Садиокова Ульяна Валерьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры управления органами расследования преступлений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: ulyana 578@list .ru
Научная специальность: 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности (5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки)
УДК 343.139
DOI 10.24412/2072-9391-2022-262-145-151
Дата поступления: 10 марта 2022 г.
Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2022 г.
Ulyana Valeryevna Sadiokova,
Candidate of Law,
Associate Professor at the Department of Management
of Bodies and Units Crimes' Investigation,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: ulyana 578@list .ru
Scientific specialty: 12.00.11 — judicial power, prosecutor's supervision, organization of law enforcement activities
(5.1.2. Public Law (State Law) Sciences)
Организационное обеспечение в системе МВД России расследования отдельных видов преступлений подразделениями дознания
Organizational Support in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Investigation of Certain Types of Crimes by the Inquiry Units
Аннотация
Актуальность: изменение преступности требует своевременного и адекватного противодействия ей со стороны правоохранительных органов, в том числе органов, выполняющих функцию расследования. В этой связи одной из важнейших задач, решаемых субъектами управления органами предварительного расследования, становится обеспечение упорядоченности и согласованности функциональной и организационной структур указанных органов и соответствие их оперативной обстановке, складывающейся на обслуживаемой территории. Успешность решения указанной задачи во многом определяется грамотным организационным обеспечением расследования отдельных (конкретных) видов преступлений.
Постановка проблемы: особенностью организационного обеспечения расследования отдельных видов преступлений подразделениями дознания в системе Министерства внут-
Abstract
Relevance: the change in crime requires timely and adequate counteraction to it by law enforcement agencies, including bodies performing the function of investigation. In this regard, one of the most important tasks solved by the subjects of the management of the preliminary investigation bodies is to ensure the order and consistency of the functional and organizational structures of these bodies and their compliance with the operational situation prevailing in the serviced territory. The success of solving this problem is largely determined by competent organizational support for the investigation of certain (specific) types of crimes.
Problem statement: the peculiarity of the organizational support of the investigation of certain types of crimes by the units of inquiry in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the choice of its forms and methods is the complexity or impossibility of implementing (applying) some of them and their effec-
146
ренних дел Российской Федерации и выбора его форм и способов является сложность или невозможность реализации (применения) отдельных из них и их эффективного сочетания в связи с небольшой штатной численностью этих подразделений.
Цель исследования: определение на основе теоретических изысканий, нормативной базы и складывающейся правоприменительной деятельности возможно оптимальных форм (их сочетания) организационного обеспечения расследования отдельных видов преступлений подразделениями дознания.
Методы исследования: догматический (формально-логический), сравнительно-правовой, статистический, метод исследования документов, наблюдения.
Результаты и ключевые выводы: предлагаются отдельные варианты сочетания форм и способов организационного обеспечения расследования отдельных видов преступлений подразделениями дознания в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: расследование; организация; организационное обеспечение; подразделения дознания; подразделения организации дознания.
tive combination due to the small staffing of these units.
The purpose of the study: to determine, on the basis of theoretical research, the regulatory framework and the emerging law enforcement activities, the optimal forms (their combination) of organizational support for the investigation of certain types of crimes by the units of inquiry.
Research methods: dogmatic (formal-logical), comparative-legal, statistical, document research method, observations.
Results and key conclusions: separate variants of combining forms and methods of organizational support for the investigation of certain types of crimes by the units of inquiry in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are proposed.
Keywords: investigation; organization; organizational support; divisions of inquiry; divisions of the organization of inquiry.
В теории управления органами предварительного следствия и дознания под организационным обеспечением расследования отдельных видов преступлений понимается осуществляемое в соответствии с принятым управленческим решением, облаченным в соответствующую правовую форму, создание новых или реорганизация: 1) уже существующих органов предварительного расследования; 2) временных или постоянных организационно-штатных подразделений в их составе; определение категорий должностных лиц, уполномоченных на постоянной или временной основе осуществлять предварительное расследование уголовных дел о подследственных им преступлениях и иные возложенные на них функции [1, с. 3; 2, с. 3; 3, с. 3; 5, с. 3].
