Реализация региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников»
Кравцова Фатима Хасанбиевна
ИПК и ПП КБГУ им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Ключевые слова:
этнокультурное воспитание, развитие межнациональных отношений, социально-образовательная среда на этнокультурной основе
Аннотация. Целью статьи является раскрытие ролиэтнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в развитии позитивных межнациональных отношений. В данном аспекте определяется актуальность создания региональной программы этнокультурного воспитания дошкольников. Создание социально-образовательной среды на этнокультурной основе рассматривается как фактор развития позитивных межнациональных отношений.
Этнокультурное воспитание - это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Воспитание дошкольников на этнокультурной основе, несомненно, будет выполнятьстабилизационную миссию в развитии будущего России. Стабильность России во многом связано с благополучием на межнациональном поприще. Последние десятилетия, особенно после распада страны, в обществе наблюдается обострение в межнациональных отношениях. Россия является многонациональным государством. Именно поэтому необходимо использовать многонациональность и многоконфессиональность как ценностные особенности России.
В Кабардино-Балкарской Республике (КБР) проживает три титульные нации: кабардинцы, балкарцы и русские. В республике чтят национальные традиции всех представителей народов, которые здесь проживают.
В связи с таким положением особо актуальным является изучение факторов и условий, влияющих на те стороны ценностного развития личности, которые определяют механизмы позитивных межнациональных отношений. Именно этнокультурное воспитание детей в поликультурном пространстве нами рассматривается как базовые условия формирования позитивных межнациональных отношений.
Таким образом, недостаточная теоретическая и методическая разработанность актуальной и важной проблемы влияния этнокультурного воспитания на нравственные межличностные и межнациональные отношения и обусловило реализацию региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников», которое рассматривается как фактор развития позитивных межнациональных отношений. Программа рассчитана на реализацию в период с 2015 по 2017 годы. В апробации Программы участвуют 36 образовательных организаций КБР.
Целью программы является создание социально-образовательной среды на этнокультурной основе для детей дошкольного возраста.
Результатом создания такой среды должны быть позитивные межнациональные взаимоотношения детей дошкольного возраста. В данную среду входят такие аспекты, как:
1) образовательная этнокультурная среда в дошкольной образовательной организации
(ДОО);
2)
использование этнокультурных ценностей семейного воспитания;
3) местное сообщество как социально-образовательная среда.
Взаимодействие всех трех базовых структур социально-образовательной среды на этнокультурной основе определяет прогрессивное развитие нравственных межнациональных отношений детей.
В представленной образовательной среде активно взаимодействуют родители и педагоги, как внутренние условия, а также используется внешняя социальная среда в лице местного сообщества (бизнеса, общественных организаций, музеев и др.). Целью такого взаимодействия является использование имеющегося в доступе материальных и духовных ценностей этнокультуры народов КБР.
Задачи реализации программы.
1.1. Создать условия для приобщения детей, педагогов, родителей и местного сообщества к основным этнокультурным ценностям народов, проживающих в КБР и России в целом.
2.2. Создать образовательные условия для успешного овладения детьми навыками межнационального общения на этнокультурной основе.
3.3. Создать единую этнокультурную образовательную среду для дошкольников с приобщением педагогов, родителей и местного сообщества - носителей ценностей отечественной культуры.
Дошкольное образование выполняет многогранную функцию в данном направлении деятельности.
Новый образовательный стандарт дошкольного образования предполагает иной подход к формированию личности ребенка, так как планируемые результаты выражаются не только в сумме знаний, а в получении метапредметных и личностных результатов. В вариативной части реализации ФГОС, в которой отводитсядо 40 % реализации образовательной программы участников образовательных отношений [1], нами реализуется программа создания социально-активной образовательной среды на основе этнокультуры народов КБР.
Развитие детей дошкольного возраста по ФГОС осуществляется по пяти образовательным областям: физической, познавательной, речевой, художественно-эстетической и социально-коммуникативной [1]. При планировании образовательного процесса в ДОО программа этнокультуры реализуется посредством основных направлений развития дошкольников. Так, например, в программу физического развития включаются народные игры, упражнения. В программу художественно-эстетического развития - духовно-нравственные ценности русского, кабардинского, балкарского и других народов России. Создается этнокультурная образовательная среда: художественные студии, театральная деятельность, дизайн, концерты, народные праздники, семейные праздники, выставки, научно-исследовательская деятельность и др.
На основе принципов многофункциональности традиционной культуры и синкретичности народно-художественного творчества прививается любовь и уважение друг к другу как представителей определенной нации.
Еще один существенный признак содержательных изменений в дошкольном образовании -актуализация взаимодействия педагогов и родителей как участников образовательных отношений. Используя данные направления образовательной деятельности в работе с дошкольниками, практически во всех дошкольных образовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики созданы педагогические условия для этнокультурного воспитания детей. Становление личности человека зависит от особенностей семейного воспитания. Используются особенности семейного воспитания, основанные на национальных традициях. Именно в семье, как известно, закладываются самые важные ценностные ориентиры, которые будут путеводителем в жизни и деятельности.
Особенности семейного воспитания, основанные на национальных традициях, мы рассматриваем, как базовый фактор нравственных чувств и гуманных отношений к «другому» и
к окружающей действительности.
Результатом такого социального взаимодействия участников образовательных отношений является реализация различных социальных проектов на этнокультурной основе. В разработке и реализации социальных проектов, основанных на этнокультурной основе, участвуют педагоги, дети, родители и местное сообщество.
Периодически проводятся исследования результатов работы ДОО с использованием таких методов, как наблюдение, опрос родителей, тестирование, социометрические измерения всех участников системной работы.
Критерии оценки: моральные представления и суждения, моральное поведение, межличностные отношения, количество совместно проведенных мероприятий по направлению работы, количество межличностных конфликтов у детей и даже взрослых, потенциальная потребность к совместной деятельности, владение знаниями об исторических и культурных традициях народов КБР и России, освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
Базовый ожидаемый результат реализации регионального проекта - позитивные межнациональные взаимоотношения детей. Хотя результаты программы повлияют, несомненно, на всех участников этого процесса, что в принципе, представляет все сообщество региона.
Таким образом, этнокультурное воспитание ребенка в поликультурной среде является ценностью, которую необходимо использовать в развитии позитивных межнациональных отношений.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).