплять, обеспечивать реализацию и поддержание на требуемом уровне всего комплекса организационных отношений, необходимых для их эффективного функционирования в соответствии с программой дальнейшего развития или вызовами внешней среды.

Обобщая организационно-регулирующие функции управления, по отношению к организации деятельности ОПС и дознания в системе МВД России, представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Организационно-регулирующие функции управления направлены на решение задачи воздействия на сознание и волю объектов управления, достижение соответствия их поведения модели,

заложенной в управленческом решении, и достижение намеченного результата.

2. При реализации организационно-регулирующих функций субъект управления непосредственно рационализирует деятельность, как подразделений, так и подчиненных им должностных лиц, контролирует выполнение ранее разработанной модели их деятельности. Список использованной литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О полиции: федер. закон [принят Гос. Думой 07.02.2011] // Собрание законодательств РФ. 2011. № 3. Ст. 47.

3. Колесников И. И., Одинцов В.Н. Организация управленческой деятельности в подразделениях организации дознания территориальных органов МВД России: учебно-методическое пособие. Москва: Изд-во ТулГУ, 2014.

4. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов / А. Г. Маркушин, О. Л. Морозов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 311 с.

5. Организация деятельности органов предварительного следствия и дознания в системе МВД России: учебное пособие / А.А. Нечаев, С.И. Курилов. Москва: Академия управления МВД России, 2021. 124 с.2022).

© Смольникова Н.Л., 2022

УДК 343.97

Чупраков А.А.

Магистр, Саратовская государственная юридическая академия

ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

Аннотация

Несмотря на то, что пенитенциарные учреждения призваны осуществлять исправление преступников и имеют для этого все средства, статистика преступных деяний совершенных в них, не утешительна. Для изменения ситуации необходимо проведение соответствующих исследований, связанных, прежде всего, с анализом складывающейся ситуации, выявления закономерностей, объема, развития и других параметров для проведения эффективной профилактики данного вида преступности.

Ключевые слова:

количественные показатели преступности, качественные показатели преступности

Chuprakov A.A.

Master of the Saratov State Law Academy

FEATURES OF QUANTITATIVE AND QUALITATIVE INDICATORS OF CRIME IN PLACES OF DEPRIVATION OF

LIBERTY, ITS STUDY BY THE PROSECUTOR'S OFFICE

Annotation

Despite the fact that penitentiary institutions are called upon to reform criminals and have all the means

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.