Из приведенного определения, по сути, следуют три основные формы организационного обеспечения расследования отдельных (конкретных) видов преступлений, это: 1) создание новых или реорганизация существующих подразделений; 2) создание следственных групп, групп дознавателей (процессуальная форма) или следственно-оперативных групп (организационная форма) — образований, предназначенных для объединения усилий должностных лиц, выполняющих при расследовании преступлений взаимосвязанные или взаимодополняющие
функции; 3) установление специализации следователей (дознавателей) по расследованию отдельных видов преступлений. Их применение имеет целью, прежде всего, обеспечение и повышение эффективности, качества расследования конкретных видов преступлений при одновременном сокращении сроков расследования, а грамотное сочетание приведенных форм способствует достижению обозначенных задач, в том числе ежегодно определяемых руководством ведомства и страны1.
В этой связи определение формы (сочетание форм) организационного обеспечения расследования отдельных видов преступлений, его способов, а также необходимости, целесообразности и прогнозирование эффективности ее (их) применения является одним из важнейших вопросов, разрешаемых субъектами управления в реализации функции организации деятельности органов предварительного расследования.
Выбор форм и способов организационного обеспечения расследования отдельных видов преступлений (их сочетания) может быть детерминирован рядом факторов, в том числе объе-
1 Расширенное заседание коллегии Министерства внутренних
дел Российской Федерации «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
в 2021 году и задачах на 2022 год».
мами осуществляемой процессуальной деятельности органом расследования; степенью сложности расследуемых им уголовных дел; организационно-правовыми формами органа (или его конкретных подразделений); требованиями и установками вышестоящих субъектов управления к способу обеспечения раскрытия и расследования конкретных видов преступлений; поставленными оперативными задачами перед подразделением или стратегическими — перед подсистемой органов предварительного расследования в целом, действующих в определенных условиях оперативной обстановки, и т. д.
Особенностью организационного обеспечения расследования отдельных видов преступлений специализированными подразделениями дознания в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) и выбора его форм и способов является сложность реализации (применения) отдельных из них и их сочетания в связи с небольшой штатной численностью этих подразделений.
Создание в структуре подразделения дознания для обособления самостоятельного направления деятельности или структурного выделения конкретной функции самостоятельных подразделений (отделов, отделений, групп), объединяющих в себе должностных лиц, выполняющих однородные функции, возможно от отделения и выше2. Между тем функция расследования преступлений в подсистеме подразделений дознания системы МВД России реализуется исключительно в территориальных органах внутренних дел на районном уровне, создаваемых преимущественно в организационно-правовых формах группы, направления, отделения.
Последнее положение не всегда создает возможность применения субъектами управления и таких форм организационного обеспечения, как специализация дознавателей3, создание групп дознавателей по расследованию конкретных уголовных дел.
Изложенный тезис подтверждается и результатами опросов руководителей подразделений организации дознания, обучающихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в Академии управления МВД России. Руководителями отмечается отсутствие специализации дознавателей как таковой или формальное ее наличие толь-
2 О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333.
3 Возможность введения специализации дознавателей ведомственными нормативными актами определяется относительно штатной численности подразделения - четыре единицы и более. См.: Вопросы организации деятельности подразделений организации дознания (подразделений дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 июня 2020 г. № 430.
ко в организационно-распорядительных документах, обусловленные не только штатной численностью, но и «текучестью», постоянной сменяемостью кадрового состава подразделений4. Небольшая штатная численность подразделений не позволяет создавать группы дознавателей, концентрируя силы на расследовании одного конкретного уголовного дела, точно так, как и создание специализированных следственно-оперативных групп, включая «незаинтересованность» соответствующих служб в оперативном сопровождении уголовного дела по раскрытию и расследованию преступлений небольшой и средней тяжести. Между тем, отмечают респонденты, потребность в организационном обеспечении расследования конкретных видов преступлений и применении его форм, приведенных выше, в подразделениях дознания действительно наличествует.
