Список литературы
1. Белецкий В.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности среди спортсменов: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 1996.
2. Болгарские футболисты арестованы за организацию договорных матчей // Официальный сайт «Росбалт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/main/2014/12/11/1347384.html
3. В Орске возбуждено дело против разбойной банды спортсменов // Официальный сайт «Росбалт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/federal/2013/11/27/1204601.html
4. Говорухин С. Великая криминальная революция. - М.: Глобус, 1993.
5. Госдума займется договорными матчами // Официальный сайт «Комерсант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc-y/2001559
6. Государев Н.А. Так становятся чемпионами. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
7. Дело Расула Мирзаева // Официальный сайт «Российская газета» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. rg.ru/sujet/4474/
8. Кара-Мурза С. Цивилизованный слом // Наш современник. 1993. №8.
9. Кулаки спортсменов решили приравнять к оружию: после дела Мирзаева Госдума готовит поправки в Закон о спорте, усиливающие ответственность за применение боевых навыков // Официальный сайт газеты «Известие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/518498
10. Расследование драки с участием Александра Емельяненко // Официальный сайт «РИА-Новости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/trend/Moscow_Emelianenko_fight_24102013/
11. Сафаров А.А. Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана / Асгат Сафаров. - Казань: Татар. КН. Изд-во, 2012.
12. СКР: Бойцу Александру Емельяненко предъявлено обвинение в изнасиловании // Официальный сайт «Росбалт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/05/10/1266654.html
13. ФИФА-2015: разгром от коррупции // Официальный сайт «Росбалт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/main/2015/05/27/1402528.html
14. Чемпион мира по единоборствам организовал похищение предпринимателя // Сайт «Правда.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/accidents/28-03-2013/1150282-mvd-0/
Об авторе
Табурченко П.А. - старший лейтенант полиции, инспектор группы по исполнению административного законодательства межмуниципального отдела МВД России «Брянский», адъюнкт кафедры криминологии МосУ МВД России,
УДК 342.8
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
Ю.В. Якушева
Данная статья посвящена организационным формам взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений. В ней указаны основные организационные формы взаимодействия, которыми являются следственные и следственно - оперативные группы. Главной задачей данных групп является быстрое и эффективное расследования и раскрытия определенной категории преступлений. Ключевые слова: следователь, преступление, следственные группы, следственно-оперативные группы, оперативно - розыскные подразделения, осмотр места происшествия,, ведомственные нормативные акты.
Основными организационными формами взаимодействия являются: следственные и следственно-оперативные группы.
Разница между следственными группами и следственно-оперативными по мнению Петелина Б.Я., заключается в следующем: следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и всесторонности расследования. [4. 9].
Юрин В. считает: «По сравнению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:
1. она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;
2. обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие следователей и оперативных работников при расследовании конкретных уголовных дел;
3. следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей может создаваться для производства только одного следственного действия, например, осмотра мета происшествия». [5. 39].
Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях организационного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе органов внутренних дел. В следственной практике сложилось несколько видов следственно-оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию дел прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники полиции и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно действующие). При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от этапа и периода деятельности, имеют много общего, как по составу, так и по порядку их организации.
По мнению Соловьева А. и Токарева М.: «Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей использования в розыскных и процессуальных це-
Право
177
лях материальных следов преступления и др., объектов осмотра, а также с внедрением в практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов.» [6. 97].
По осмотру места происшествия следственно-оперативные группы (СОГ) создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа, утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников, экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных СОГ, график их работы и отдыха, исходя из штатной численности и оперативной установки. Личный состав указанных СОГ передается дежурной части органа внутренних дел и подчинен дежурному. При поступлении сообщения о происшествии дежурный дает указания о сборе членов СОГ для выезда на осмотр места происшествия, обеспечивает их транспортом, после чего наряд отправляет на место происшествия для собирания первоначального материала.
В соответствии со ст. 163 УПК РФ следователь - руководитель группы обеспечивает общую координацию ее работы, определяет стратегию и тактику расследования, составляет и координирует выполнения общего плана расследования и индивидуальных планов входящих в группу следователей. Он же занимается техническим и информационным обеспечением, координирует оперативно-розыскные мероприятия, организует назначение экспертиз, проверок, составляет основные следственные документы, принимает процессуальные решения, лично проводит сложные следственные действия.
Работники оперативной группы осуществляют свои полномочия в соответствии с уголовно-процессуальным законом, Законами РФ «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности РФ», нормативными актами, регламентирующими работу ОВД, выполняют указания руководителя группы и принимают меры к быстрому раскрытию преступления.
В этом состоит основная особенность деятельности указанных СОГ, задачей которой состоит раскрытие совершенного преступления.
