Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ УЩЕРБА'

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ УЩЕРБА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
730
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
органы предварительного расследования / организация / вред / ущерб / возмещение / руководитель органа предварительного расследования / investigation / organization / harm / damage / compensation / head of the preliminary investigation body

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Александровна Ефремова

В статье рассмотрены вопросы, связанные с упорядочиванием деятельности должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, по обеспечению возмещения причиненного преступлениями ущерба. Дана оценка результатам данного направления деятельности, выделены этапы обеспечения возмещения причиненного преступлениями ущерба на досудебной стадии уголовного процесса, раскрыто содержание организационных действий субъектов управления органами предварительного расследования на каждом из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Александровна Ефремова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General provisions of the organization of the provision of compensation for damage caused by crimes at the pre-trial stage of criminal proceedings

The article deals with issues related to the regulation of the activities of officials conducting preliminary investigations to ensure compensation for damage caused by crimes. The factors determining the significance of the relevant area of activity for the preliminary investigation bodies are identified, the organizational stages and their content are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ УЩЕРБА»

УДК 343.132.2 ББК 67.73

DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-166-171

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ УЩЕРБА

Елена Александровна ЕФРЕМОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и психологии следственной деятельности Московской академии Следственного комитета РФ efelal@ya.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Рецензент: А.Б. Пряхина, кандидат юридических наук

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с упорядочиванием деятельности должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, по обеспечению возмещения причиненного преступлениями ущерба. Дана оценка результатам данного направления деятельности, выделены этапы обеспечения возмещения причиненного преступлениями ущерба на досудебной стадии уголовного процесса, раскрыто содержание организационных действий субъектов управления органами предварительного расследования на каждом из них.

Ключевые слова: органы предварительного расследования, организация, вред, ущерб, возмещение, руководитель органа предварительного расследования.

Annotation. The article deals with issues related to the regulation of the activities of officials conducting preliminary investigations to ensure compensation for damage caused by crimes. The factors determining the significance of the relevant area of activity for the preliminary investigation bodies are identified, the organizational stages and their content are highlighted.

Keywords: investigation, organization, harm, damage, compensation, head of the preliminary investigation body.

Общественная опасность любого уголовно наказуемого деяния проявляется в его конкретных негативных последствиях, а именно, в причиненном охраняемым уголовным законом общественным отношениям вреде или в создании угрозы причинения такого вреда, под которым, согласно разъяснению Верховного Суда РФ, основанному на положениях ст. 1064 ГК РФ, следует понимать «всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любое неблагоприятное изменение в охраняемом законом благе, которое мо-

жет быть имущественным или неимущественным (нематериальным)»1.

Соответственно, законодатель обязывает при производстве по уголовному делу доказывать характер и размер вреда, причиненного преступлением (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ).

В то же время и УК РФ, и УПК РФ, наряду с термином «вред», активно используют и термин «ущерб», не давая при этом определения ни тому, ни другому понятию, что, в свою очередь, вызывает широкую полемику в научной среде, приводит к неоднозначному их толкованию и ис-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

пользованию в практике организации деятельности органов расследования преступлений.

Весьма распространенной позицией является использование данных понятий как синонимичных2 либо приравнивание ущерба к имущественному вреду, на что указывает Пленум Верховного Суда РФ3.

Однако это противоречит положениям уголовного законодательства (статьи 76, 76.1, 76.2 и др. УК РФ), из смысла которых возмещение ущерба является одним из способов заглаживания причиненного преступлением вреда (помимо оказания какой-либо помощи потерпевшему, принесения ему извинений, а также принятия иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства4), что указывает на неоднородность рассматриваемых понятий.

Соответственно, в отличие от вреда ущерб — это экономически просчитанные его (вреда) последствия, которые измеряются в натуральном или денежном выражении. Данный тезис под-

тверждается нормой Конституции РФ, закрепленной в ст. 52, согласно которой государство гарантирует потерпевшим от преступлений обеспечение компенсации не вреда, а причиненного ущерба.

Соответствующее обязательство государство реализует посредством широкого спектра специальных действий должностных лиц государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, в том числе на досудебной стадии, от которых, в свою очередь, требует определенных результатов. В частности, для органов предварительного следствия и подразделений дознания органов внутренних дел подпрограммой «Реализация полномочий в сфере внутренних дел» государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»5 начиная с 2014 г. устанавливается ежегодное целевое значение показателя «Доля возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба», констатировать о достижении которого можно только по уголовным делам, оконченным дознавателями6 (см. табл.).