Определенным подспорьем в этой связи в организационном обеспечении расследования отдельных видов преступлений является регламентированная в приказе МВД России от 15 июня 2020 г. № 430 (в отличие от ранее действовавшего ведомственного нормативного акта5) возможность создания в структуре подразделения организации дознания подразделения, непосредственно выполняющего функцию расследования.
Представляется, что грамотная организация деятельности таких подразделений, прежде всего, качественная, казуистическая проработка принципа распределения уголовных дел между подразделениями дознания на районном и региональном уровнях относительно их организационно-структурного построения, сложившейся оперативной обстановки в конкретном регионе и/или особенностей методики расследования, специфики в доказывании по отдельным видам преступлений, позволит достичь определенных положительных результатов в организации и эффективности расследования отдельных видов преступлений в целом, с одной стороны, и уменьшить нагрузку подразделений дознания территориальных органов на районном уровне — с другой. Безусловно, требуется взвешенный подход к принятию такого управленческого решения и расчета субъектом управления прогноза эффективности его реализации.
В настоящее время подразделения по расследованию преступлений созданы и функционируют в подразделениях организации дозна-
4 По данным Управления по организации дознания МВД России, некомплект службы ежегодно возрастает, по состоянию на 1 января 2022 г. составил 7,8 % от штатной численности; АППГ — 5,3 % (отчет 1-К).
5 Вопросы организации деятельности подразделений дознания
(организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 21 ноября 2012 г. № 1051.
148
ния территориальных органов внутренних дел 15 субъектов Российской Федерации. Между тем Управлением по организации дознания МВД России (далее - УОД МВД России) среди обеспечивших эффективность расследования уголовных дел, имеющих большой общественный резонанс или требующих производства большого количества следственных и процессуальных действий, отмечены только три подразделения6. Среди недостатков остальных отмечаются низкая нагрузка в подразделениях организации дознания, не всегда достаточный уровень качества расследования и неоправданная практика откомандирования дознавателей.
Последнее может быть обусловлено не только незнанием и/или неумением применения субъектами управления знаний теории управления о познавательно-программирующих, орга-низационно-регулирующих функциях управления, последовательности их реализации, основ организационного проектирования [4, с. 7; 6, с. 7; 7, с. 7] и т. д., но и влиянием иных деструктивных факторов.
В этой связи для приведения в соответствие организационной и функциональной структуры органа предварительного расследования в теории управления выделяют два основных метода: функционально-структурный и структурно-функциональный [5, с. 7]. Функционально-структурный позволяет определить место и роль структурного подразделения и упорядоченность организационных связей на этапе создания, а в рассматриваемом случае - и при возможной реорганизации органа. Структурно-функциональный метод применяется для предотвращения или корректировки (устранения) деформации функциональной модели органа под влиянием различных факторов в ходе его деятельности. Метод соответственно эффективен для оценки повседневной деятельности подразделения, выявления недостатков и отклонений от поставленных целей и задач, установления, какие функции фактически подразделение выполняет. Для этого субъекты управления используют средства наблюдения, постоянной фиксации выполняемых подразделением заданий и полученных результатов. Применение метода позволит взвешенно и объективно оценить сложившуюся ситуацию, выявить причины, ее обусловившие, принять дальнейшее управленческое решение о реорганизации подразделения.