Синеокий О.В. высказывается следующим образом: «Специализированные следственно-оперативные группы создаются для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе, по которым лица их совершившие, не установлены. СОГ является постоянно действующим формированием, создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы, обеспечиваемых ими территорий, определяются с учетом сложившейся оперативной обстановки. Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит из следственной и оперативной групп, а также специалистов. Основной задачей данных групп является раскрытие умышленных убийств, в том числе убийств, прошлых лет, дела о которых приостановлены за не установлением виновных. Исходя из важности поставленных задач, перед такой СОГ, включенным в нее следователем и оперативным работником не может быть поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об убийстве. Характерной особенностью такой группы является то, что следователь СОГ проводить расследование до момента установления лица, совершившего преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по отысканию и проверке доказательств его виновности, по указанию руководителя прокуратуры передает дело для дальнейшего расследования по территориальности». [7. 64].
Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия конкретного преступления (целевая).
Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание целевой (временной) СОГ - для расследования преступлений по конкретному уголовному делу.
Создание этой группы востребовано на начальной стадии расследования преступления, при необходимости в выполнении большого количества следственно-оперативных действий в условиях качественного сопровождения в максимально короткие сроки - при собирании необходимых доказательств в ходе выполнения неотложных следственных действий, при раскрытии преступления по горячим следам. Это целесообразно для выполнения ряда следственно-оперативных мероприятий на сравнительно объемной территории, а также при повышенной сложности расследования преступления состоящих из нескольких эпизодах преступной деятельности, в отношении нескольких лиц.
Бердичевский Ф.Ю. в свое время указывал, что ведомственными нормативными актами предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) - для расследования тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД, ФСБ и федеральной службы налоговой полиции. Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной группы на примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп. Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и расследованию деятельности организованной преступной группы. Инициатором создания СОГ (бригады) может быть следователь, принявший дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной деятельности. Руководителем СОГ назначается начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме работы и большой численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться штаб во главе с начальником штаба. Начальник ОВД, начальник следственного подразделения, оперативных подразделений (последние только в части проведения оперативно - розыскных действий) организованное руководство осуществляют в силу своего должностного положения. [8. 106].
На сегодняшний день Российское законодательство устанавливает, что согласно ст. 163 УПК РФ производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Руководитель следственного органа принимает решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского ха-
рактера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
Руководитель следственной группы принимает решения о: выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153-155 УПК РФ; прекращении уголовного дела полностью или частично; приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия; возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст.29.УПК РФ.
Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом [9. 5].
Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоят в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.
This article focuses on the organizational forms of interaction of the investigator with the bodies of inquiry in the investigation of crimes. It identifies the main organizational forms of interaction that are investigative and investigation - operative groups. The main objective of these groups is a fast and efficient investigation and disclosure of certain categories of crimes.
Keywords: investigator, crime, investigation teams, the investigation group, operative - investigative units, crime scene examination, departmental regulations.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. внесенными ФЗ от 05.05.2014 N 105-ФЗ, от 13.07.2015 N 142-ФЗ) // СЗ РФ от 17.06.1996. N 25.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (с изм. внесенными ФЗ от 13.07.2015) // СЗ РФ от 24.12.2001. N 52.
Научная литература
4. Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР. 1986. С. 9.
5. Юрин В. Формы взаимодействия в расследовании // Законность. 2003. № 1. С. 39.
6. Соловьев А., Токарева М. Соотношение дознания и предварительного следствия по УПК РФ // Уголовное право. 2003. № 3. С. 97.
7. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный анализ/Государство и право. № 1. 1997. С. 64.
8. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система // Советское государство и право. 1973. № 12. С. 106.
9. Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя // Российский следователь. 2002. № 2. С. 5.
Об авторе
Якушева Ю.В. - аспирант III курса Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, дознаватель ОД УМВД России по г. Калуге, старший лейтенант полиции, [email protected]
УДК 343
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И РАЗГРАНИЧЕНИЯ СМЕЖНЫХ
СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
А.С. Ященко
Статья посвящена проблемам, связанным с делимитацией преднамеренного банкротства от смежных по субъективным и объективным элементам преступлений, в частности: неправомерных действий при банкротстве, мошенничества и фиктивного банкротства. В работе содержатся критерии для разграничения рассматриваемых составов, выработанные на основе существующей судебной практики и теоретической базы. Ключевые слова: Преднамеренное банкротство, криминальные банкротства, фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, мошенничество, преступления в сфере экономики.
Результаты хронологического анализа статистических данных, ежегодно публикуемых Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (Приложение №1), наглядно демонстрируют низкий уровень востребованности нормы, устанавливающей ответственность за преднамеренное банкротство. Тем не менее, новостные ленты пестрят заголовками о возбуждённых по факту криминального банкротства делах. Так в чем же причина столь весомого расхождения досудебной и судебной статистики? Ответ прост: бланкетный характер диспозиции рассматриваемой статьи детерминирует