Таблица

Доля возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба

Доля возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба по уголовным делам, оконченным: Значения показателя

2018 2019 2020

План Факт. План Факт. План Факт.

следователями органов внутренних дел 40,1 27,6 40,15 13,1 40,2 13,1

дознавателями органов внутренних дел 31,6 58,6 31,7 54,4 35,5 54,4

На ведомственных уровнях с учетом значимости деятельности органов предварительного расследования по обеспечению возмещения причиненного преступлениями ущерба для восстановления социальной справедливости и нарушенных в результате преступления прав потерпевшего соответствующее направление на протяжении последних лет определяется приоритетным, а данный показатель включается в систему критериев оценивания работы данных органов.

Решение стоящих перед органами предварительного расследования задач и повышение эффективности в сфере обеспечения возмещения причиненного преступлениями ущерба невозможно без организующей составляющей их руководителей. Проведенный анализ нормативных

правовых актов, распорядительных документов и правоприменительной практики органов предварительного расследования позволяет выделить совокупность требуемых для реализации соответствующими руководителями мер при организации работы по возмещению ущерба на этапе документирования преступной деятельности и реализации материалов оперативно-розыскной деятельности на этапе возбуждения уголовного дела, на этапе предварительного расследования и на этапе окончания уголовного дела.

Этап документирования преступной деятельности и реализации материалов оперативно-розыскной деятельности предполагает включение следующих действий руководителей:

■ проверка поступивших из оперативных подразделений в органы предварительно-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

го расследования материалов на предмет их соответствия критериям готовности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, а именно, наличия в них сведений о: характере и размере вреда, причиненного преступлением; имущественном положении разрабатываемых (проверяемых) лиц; местонахождении похищенного имущества, а также имущества, на которое может быть обращено взыскание и наложен арест;

■ возвращение материалов начальнику оперативного подразделения с письменными рекомендациями, содержащими перечень дополнительных мероприятий, выполнение которых необходимо для восполнения пробелов — при отсутствии в материалах обозначенных выше сведений;

■ инициирование перед начальником органа, в котором функционирует оперативное подразделение, выработку совместных управленческих решений, проведение совместных оперативных совещаний с целью обсуждения проблемных вопросов и организации необходимых мероприятий.

На этапе возбуждения уголовного дела руководитель органа предварительного расследования:

■ поручает подчиненному следователю (дознавателю) рассмотрение сообщения, поступившего в дежурную часть, и инструктирует его перед выездом на место происшествия о проведении следственных и иных действий, направленных на: установлении фактических данных, указывающих на вид и размер вреда, причиненного деянием; установление как похищенного имущества, так и имущества, на которое может быть наложен арест;

■ изучает и оценивает находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы и результаты проверки сообщения о преступлении и принятых решений на предмет объективности и достоверности информации об ущербе;

■ получает объяснения от заинтересованных лиц и специалистов, а равно заявителей, изменивших свою первоначальную позицию, с приобщением результатов опросов к материалам проверок;

■ проверяет и согласовывает план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на наличие в нем действий, направленных на обеспечение возмещения

ущерба, а при их отсутствии требует внесения соответствующих корректировок.

Содержание этапа расследования уголовного дела является наиболее объемным и включает следующие действия руководителей органов предварительного расследования:

■ контролирование проведения следователями (дознавателями) разъяснительных бесед с подозреваемыми (обвиняемыми) о положительных для них последствиях добровольного возмещения причиненного ими ущерба;

■ обеспечение следователями (дознавателями) планирования и проведения следственных и иных процессуальных действий по: установлению видовых характеристик и стоимости похищенного (поврежденного, уничтоженного) имущества; поиску, изъятию и обеспечению сохранности похищенного имущества; розыску полученных в результате легальных операций с похищенным имуществом денежных средств, а также имущества или документов, подтверждающих имущественные права подозреваемых и обвиняемых; принятию мер по наложению ареста на имущество (ценные бумаги либо их сертификаты), его изъятию и передаче на ответственное хранение; исключению возможности лиц распоряжаться принадлежащими им имущественными правами;

■ рассмотрение и дача следователю согласия (либо отказ в согласовании) на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, в ходе которых могут решаться вопросы возмещения ущерба: обыска и (или) выемки в жилище; выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; изучение аналогичных ходатайств дознавателя перед направлением их прокурору для согласования.