В целом положительно оценивая регламентированную возможность создания подразделений по расследованию преступлений в под-
6 О расследовании преступлений подразделениями организации дознания: письмо Управления по организации дознания МВД Рос-
разделениях организации дознания, следует отметить, что положения приказа не определяют конкретные основания их создания, используя формулировку «при необходимости»; не определяют, за счет какой штатной численности они могут создаваться. С одной стороны, отсутствие точной регламентации этих вопросов в нормативном акте с учетом уже обозначенных особенностей организационно-структурного построения подсистемы подразделений дознания в системе МВД России и определенных сложностей в этой связи в организационном обеспечении расследования ими отдельных видов преступлений в некоторой степени облегчает последнее. С другой стороны, ее отсутствие обусловило формирование различной правоприменительной практики. Так, в одних регионах подразделения по расследованию преступлений были созданы за счет штатной численности подразделения организации дознания; в других - за счет штатной численности всех подразделений дознания региона; в отдельных субъектах - за счет штатной численности подразделений, не выполняющих функцию расследования. Вероятно, по тем же указанным выше причинам и такую правоприменительную практику можно оценить положительно.
Вместе с тем в целях выработки единой штатной политики в этом направлении представляется все же необходимым нормативное определение этого вопроса. Логичной видится регламентация возможности создания подразделения по расследованию преступлений в подразделении организации дознания за счет его штатной численности, то есть подразделения, в котором оно непосредственно создается, как регламентирован рассматриваемый вопрос, к примеру, для подсистемы следственных подразделений в системе МВД России7.
Особую актуальность вопросы организационного обеспечения расследования конкретных видов преступлений обретают в связи с изменением и модернизацией преступности в Российской Федерации. Свидетельством этому, к примеру, является ежегодный рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее — ИТТ), и их способов.
С учетом приведенных выше особенностей организационного построения подсистемы подразделений дознания в системе МВД России одной из возможных моделей организационного обеспечения расследования конкретных (прежде всего, «новых», «сложных») видов преступлений, в том числе по линии ИТТ, сочетания его форм и способов в подразделениях до-
сии от 24 февраля 2022 г. № 1/1820.
7 Об органах предварительного следствия в системе МВД России: приказ МВД России от 9 января 2018 г. № 1.
знания системы МВД России может быть представлена следующим образом.
1. Создание в подразделениях организации дознания подразделений по расследованию конкретной категории преступлений с определением их преимущественной компетенции в расследовании наиболее сложных в доказывании и объемных уголовных дел или аккумулирование в этих подразделениях всего массива уголовных дел конкретного вида преступлений при не очень высоком количественном показателе зарегистрированных преступлений этой категории на обслуживаемой территории.
2. Наряду с созданием подразделения по расследованию преступлений в подразделении организации дознания целесообразно введение в подразделениях дознания линейной специализации по расследованию рассматриваемой категорий преступлений — основной или резервной — в зависимости от складывающейся оперативной обстановки на конкретной обслуживаемой территории.
Основная специализация предполагает выполнение дознавателем (дознавателями) обязанности по закрепленной линии — расследования уголовных дел о конкретных видах преступлений, преимущественно или постоянно. Введение же резервной специализации позволит обеспечить готовность подразделения к качественному и быстрому расследованию уголовных дел о конкретных видах преступлений при вероятности их совершения на обслуживаемой территории.
В зависимости от нагрузки по конкретной категории уголовных дел (в том числе по линии ИТТ) и штатной численности подразделения следует предусмотреть введение специализации не менее чем двух дознавателей, для одного из которых она будет являться дополнительной, то есть реализуемой лишь в порядке их взаимозаменяемости. Ее введение позволит обеспечить расследование конкретных видов преступлений во время отсутствия основного сотрудника или в случае перераспределения нагрузки в периоды колебаний в совершении этих преступлений.
Не менее важным в установлении специализации по расследованию отдельных видов преступлений является выбор его способа. Оптимальным с учетом сложившейся оперативной обстановки на территории Российской Федерации при расследовании преступлений по линии ИТТ (несмотря на приводимые ниже ее негативные моменты) является централизованное введение специализации, то есть субъектом принятия решения является руководитель вышестоящего подразделения (в приводимой ситуации целесообразным представляется соответственно на уровне УОД МВД России). Цен-
трализованное принятие решения позволяет добиться единообразия в подборе кадров, обеспечить координацию действий специалистов в определенной области. Вместе с тем следует отметить недостаток такого способа установления специализации — не всегда имеющаяся возможность субъектов управления оперативно пересмотреть принятое на федеральном или региональном уровне управленческое решение в связи с кадровыми изменениями в подразделениях дознания и необходимость постоянного контроля актуальности списков сотрудников, включенных в приказ (распоряжение).
Строго определенного нормативного требования относительно формы управленческого решения, устанавливающего специализацию дознавателей, нет. Специализация может устанавливаться управленческим решением в правовой форме приказа или распоряжения соответствующего руководителя.
Важным аспектом в эффективной реализации управленческого решения об установлении специализации дознавателей является обязательное ее отражение в должностных регламентах сотрудников, специализирующихся на расследовании отдельных видов преступлений. Но не менее важным в организации субъектом управления деятельности всего подразделения дознания является точное закрепление в регламенте ее вида и условий ее применения (!).
В продолжение исследования оптимально эффективных форм организационного обеспечения расследования отдельных видов преступлений следует отметить положительно зарекомендованную и, как следствие, получившую в последнее время широкое применение в следственных подразделениях системы МВД России такую форму, как создание в территориальном органе на региональном уровне следственно-оперативных групп по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел по приоритетным направлениям, отличающуюся включением в их состав не только сотрудников, непосредственно выполняющих функцию расследования, но и представителей аппарата управления, не только исполнителей, но и руководителей этих подразделений как на региональном, так и районном уровне. Специализированная следственно-оперативная группа (далее — ССОГ) формируется из наиболее квалифицированных сотрудников, имеющих опыт в организации раскрытия и расследования конкретного вида преступлений, и возглавляется, как правило, руководителем следственного подразделения, непосредственно выполняющим функцию расследования, или его заместителем. Организационным, а скорее, статутным документом формирования является положение о ее деятельности, утвержденное соответствую-
150
щим приказом уполномоченного должностного лица, ее создавшим. Задачами ССОГ в положении определяются не только расследование уголовных дел, но и реализация оперативных материалов; раскрытие преступлений, в том числе прошлых лет; оперативное сопровождение и т. д. Руководителями подразделений аппарата управления ведется реестр уголовных дел соответствующей категории, составляются график заслушивания подразделений, выездов в территориальные органы по заслушиванию; организуется ежеквартальный доклад начальнику территориального органа о результатах деятельности ССОГ (о раскрытых преступлениях, приостановленных уголовных делах, направленных в суд, и т. д.). ССОГ создается без образования штатного структурного подразделения.
Представляется, приведенный положительный опыт следственных подразделений приемлем в применении и для подразделений организации дознания, прежде всего, с учетом обозначенных выше проблемных вопросов организационного обеспечения расследования отдельных видов преступлений подразделениями на районном уровне.
Не менее важным и необходимым в организационном обеспечении расследования отдельных видов преступлений является и методическое обеспечение территориальных органов, подразделений организации дознания (подразделений дознания) в этом направлении, по вопросам перераспределения штатной численности (дополнительно выделенной, к примеру, по преступлениям ИТТ), в том числе в целях укрепления подразделений соответствующей компетенции.
Следует отметить и то, что появление «новых», сложных в доказывании преступлений
Список литературы:
1. Бурынин С. С. Организационное обеспечение расследования налоговых преступлений: учебно-методическое пособие / под ред. Ю. А. Цветкова. Москва, 2020.
2. Бурынин С. С. Особенности организационного обеспечения расследования налоговых преступлений // Налоги. 2020. № 6.