При организации работы в сфере обеспечения возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями, руководители органов предварительного расследования обеспечивают

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

соответствующий порядок действий своих подчиненных в части: взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам исковых требований; получения необходимой информации об имущественном положении подозреваемых (обвиняемых); выявления возможной связи финансовых операций подозреваемых (обвиняемых) с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступлений; принятия обеспечительных мер и др.7.

В систему организационных мер по обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба входят мероприятия, направленные на соблюдение подчиненными порядка сохранности (реализации, уничтожения) вещественных доказательств, изъятого или арестованного имущества в целях недопущения его повреждения, уничтожения, реализации, установленного уголовно-процессуальным законодательством (пункты 10.1, 10.2 ч. 2 ст. 29, ч. 2 ст. 82 УПК РФ), иными нормативными правовыми актами общего8 и специального характера (в отношении отдельных видов имущества9, в рамках отдельного ведомства10):

■ осуществление сверки хранящихся при уголовном деле вещественных доказательств с материалами уголовного дела, проверка соответствия упаковки вещественных доказательств предъявляемым требованиям;

■ принятие по акту от следователя (дознавателя) вместе с уголовным делом хранящихся при нем вещественных доказательств в случае временной нетрудоспособности, отстранении от служебных обязанностей, перевода в другое подразделение или увольнения со службы, убытия на обучение, в отпуск, в командировку (не связанную с расследованием уголовного дела) лица, в производстве которого находится уголовное дело;

■ изъятие уголовного дела и вещественных доказательств комиссией при невозможности прибытия следователя (дознавателя);

■ согласование кандидатуры должностного лица, назначаемого ответственным за хранение и учет вещественных доказательств в камере хранения вещественных доказательств;

■ изучение уголовных дел на наличие в них: квитанций (расписок) о приеме веще-

ственных доказательств в камеру хранения и выдачи вещественных доказательств из камеры хранения и (или) акта приема-передачи большого количества вещественных доказательств.

На этапе окончания уголовного дела руководитель органа предварительного расследования при организации работы подчиненных по обеспечению возмещения ущерба:

■ обеспечивает и контролирует объективность заполнения следователями (дознавателями) статистических карточек первичного учета, а именно: реквизитов п. 28 раздела 2 статистической карточки формы № 1.1 «Статистическая карточка о результатах расследования преступления», в которых дается обобщенная характеристика установленной суммы материального ущерба в зависимости от вида вреда и характера преступного деяния; реквизитов карточки формы № 4 «Статистическая карточка об установленной сумме материального ущерба, результатах его возмещения и изъятия предметов преступной деятельности», в которой отражается информация об установленной сумме материального ущерба, результатах его возмещения и изъятия предметов преступной деятельности;

■ учитывает размер причиненного преступлением ущерба и обеспечения его возмещения в Журнале учета уголовных дел или в подсистеме «Журнал учета» автоматизированного рабочего места «Руководитель»; движение вещественных доказательств учитывают в специальных журналах (реестрах);

■ вносит сведения о результатах деятельности подчиненного подразделения по возмещению ущерба в формы федерального статистического наблюдения о следственной работе и дознании (№ 1-Е и № 1-ЕМ11) о: сумме, виде ущерба; размере, форме и способах его возмещения; мерах обеспечительного характера и др.;

■ направляет вышестоящему субъекту управления для обобщения и анализа информацию о результатах и проблемах соответствующего направления деятельности, объем и содержание которой устанавливается, как правило, организационно-распорядительными документами соответствующего ведомства.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

Например, применительно к деятельности следователей органов внутренних дел начальники органов предварительного следствия ежемесячно с нарастающим итогом согласно распоряжению МВД России от 1 февраля 2021 г. № 1/1022 передают в Следственный департамент МВД России сведения об: установленной сумме ущерба, в причинении которого предъявлено обвинение; сумме возмещенного ущерба по направленным в суд делам (как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе предварительного расследования), в том числе: в результате действий лица, осуществляющего предварительное расследование, в том числе изъято имущества, денег, ценностей; добровольно погашено обвиняемым на сумму; в результате действий потерпевшего в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства; сумма ущерба по уголовным делам, направленным руководителем следственного органа, прокурором в суд с постановлением о возбуждении перед судом ходатайства в порядке ст. 446.2 УПК РФ; сумме имущества, на которое наложен арест в порядке ст. 115 УПК РФ по делу с обвинительным заключением, постановлением о возбуждении перед судом ходатайства в порядке ст. 446.2 УПК РФ; удельном весе стоимости арестованного имущества от суммы ущерба по направленным в суд делам; удельном весе возмещенного ущерба по оконченным делам (без учета наложенного ареста).

Таким образом, руководители органов предварительного расследования, следуя рассмотренному алгоритму действий, создают условия и исключают препятствия для принятия в рамках досудебного производства по уголовному дел всех предусмотренных мер по обеспечению возмещения причиненного преступлениями ущерба, а, соответственно, восстановления нарушенных прав лиц, потерпевших от преступных деяний.

1 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19 // https://base.garant.ru/70883746/

2 См., напр.: Мартыненко Н.Э., Мартыненко Э.В. Уголовно-правовые средства возмещения вреда (ущерба), причиненного в результате совершения преступления, по законодательству стран — участниц СНГ // Между-нар. публичное и частное право. 2020. № 3. С. 41—44.

3 Пункт 2.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» // Бюллетень ВС РФ. 2013. № 8.

4 Там же.

5 Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 345) // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2188.

6 URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1789925 (Дата обращения: 30.03.2021)

7 Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Следственного комитета РФ, ФСКН, ФТС, ФССП, Росфинмониторинга от 29.03.2016 № 182/189/153/243/33/129/600/220/105 «О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями» // Бюллетень Федеральной службы судебных приста-вов.2016. № 6.

8 Постановления Правительства РФ:

от 23.08.2012 № 848 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» // СЗ РФ. 2012. № 36. Ст. 4900;

от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» // СЗ РФ. 2015. № 20. Ст. 2915.

9 См., напр.: Постановление Правительства РФ от 02.02.2019 № 75 «Об утверждении Правил передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания» // СЗ РФ. 2019. № 6. Ст. 531.

10 См., напр.: Приказ МВД России от 30.12.2016 № 946 «Об организации деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению сохранности и учета вещественных доказательств и иных изъятых предметов и документов» // https://zakon.uef.ru/ prikaz-mvd-946/;

Приказ Следственного комитета РФ от 30.09.2011 № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, и хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам» // URL: https://sledcom.ru/documents/base/item/507442 (Дата обращения: 31.03.2021); и др.

11 Утверждены и введены в действие приказом Генпрокуратуры России от 22.12.2017 № 858 // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295608/ (Дата обращения: 31.03.2021)

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 23.08.2012 № 848 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» // СЗ РФ. 2012. № 36. Ст. 4900.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

2. Постановление Правительства РФ от

15.04.2014 № 345 Государственная программа Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2188.

3. Постановление Правительства РФ от

08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» // СЗ РФ. 2015. № 20. Ст. 2915.

4. Постановление Правительства РФ от 02.02.2019 № 75 «Об утверждении Правил передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания» // СЗ РФ. 2019. № 6. Ст. 531.

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Следственного комитета РФ, ФСКН, ФТС, ФССП, Росфинмониторинга от 29.03.2016 № 182/189/ 153/243/33/129/600/220/105 «О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2016. № 6.

6. Приказ Генпрокуратуры России от 22.12.2017 № 858 «Об утверждении и о введении в действие форм федерального статистического наблюдения № 1-Е «Сведения о следственной

работе и дознании» и № 1-ЕМ «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания», а также Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения № 1-Е, 1-ЕМ» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_295608/ (Дата обращения: 31.03.2021)

7. Приказ Следственного комитета РФ от 30.09.2011 № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, и хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам» // URL: https://sledcom.ru/documents/base/item/507442

8. Приказ МВД России от 30.12.2016 № 946 «Об организации деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению сохранности и учета вещественных доказательств и иных изъятых предметов и документов» // URL: https://zakon.uef.ru/prikaz-mvd-946/

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» // Бюллетень ВС РФ. 2013. № 8.

10. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19 // https://base.garant.ru/70883746/

11. Мартыненко Н.Э., Мартыненко Э.В. Уголовно-правовые средства возмещения вреда (ущерба), причиненного в результате совершения преступления, по законодательству стран — участниц СНГ // Междунар. публичное и частное право. 2020. № 3. С. 41—44.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.