3. Валов С. В. Организационное обеспечение расследования уголовных дел о киберпре-ступлениях // Противодействие киберпре-ступности: современное состояние и пути повышения эффективности: сборник статей. Минск, 2020.
4. Валов С. В. О содержании понятия «Организация расследования преступлений» // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10.
может потребовать дополнительного исследования необходимости разработки дифференцированных методик расчета штатной численности для расследования конкретных видов преступлений, отличающихся от нормативно закрепленных сегодня безотносительно вида (категории) преступлений8. Критерии дифференцированного определения нагрузки ранее исследовались доцентом В. А. Милёхиным в диссертационном исследовании по управлению специализированными подразделениями дознания в органах внутренних дел [9, с. 13; 10, с. 13].
Таким образом, вопросы организационно -го обеспечения расследования отдельных видов преступлений следует решать комплексно, последовательно продолжая работу по нормативной регламентации создания и функционирования подразделений, постоянного расчета аппаратом управления фактических нагрузок на подразделения по конкретным видам преступлений, реализации мероприятий по их укреплению за счет перераспределения штатной численности, обучению, методическому, информационному, материально-техническому и кадровому ресурсному обеспечению. Формирование оптимальной организационной структуры подразделений дознания системы МВД России предполагает приведение функций, структурного построения и штатной численности органов внутренних дел всех уровней в соответствие с новыми задачами.
8 Об утверждении примерных нормативов численности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 6 октября 2014 г. № 859.
References:
1.
2.
4.
Burynin S. S. Organizacionnoe obespe-chenie rassledovaniya nalogovyh prestuplenij: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. Yu. A. Cvetkova. Moskva, 2020. Burynin S. S. Osobennosti organizacionno-go obespecheniya rassledovaniya nalogovyh prestuplenij // Nalogi. 2020. № 6. Valov S. V. Organizacionnoe obespechenie rassledovaniya ugolovnyh del o kiberprestu-pleniyah // Protivodejstvie kiberprestup-nosti: sovremennoe sostoyanie i puti povy-sheniya effektivnosti: sbornik statej. Minsk, 2020.
Valov S. V. About the content of the concept "Organization of investigation of crimes" // Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 10.
5. Валов С. В. Организация деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений: курс лекций. Москва, 2014.
6. Валов С. В. Управление органами предварительного следствия в России: теоретические и организационные основы: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007.
7. Катернюк А. В. Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д., 2009.
8. Коротков Э. М. Исследование систем управления: учебник. Москва, 2016.
9. Милёхин В. А. Организационная структура управления специализированными подразделениями дознания органов внутренних дел // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 3. Ч. 1.
10. Милёхин В. А. Управление специализированными подразделениями дознания органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2013.
5. Valov S. V. Organizaciya deyatel'nosti organov vnutrennih del po rassledovaniyu prestuplenij: kurs lekcij. Moskva, 2014.
6. Valov S. V. Upravlenie organami predvaritel'nogo sledstviya v Rossii: teoretich-eskie i organizacionnye osnovy: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2007.
7. Katernyuk A. V. Issledovanie sistem upravleni-ya. Vvedenie v organizacionnoe proektirovanie: uchebnoe posobie. Rostov n/D., 2009.
8. Korotkov E. M. Issledovanie sistem upravleniya: uchebnik. Moskva, 2016.
9. Milyohin V. A. Organizational structure of management of specialized divisions of inquiry of law enforcement bodies // Izvestiya Tula State University. 2013. № 3. Ch. 1.
10. Milyohin V. A. Upravlenie specializirovannymi podrazdeleniyami doznaniya organov vnutren-nih del: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2013.
Для цитирования:
For citation:
Садиокова Ульяна Валерьевна. Организационное обеспечение в системе МВД России расследования отдельных видов преступлений подразделениями дознания // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62). С. 145—151.
Sadiokova Ulyana Valeryevna. Organizational Support in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Investigation of Certain Types of Crimes by the Inquiry Units // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62). P. 145-151.